14. Бдения на Воздвиженье

Оксана Самоенко
  Нам в наследство от периода увлечения Античностью досталась куча мифов и наивная уверенность в правдивости того,  что написано на древнем греческом и хорошей латыни.
 Не берётся во внимание даже учёными мужами время, прошедшее с той поры. Открытия, уточнённые переводы, сравнения с древностью до Античности.  Талдычим одно и тож.
Наше классовое государство диктовало рамки восторгов по поводу Афинской демократии и Римского права.
 Рамки были убраны, отечественный историк с мальчишеским азартом занялся запрещёнными подробностями нравов, привилегий,  принципов и прочих вкусностей Античности.
Рыцари, пираты - ваще, зашибись!

 В это время западный учёный люд уже осваивал трудную мысль о несовершенствах и вторичности Античного способа производства.   С середины 19 века  европейские специалисты ведут работы в Месопотамии и делают просто «неприличные» находки.
 Напоминаю,  секс меня давно не интересует.

 Слава богу, пришло время   услышать  неприличности от наших историков. Восхищались Хаммурапи и его сводом законов?
Между тем, это был период, характерный для каждого общества. Когда сила лидера определяется не его законодательством, благоволением богов,  а числом вооружённых людей, идущих за ним.
 Хаммурапи был, всего лишь,  одним из «удачливых викингов», базировавшихся в городе, победившем прежнего Большого Пацана.

 Существовала целая система отношений между военными вождями. Кто и кому брат. Отец. Младший брат. Является ли младший брат моего  младшего брата моим вассалом?
Роднюстенький вопрос для историков Средних Веков.

 Ставится под вопрос деление  общества  на рабовладельческое,  феодальное, капиталистическое.

 Мной ставится.  Они раньше начали, у них  раньше и появилось.
 Уже и не говорю о демократии шумерских полисов, которую рабовладельческой не назовёшь.
 Как не вспомнить шумерскую теорию о том, что всё было изначально, но в потенции. Конечно, интересно, что бы сказали по поводу моих соображений  сами шумеры.

Вернёмся  во времена Большого Пацана Хаммурапи. Война по поводу и без повода. Кто- то «сидит» на воде, у него развит водный транспорт. Ему нужен «асфальт» для герметизации лодок.  Но асфальт есть у «соседа»  через всю страну. И у соседа не развито сообщение по реке.
А разведка доложила точно.

Асфальтомагната  просят по- хорошему. Дай. Тебе, всё равно, не нужно. Но волшебного слова «пожалуйста» не говорят. Просят без должного уважения, как сказал бы  Вито  Корлеоне.
 Дело кончается большим маршем просившего, который берёт себе не только асфальт.
 В конце концов,  появляется свой «Анабазис».

Ксенофонт  писал  о демократии и свободолюбии греков наёмников. Вдруг. У наёмников появляется собственная гордость. И мы привычно теряем сознание от восхищения.

 Если кто не в курсе.
Ехали  цыгане, ой,  греки на разборки персов. Нанялись.   А главного возмутителя спокойствия,  возьми, да и  убей. Как и главного военачальника грека. Не понравились оставшимся  условия нового найма, предложенного персами.
Наёмники выбрали себе нового вождя, и ушли домой.
 Персов по не ведомой причине, самостоятельность греков жутко удивила. Персы же,   без приказа вышестоящего начальства ничего не могут.

 Так вот. В Месопотамии периода Хаммурапи тоже гибли вожди. И есть отдельный рассказ, как рядовые воины выбрали  самого безбашенного  из сотников  и вышли, куда им надо было.

Первый вопрос к Хаммурапи: « Порядок где? Тебя хвалили, а ты не справился с управлением?»
Есть аналогии. 
И очень близкие. Некая сверхдержава, которая не справилась с головокружением от успехов  и завалила мировую систему равновесия.
Бывает. Кажется,  что вон тот слон в посудной лавке мешает небесной гармонии. Завалили. Помогли местные Моськи.  Порвали слона на кусочки.
 Триумф Митры.   Потом оказывается, что главный Слон - ты.

