Давуд-хан ал-Мушкури и бакинская нефть

Али Албанви
Давуд-хан ал-Мушкури и бакинская нефть (1725)

В 1724 году Пётр I распорядился доставить ему партию «белой нефти». Как «белая», так и «черная» нефть рассматривались в то время не только как горючее вещество для обогрева, приготовления пищи и освещения, но и как лекарство. В Лечебнике XVII века говорилось:

«Белая же нефть отимет болесть ... коя была от студеностю»; черная нефть, считалось, «кашель отнимет» и «колотие во чреве».

Прибывший из Гиляна в Баку Матюшкин в сентябре 1725-го отправил в Петербург 207 пудов «белой нефти» и подал более подробную, чем предыдущая, составленная двумя годами ранее, ведомость о нефтяных колодцах: были названы 89 «колодезей», которые способны были давать 4710 батманов нефти в сутки; самый большой источник у деревни Балаханы поставлял 1350 батманов; остальные — по 100--400. Четыре колодца считавшейся наиболее ценной «белой нефти» давали её «помалу».

Однако командующий вынужден был признать, что не в состоянии контролировать соляные промыслы и нефтяные колодцы в 20 верстах от города. Хозяйничавший там ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури издевательски просил передать генералу, что источники нефти «не во владении у русских», а бакинская администрация исчезла, потому ему приходится пользоваться ими «безденежно»; «а как де вы будите нефтью и солью владеть, то ни одной посуды нефти и соли безденежно брать не будем».

Судя по выросшим в дальнейшем поступлениям от нефти в числе «бакинских доходов», так вскоре и случилось. В.В. Долгоруков в апреле 1727 года рапортовал, что у колодцев выставлено «охранение», а для того, чтобы оно присутствовало постоянно, в десяти верстах от Баку построена крепость с гарнизоном в 150 человек и тремя пушками.

«Кроме доходов с уезду, сбираются немалыя деньги за нефть и за соль. Соль берется из нескольких озеров близ Баки, в которых она через жары солнечные поспевает, а нефть черпается из колодезей, которые имеются полдни езды от Баки в каменистом месте, из которых колодезей некоторые черную и некоторую белую нефть выбивают», — писал в 1728 году И.Г. Гербер.

Для отечественной экономики Ширванская нефть в ту пору оставалась товаром редким и экзотическим. В Россию она не вывозилась и большей частью потреблялась на месте как топливо и средство для освещения жилищ; при отсутствии дров приходилось её использовать в этом качестве и российским солдатам. В Голландию, к давнему комиссионеру российского правительства, купцу И. Любсу, было отправлено три бочки нефти на предмет выяснения условий её продажи; но спрос на нефть в Европе оказался незначительным: её себестоимость и затраты на перевозку намного превышали цену на рынке.

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722–1735) / И.В. Курукин. — М.: Квадрига; Объединенная редакция МВД России, 2010. С. 271–272. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/34jHxL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.06.2023). — Яз. рус.