Марк Ахтемайер. Размышления о катехетике Кальвина

Инквизитор Эйзенхорн 2
РАЗМЫШЛЕНИЯ О КАТЕХЕТИКЕ КАЛЬВИНА
 Марк Ахтемайер

От редакции. Консервативная работа 90-х, после 2005 г. автор под анафемой за ересь

28 апреля 1564 года умирающий Жан Кальвин призвал к своей постели пасторов Женевы. и в прощальном обращении отразил ход своей работы в их городе. Среди его слов, обращенных к ким, были такие: По возвращении из Страсбурга я написал катехизис наспех, так как никогда бы не приняли это служение, если бы они не пообещали мне две вещи, а именно: соблюдать катехизис и дисциплину; 1.
Катехизис и дисциплина. Центральное место этих двух работ в предсмертных размышлениях Кальвина  служит показателем как их выдающейся важности для его работы в Женеве, так и их неотделимости друг от друга. Наша задача в этой статье будет состоять в том, чтобы получить некоторое представление о том, как катехизация Кальвина соответствует  более широкому контексту политического устройства, теологии и богослужения реформатской Женевы. Мы будем утверждать, что катехизация для Кальвина является зеркалом и воплощением всеобъемлющего видения христианской жизни и отделить ее от этой целостности, как в ее богословской, так и в практической
аспекты, значит не понять ее значения.
Первая часть этого эссе будет представлять собой краткий обзор различных аспектов образовательной программы Кальвина.. Во втором разделе мы немного расширим наш взгляд и рассмотрим катехизис Кальвина в в свете некоторых из его лютеранских и римско-католических аналогов.

1

Хотя наше основное внимание будет сосредоточено на периоде после возвращения Кальвина в Женеву в 1541 г., в связи с нашим обсуждением стоит упомянуть три документа из его раннего пребывания в городе (1536-1538 гг.).. Это Женевское исповедание, Статьи 1537 года и раннее "Наставление".
Когда Кальвин впервые прибыл в Женеву летом 1536 года, он нашел город, жители за несколько месяцев до этого обязались «жить впредь по Закону Евангелия и Слова Божия и отменить все папские злоупотребления» 2. Однако социальный и религиозный режим, призванный заменить старый порядок, находился в лучшем случае в зачаточном состоянии. Оглядываясь на  тот период, Кальвин вспоминает: "Когда я впервые приехал в эту церковь, там почти ничего не было. Они проповедовали и это все. Они умели искать идолов и сжигать их, но там не было Реформации. Все было в смятении "3.
Кальвин и Фарель быстро принялись за работу, чтобы навести порядок в хаосе. Один из первых шагов, которые они предложили, был направлен на обеспечение подлинной приверженности всех граждан  задаче реформ. С этой целью Кальвин и Фарель 4 представили магистратам в ноябре 1536 г., краткий исповедальный документ, озаглавленный «Исповедание веры», которое должны подписать все граждане и жители Женевы и подданные страны.5 Название в данном случае говорит само за себя. Документ (который с тех пор стал «Женевским исповеданием») представляет собой краткий обзор в 21 статье некоторых существенных моментов евангельской веры. Кальвин рассматривал его как прямое изложение послания Священного Писания и считал, что подписка на него должна быть условием гражданства. Мировые судьи в конце концов получили этот документ, но отказались от выполнения требований о подписке перед лицом сопротивления населения 6.
Второй документ, «Статьи об организации Церкви и Богослужения в Женеве предлагает четыре меры, призванные обеспечить, чтобы Вечеря Господня «была всегда празднуема и посещаема, и при этом под таким хорошим надзором, чтобы никто не смел осмелиться представить себя иначе как с благоговением и искренним почтением к ней» 7. Чтобы гарантировать целостность Таинства, документ требует 1) установить дисциплину в соответствии с надзором советом старейшин и служителей, которые вместе будут осуществлять надзор за жизнью и управлением всех кварталов города. Этот совет будет осуществлять братское наставление к своенравным и обладать властью отлучения от церкви упорных отступников. В статьях также предлагается 2) установить в церквях пение псалмов, «чтобы сердца были побуждены возносить подобные молитвы и возносить хвалу и благодарность Богу в согласии»; 3) реформировать городское брачное законодательство, чтобы остановить серию скандалов и разногласия, возникающих из-за старого папского режима; и, что наиболее важно для наших целей, 4) предусмотреть, чтобы дети были наставлены таким образом, «чтобы они были в состоянии обосновать свою веру, чтобы евангельское учение не пришло в упадок, но было воспринято и усердно сохранялось и передавалось из рук в руки и от отца к сыну» 8. В качестве помощи этой программе обучения в статьях предлагается знать, ".что есть краткое и простое изложение христианской веры, которому можно научить всех детей, так что в определенные времена года они предстанут перед служителями и будут опрошены,  а также получат более подробные объяснения, согласно способностям каждого из них, пока они не будут наставлены достаточно".9. Мировым судьям настоятельно рекомендуется следить за тем, чтобы родители проявляли «мудрость и усердие», следя за тем, чтобы их дети получилм надлежащие наставления.
Статьи 1537 года были встречены неоднозначно и в конечном итоге были заменены
Церковными постановлениями 1541 г. Стоит, однако, отметить, что катехизическое наставление и церковная дисциплина с самого начала выступает вместе, как отдельные компоненты в единой программа по созданию и защите целостности Трапезы Господней в городе Женева. «Краткое и простое изложение» христианской веры, к которому призывали Статьи, не было в ходу долго. К середине января 1537 года Кальвин опубликовал французское издание своего труда "Наставление в вере"10, а в следующем году появилось латинское издание 11, которое было не чем иным как расширением издания 1536 года. Он следует за последними, принимая общий план Малого катехизиса Лютера, начиная с рассмотрения человеческого состояния в свете Закона Божия и переходя оттуда к изложению апостольского Символа веры, Молитвы Господней и Таинств. Он завершается краткими разделами о церковном порядке и гражданском суде. «Наставление вере», судя по всему, имело весьма ограниченный успех в качестве учебного пособия.  Его статьи, как правило, довольно длинные и громоздкие, и в них нет формата вопросов и ответов, подсказывающих ученику, что затрудняет запоминание. К тому времени, когда Кальвин напишет предисловие к своему  Латинскому катехизису 1545 г.,.о н выражает обеспокоенность тем, что "Наставление" будет потеряно из виду. вообще. 12
Какова бы ни была надежда на успех книги, она  внезапно оборвалась, когда Кальвин и Фарель были изгнаны из Женевы через год после ее публикации. Изгнание Кальвина в Страсбург позволило ему познакомиться с некоторыми из лучших образовательных учреждений и умов в Европе и дал ему возможность воочию увидеть город, который уже внедрил процветающую реформатскую дисциплину и  едагогику. Кальвин там подружился с Иоганном Штурмом, получившим образование в Париже гуманистом и педагогом, призванный в город годом ранее в качестве ректора недавно открытой Страсбургской академии. Под руководством Мартина Бусера, Кальвин стал преподавателем Академии и пастором французской конгрегации беженцев, где он приобрел ценный практический опыт в вопросах образования и дисциплины. Община насчитывала менее пятисот членов, и Кальвин экспериментировал с системой, в которой каждый член общины перед этим проходил личное собеседование с пастором перед причастием, чтобы успокоились смущенные совестью и чтобы неосведомленные или невежественные могли быть наставлены 13.