 Вопрос к учёным периода, когда только происходил набор информации по истории Вавилона,  отпадает сам собой. Не знали больше ничего, а тут мужчина чегой- то пишет и красиво оформляет в стелу. Помолимся же!

Просто комплекс папуасов, встретивших то, с чем их мозг не сразу справился. 

Тут  вспоминается недоумение физиологов по поводу огромного мозга человека.
Зачем?
 Не иначе, чтобы приврать. Начиная с инопланетян и звёздных карт наскальных рисунков, продолжая мистификациями   Вавилона и его учеников израильских. Вавилон писал что- то своё.
 Учёные  увидели своё. 
  Истина находится в свидетельстве о  выбранном сотнике. Интересно бы послушать мнение этих людей о демократии.
Нет. Не интересно.
Скорее, подумаем над тем, что эти люди начали свой путь раньше.  Не дожидаясь европейской теории о смене способов производства, добрались до раздробленности, рыцарства и прочей дребедени.

Это я пишу с позиции человека, который «помнит» о городах без оружия и записанных договорах между людьми, заканчивавшихся стандартной формулировкой  «ведь мы - уважаемые люди».

И я понимаю, почему Крёстный отец умер, как праведник. В винограднике, среди играющих детей.

Интересно, как себя чувствует человек, через тысячи лет, «ставящий точку» в произведении?
  Написано не в первом городе, чудом сохранилось, так как особого смысла  этой подробности не придавалось.    Но дошло и потребовало кое- что переосмыслить.

  Человечество постоянно начинает всё заново. Всё время ему кажется, что  сейчас оно кого- нибудь прибьёт,  и у него запляшут лес и горы. Так Заратуштра решил когда- то арийских демонов назвать богами, а богов - демонами.
 И чё? Новшество - странная штука.   Покумекав,  маздеисты от великого обсуждения темы «Может ли жертва одного искупить грехи многих?» перешли к  накатанному  убийству.

Горе от ума, однако.
Сразу оговорюсь, глиняная табличка с вопросом появилась лет за шестьсот до Рождества Христова.
 А убили они Небесного быка, символизировавшего вечность и незыблемость порядка.
 Митра убил.
 Помните Гильгамеса, который просто прогнал одну священную птицу, духа и змею, а священное дерево пустил  на бытовые нужды?
Он тоже убивал того быка.
Очередное поколение шумер решило, что   старик не вписывается в  новую  божественную  табель о  рангах.
Сам Эпос пишет, что с той поры на земле начало происходить всякое непотребство. «Чертовщина«  там ещё не писали.

Снова  просчитали? А Митра - просто очередная попытка «сжечь корабли» между прошлым и будущим?
 Протобеспредельщик.
 Второпротобеспредельщик.
 Бог с ней, с вторичностью зороастризма. В конце концов, мудрец «освятил» кровосмешение персидского правящего сословия, чем посодействовал его падению.
 Ирония.
 Но из поступка Митры, как из чашечки кофе советского фильма, вытекли соображения об отсутствии связей между поколениями.
Был  фильм «Самая обаятельная и привлекательная» с Ириной Муравьёвой. Не ищите там глубоких смыслов. От туда  вопрос, «Какие последствия могут вытечь из чашечки кофе?»
 Вот и вытекли.

 Не будем останавливаться на отношениях Иоанна Крестителя и Христа. Там постарался уже Ден Браун и американский кинематограф. Все, кроме меня смотрели, читали, интересовались комментариями историков и теологов.  Меня интересует связь поколений, их ответственность друг перед другом. Отсюда и пляшем.

Историки считают, что историю придумали евреи. Конкретные даты событий, их последствия, даже причины. Где евреи брали даты - не вем. Из их умопостроений мы выбираемся до сих пор.
 Ну, им в Израиле легче. На их святынях «сидят» мусульмане и не дают возможности выяснить всю правду- матку.
 Но, как удобно!
 Из конкретного вопроса: «Что находится под Храмовой горой» вытекает конкретный ответ. Правда, не самый приличный.
 Теории заговора рулят   миром.

