Николаас Витсен о Дагестане и о дагестанских тарта

Али Албанви
Николаас Витсен о Дагестане и о дагестанских тартарах (1705)

«Слово дах [даг] значит гора, а стан — страна. Дагестанцы живут примерно до 15-30 миль в глубь страны. У них темно-желтая кожа, крепкое телосложение, хороший вид; они носят длинные очень черные волосы, ходят в серых и черных кафтанах из плохой ткани, поверх которых надевают грубое войлочное пальто; шапки из дешевого материала: из шкур или грубого черного сукна. Их обувь вырезана из куска овечьей шкуры и сшита с одного бока. Они более набожные магометане, чем чиркасы [черкесы], но не слишком религиозны. Женщины пасут скот, а мужчины разбойничают: не щадят даже своих друзей, а их детей крадут и продают. Они вооружены панцирем, луком и стрелой, а также метательными копьями; не щадят никого, кроме московитов.

Этот Дагестан разделен на различные княжества, и почти каждое место имеет своего господина. У них, однако, есть один король, которого все другие князья почитают и платят ему дань. Его зовут шемхал [шамхал], и он выбирается бросанием яблока: после смерти короля все князья становятся толпой или в круг, и в них жрец бросает позолоченное яблоко. На кого оно упадет, тот и будет шемхалом, или королем. Слово шемхал значит свет, но он от других князей отличается лишь тем, что носит почетный титул главного князя, ибо они его мало уважают. Рустамисмин [Rustam ismin; Уцмий Рустам] — один из этих князей; местность, где он живет, также называется Рустам, но он — один из самых незначительных [князей]. Другого принца там зовут Али, еще одного — Войнах, так же, как называется одно местечко, или городок, а еще одного из принцев — Улебек [Ulebek; Али-бек?]. Дагестанского князя, который около до лет правил в городе Тарку, звали Куркохан.

В 1697 г. в Персию поехал московский посол; он дошёл туда на своем корабле по Каспийскому морю, где силой ветра и бури был выброшен на Шафкальские передние острова, где и бросил якорь. Там на него напали тартары этого шемхала вместе с несколькими беглыми русскими и высланными казаками. Борьба была жестокой: со стороны тартар было убито человек 50 и много раненых, а со стороны посла остались мертвыми два человека и 18 были ранены. Борьба продолжалась 14 часов, после чего он благополучно приехал в Шамахи, в Персии.

Согласно сообщению, присланному через Смирну, упомянутый князь шемхал, или семкал, имеет у себя в Тарку около 500 телохранителей, оставшихся ещё со времени чумы в 1694 г., ибо в то время там, как и в Астрахани и в окружающих землях, умерло много тысяч людей. Названия небольших городов и местечек, [находящихся] под его правлением:

Хайдайк [Хайдак], Карабутайк [Karabutaik; ныне г. Карабудахкент в Дагестане, южнее Махачкалы, недалеко от побережья Каспийского моря], Акуша [Akuscha; селение Акуша в Дагестане, на одноименной реке], Кубани [Кубачи], Войнах [Буйнак], Эрпели [селение в Дагестане около г. Темир-Хан-Шура, в Средние Века входило в состав Тарковского шамхальства], Шкати, Мадигин, Карана [Karana; населённый пункт в Дагестане; возможно, селение Каранайаул недалеко от берега Каспийского моря], Казаниш [Казанище], Кипиркумик [Kapirkumick; селение Кафыр-Кумух в Дагестане, недалеко от г. Буйнакск], Кумторкали [населенный пункт в Дагестане, сейчас станция Кумтор-Кале к западу от Махачкалы], Салембек-аул [Chatembeck-aul].

Эти места, говорят, расположены около кумытской [кумыкской] земли. Количество мужчин, могущих носить ружье, под правлением Шавкала, тогда составляло около 15 тысяч человек. Народы, находящиеся под его управлением, говорят на разных языках. Другой князь в Кумытской, сосед шемхала, теперь назван Цапалов. Они вместе с братом имеют при дворе около 200 телохранителей. У них есть ещё в подчинении народы, как ленники, живущие в других местах. Названия этих мест: Цецки [Tzetzeck], Аксай, Мичик Мичкис, Акоцин [Akotzin; местность в Дагестане, вероятно, Ачису к югу от Махачкалы], Уар Уаркан, Шубут, Мерешей, Андин, Кебутли, Сироят зийдет, Гуна [Guna], Аркац [Arkats].

