Н. Дубовской. Притихло

Геннадий Мартынов
  Как же несправедливо обошлась судьба с художником Николаем Дубовским. Нет, при его жизни с ним всё было замечательно. При жизни его творения сравнивали с лучшими художниками-пейзажистами его современников. Левитаном, Саврасовым, Поленовым, Куинджи. И даже говорили, что он превосходил их всех своим талантом. Откройте в Интернете его имя и посмотрите его картины, чтобы убедиться в справедливости этих утверждений. Посмотрите и восхититесь его чудными живописными видениями родной для всех нас природы.
 
    В чем же несправедливость? А в том, что Дубовской оказался в отличие от выше приведенных художников почти забыт сегодня. А  он был активным участником почти всех выставок Передвижников. Более того, он стоял у руководства этого движения вплоть до последней выставки. Он был очень уважаем в среде своих коллег. Авторитет его был непререкаем. А сегодня его имя известно лишь искусствоведам. Это неправильно и несправедливо. И речь идет даже и не о самом художнике. У него его талант остался при нём. Мы в том виноваты. Мы его забыли и нам же в ущерб.
               
                *****
  Мальчик Николенька мог бы и не стать художником.  Его отец был потомственным казаком.  Он был войсковым сержантом Донского казачества. Ну и легко представить, в какой атмосфере воспитывался ребёнок. Казак - это воин, защитник отечества. Достойная патриотическая стезя была уготована Коленьке. Да вот магическая сила судьбы стала тянуть его в другую сторону. Дело в том,  что мальчик любил рисовать.  В этом нет ничего удивительного. Все дети любят рисовать. Это нормально. А ведь, если вдуматься, этому надо  удивиться и даже восхититься. Дитя ещё несмышлёное берет в руки цветные карандаши и пытается на плоскости белого листа воспроизвести видимый мир. Ни одно другое живое существо в мире, может быть даже и во всей вселенной, неспособно  сделать нечто подобное. Кроме человека с самых мелких его лет. Чудо. Солнечный круг небо вокруг.
 
     Конечно и осёл, махая своим хвостом, тоже может  что-то изобразить на мольберте. А потом некие мудрецы, наморщив лбы, будут искать смыслы в этой так называемой  живописи. Точно также, как они ищут смыслы в «Чёрном квадрате». Но, речь не о том.

     Повторяю, каждый ребёнок любит рисовать. Это не просто любовь. Это естественная попытка постижения мира через зрительные ощущения. Но со временем эта любовь проходит. К сожалению.  Но не у всех. Для некоторых любовь превращается в страсть. Непреодолимую. И всё существо подчиняется этой страсти. Именно это случилось с Николенькой.  Он рисовал. Вернее срисовывал иллюстрации из полуполярного в то время толстого журнала «Нева». Это тоже дело. И не простое. Рука учится держать в руке рабочий  инструмент художника. Учится  постигать композицию и перспективу. И мальчик работал над этим с упорством и настойчивостью.

     Нот вот однажды пришел  в гости его дядя, местный художник по имени Пышкин. Посмотрел художник рисунки мальчика и сказал:

  - Всё хорошо. Но пора становится и настоящим художником-живописцем. А это кто? А это тот, кто хочет передать, как умеет, на холсте своё видение мира, и своё отношение к этому миру. Он не пытается повторять, копировать чужое умение. Давай будем создавать свое. Даже когда художник пишет конкретный портрет человека, как бы срисовывает его, художник передает свое видение этого человека. Он пишет его портрет так, как никто другой этого не сделает. Так что давай нам своё собственное видение мира . Дело не простое, но учись, если хочешь стать настоящим живописцем.

     И после этого мальчик закрыл журнал «Нева» и стал напрягать собственное воображение. Он пока ещё не знал, что теперь то, чем он стал заниматься, называется творчество. К нему ещё придут мучительные и сладостные муки поиска своего пути в живописи. но процесс пошёл.
               