 Тут   заповедью «Сын за отца не отвечает»  кто- то умный снова решил отречься от старого мира.
Подчёркиваю нравственное значение этой заповеди.
 Подчёркиваю и личное отношение к этому правилу.
 Отречение - обязательное условие. Без него никак. Увы. «Прежде, чем объединиться, нам надо разделиться».  Владимир   Ленин. Почему так?

Кто решил, что Античность- вершина и пример? Христа реформировали. Ну, евреев отрекаться научил Вавилон. И от него отреклись.
 Возрождение. Гуманистические ценности. Мы - лилипуты, стоящие на плечах гигантов. Чем всё закончилось?
Эллинизм закончился расщеперившимся фавном с детальными веночками на яичках.
Ути - пути, какое мастерство!

 Возрождение закончилось кучей содержанок с полной пазухой титёк  в роли богоматери.
  Сейчас размещала у себя в группе старый материал по греческой мифологии с массовым каннибализмом  её героев. Обратила внимание на иллюстрации 19 века.
Художники и скульпторы века, который уже знал, что Кронос глотал своё потомство, «основывавшиеся» на принципах Возрождения, на все лады смакуют тему первого укуса богом- отцом детского тельца.

Сумасшедшим признан только Франсиско Гойя. Его Кронос голову- то откусил. Кровь течёт, тело в его руках совсем не детское. Не о боге писал.  О Времени. Но, какая смелость! Не иначе, сумасшедший.

 Что дальше? Ничего.   Если бы было «Чего», не появилось бы новых отрекающихся. После естественного новаторства  и беспредела первых лет мы упираемся в Сталина, который ассирийскими методами снова вдалбливал в нас ответственность друг перед другом.
Хорошая мысль, между прочим.  Ассирия  тоже восстанавливала утраченные нравственные ценности.
Методами, по большому счёту, мало отличавшимися от методов первых христиан. Но получился сверхчеловек Гильгамеш.  А первые шумеры придумали творца Энки, которому уступает и Гильгамеш, и мысленная мощь Ницше.

Бойтесь немощных телом. Ни себе не дают покоя, ни другим.

  А потом, «вдруг» вспомнил фразу из Нового Завета о безответственности. 

Ирония Иосифа Виссарионовича знаменита. Подкину ещё к размышлению. Два тенора было в стране о ту пору. Лемешев и Козловский. Сталин любил Ивана Козловского. Вспомнили  оперу Мусоргского на стихи Пушкина «Борис Годунов».  По либретто после «помазания на царство Годунов выходит показаться народу с символами власти в руках.
 Крыльцо собора, под ним плачет юродивый:»
А-а, а-, а, а- а-а…».
Годунов подходит, спрашивает,  разбирается, кто обидел.
 -Мальчишки отобрали копеечку.
- На копеечку, молись за меня.
-Нельзя молиться за царя Ирода.

Понятное дело, что сам текст выглядит иначе и лучше его слушать, так, как гений композитора здесь превосходит гений поэта.
 Вообще, оказывается,  есть и личное, связанное с  оперой. Сама, не по рассказам, помню, как в нежном возрасте протягивала ладошку папе и  просила «копееску».

Это - к вопросу о  воспитании  в советском обществе.

Сцена сумасшетствия  Годунова уже сейчас воспринимается иначе.   Царь задыхался по той причине, что не мог дышать   из-  за  боли в груди, в ушах стучало, мерещились кровавые мальчики. Паника, как следствие задыхающегося сознания.  Сердечный приступ.

 Вопрос. С натуры записано? Первая помощь была оказана? Когда? После получения яркой картинки?

 Вообще, роль Юродивого требует не только вокальных данных, но и драматического перевоплощения. За что Сталин дал Козловскому Сталинскую премию?  Фраза о том, что самодержавие на Руси ограничивал только страх самодержца перед осуждением юродивых, родилась позже.
  Отец народов  не мог не знать о сложных отношениях между «учителем» Грозным и юродивыми.
 Знал. Знал  о будущей оценке своей деятельности. И что, что опера рассказывает не об Иване Васильевиче, но крутится- то всё вокруг сыноубийства, прерванной связи поколений и неотвратимых последствий.