В сентябре 1541 года Кальвин неохотно вернулся к своей работе в Женеве после получения заверения о приверженности женевцев его программе реформ. Через двадцать дней после его прибытия он представил на утверждение магистратам Церковные постановления 1541 года, пересмотренный и расширенный план организации и дисциплины в Церкви.14 В течение двух месяцев он был полностью одобрен Генеральным советом. В "Постановлениях" изложена знаменитая концепция церковного устройства, состоящего из пасторов, учителей, старейшин и диаконов, и все они четко предусматривают образование лоя города. Во-первых, строгая программа проповеди была учреждена в городских храмах, при этом каждый приход каждое воскресенье проводит по две службы и еще три в течение недели.15 Катехизическое обучение детей планировалось на воскресный полдень в каждом приходе. Был объявлен призыв к составлению «определенного формуляра», который мог послужить основой катехизического обучения.
Некоторое представление о программе, которую имел в виду Кальвин, мы получаем из одного из первых отрывков из его книги 1536 года. "Лучшим методом катехизации было бы подготовить руководство для этого упражнения. содержащего и суммирующего в простой форме почти все статьи нашей религии, с которой вся верующая церковь должна согласиться без разногласий. 10-летний ребенок (!!) будет приходить в церковь, чтобы заявить о своем исповедании веры по каждой статье и давать ответ на каждую; если бы он был в неведении чего-либо или недостаточно понял это, его бы научили. Таким образом, в то время как церковь смотрит на него как на свидетеля, он будет исповедовать единственную истинную и искреннюю веру, в которой верующий народ единодушно поклоняется единому Богу. Если бы эта дисциплина действовала сегодня, это наверняка разбудило бы некоторых ленивых родителей, которые небрежно пренебрегают обучением своих детей, как не касающимся их; ибо тогда они не могли бы игнорировать это без публичного позора" 16.
Здесь интересно отметить, что Кальвин имеет в виду гораздо больше, чем простое заучивание катехизиса. Дети должны были быть проинструктированы и осмотрены на предмет надлежащего понимание материала. Как и в статьях 1537 года, мы находим явные связи между катехизическим обучением и Вечерей Господня, с обучением, предназначенным для подготовки студентов к публичному исповеданию веры и допуска к причастию. Кальвин также следует за Лютером в активной поддержке семей в образовательном предприятии. Одна из целей еженедельной катехизации в церкви - побудить родителей серьезно отнестись к задаче обучения своих детей вере.
Как и в статьях 1537 года, Церковные постановления также предусматривают формальную дисциплину для образовательного предприятия. Консистория мирских старейшин и священников должна бдительно следить за тем, чтобы родители надлежащим образом выполняли свои обязанности. Несерьезных следует увещевать, а об упорных нарушителях должно быть сообщено магистратам.17 Постановления также предусматривают еженедельные собрания пасторов для поддержания единообразия в доктрине и обеспечения добросовестного выполнения своих обязанностей, катехизических и других 18.
После принятия Церковных постановлений Кальвин приступил к созданию нового
катехизиса. В конце 1541 или начале 1542 года он опубликовал на французском языке первое издание своей знаменитой книги - Женевского катехизиса.19 Он представлял собой тщательную переработку Наставления в вере 1537 года, причем материал был  полностью реорганизован и преобразован в формат вопросов и ответов. Это длинный документ, состоящий из 373 вопросов, которые Кальвин разделил на серию из 55 еженедельных уроков. Катехизис делится на четыре основных раздела, каждый из которых посвящен одному аспекту правильного почитание Бога. Первый основан на доверии и объясняет Апостольский Символ веры; второй фокусируется на послушании с комментарием к Заповедям; третий поясняет нашу обязанность призывать Бога в трудную минуту  изложением Молитвы Господней; а четвертый говорит о почитании Бога, «признавая Его и сердцем, и устами как единственного Творца всех благ», в связи с чем Кальвин обсуждает поклонение и правильное использование Слова и Таинств.
Хотя Женевский Катехизис служил основой для еженедельного обучения детей, фактическое служение, на котором они исповедовали свою веру перед церковью, явно требовало более компактного документа. Этой функции служил Женевский Краткий катехизис, появившийся под заголовок «Форма для наставления детей, желающих принять Вечерю Господа нашего Иисуса Христа». 20 Этот катехизис представляет собой краткое изложение веры, 21 вопрос которой проверяет понимание ребенком заповедей, добрых дел, оправдания, молитвы, таинств и дела Святого Духа. Он дошел до нас в нескольких вариантах, самый ранний экземпляр датируется изданием Женевского катехизиса 1553 года, к которому он был приложен в качестве сопутствующего21.
Итоговый экзамен детей происходил публично22 в воскресенье перед ежеквартальной сессией, когда должно было состояться причастие. Дети, успешно сдавшие экзамен, допускались к своему первому причастию на следующей неделе.23 Хотя Кальвин, как мы видели, считал изначально желательно, чтобы возраст сдачи экзамена и допуска к причастию был примерно 10 лет, согласно учебному плану Женевской академии, ближе к 11 или 12 на практике.24.
Любое обсуждение катехизической работы Кальвина также было бы неполным без некоторых упоминаний о его работе в сфере образования. Кальвин предложил провести капитальный ремонт городских школ еще раньше - в 1536 году. Его первоначальные усилия были сосредоточены вокруг создания Колледжа де Рив как основного учебного заведения, обслуживающего весь город. Все дети были обязаны посещать занятия, а бедные семьи могли присылать своих детей бесплатно. К сожалению, эта попытка провалилась25, и так продолжалось до тех пор, пока основание Женевской академии в 1559 году не показало, что Кальвин увидел свои планы по государственному образованию в городе достигшими результата.
Академия состояла из начальной школы и старшей школы, последняя предлагала продвинутые курсы богословия для подготовки к служению в реформатских церквях.26 Хотя можно было бы сказать  многое о работе этого знаменитого учреждения, для наших нынешних целей мы ограничимся наблюдением, что обучение по катехизису было интегрировано во все уровни учебного плана. Каждую субботу младшие школьники получали инструкции по подготовке к еженедельным занятиям..27 Для старших школьников были подготовлены издания «Катехизиса» на греческом (1551 г.) и иврите (1554 г.) для использования в качестве основного текста при изучении библейских языков.
Даже случайному посетителю Женевы Кальвина быстро становилось ясно, что весь город был в прямом смысле образовательным предприятием.28 Почти все сферы женевской культуры – семья, церковь, школа и гражданское общество - были собраны и вовлечены в совместные усилия по обучению молодых и старых катехизису и путям Христа. Вопрос, который имеет смысл задать в свете всего этого: чего, по  мнению реформатов, они пытались достичь? Что такое катехизация и почему она достаточно важна, чтобы требовать всех этих скоординированных усилий? Сам Кальвин одобряет такое пояснение по ряду оснований.