                *****
   Однако его отец не мог просто так отказаться от того, чтобы сын стал настоящим казаком. То есть он должен следовать семейной традиции. Волевым решением он записал Николеньку во Владимирский Киевский кадетский корпус. Сегодня подобное училище называют Суворовским.
И мальчик надел военную форму. И вся его жизнь при этом сурово изменилась. И это в 12 лет. Вдали от дома всё по казарменному распорядку. Дисциплина и субординация. Умение ходить строем и учёба верховой езде. Умение владеть оружием. А еще и светские дисциплины. Математика, русский язык, история. Военная история. А русская история имеет богатейший материал для изучения. Ну и многое ещё чего другого. И представьте себе, были и уроки рисования. Понятно, что этот предмет был самым любимым и недостаточным для юного кадета. 
       И вот Коленька каждое утро вставал за два часа до команды «Подъём» и тихо шёл в класс с гипсовыми головами и торсами. Эта любовь к живописи была замечена всеми. Да и как не заметить. Да так, что даже учителя, а это всё были офицеры, стали советовать отцу дать сыну серьёзное художественное образование. Отец рассудил так.   Раз уж поступил сын в престижное кадетское училище, то пусть он его и окончит. А потом уж пусть решает сам. Победит любовь к искусству, пусть так оно и будет. Мешать не буду. Даже помогу.
               
                *****
  И действительно, не стал мешать. Стал даже помогать.    После окончания гимназии в 1877 году семнадцатилетний Дубовской отправился с благословения отца в Петербург, где стал вольнослушателем, а затем и учеником Императорской Академии художеств.  Благословение отец дал, а вот деньги для обучения в серьёзном заведении были выделены от Войска Донского его родного Новочеркасска. Видимо из уважения к его отцу.
 
    Он поступил в класс Михаила Клодта. Это был класс пейзажной живописи. Клод был известным пейзажистом-передвижником, тоже слегка подзабытым сегодня. А это был очень хороший художник.
 
    Николай Дубовской с самого начала учёбы выбрал пейзаж. Он стал основным в творчестве художника. Ему было отдано все его мастерство, вся его душа, наделённая не слабым воображением. Именно в этом жанре он стремился выразить всю свою человеческую природу.

     Удивительный жанр. Человек живет, существует не сам как бы по себе. Он живет в среде, которую мы называем природа. Вечная природа. Земная природа. Живем и как бы даже не замечаем эту среду. Забываем, что без этой среды мы существовать не можем. Как и любое живое существо на Земле. Мы замечаем эту среду только тогда, когда она поразит нас своими красотами, когда затронет нашу душу родными знакомыми с детства мотивами. Или заявит о себе во всей своей грозной, убийственной, таинственной силой.
 
    В пейзаже, созданным мастеровитым художником, присутствует всегда человек. Даже если в нем нет изображения человека. Он отражает настроение человека. Он создан душой художника и обращён к душе зрителя, то есть человека. Пейзажи Левитана и самого Дубовского назвали пейзажами настроения, выделив как отдельный жанр. 

   Пейзаж может быть реалистическим, фантастическим и даже политическим. К примеру, можно вспомнить картину Левитана «Владимирка». Он навевает тоскливое, мрачноватое настроение. Да так оно и есть. Дорога, уходящая в бесконечную даль. Тревога и безысходность исходит от этого видение. Это только начало пути, по которому прошли тысячи и тысячи несчастных в кандальном звоне, приговоренных к каторге.   Вроде бы пейзаж, а на самом деле картина человеческих несчастий. 
                *****
     Имя Дубовского стало особенно известно, после его первого участия в 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1884 году. Картина называется «Зима». Не очень большой зимний пейзаж. Сто на 50  сантиметров. Посмотрите на этот пейзаж. Вроде ничего особенного. Деревенский дворик, покрытый снегом в начале зимы. Темный след от только что проехавших саней.  За забором видна крыша избы с чёрной трубой. И над всем этим лазоревое безоблачное небо. Непонятно утро это или вечер. Вот и все. Такое ощущение, что художник  дал нам видение совершенно случайное. Нет в пейзаже ничего надуманного, подставного. Даже привлекательного. Да и сюжета никакого тоже нет.

   А картина сразу привлекла внимание. Люди , посещавшие выставку, никогда не проходили мимо неприметного  пейзажа. Останавливались надолго. Возможно не понимая сами почему. Действительно почему?  Видимо от этой картины исходила непередаваемая словами таинственная аура. Точно также, как нам недоступно передать словами  красоту пленительной мелодии, прозвучавшей и нашедшей отголосок в нашей душе.
 