Есть и другие места, и области в этих краях того же типа, как и вышеуказанные, союзники Шефкала, которые ему некоторым образом подчинены, но которых трудно описать, потому что они расположены в горах, далеко от дорог, но предположительно там живет около 30 тысяч человек. Количество тех, кто находится под правлением Шавкала и Цапалова, который господствует над Андреевской землей, вместе с его собратьями составляет около 45 000 человек. Это храбрые, смелые и сильные люди: как конные, так и пешие. Это то, что мне сообщили из Смирны.

Город Тарку [Тарку или Таркю [Tartaren van Tarku, Tarkou, Tarkusche Tarters], до XIII в. назывался Самандар] — самый большой в Дагестане и главный его город. Он лежит между скалами ракушечных гор, состоящих из раковин, которые море выбрасывает на берег. Так образованы глыбы, смешанные с камнями и землей. Кроме этих гор, в окрестностях есть красивые луга. Дагестанцы или их соседи из Андреева местечка, где недавно находился князь Султан Махмуд, а также бойнаки [Boinaken], и те, которые расположились к северу, называют себя кайтагами [Kaitak; кайтаки или кайтаги [самоназвание «хайдаклан»], небольшая тюркоязычная этническая группа на территории современного Дагестана, родственная с даргинцами, образовавшая в VIII в. независимое государство Кайтагское уцмийство, просуществовавшее до XIX в.]. Позади этих гор находятся народы казикумухи, и каждый из них имеет своего господина. Таркуские [таркинские тартары] не лучше бойнакских [буйнакских] тартар [Boinacker Tarters]: они злые и гордые, но женщины их приятные и привлекательные, общительные; они ходят с открытым лицом и неробки. Дома в Тарку строятся из глины, но там около города есть крепость, построенная из дерева. Образ жизни самых знатных близок к персидскому. Они едят, сидя на земле, ломают и разделяют пищу пальцами, не употребляя ножей; они пьют воду, водку и приготовленный напиток под названием брага. У некоторых из этих народов существует обычай, приходя в гости, втыкать в потолок стрелу, которая там остается, пока сама не упадет.

Между Тарку и Астраканью [Астрахань] находится большая дикая песчаная пустошь, в ней мало воды или рек, она низкая; и кое-где у моря есть песчаные дюны, соленые озера, и там встречается много зверей. Пленных рабов дагестанцы, согласно барону Мейербергу, не держат, так как у них хватает людей, а продают из страны. Иногда одна деревня нападает на другую, один род на другой, особенно у тех, которые живут на границах княжества. Они осаждают дома и увозят пленных. Леши – не лучше; это народ, живущий около дагестанцев; они не обрезаны, и многие писатели путают их и принимают за один народ. Они живут в полной свободе, под разными принцами и господами. Они граничат с кабардинцами и Древним Колхисом [Колхида]. Они едят все, что попадется. Их вера — смесь христианства, язычества и магометанства. До этого места сообщение Мейерберга. 18 лет назад, когда город Астрахань подвергся нападению Стеньки Разина, к дагестанским берегам бежали несколько голландских матросов, которые находились на службе у Их Царского Величества для плавания по Каспийскому морю и которые там почти все были проданы в рабство. Князь в Бойнаке [Boinak, Boynack, Буйнаков; населенный пункт в Дагестане; иногда используется как имя князя] изнасиловал в присутствии мужа и многих других нидерландскую женщину, которую оставил себе в наложницы.

Здесь тартарские принцы связаны между собой для управления этим государством. Каждый является главой своей области. Они необузданны в приёме пищи. О сомхетских, или шемхалских, тартарах говорит некий знатный господин в письме на латинском языке, присланном мне из Москвы, в переводе следующее:

Тартары, которых называют луг, или лезги, — это лишь сообщество различных народов, живущих между Каспийским морем и высокими грузинскими горами. Их обычно называют сефкаленсеры, по имени их принца — Шефкала. Они очень воинственны и недавно противостояли почти 150 000 персов, в то время как у них было, как говорят, 30 000 человек. Они в большинстве своем магометанской веры. Они располагаются на границах Персии и государства Астракань…. Следует сообщение, касающееся тех тартар, которые живут между Астраканью и Дербентом, записанное мною из уст очевидцев: лезгинских, дагестанских, или кумыкских, тартар, — ибо, вообще говоря, этими тремя названиями многие обозначают один народ».

Материал подготовил: ‘Али Албанви

Литература

1. Николаас Витсен. Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии Перевод с голландского языка В.Г. Трисман. Том II. Редакция и научное руководство Н.П. Копанева, Б. Наарден. Амстердам. Издательство «Pegasus 2.0». 2010. Том 2. С. 694–696; 698. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35dyBt, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 09.09.2023). — Яз. рус.