Прежде всего, и, возможно, в первую очередь, как мы видели, катехизация служит чести и похвале Бога, охраняя целостность Трапезы Господней. Кальвин следует за Лютером, связывая правильное использование Таинства с правильным пониманием Таинства.29 «Это очень опасное дело, - пишет он, - для детей, как и для родителей, вести их [к столу] без доброго и надлежащего обучения». 30 Причины этого можно найти в понимании Кальвином того, что представляет собой достойное участие. В книге IV «Наставления» он пишет: "По этой причине Павел предписывает человеку проверять себя, прежде чем есть этот хлеб или пить из этой чаши. Под этим (как я это понимаю) он имел в виду, что каждый человек должен войти в себя и поразмыслить над собой, покоится ли он с внутренней уверенностью в сердце на спасении, приобретенное Христом; признает ли он это устами; затем, стремится ли он к подражанию Христу с ревностью о невинности и святости "31. Достойное участие в Таинстве требует уверенности в спасении, купленном Христом.что, в свою очередь, требует понимания того, что такое спасение, какие блага оно дает и какие обязательства из этого вытекают.
Во-вторых, катехизация – это средство защиты и сохранения церкви от ошибок. А собрание, обладающие знанием здравого христианского учения будут знать достаточно, чтобы  извлечь  пользу из здравой проповеди, когда они ее слышат, и избегать ереси, когда она возникает среди них.  В знаменитом письме лорду-протектору Сомерсету в Англии Кальвин формулирует это так: Поверьте мне, монсеньор, Церковь Божия никогда не сохранится без Катехизиса, ибо он подобен семени, предохраняющему доброе зерно от вымирания, и тогла оно будет умножаться из века в век. И поэтому, если вы желаете построить здание, которое должно устоять надолго и рухнуть не скоро, предусмотрите
для детей обучение хорошему Катехизису... Этот Катехизис послужит двум целям, а именно, как введение всему народу, чтобы каждый мог извлечь пользу из того, что будет проповедоваться, а также дать людям возможность распознать, когда самонадеянный человек выдвигает странное учение...Катехизис должен служить для проверки таких людей".32.Катехизация – это человеческое средство обеспечения (с помощью Святого Духа) будущего христианской общины.
В-третьих, катехизическое наставление показывает и воплощает крещальное единство Церкви. В 1545 году Кальвин перевел Женевский катехизис на латынь, что не имело бы особого смысла, если бы его единственной функцией было обучение маленьких детей. Но Кальвин имеет в виду еще одно применение: "Поскольку нам надлежит всеми средствами стараться сделать это единство веры сияющим среди нас, что так высоко ценится Павлом, торжественным исповеданиеи веры, соединенное с нашим общим Крещением, это должно быть направлено главным образом на эту цель. Насколько более необходимо это сейчас, в условиях ужасного опустошения христианского мира, что те Церкви, которые правильно поклоняются Богу, немногочисленны, рассеяны и под угрозой, и они , должны взаимно давать и получать этот знак святого общения и тем самым побудить меня к тем братским объятиям, о которых я говорил? 33.Общая катехизическая традиция является проявлением единства, которое объединяет христиан в общение их общего крещения.
Наконец, катехизическое наставление представляет для Кальвина действующую благодать избрания в контексте христианской общины. Включение младенцев в народ Божий через таинство их крещения свидетельствует о свободном, безусловном и предельно благодатном благословении, которое Бог дарует Своему народу. Однако избрание куда-то ведет, и оно  должно проявляться. Оно проявляется и воплощается в жизнях, которых оно касается, в форме веры, послушания и внешнего исповедания. Тот факт, что Бог позволяет людям участвовать в этом процессе, является потрясающим даром
Божественной благодати: "Мы видим, как Бог, который мог бы в одно мгновение усовершенствовать Своих людей, тем не менее желает им повзрослеть исключительно под воспитанием Церкви... Как Он не вверил древний народ ангелам, а воспитал учителей с земли поистине исполнять ангельское служение, так и сегодня Его воля состоит в том, чтобы учить нас через человека.. [A]среди многих прекрасных даров, которыми Бог украсил человеческий род, есть особая привилегия, что Он соизволил посвятить Себе уста и языки людей, чтобы голос Его мог звучать в них.34.
Катехизация Церкви – это человеческое участие в благодати Божественного избрания, которое последовательно ведет христиан от крещения младенцев к внутренней вере, к внешнему исповеданию и наконец, к участию в Вечере Господней. Таким образом, крещение и катехизация неразрывно связаны: «Ибо, когда мы считаем, что Бог сразу же с рождения принимает и признает их Своими детьми, мы чувствуем сильный стимул научить их искреннему страху Божию и соблюдению закона» 35.
Учитывая очень тесную связь между катехизисом и дисциплиной в Женеве, на данном этапе уместно кратко обратить внимание на то, как они связаны между собой. Женевская дисциплина, особенно если ее оценивать с точки зрения чувств ХХ  века, может производить впечатление железного режима, диктаторского правления, принуждающего несогласных граждан в поверхностный религиозный конформизм под угрозой применения силы. Эта картина почти наверняка является искажением.36 Начнем с того, что акцент на умеренности пронизывает практически все сочинения Кальвина о церковной дисциплине. Следующий отрывок из "Наставления" является показательным примером: "Такая кротость требуется во всем теле церкви, чтобы она могла справляться , с отступившими мягко, и  их не следует наказывать с особой строгостью, а, скорее, согласно наставлению Павла, подтверждать  свою любовь к ним. Аналогично, каждому
мирянину следует умерить себя к этой кротости и мягкости. Следовательно, это не наша задача вычеркнуть из числа избранных тех, кого отлучили от церкви или впадать в отчаяние, как будто они уже потеряны".37. Раздел Церковных постановлений, предусматривающий церковную дисциплину, призывает неоднократно к братскому увещеванию, но никогда не упоминает о каком-либо наказании, кроме отлучения упрямых нарушителей от причастия 38.
Эта картина умеренности подкрепляется происшествием 1549 года, о котором упоминает Уильям Монтер в своей работе. Пасторы и правительство Женевы согласились, что на город обрушиваются великие бедствия, и обратились ко всем главам семей с настоятельным призывом чаще посещать церковь и чтобы дети и слуги приходили на катехизизацию. «В этом документе много говорится о намерения правителей Женевы и ее духовенства, - замечает Монтер, - и о добром примере, а о наказании вообще ничего не сказано. Это чистый призыв, без угроз»39.
И все же эта дисциплина, какой бы умеренной она ни была, рассматривается Кальвином как «жилы», связывающие вместе тело церкви. Кальвин считает, что без дисциплины работа катехизации остановилась бы, и весь прогресс был бы быстро потерян: «Если бы мы расслабились хоть на мгновение, время, - пишет он, - все знания, которые мы приобрели, вскоре истощатся. Ибо  мы так полны тщеславия и злых чувств, что это очень скоро испортит доброе семя, которое есть у Бога. посеянное в нас, если только мы не будем постоянно стремиться взращивать его, выдергивать зло, утверждать
добро». 40.
