В 1-класс

Лариса Наталенко
Село Кетово, 1967год, конец августа, вечер. Родители взяли меня с собой копать картошку. Папа выкапывал лопатой из земли сразу целое гнездо, а мы с мамой выбирали из него картофелины и бросали в ведро. Наполненные вёдра высыпали в мешки. Картофельное поле располагалось тогда между кирпичными домами по нечётной стороне улицы Космонавтов и спуском с горы, как раз напротив строящегося магазина «Рассвет». Впоследствии здесь построили аптеку, жилые дома, банк….
Выкопав картошку, мы разожгли костёр и стали печь в золе печенки. Другие люди на поле тоже закачивали работу. К нам подошёл какой-то мужчина, поздоровался с родителями, те назвали его Василием Петровичем и пригласили к костру. Я не слушала их разговор, уплетая в сторонке ягоды с паслёнового куста.
Лариса! Печёнки испеклись! Иди попробуй! – позвала мама.
Я устроилась на опрокинутом ведре у костра, и мне в руки дали обжигающую, всю в золе, печёную картофелину.
Ух, ты! Горячая такая! – взвизгнула я.
А ты перекидывай вот так, с ладошки на ладошку, - посоветовал Василий Петрович.
Все равно горячо. Да и как её есть-то? Грязная вон какая!
Давай, я тебе почищу, - предложил папа, снимая с верхней части моей картофелины кожуру вместе с приставшей золой. – Ах, какая! Дымящаяся! Рассыпчатая! Посоли-ка её немного. Ну, как?
Объедение просто! – нахваливала я, дуя на картофельную мякоть, подсаливая крупной солью и уплетая с огромным аппетитом.
Вот ещё тебе, - протянула мама очищенную до половины картофелину. – А эти пусть остывают пока, - сказала мама, поковыряв в золе палочкой и выкатив из остывающего костра ещё пару картофелин.
Я занялась у костра поглощением печенок.
Вот и лето закончилось! Скоро 1-е сентября. И пойдёт наша Лариса первый раз в первый класс… - задумчиво сказал папа.
Она же к моей Фаине пойдёт? – поинтересовался Василий Петрович.
К Фаине. И как только она справится с ними всеми? Тут с одной-то мороки сколько!
Ничего. Справится. Она их всех выдрессирует! – заверил Василий Петрович.
«Выдрессирует!» Как же это: «выдрессирует?!» - толи испугано, толи оскорблено подумала я, с некоторой опаской представляя намеченную встречу.

На 1-ое сентября бабушка собрала мне огромный букет, и я в новой форме и в белом фартуке пошла в школу. Нас встретила красивая и приветливая учительница, которая после праздничной линейки собрала всех в классе.
Теперь вы все ученики 1-го «а» класса. Я ваша учительница. Зовут меня Грибко Фаина Александровна. Сегодня мы с вами все просто познакомимся, а завтра у нас будет два урока: чтение и арифметика. Кто уже умеет читать, поднимите руки!
Поднялось несколько рук.
Хорошо. Но большинство читать пока не умеют. Вот завтра мы и начнём изучать азбуку. А те, кто уже умеют читать, – будут нам помогать. Согласны?
Согласны! – хором подтвердили ребята.
К завтрашнему дню принесите две тетрадки, два карандаша, ручку с двумя пёрышками, чернильницу-непроливайку и линейку. Запомнили?
Ой! А запишите мне, пожалуйста, на бумажку! А то вдруг я забуду, а читать я умею!
Нет. Я повторяю ещё раз, а вы запоминайте. Это совсем нетрудно.
А я запомнила! Можно я скажу! – подняла руку Лена.
А можно я скажу! – затряс рукой Сергей.
Ребята начали перечислять предметы, а я смущённо молчала, думая о своём конфузе.

Так и начались наши школьные годы. И все десять лет с нами была наша первая учительница Грибко Фаина Александровна, преподававшая нам русский язык и литературу. Вместе с нами она училась, получая высшее образование, чтобы вести наш класс из начальной школы в среднюю до самого её окончания и получения аттестатов зрелости. И муштровала она нас действительно от всей души, морив голодом после уроков, пока все не усвоят и не вызубрят нужные правила и задания. Сама сидела с нами не считаясь со временем и силами, не получая за это никакого вознаграждения, кроме недовольства самих же учеников и собственного мужа, лишая внимания единственную дочь. Она сделала наш класс лучшим в школе, правофланговым. Под её руководством мы участвовали в художественной самодеятельности, различных смотрах и конкурсах, выступали на праздничных митингах и демонстрациях, читали с трибуны поэму Роберта Рождественского: «Помните! Через века, через года! Помните…». Она возила наш класс в Кунгурские сталактитовые пещеры, в город-герой Волгоград. С нею ходили в поход, пешком добирались до Колесниково. Устраивали в школе различные вечера, праздники, концерты. Она поддерживала наш танцевальный кружок и хор, которым руководил до старших классов Кошелев Василий Ефремович. Много всего было. Любила она нас, как своих детей, а уж если ругала, то от всей души, невзирая на лица и отметки.

20.12.11.