Дифизитство человека

Игорь Устичев
                Согласно богословской науке Дифизитство - (от греч. «две» + «природа, естество») или Халкидонизм — христологическая концепция, согласно которой в Иисусе Христе признаются две природы — Божественная и человеческая, но единство природ условное, т.е. в Иисусе Христе Божественная природа не смешивается с человеческой, хотя и не отделима от нее. Образно, это можно выразить через явление радуги. Ее цвета между собой не смешиваются, но при этом она – единая радуга. Все Евангелие и жизнь Спасителя являются источниками просвещения и научения истины для боголюбивых учеников. Это открытая книга знаний человека и Вселенной, которую нужно уметь прочитать. Истины в ней содержащиеся, бесконечны и до конца не познаваемы, поэтому этот источник божественных знаний никогда не иссякнет. Двойная природа Христа являет собой пример сокровенных в Писании истин. Споры о божественной и человеческой природах Спасителя велись чуть ли не с первых веков Христианства и были предметом разбирательств на нескольких Вселенских Соборах. Древнегреческая мысль, основанная на учении платоников и неоплатоников, оперирующая методами формальной логики и риторики, не могла вместить в себя непостижимую и взаимопротиворечащую тайну: воплощение Бога в человека или схождение Безграничного в ограниченное, и неслитное соединение двух разных природ в одно целое. Воспитанный в строгих канонах логики и софистики, греческий ум отказывался признавать такую парадигму. Но в том и проявляется действие Бога в мире, что Он действует вопреки законам лжеименного разума, решая задачи Домостроительства человека и Вселенной. Вопрос двух природ Христа стал камнем преткновения для многих христианских церквей и привел к возникновению множества христологических ересей – от арианства и несторианства до монофизитства и миафизитства, а в V  в. – к расколу в единой Христианской церкви; и, если первые разделяли обе природы, то последние их смешивали воедино. Мы обязательно вернемся к этому вопросу, но уже в отдельной работе, посвященной отличию Армянской Апостольской Церкви от РПЦ МП. Этот краткий экскурс в историю церкви нам необходим, чтобы поговорить о природе простого человека, поскольку после боговоплощения и воскрешения Спасителя, она приобрела другие качества. Без понимания законов духовной жизни в свете Новозаветного учения, спасение человечества невозможно. Мы затронули тему дифизиства Христа, чтобы по аналогии с ней рассмотреть дифизитство человека, применительно к его тварной природе. Человечество Спасителя ничем не отличается от нашей природы за исключением греха. Как человек Он подвержен страданию, страху, голоду, отчаянию жажде и т.п. а, как Бог имеет божественную природу и этим отличается от нас. В человеке божественная природа заменена образом и подобием Божиим, т.е. душой и духом, и они составляют его светлую часть. Плоть человека – его темная сторона, поскольку создана из праха и подвержена тлению или смерти вследствие грехопадения. Плотские страсти и искушения – орудия дьявола, которым он воюет против светлой стороны, а душа и дух – инструмент противоборства Духа. Посредством того и другого в сердце человека непрестанно идет борьба дьявола и Бога, о которой Апостол Павел писал: «…плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5:16). Эта брань не является результатом какой-то греховности плоти, как о том учит наш известный о. Андрей Ткачев, ибо Бог ничего плохого и греховного сотворить не мог. Она вызвана борьбой дьявола против человека, для чего он использует его падшую природу, как удобоползновенную ко греху через страсти. Победа в этой брани целиком и полностью зависит от человека: либо он вступает в борьбу с самим собой и при помощи всеукрепляющей благодати одерживает победу, либо сдается на милость победителя и предает себя во власть страстям, удовольствиям, наслаждениям, т.е. во власть дьявола. Для самооправдания падения люди даже взяли на вооружение лозунг: «Нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно за бесцельно прожитые годы». Правда, персонаж Н. Островского Павка Корчагин, имел ввиду не жизнь в удовольствие, а борьбу за "счастье" трудового народа и победу коммунизма во всем мире. Но сути это не меняет. Желание удовольствий и наслаждений – неотъемлемая часть падшей природы человека. Никто в жизни не в силах противостоять им. Однако, каждый может, если захочет, ограничить их действия в себе до такой степени, что они не смогут диктовать свою волю. Страсти, составляющие темную, тварную часть нашей природы,  необходимы человечеству  по нескольким причинам. Во-первых – через них познается немощь, ущербность и тленность плоти, вызванные пришедшей в мир вместе с грехом смертью; во-вторых – без них невозможна борьба, которая только и может привести ко спасению и стяжанию венцов от Господа. Как говорил св. Иоанн Златоуст: «Кто не сражается, тот и не награждается» и в – третьих, они делают человека человеком, а не ангелом или святым при жизни, а значит привлекают к себе милость Господа по словам Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12), т.е. Бог пришел во плоти к грешникам, а не к праведникам. Учитель Церкви II в. Ориген в своих «Началах» говорит: «Для человека лучше быть или в добродетели, или в пороке, нежели не в том, ни в другом. Душа, которая находится ни в добром, ни явно в злом, состоянием подобна душе животного». Он это не от себя говорит, а, руководствуясь словами Господа: «…о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр.3:15). Это не означает благословение порока Богом! Речь идет о том, что убежденный в своей правоте, даже если он и ошибается, может стать угодным Господу, и при помощи благодати направить свои силы и способности на противоположное, т.е. на делание добра. Подтверждение этому мы находим в истории обращения Павла. Последовательный и ярый сторонник Закона, преследующий христиан до смерти, был назван Господом «Сосудом избранным» (Деян.9:10). Богу важно, чтобы человек был верен своим религиозным убеждениям и стремился к правде, даже, если он ее понимает ошибочно. Тогда Он, как Творец и Промыслитель, всякое злое обращает во благое. Духовная борьба – вот, что делает душу богоизбранным сосудом. Поэтому дифизитская природа человека так важна для его спасения. Теплохладность – самое страшное состояние в Православии, потому что побуждает христианина жить, как удобно, а не как должно. Вроде и не грешит сильно раб Божий, ходит в Церковь по праздникам, исповедуется молится кое-как и тихо себе живет никого, не смущая и не огорчая. А Господу он не угоден, ибо и Богу не друг, и дьяволу – не враг. Таких Господь отвергнет от уст Своих на Страшном Суде и пойдут они в геенну вместе с закоренелыми грешниками. К сожалению, таких теплохладных православных очень много и среди мирян и, что самое страшное, среди священства. Ходят на службы, как на работу и приставляются также. Но отвечать на Суде они будут ни как миряне, а как священники, т.е. как  служители, Ангелы Господа Саваофа (Мал.2:7). А теплохладный слуга никому не нужен. Но и миряне своего осуждения не избегнут, потому что они призваны служить Господу всей жизнью своей, и такое служение тоже есть служение Создателю, не менее значимое, чем священство, ибо христиане: «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет.2:9).
                В завершении необходимо подчеркнуть, что знание законов внутренней брани, двусоставной природы человека, его предназначения на земле является необходимым условием спасения и шествия за Христом в числе Его учеников, которые на Суд не приходят.