В общем, Р.С. Уоллес, возможно, прав, когда описывает функционирование дисциплинарного взыскания в следующих условиях. Дисциплина внутри любой социальной группы - семьи, церкви, города или нации - означает, что определенные основные высокие стандарты морали и, более того, добродетели установлены для и ожидаемы от всех. Эти стандарты не всегда должны быть четко определены или записаны. Они воплощены в системе образования, в нынешних идеалах для семьи и домашней жизни. Их строго поддерживает просвещенное общественное мнение. Когда базовый стандарт не может быть достигнут, заблуждающегося человека подталкивают поощрение или порицание или введение более строгих санкций теми, кто облечен властью, от которых ожидается, что они сами будут образцовыми 41.
Женевская дисциплина, возможно, функционировала по большей части не столько под действием молота принуждения, как под постоянным давлением социальных санкций внутри тщательно культивируемого христианского этоса. Если дисциплина создавала такой этос, в рамках которого могла бы проводиться работа по катехизации, то сама  катехизация также служила основным ресурсом для тех, кто курировал эту  дисциплину. Роберт Кингдон описывает, как женевская консистория рассматривала типичные жалобы относительно неортодоксальных религиозных практик: "Людей, чья проблема заключалась в незнании протестантской практики, обычно лечили нежно. Если они умели читать, им предлагалось купить Библию и внимательно прочитать ее. Этот совет был дан, например, некоторым бывшим священникам и бывшим монахам, до сих пор живущим в Женеве. Большинству тех, кто не умел читать, было приказано посещать проповеди, по крайней мере, раз в неделю, желательно два раза в неделю, в идеале каждый день. Многим также было сказано посещать катехизические занятия, организуемые каждое воскресенье в приходских церквях. Эти занятия, возможно, были предназначены в первую очередь для детей, но они также считались ценнымм для взрослых" 42.
Некоторые люди, особенно озадаченные новой верой и ее последствиями, были поручены специальным репетиторам . Кингдон вспоминает один особенно поразительный случай, когда пожилой мужчина, был вызван до того, как Консистория с готовностью признала, что он безнадежно запутался в религиозных вопросах. В качестве средства правовой защиты он спросил, нельзя ли назначить его наставником ребенка, на что Консистория с готовностью согласилась с этим предложением.43 Вот убедительное свидетельство эффективности кальвиновской программа - что подобное предложение может быть воспринято как нечто само собой разумеющееся!

2

Обрисовав кое-что из того, что входило в катехизическую программу Кальвина, мы хотим теперь кратко рассмотреть, каковы были некоторые из его отличительных особенностей в контексте XVI века.  Мы сделаем это, сравнив Женевский катехизис Кальвина с римско-католическим и лютеранским катехизисом.
Одна из вещей, которые христиане ХХ века находят чрезвычайно впечатляющими в Женева Кальвина - это строгость благочестия, которую принял город. Даже чисто внешне  проповеди дважды каждое воскресенье и три раза в течение недели во всех
приходах, катехизическое обучение и экзамены, строгий дисциплинарный надзор со стороны бдительного совета старейшин - характер христианской жизни, практикуемый в Женеве, производит на нас впечатление крайней требовательности. Это впечатление может быть в гораздо большей степени продуктом чувств ХХ века, ибо в Женеве XVI века обычно  не видели ничего особенного. В качестве иллюстрации я хочу посмотреть
кратко  римско-католический катехизис, озаглавленный «Плодотворное зеркало, или Маленький справочник для Христиан" .44 Эта работа была написана братом Дедерихом Кольде из Мюнстера и представляет собой первый печатный катехизис на немецком языке.
Работа Кольде пользовались огромной популярностью. Впервые она появилась небольшим тиражом в 1470 году,  впоследствии была переработана и расширена в 1480 году. Эта расширенная версия 1480 года выдержала 29 изданий между 1480 и 1520 годами и была переведены на несколько языков. Ее ортодоксальность была подтверждена богословскими факультетами Кельна и Лувена. Это, вероятно, один из наиболее широко используемых католических католических катехизисов в период ранней Реформации.  Современные историки называют его«типичным и даже образцовым образцом позднесредневекового периода катехизической литературы».
«Катехизис» Кольде открывается длинным разделом о том, во что христиане обязаны верить. Этот раздел посвящает Апостольскому Символу веры всего одну статью, а оттуда сразу переходит к мрачному и развернутому описанию адского огня и мучений проклятых, а также краткому описанию славы небес для соблюдающих заповеди. Далее следует невероятно подробное изложение Десяти заповедей и всех сопутствующих им обязанностей. Следующий отрывок из объяснения Кольде заповеди о субботе дает что-то из его вкуса: "Эта заповедь учит нас, что мы должны соблюдать святой день с молитвами, воспоминаниями и с благодарностью, и нам следует избегать грехов и помнить о добре, которое Бог сделал для нас....Кроме того, эта заповедь учит, что нужно проявлять почет и уважение к святым местам. Против этого выступают все те, кто совершают смертный грех в святые дни, потому что тогда грех тяжелее и удваивается. Те, кто неуместными высказываниями вводят другого человека в грех, особенно в церкви. Те, кто играет в азартные игры или играет из жадности, проводя время с мячом. играми и тому подобным, или те, кто не посещает службы из-за таких игр. Те, чья легкомысленная натура заставляет их держать людей подальше от церкви или вводить их в грех. Те беспечные, которые живут нескромно и нечисто в тавернах или которые едят дорого и ненужно с бесчестными женщинами. Те, кто покупают или продают в святой день, когда в этом нет необходимости, или те, кто открывают для этой цели свои двери и окна. Или те, кто тратит большую часть своего время в праздничные дни для поездок на рынки или расчетов. Те, кто готов портняжничать, или шить, или подковывать лошадей, или стирать, или тому подобное, или у кого есть такие действия, совершенные без веской причины. Те, кто работает слишком поздно накануне праздника и готов снова начать в святой день из скупости. Те, кто тратит практически все утро святого дня на надевание новой обуви или одежды".45. Несмотря на то внимание, которое реформаты оказывают к заповедям, в реформатских конфессиях мало что может сравниться с этим!
Рассмотрев таким образом все десять заповедей, Кольде переходит к множеству дополнительных заповедей, положительные и отрицательные, каждая из которых получает столь же подробное изложение. Его обзор таков: пять заповедей Святой Церкви, которые христиане обязаны соблюдать, семь смертных грехов и их дочери, происходящие от них, девять чужих грехов, за которые многие люди прокляты, открыто обсуждаемые грехи и немые грехи против природы, которые редко обсуждаются, шесть грехов против Святого Духа, которые никогда не будут прощены, и так далее. Все  это, кстати, еще содержится в разделе о том, как следует верить христианам. Мы еще не дошли до раздела о том, как человеку следует жить.