     А вот давайте прочтем, как высказался по поводу этой картины Владимир Стасов.   В обзоре выставки он писал: «…всего только крошечный дворик избы, занесенный глубоким снегом, ворота, оставшиеся отворенными после проехавших роспусков или саней, глубокая шапка снега на бедной, ушедшей в землю, избенке – вот и все. Но какие изумительные, по правдивости, розовые солнечные отблески на нетронутом, девственном снегу, какие мокрые следы, продавленные в снегу полозьями! Все это чудесно-хорошо и ново. От г. Дубовского надо, кажется, многого ожидать».

  Надо вспомнить, кем был В. Стасов. Это был критик , каждое слово которого было очень весомо. Иван Тургенев считал Стасова "нашим великим всероссийским критиком".  Стасов хотел, чтобы русское искусство освободилось от европейского влияния. . По его мнению, копируя запад, русские художники могли бы стать в лучшем случае второсортными. Русские художники-передвижники  могли  создать поистине национальное искусство, которое могло  соответствовать европейским высоким художественным стандартам.  Под "национальным" Стасов подразумевал искусство, которое не только изображало бы жизнь людей, но и имело бы для них смысл и показывало им, как нужно жить.

      Высокая оценка от маститого критика. Но ещё больше художественный талант Дубовского был замечен  тогда, когда стало известно, что сам П. Третьяков решил приобрести этот пейзаж . Сам художник был непритязательным в оценке своих работ. Скромен был художник. Он оценил свой труд в 75 р. Да, ты что? – удивились его друзья художники. Проси 500. Он даст. И действительно он дал, посчитав что такая цена вполне адекватна художественной ценности картины. Он и впоследствии уже держал в поле своего зрения творчество художника.

       Мне эта история сильно напоминает другую историю по поводу другой картины и другого художника. В. Поленова и его картины «Московский дворик».  Его тоже впервые  пригласили к участию в очередной выставки Передвижников.  Какую картину выбрать для столь представительной выставки.  Выбрал «Дворик».

    Вот что он пишет, обращаясь к Крамскому в 1878 г: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».

     Представляете! « С чем-нибудь порядочным!» По его убеждению – это «картинка» так себе, « потерянное для искусства время». А оно вон как вышло. Время как раз судило, что эта картинка стала едва не самой известной во всём его творчестве. Оказалось так, что благодаря именно этому «этюдику» он едва не стал художником одной картины.

   И не мог он предугадать, как отзовется в сердцах зрителей , созданный им пейзаж обычного московского дворика.  «Московский дворик»,  как много чувств, воспоминаний  будет будить в душах людей это живописное изображением.

     В письме Поленова чувствуется какая-то стеснительность. Впрочем, понятная.    Нет же в этом пейзаже впечатляющих архитектурных красот, которыми была не бедна Москва и в те времена.  Вот куры кудахчут. Баба спешит к ним с ведром. Стоит заморенная запряженная лошадь. Детишки в травке сидят. Одна девочка плачет. Кто-то обидел.  Так, небольшой дворик. И всё. И больше ничего. Отчего же он так за душу берёт!   
                *****
     «Притихло». Так назвал свою самую знаменитую картину художник. Вы её видите над текстом. Он написал эту картину по этюдам  после поездки к Белому морю. Живописные виды природы могут быть разными. И разные чувства они могут вызывать у человека. А это ещё раз указывает на связь человека с окружающей его природной средой. Это природа воздействует на человека и рождает в его душе соответствующие настроения. Потому как человек сам часть  природы, хотя почти всегда  забывает об этом.

     Но сама природа иной раз напоминает ему о себе. И указует ему на место, которое он занимает в природе. На всю его ничтожность перед силами природы. Иной раз самым жестоким образом. Вспомним, к примеру, «Девятый вал» Айвазовского». Или «Над вечным покоем» Левитана, заставляющей задуматься над краткостью мига человеческой жизни в сравнении с вечностью природы.

   Или вот эта картина Дубовского «Притихло». Вот как сам художник выразился словом по поводу изображённого на картине.   «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить одним словом “Притихло”. Это и есть название моей картины».

   Тихая гладь воды. А над ним нависает огромное грозовое облако. Оно давит, оно расплющивает нас. Буйство природы вот-вот разразится во всём видимом пространстве. Огненные стрелы озарят ослепительным светом все вокруг. Звуковая громоподобная волна заставит замереть в ужасе всё живое на земле.

