Буридановы ослы

Владимир Синицкий
     Есть у нас публичные фигуры, от которых, хочешь-не хочешь, зависит физическое выживание, моральное и всякое иное здоровье народонаселения. Попадаются среди них такие, что, оказавшись в органах государственного управления, могут расстраивать, а то и вовсе тормозить их функционирование или направлять их деятельность в невыгодных для страны направлениях. Причём проблема-то давнишняя, как говорится, «с бородой». Попробуйте-ка что-то добавить, к словам бывшего большевистского вождя Иосифа Сталина: «Я не могу сказать с полной уверенностью, что среди кандидатов в депутаты и среди наших деятелей не имеется людей, которые напоминают, скорее всего, политических обывателей, по своей физиономии, по своему характеру - людей такого типа, о которых у нас в народе говорится: «Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга». О таких людях неопределённого типа очень метко сказал великий русский писатель Гоголь: «Люди, - говорит, - неопределённые, ни то, ни сё, не поймёшь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».
 
     К этому можно было бы добавить ещё немало других уничижительных определений, придуманных для них: «Середка на половину», «Ни пава ни ворона», «Ни два ни полтора», «Ни пришей ни пристегни», «Ни петух, ни курица».  Но тут всё о людях-начальниках недалёких по уму, пусть и оказавшихся в силу разных обстоятельств у государственных ветрил. К самому-то рулю попасть им сложновато. А, вот, если говорить о тех, что у руля, и если рулят они как-то непонятно, ведут государственный корабль необъяснимыми галсами, то в этом-то случае как!?

     Да так. Главноуправляющий нашей страной как-то сказал своим министрам: «Если будем сопли жевать годами, тогда ничего не изменим». Но если он во власти, а она в общем-то единоличная и позволяет карать ослушников, то расстанься с теми, кто в твоём окружении эти сопли жуёт. Так ведь с кем-то и расстаётся периодически. Но тогда и самому не следовало бы жевать сопли, а то ведь у кого-то складывается ощущение, что он их и впрямь жуёт. Что-то не договаривая. Ощущение неполноценности информации о намерениях вызывает чувство дискомфорта, а то и опасений, если даже не страха. Попробуйте-ка в таких случаях распознать подобного человека, понять, где заканчивается его преданность и начинается обман?

     Если нет полной открытости, то тут и любой клевете или полуправде можно поверить. Как тут тогда станешь трактовать, например, слова Льва Николаевича Толстого - писателя и просветителя, боевого офицера, служившего на Кавказе и принимавшего участие в Крымской войне, награжденного орденом Святой Анны 4-й степени «За храбрость». «Правительства, - писал он, - уверяют народы, что они находятся в опасности от нападения других народов и от внутренних врагов и что единственное средство спасения от этой опасности состоит в рабском повиновении народов правительствам. Так это с полной очевидностью видно во время революций и диктатур и так это происходит всегда и везде, где есть власть. Всякое правительство объясняет свое существование и оправдывает все свои насилия тем, что если бы его не было, то было бы хуже. Уверив народы, что они в опасности, правительства подчиняют себе их. Когда же народы подчинятся правительствам, правительства эти заставляют народы нападать на другие народы. И, таким образом, для народов подтверждаются уверения правительств об опасности от нападения со стороны других народов…».

     Надо, видимо, определяться не в словах, а в конкретных действиях, не оставлять места для каких бы то ни было сомнений и домыслов. Не уподобляться Буриданову ослу, как принято иронически называть с лёгкой руки философа Жана Буридана безвольных людей, не способных сделать выбор. Философ, якобы желая доказать, что человек лишён свободы воли, уподобил его ослу, который стоит на лугу посередине между двумя равными копнами сена не в состоянии выбрать одну из них, даже умирая от голода.
 
27 сентября 2023 года