Этот подавляющий акцент на детальном описании возможных грехов указывает на то, с чем катехизис Кольде призван подготовить христиан к исповеди. Кольде принадлежит к традиции покаянного мышления позднего средневековья, утверждающего, что Бог может и захочет через таинство покаяния, даровать благодать для прощения смертного греха. Но таинство не может быть эффективным для любого конкретного греха, за исключением случаев, когда этот грех специально исповедуется, отпущен священником и назначено надлежащее удовлетворение.46 Грех, который не исповедан, находится за пределами причастия и грешнику придется иметь дело с чистилищем. Итак, эти бесконечные списки, которые мы находим у Кольде, служат очень полезной и необходимой функции в благочестивом размышлении и самоисследовании: они предназначены для того, чтобы подтолкнуть память, чтобы кающийся мог вспомнить все конкретные грехи, в которых ему или ей необходимо признаваться.
Второй длинный раздел Кольде описывает, как должен жить христианин, и он напоминает не что иное, как монашеский идеал, применимый к жизни простых людей. Ниже приводится молитва, которую следует произнести первым делом утром, проснувшись: О всемогущий, вечный, сострадательный Боже, как я трачу свое драгоценное время, как ленивя, как мне придется гореть в чистилище за то, что я потерял свое драгоценное время так бездарно. Ночью все духовные сердца пели и читали хвалу. Богу, и я уснул. И была также великая радость на небесах, и я не думал о работе, чтобы я тоже мог найти радость. И был также великий плач и страдания в чистилище, и я не молился об этом...47 Добрый христианин каждое утро сокрушается о том, что он всю ночь не бодрствовал с более религиозным.
Катехизис дает мирянину молитвы, которые следует произносить в течение всех канонических часов. Он  дает ему инструкции о том, как молиться Псалтырем и Розарием хотя бы один раз в день. Христианину советуют постоянно размышлять во время еды обо всех святых людях, обходившихся без пищи. Если он просыпается ночью, он должен провести время в молитве за души в чистилище. Даны подробные инструкции по выполнению добрых дел, даны объяснения, каковы семь духовных дел милосердия, семь телесных дел милосердия, семь даров Святого Дух, восемь заповедей блаженства, девять примечательных моментов, которые приводят людей к греху и так далее. Каждый час, когда христианин слышит бой часов, он должен совершать следующую медитацию: О мое сердце, где ты сейчас? О чем ты сейчас думаешь? Ты сейчас в ранах Иисуса Христа? О дорогой Господь, дай нам благословенный час, когда мы умрем.48 За этой медитацией следует «Радуйся, Мария» и молитва за все верные души.
В конце катехизиса брат Дедерих уверенно утверждает, что все, кто читал его небольшую книгу и жил по ней, станут святы и спасутся. Но в очень остром размышлении он также показывает, что его лично очень беспокоит тот факт, что он не знает, куда он пойдет, когда он умрет.49 Если соблюдающий монах-францисканец так неуверен в себе перед требованиями этого благочестия, мы можем только представить, какое влияние оно должно было оказать на среднего мирянина, стремившегося отнеситесь к этому серьезно!
Таким образом, совершенно ясно, что то, что отличает катехизацию и дисциплину Кальвина в контексте XVI века - это не строгость христианской жизни, к которой он призывает своих приверженцев. Если так, то  требования женевского благочестия кажутся довольно скромными по сравнению с их римскими аналогами. Взгляд Кальвина на христианскую жизнь отличается от взгляда Кольде не тем, что он строгий, но его строгость направлена к совершенно другим целям. Катехизис Кольде, в разделе исповеди, кажется, специально создан для того, чтобы культивировать чувство незащищенности, как стимул к пылкой преданности и использование таинств. Кальвин, напротив, видит в такого рода покаянном благочестии «жестокую бойню» душ верующих.50 Катехизация Кальвина призвана наставлять и готовить христиан к таинству Трапезы, плодом которого является уверенность: «[Вечеря] была установлена Христом, чтобы посредством общения Его тела и крови научить нас тому, что наши души воспитываются в надежде на вечную жизнь и чтобы Он заверил нас в этом». Не строгость благочестия, а цель его является отличительным элементом образовательной программы Кальвина.
Вторая особенность, отличающая катехизис Кальвина, - это уровень богословия,
знания и понимание, которые он потребовал бы от обычных христиан.  УКольде
требования очень практичны: нужные вам знания позволяют вам исповедоваться в уже совершенных грехах и жить так, чтобы не впадать в новые. Таким образом, Апостольский Символ веры в работе Кольде практически игнорируется. Он дает текст, но к нему прилагается очень мало пояснений. В контексте покаянного благочестия Кольде  у обычных людей мало причин иметь хоть какое-то представление о теологии. Кольде, несомненно, исходит здесь на основе схоластического учения о «неявной вере», которая утверждает, что простым людям не нужно знать вопросы доктрины, что будет достаточно, если они просто поверят учению церкви, оставив задачу понимания на усмотрение, так сказать специалистам. Учитывая состояние богословской грамотности среди магистериума той поры, казалось бы, это учение, выдержавшее испытание временем!
Кальвин, с другой стороны, решительно выступает против доктрины безоговорочной веры и критикует ее на том основании, что она заставляет верующих доверять не Богу и Его Слову, а ошибочному учению людей. Отвечая защитнику католической доктрины, он пишет: Прочь же ту легкомысленную простоту, которая, по вашему мнению, подобает грубому и неграмотному, почитающемуся более образованных и уступающему их кивкам! Ибо если имя веры незаслуженно присвоено какому-либо религиозному убеждению, каким бы упрямым оно ни было, оно не от Бога, Который не может дать такое имя такого рода колеблющемуся мнению, которое не только легко отвоевывается искусством дьявола, но колеблется само по себе в зависимости от настроения времени" 52. Катехизация, в понимании Кальвина, имеет своей задачей привести людей к твердой и искренней уверенности в Слове и обетованиях Божьих, и для того, чтобы такая уверенность была подлинной, христиане должны знать в разумных подробностях, что такое Слово и обетования Божии на самом деле. Таким образом, катехизис Кальвина дает подробное объяснение Символа веры, статьи за статьей. Вера, по мнению Кальвина, «основана на знании, а не на благочестивом невежестве».
Но насколько знаний достаточно? Кальвин открыто признает, что всегда есть элемент безоговорочной веры в каждом верующем просто потому, что эту сторону Царства мы не можем достичь  совершенного познания Бога – мы видим сквозь темное стекло.53 Даже после того, как просто понимание отвергается, остается вопрос, сколько богословских знаний требуется от среднестатистического обывателя? Этот вопрос подводит нас к рассмотрению «Малого катехизиса» Лютера, поскольку ответы, данные по этому конкретному вопросу, будут отличать катехизис Кальвина от работ Лютера.