   А ведь видимое изображение – это только мелкая часть того, что мы называем природой, её космических расстояний. Вот давайте подумаем о следующем. Средний диаметр  Земли – нашего общего дома для всех живущих в нем, от мелкого комарика до исполинского кита,   составляет примерно 12 742 км.  Окружность этого дома — приблизительно  40 000 км.  И весь земной шар покрыт тонкой газовой плёнкой, в которой возможна жизнь. Плёнкой, в которой человек может существовать, не более 5 км. Вот и всё. И вот в этом тонком газовом слое мы видим огромную тяжеловесную тучу. И что мы есть в этих космических масштабах. А ведь Земля – это ещё не самый большой шар в солнечной системе. Я невольно думаю обо всём этом, когда смотрю на картину.

    Любопытно воспоминание одного из первых зрителей картины – крестьянина А. Каретникова, который  занимался монтажом передвижных выставок и перевозкой экспонатов. «Принесли рабочие картину от Дубовского, завернутую в покрывало, и поставили на мольберт. Что, думаю, прислал нам теперь Николай Никанорович? Вот рабочие развязали веревку, сняли покрывало, а я как глянул на картину, так и присел от страха на пол».   

    Да и кто не присядет от страха при виде столь устрашающего зрелища. Невольно задашь себе такой очевидный вопрос, кто ты сам есть в этом мире далеко не познанном и не покорённом.

    Приглядевшись, можно увидеть утлый чёлн, который скользит по глади вод. Ясное и ощутимое противостояние живой человеческой природы и природой стихии во всей её мощи.

      Это открытие во всей жестокой наглядности показывает нам художник на своей  картине.   Человеческая жизнь коротка и конечна пред вечностью необъятного мира. Видимого и ещё невидимого. Тёмная материя.

   Таже мысль прослеживается и в картине «Над вечным покоем» Бесконечная ширь и даль в вечном движении. А им как бы противостоит ветхая церквушка. Но и в ней теплится жизнь. Окошко светится. Как знак живой разумной жизни. А совсем рядом кладбище с покосившимися крестами. 
                *****
    Третьяков хотел было приобрести картину «Притихло» сразу после её появления на 18-й выставке Товарищества, да вот опоздал. Картину уже купил для своей личной коллекции Император Александр третий. Он тут же отправил её в Зимний дворец. А это означало, что шедевр был закрыт для широкой публики.  Тягаться с императором купцу и фабриканту Третьякову было совсем не по силам. Но он тут же заказал Дубовскому авторское повторение. Купив  при этом за хорошую цену. Говорят, что повтор оказался более впечатляющим. А сегодня мы можем увидеть обе картины соответственно в Русском музее и в Третьяковской галерее.

                *****
      Творчество художника Дубовского до революции  было известно всем ценителям русской живописи. Да и не только им. Нам сегодня покажется странным, но при жизни этот художник снискал большую славу, чем Левитан,  который и сам с большим уважением и восхищением относился к творчеству Дубовского.

    В некотором смысле сам художник способствовал  своей известности. И ничего плохого в этом не было.  Он устраивал по вторникам "Салон", в котором принимали участие известные деятели научного сообщества, а также художники, писатели и музыканты. Он хорошо был знаком с великим Д. Менделеевым. Иван Павлов, нобелевский лауреат, стал его близким другом.
 
      А потом пришла революция. Да не одна, а две почти в ряд. Жизнь всей страны радикально менялась буквально во всём. И в живописи тоже. Впрочем, революционные перемены в изобразительном искусстве начались ещё ранее, в самом начале 20-го века. Мощно наступал «Авангард». Авангард – это некий прорыв в будущее, устанавливающий новое восприятие видимого мира. В этом стремлении дошли до абсурда, до «Черного квадрата», Да только не долгого музыка играла. Новой пролетарской власти нужны были реальные, внятные картины. Соответствующие одной идеологии. Наступало торжество соцреализма.
 
    Николай Дубовской умер 28 февраля 1918 года в Петрограде. Умер скоропостижно, от «паралича сердца», как тогда говорили. То есть вследствие инфаркта миокарда.  В бардаке послереволюционных лет имя Дубовского стало забываться, а потом и вовсе забылось.

    Но картины его остались. Правда, они разбросаны по десяткам провинциальных музеев. Есть несколько картин и в Третьяковской галерее. Но нет отдельного зала, посвящённого его творчеству. В Новочеркасске, это родной город художника Дубовского, есть улица, которая носит его имя.
 
   Мне так кажется, что известность художнику Дубовскому должна вернуться. Его забвение – наша потеря. И справедливость тоже должна восторжествовать.