  Великий тенор дожил до очень преклонных лет, открыл в родном украинском селе школу имени себя. Выводил на сцену рядом с собой воспитанников школы, искал забытые романсы.
 С демонстративной лёгкостью до конца карьеры брал высочайшие и чистейшие ноты.  И никто из луж Оттепели или из застойного брежневизма не поднял руку на оценку артиста Сталиным.
 Всех озадачивает личность и самооценка Генералиссимуса.

 К размышлениям о заповеди добавлю «самую славянскую» картину Леонардо Да Винчи. «Святая Анна, Мария с младенцем Христом».  1508- 1510.
 Кто- то озабочен загадками картины, кого- то не впечатляют повторяющиеся улыбки на полотнах мастера, говорящие о «потере способностей  художника».
 Я, конечно, вижу своё и «знаю»  ответы на все загадки.
 Да. У Джоконды, Иоанна Крестителя, Анны одна улыбка. Предполагается, что у маленького Леонардо было две мамы. Родная и мачеха при живой матери. Во втором браке отца детей не было. Новая жена относилась к ребёнку, как  к родному. Какое- то время мальчика любили сразу две мамы, поладившие друг с другом.
 Общая на всех улыбка-  благодарность художника женщинам, слившимся в единый образ. Можно себе представить высокие отношения, окружавшие маленького человека.

Можно увидеть отражение мысли о том, что все люди- братья и сёстры. Тогда родство даже поближе было.
Вдовью повязку  Анны можно объяснить священным текстом. Можно иначе.

 Голова Анны в небесах. А где должна быть крона дерева?
 Одно время воспевались мужские колени, как заменитель мужских причиндалов, дающих жизнь. Однако здесь нет мужчин.
 Здесь род ведётся по женской линии. Даже не потому, что многострадальные женщины, изнасилованные самым разным беспредельщиком,  выживали и выхаживали детей, вне зависимости от того, кто их отец.  Восстанавливали вокруг себя мир, в, котором выросли, берегли землю и её традиции.

 В той же Библии написано, что Авраам «вышел» из Ура. Не уточняется, что бежал в самый последний момент из последнего шумерского города, который начал записывать легенды о Гильгамеше, так как родной город легенды был разрушен захватчиком.
Стену сравняли с землёй,что  не вызывало особых усилий. Сделанная из сырцового кирпича,  она была, скорее, защитой от паводков, чем от людей.
Ещё долго потомки Авраама брали жён из той округи.

 Что слышит ребёнок в первые годы   жизни?
Легенды и правила, принесённые мамой. Даже мальчики, которых забирают в мужской мир. Физиологи говорят,  путь, «пройденный» ребёнком за первый год жизни,  равен всему следующему. 

  И вот на коленях Анны- Инанны сидит в позе Осириса на коленях Исиды, Мария.
  Похоже, она «не видит» матери, и речь идёт о связи поколений.

 Задаётся  вопрос  о ногах Анны в воде и ногах Марии на земле.
 Я вижу причину в том, что у ребёнка, рождённого Марией,  нет продолжения. Да- да. Агнец, Дух святой, который имеет отношение, скорее, к желаемому, чем к реальному. Декларация о намерениях, с которой начинает всякая вера.
Что- то, вроде императриц Византии, которых находили в портовых тавернах  или  среди танцовщиц  групп поддержки скачек на ипподромах.
Чирлидерши на престолах.
 Бросьте камень всякий, кто без греха. Говорят, эти женины были верными жёнами.
Чем закончилось?
Воооот.
 И по этой причине голова Анны в Вечности,  во вдовьей повязке.
 Сколько вдов в нашей славянской истории.  Сколько детей убитых, не родившихся, надорвавшихся с сызмальства во время войн.
Пожалуй,  этого нынешним уже не понять.

 Гробят друг друга самые близкие люди. Которых свела именно кровь пережитого.
 А диспропорция- то в количестве мужчин и женщин растёт.
 Аннушка разлила масло.
 Агнцы  без продолжения множатся.
 Нет будущего.
 По этой причине Анна вдова.
 Мария - полностью на   земле, в земле.
Мальчик «притягивает за уши» не реализованные смыслы.
 Поговаривают о грядущем «Четвёртом Риме».
 И семидесяти лет не прошло.