Написанный в 1529 году «Малый катехизис» Лютера является результатом заботы реформатора о вера простых людей. Лютер был потрясен во время поездки по сельским приходам Саксонии. уровнем невежества, который демонстрировали простые люди: Боже мой, какое убожество я увидел! Обычные люди, особенно те, которые живут в деревне, не имеют никаких знаний о христианском учении и к сожалению, многие пасторы совершенно некомпетентны и неспособны преподавать. Хотя люди должны быть христианами, креститься и получать святые таинства, они не знают ни Молитвы Господней, ни Символа веры, ни Десяти Заповедей, они живут, как свиньи и неразумные звери...54
Катехизис Лютера – это короткий, относительно скромный документ, в котором рассматриваются Десять Заповедейи, Апостольский Символ веры и Молитва Господня постатейно, с вопросам каждому: Что это значит? Оглашенный обычно отвечает кратким объяснением, которое включает какое-то применение к жизни. Приведенные богословские разъяснения гораздо менее детальны, чем в работах Кальвина. Например, трактовка Лютером христологического раздела веры, от непорочного зачатия доВторое пришествие включает в себя только один вопрос. На вопрос «Что это значит?» оглашенный отвечает: Я верую, что Иисус Христос, истинный Бог, порожденный Отцом прежде всех времен (предвечно), а также истинный Человек, рожденный от Девы Марии, есть мой Господь, Который искупил меня, погибшего и осужденного человека, избавил меня от всех грехов, от смерти и от власти дьявола не золотом или серебром, но Своей святой, драгоценной Кровью и Своим неповинным страданием и смертью, для того, чтобы я принадлежал Ему, жил под Его властью, в Его Царстве, и служил Ему в вечной праведности, непорочности и блаженстве, подобно тому, как Он, воскреснув из мертвых, живет и царствует во веки. Это непреложная истина 55
С другой стороны, трактовка Кальвина состоит из 44 вопросов и включает подробный анализ. исследование: значения имени «Иисус»; значение слова «Христос»;  Его тройственное служение пророка, священника и царя и преимущества, которые каждая из них дает верующим; значение понятия "Сын Божий"; природа господства Христа; непорочное зачатие; искупление; сошествие в ад; крик оставленности; участие человеческой и Божественной природы Христа в распятии; преимущества воскресения; способ Вознесения Христа; различие между телесным и духовным присутствием Христа; ожидание христианами Страшного суда; и статус тел в окончательном воскресении. Очевидно, что существует определенный уровень детализации и богословский интерес, и здесь катехизис Кальвина заметно отличается от катехизиса Лютера.
Эта разница отображается даже в тоне диалога. Вопросы и ответы Лютера как мы видели, очень просты и направлены на то, чтобы просто убедиться, что ребенок обладает базовым пониманием слов, стоящих перед ним в символах веры.Женевский катехизис, напротив, временами напоминает не что иное, как богословский диспут, при этом ребенок часто принимает на себя роль учителя экклесии, который энергично защищает евангелическую веру перед лицом скептического перекрестного допроса со стороны священника.
Как объяснить эти различия? Ответ, я думаю, кроется в отличительной особенности Кальвина - представлении о вере как знании. Одна из замечательных особенностей катехизиса Кальвина заключается в том, что он содержит в себе собственное самооправдание. Изучающие Женевский катехизис не только наставлены в понимании догматов веры, но им также предоставлена всеобъемлющая богословская надстройка, которая довольно подробно объясняет, почему важно учиться и знать эти вещи. Человеческая жизнь, по мнению Кальвина, находит свою цель и осуществление в Боге. Это движение по отношению к Богу принимает форму знания, и не знания чисто познавательного типа, которое «мелькает «в мозгу», если использовать фразу Кальвина, но знания, которое в своем когнитивном измерении также охватывает и вовлекает всего человека в веру, доверие, послушное служение, и благодарность.56
Итак, катехизис Кальвина начинается со слов: «Какова главная цель человеческой жизни?» И ответ такой: «Чтобы люди познали Бога, которым они были созданы». И это знание состоит (по силе Святого Духа) в том, что оно вкладывается как в разум, так и в сердце. Как разум схватывает детали благосклонности Бога к человечеству, сердце движется к правильному пути и надлежащему почитанию Бога в доверии, послушании, благодарности и преданности. И это процесс роста этого особого рода знаний, данных Святым Духом, действующим в человеке и через его.усердие, которое являет Божественную славу в жизни мужчин и женщин и двигает их к их истинной цели в Боге. Катехизация – это, в важном смысле, Божья воля для исполнения человеческой жизни. Христианская вера углубляется, а христианское ученичество наполняется энергией по мере того, как разум и сердце вместе постигают все более подробно неисчерпаемые глубины искупительного Слова Божьего.
Итак, ответ Кальвина на вопрос о безоговорочной вере – о том, сколько знаний достаточно.для обычных обывателей - это не произвольное проведение линии в какой-то точке шкалы. Скорее, Кальвин рассматривает постоянный прогресс в богоугодном обучении как бесконечный, как призвание на всю жизнь для каждого верующего христианина: Мы, конечно, признаем, что, пока мы живем как чужие в мире, существует такое такая вещь, как безоговорочная вера.... Верх мудрости для самых совершенных - идти вперед и тихо и смиренно стремиться еще дальше.57
По этой причине мы вполне могли ожидать, что Кальвин составит катехизис таким образом, чтобы стимулировать дальнейшее обучение, расширять возможности почти каждого члена христианского сообщества.  Фактически, именно эта особенность Женевского катехизиса отличает его от всех аналогов, написанных в XVI веке.

3

В заключение отметим, что мы увидели, как катехизация Кальвина представляет воплощение и выработку в человеческом сообществе единого и всеобъемлющего видения христианской жизни. Программа обучения Кальвина основана на убеждении, что вера углубляется, а ученичество укрепляется не просто воспитанием внешней искренности, но и введением верующих во все более глубокое понимание Слова Божьего во всей его глубине и  полноте. Возможно, от Кальвина мы сможем усвоить ряд конкретных уроков о том, как проводить обучение в церкви, почему необходимость привлечь церковь и семью к сотрудничеству и поддерживать  этику дисциплиной; о необходимости бдительности в сохранении чистоты церковной жизни и поклонения. Но более важным, я подозреваю, является понимание Кальвином того, почему нам нужно иметь образование в церкви: это не что иное, как наш надлежащий ответ на избирающую благодать Божию, призывающую человеческие сердца и умы, человеческие души и умы к восхвалению Его славы и
служению Его Царству.

ПРИМЕЧАНИЯ NOTES
;A Английский перевод прощального обращения Кальвина к пасторам опубликован в книге n William Monter, Calvin's Geneva (Huntington, New York: Robert E. Krieger, 1975), pp. 95ff.
2At a general citizens' meeting on May, 1536 (Monter, op. cit., p. 56).
3Ibid., p. 95. Следует отметить, что Джон Т. Макнил считает это заявление Кальвина
преувеличенным; см. его History and Character of Calvinism, (New York: Oxford University Press,
1967), p. 136. Cf. also Fran;ois Wendel, Calvin: Origins and Development of His Religious
Thought, trans. Philip Mairet (New York: Harper and Row, 1950), p. 49.
4Фактическое авторство Женевского исповедания не установлено. Теодор Беза в своей
биография приписывает это Кальвину; современные ученые более склонны приписывать это Фарелю. Кем бы ни был конечный автор, почти наверняка Кальвин приложил руку к проекту.
5The Confession de la Foy appears in the Corpus Reformatorum: Ioannes Calvini Opera
quae supersunt omniae, eds. Baum, Cunitz, and Reuss (Berlin-Brunswick, 1859-1900) (hereafter
CO) IX, 693ff. A good English translation is in vol. 22 of the Library of Christian Classics series
(hereafter LCC) under the title, Calvin: Theological Treatises, trans. J.K.S. Reid (Philadelphia:
Westminster, 1954), pp. 25-33.
"Wendel, op. cit., p. 52. See also CO X, 1.
7Articles concernant l'organisation de l'eglise de Geneve. The text appears in CO X, 5ff.
An English translation may be found in LCC, pp. 48ff.
8LCC, p. 48.
9Ibid., p. 54.
10Instruction et Confession de Foy. The text may be found in CO XXII, 33-74. An
Английский перевод появляется под заголовком, Instruction in Faith, trans. Paul T. Fuhrmann
(Philadelphia: Westminster Press, 1949).
11 Кальвин на самом деле был не новичком в катехизической работе даже на этом раннем этапе своей карьеры. Его «Наставление» 1536 года первоначально было задумано как своего рода катехизическое руководство для протестантов.. Рассмотрим, например, первый абзац посвящения Кальвина королю. Франциску I: «Моя цель [при написании книги] состояла исключительно в том, чтобы передать определенные начатки, посредством которых те, кто испытывает какое-либо рвение к религии, могут быть подняты до истинного благочестия... Сама книга свидетельствует, что именно таков был мой замысел, приспособленный к простой и, можно сказать,
элементарной форме обучения . пер. Ford Lewis Battles, trans., Institutes of
the Christian Religion, 1536 Edition (Grand Rapids: Eerdmans, 1986), p. 1.
12LCC, p. 50. По иронии судьбы, именно это и произошло. Хотя ученые знали, что
Кальвин был автором раннего катехизиса, настоящий текст которого был неизвестен до 1877 года, когда появилась  единственная копия, что была обнаружена в Париже М.
(Fuhrman, op. cit., p. 9).
13R.S. Wallace, Calvin, Geneva and the Reformation, (Edinburgh: Scottish Academic
Press, 1988), p. 21.
72.
14Projet d'ordonnances ecclesiastiques, CO XVI, 15ff. It is translated in LCC, pp. 58-
15LCC, p. 62.
161536 Institutes, p. 130.
17LCC, p. 69.
18LCC, pp. 60-61.
19These dates are cited by T.F. Torrance in The School of Faith: The Catechism of the
Reformed Church (New York: Harper & Brothers, 1959), p. 3.
20CO IV, 147-160. Англ.пер.документа  в Calvin Studies V, (Papers of the Fifth Colloquium on Calvin Studies, Davidson College, North Carolina),
ed. John H. Leith, (Richmond, 1990), pp. 152-154.
21 Родольф Петер указал на существование еще одной организации женевских катехизаторов.
литература в виде букварей, используемых для обучения чтению и арифметике в начальных школах. практика включения в эти книги материалов для религиозного обучения, по-видимому, восходит к аременам Реформации. Кальвин и его коллеги, очевидно, отредактировали и адаптировали материал учебниклв, чтобы привести их в соответствие с учением Реформации
.См: "The Geneva Primer, Or Calvin's Elementary Catechism," in Calvin Studies V, ed. John H. Leith.
22John Calvin, Institutes of the Christian Religion (hereafter Inst.) IV.xix. 13 emphasizes
the public nature of these examinations. Cf. also Calvin's letter to Olevianus, CO XVIII, 236.
Quotations from the Institutes are taken from the Library of Christian Classics edition, trans. Ford
Lewis Battles, ed. John T. McNeill (Philadelphia: Westminster, 1960) unless otherwise indicated.
23 Хьюз Олд в готовящейся к выпуску книге о крещении в реформатской традиции представляет
реконструкция этой экзаменационной службы на основе данных Краткого Катехизиса и
Постановления 1561 года. Old проводит явные сравнения с сервисами Redditio 4-го и 5-го веков.
Символы, в которых оглашенные публично исповедовали данное им вероучение.
при подготовке к крещению.
24Rodolphe Peter, op. cit., p. 138.
25 25 Директор школы Матюрен Кордье был изгнан из города вместе с Кальвином и Фарельемв 1538 году. Преемник Кордье Себастьян Кастеллио также покинул город со скандалом в 1544 году. Кастеллио пытался вступить в Общество пасторов, чтобы пополнить свою скудную
зарплату школьного учителя, но его предложение было отклонено служителяи, поскольку он считал, что Песнеь Песней была похотливым документом, выросшим из бурной юности царя Соломона.См.R.S. Wallace, op. cit., pp. 69ff., or J.T. McNeill, op. cit., pp. 168ff.
26For a good explanation of the work of the Academy, see Charles Raynal, "The Place of
the Academy in Calvin's Polity," in Timothy George, John Calvin and the Church (Louisville:
Westminster/John Knox, 1990).
27 L'ordre du College de Geneve, 1559: CO X, 75. An English translation of the Order
may be found in W.S. Reid, "Calvin and the Founding of the Academy in Geneva," Westminster
Theological Journal, vol. XVIII, Nov. 1955, pp. 22-23.
28On this point see Harro Hoepfl, The Christian Polity of John Calvin (Cambridge:
Cambridge University Press, 1982), pp. 203-204.
29 См. замечания Лютера в предисловии к его «Малому катехизису», где он сравнивает
участие в таинстве с получением гражданства в стране конкретного царя: «Хотя мы
не можем и не должны никого принуждать верить, мы должны, тем не менее, настаивать на том, чтобы люди учились знать, как различать добро и зло в соответствии со стандартами тех, с кем они живут и зарабатывают на жизнь. Любой, кто желает жить в городе, обязан знать
и соблюдать законы, под защитой которых он живет, независимо от того, верующий ли он или, по крайней мере, всердце, негодяй или лжец». " The Book of Concord, trans. Theodore Tappert (Philadelphia:Muhlenberg Press, 1959), p. 339.
30Draft Ecclesiastical Ordinances, LCC p. 69.
31Inst. IV.xvii.40
32J. Bonnet, Letters of John Calvin, Vol. II (Philadelphia: Presbyterian Board of
Publication, 1858), pp. 191-2.
33"Preface to the Ministers in East Friesland": LCC 88-89, 89-90.
34Inst. IV.i.5
35Inst. IV.xvii.32. See also Calvin's commentary on Genesis 17:1 and 18:19 in his
Commentaries on the First Book of Moses in which the Reformer ties the duty of education to the
grace of the Abrahamic covenant. Calvin's Commentaries, vol. 1, trans. John King, (Grand
Rapids: Eerdmans, 1948).
36Наша картина функционирования дисциплины в Женеве Кальвина быстро меняется. К На сегодняшний день нашим самым важным источником информации о реальной практике были записи Консистории. Эти записи написаны практически неразборчивой французской стенографией XVI века. следовательно, почти вся работа, проделанная над этими документами, была основана на ряде транскрипции, составленные Ф. А. Крамером, гражданином Женевы, в середине XIX века. Консисторический материал в Corpus Reformatorum, например, взят из книги.стенограммы Крамера. Однако, как недавно отметил Роберт Кингдон, стенограммы Крамера
составляют лишь около 5%  от общего количества записей, и эти 5%  , по-видимому, были
тщательно отобраны, чтобы представить самые пикантные и скандальные случаи из зарегистрированных. Кингдон и его ученики в настоящее время заняты кропотливой работой по расшифровке всех документов. Для обзора некоторых ранних результатов, см. Robert Kingdon, “A Fresh Look At Calvin's Attempt to Introduce Discipline Into A Reformed Community," in Calvin-France-South Africa: Papers ofhe Third South African Congress on Calvin Research, ed. A.D. Pont (Pretoria: Kital, 1990).
37Inst. IV. xii.9
38LCC, pp. 70-71
39Monter, op. cit., p. 101
4; Letter to the French Church at Antwerp, December 21, 1556. Cited in Wallace, op. cit.,
pp. 207-8.
41Wallace, op. cit., pp. 31-32.
42Kingdon, op. cit., p. 22.
43Idem.
44 An English translation of this work can be found in Denis Janz, ed., Three Reformation
Catechisms: Catholic, Lutheran, Anabatist (New York: Edwin Mellen Press, 1982).
45Ibid., pp. 54-55.
46 For an excellent discussion of late medieval penitential piety and theology, see Thomas Tentler, Sin and Confession on the Eve of the Reformation (Princeton: Princeton UniversityPress, 1977).
47Janz, op. cit., p. 84.
48 Ibid., p. 103.
49Ibid., p. 127.
50For Calvin's vigorous critique, see Inst. IV.iii. 16-17.
51Geneva Catechism: LCC, p. 135.
52 Reply to Sadolet: LCC, p. 245. Calvin's critique of the doctrine of implicit faith may
also be found in Inst. III.ii.2ff.
53Inst. III.ii.4
54Preface to Luther's Small Catechism, The Book of Concord, trans. Theodore G. Tappert
(Philadelphia: Muhlenberg Press, 1959), p. 338.
551bid., p. 345.
56Inst. I.v.9
57Inst. III.ii.4

Primary Sources:
Calvin, John, Commentaries on the First Book of Moses, called Genesis, trans. John King, in
Calvin's Commentaries, vol. I (Grand Rapids: Eerdmans, 1948).
Corpus Reformatorum: Ioannes Calvini Opera quae supersunt omniae, eds. Baum,
Cunitz, and Reuss (Berlin-Brunswick, 1859-1900), vols. VI, IX, X, XVIII, XXII.
Institutes of the Christian Religion, Library of Christian Classics vols. XX-XXI, trans.
Ford Lewis Battles, ed. John T. McNeill (Philadelphia: Westminster, 1960).
Institutes of the Christian Religion, 1536 Edition, trans. Ford Lewis Battles, (Grand
Rapids: Eerdmans, 1986).
Instruction in Faith, trans. Paul T. Fuhrmann, (Philadelphia: Westminster Press, 1949).
Letters of John Calvin, Vol. I-IV, trans. J. Bonnet, (Philadelphia: Presbyterian Board of
Publication, 1858).
Theological Treatises, Library of Christian Classics vol. XXII, trans. J.K.S. Reid
(Philadelphia: Westminster, 1954).
Luther, Martin, The Small Catechism and The Large Catechism, in The Book of Concord, trans.
Theodore Tappert (Philadelphia: Muhlenberg Press, 1959).
Kilde, Dederich, A Fruitful Mirror or A Small Handbook for Christians, trans. Robert Dewell, in
Three Reformation Catechisms: Catholic, Lutheran, Anabatist, ed. Denis Janz (New
York: Edwin Mellen Press, 1982).
Secondary Sources
Bossey, John, Christianity in the West: 1400-1700 (New York: Oxford University Press, 1985).
DeJong, Peter Y., "Calvin's Contributions to Christian Education," Calvin Theological Journal
vol. 2 no. 2 (Nov. 1967), pp. 162-201.
Hall, Joseph, H., "Reformed Catechetics," Concordia Journal, Nov. 1979, pp. 205-210.
Hoepfl, Harro, The Christian Polity of John Calvin (Cambridge: Cambridge University Press,
1982).
Jungman, Josef A., "Christian Education in Late Medieval Times," in Shaping the Christian
Message: Essays in Religious Education, ed. Gerard Sloyan (New York: The MacMillan
Company, 1958).
Kingdon, Robert, "A Fresh Look At Calvin's Attempt to Introduce Discipline Into A Reformed
Community," in Calvin-France-South Africa: Papers of the Third South African
Congress on Calvin Research, ed. A.D. Pont (Kital: Pretoria, 1990).
Kittelson, James, "Successes and Failures in the German Reformation: The Report from
Strassbourg," Archiv fur Reformationsgeschichte 73 (1982), pp. 153-174.
Koekemoer, J.H., "Catechesis in the Light of Calvin's Institutes," in John Calvin's Institutes, His
Opus Magnum: Proceedings of the Second South African Congress for Calvin Research
(Potchefstroom: 1986).
McNeill, John T., The History and Character of Calvinism (New York: Oxford University Press,
1967).
A History of the Cure of Souls (New York: Harper & Bros., 1951).
Monter, William, Calvin's Geneva (Huntington, New York: Robert E. Krieger Press, 1975).
Lewis, Gillian, "Calvinism in Geneva in the Time of Calvin and Beza," in International
Calvinism, ed. Menna Prestwich (Oxford: Clarendon Press, 1985).
Oxment, Steven E., The Reformation in the Cities (New Haven: Yale University Press, 1975).
Peter, Rodolphe, "The Geneva Primer or Calvin's Elementary Catechism," trans. Charles Raynal
III, in Calvin Studies V, (Papers of the Fifth Colloquium on Calvin Studies, Davidson
College, Davidson North Carolina), John H. Leith, ed. (Richmond: 1990).
Raynal, Charles III, "The Place of the Academy in Calvin's Polity," in John Calvin and the
Church: A Prism of Reform, ed. Timothy George (Louisville: Westminster/John Knox,
1990).
Reid, W.S., "Calvin and the Founding of the Academy in Geneva," Westminster Theological
Journal, vol. XVIII, Nov. 1955, pp. 22-33.
Steinmetz, David, "Luther Against Luther," in Luther in Context (Bloomington, Indiana: Indiana
University Press, 1986).
Strauss, Gerald, "Reformation and Pedagogy: Educational Thought and Practice in the Lutheran
Reformation," and Spitz, Lewis, "Further Lines of Inquiry for the Study of 'Reformation
and Pedagogy,"" in The Pursuit of Holiness in Late Medieval and Renaissance Religion,
ed. C. Trinkaus and H. Obermann (Leiden: J. Brill, 1974).
Tentler, Thomas N., Sin and Confession on the Eve of the Reformation (Princeton: Princeton
University Press, 1977).
Torrance, T.F., The School of Faith: The Catechisms of the Reformed Church (New York:
Harper & Brothers, 1959).
Ulich, Robert, A History of Religious Education (New York: New York University Press, 1968).
Van 'T Veer, M.B., Catechese en catechetische stof bij Calvin (Kampen: J.H. Kok, 1942).
Wallace, R.S., Calvin, Geneva and the Reformation (Edinburgh: Scottish Academic Press,
1988).
Wendel, Fran;ois, Calvin: Origins and Development of His Religious Thought, trans. Philip
Mairet (New York: Harper and Row, 1950).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn