Уничтожаем морских гадов

Дмитрий Кашканов
Защита баз Черноморского Флота и в целом берегов Крыма – задача сложная и ответственная. Качинские вертолетчики справляются и с этой проблемой.

Украина активно применяет против кораблей, портовой инфраструктуры Черноморского флота и даже против Крымского моста относительно новый вид морского оружия – так называемые «безэкипажные катера» (далее – БЭК). Идея такого оружия не нова. В свое время в морских сражениях применялись брандеры – как правило, небольшие галеры, загруженные взрывчаткой и горючими веществами, которые направлялись на столкновение с кораблем противника, непосредственно перед атакой поджигался детонационный шнур, гребцы прыгали за борт, а галера, взрываясь у борта, уничтожала вражеский корабль.

С появлением стальных кораблей, брандеры уступили место другим средствам поражения – минам и торпедам. Но на новом витке развития техники идею вспомнили и воплотили в виде небольших катеров, не требующих управления человеком, находящимся на борту. Управляемые автономно по сигналам GPS, или дистанционно через StarLink такие катера могут, самостоятельно маневрируя, покрыть расстояние до 200 морских миль и находиться в автономном плавании до трех суток. Украинские ВМС планировали нарастить свой «безэкипажный флот» до 100 единиц, получая их в основном из Англии, США и Турции.

Главным средством борьбы с этой опасностью является уничтожение цехов сборки и мест складирования катеров. Одно время таким местом были цеха в портах Очакова и Одессы. Летом 2023 года упомянутые цеха и склады методично уничтожались Российской дальней авиацией и ракетами с кораблей и подлодок Черноморского флота. Но, видно, смогли уничтожить не все или из Англии подвезли еще некоторое количество комплектов для отверточной сборки на месте. Во всяком случае, БЭК нет-нет да и появляются в Черном море. Так что, бдительность терять нельзя.
Для недопущения прорыва БЭК в наши воды и порты весьма эффективна пассивная система защиты – боновые заграждения. Но все побережье полуострова невозможно закрыть бонами. Поэтому еще одним надежным средством борьбы является патрулирование прибрежной части моря вертолетами. БЭК, которые применяет Украина, оснащены бензиновыми моторами (но уже приходят сообщения, что не исключено скорое появление катеров с электромоторами). К цели они идут со скоростью до 20 узлов в полупогруженном состоянии, когда над поверхностью воды выступает лишь небольшая часть корпуса и приемо-передающая антенна для связи со спутником и оператором. Радиолокационными средствами их можно обнаружить, но дистанция обнаружения относительно невелика и зависит от состояния моря и скорости катера. Эффективнее происходит обнаружение в инфракрасном диапазоне, проще говоря, по тепловому следу от работы установленного на БЭК бензинового мотора. Нередко удается обнаружить БЭК просто визуально по оставляемым им характерным следам на воде. Но этот способ хорош только днем и при хорошей видимости.

В целом, отработано применение специально оборудованных вертолетов для поиска БЭК и их уничтожения. Это могут быть и обычные Ми-8 различных модификаций и специальные морские Ка-27. Как правило, пара вертолетов или по расписанию, или в «угрожаемый период» по данным агентурной или радиотехнической разведки проводит патрулирование, наблюдая за морем на предмет наличия БЭК. При обнаружении долго не ждут и уничтожают катер штатными крупнокалиберными пулеметами.

Буквально недавно экипаж вертолета под командованием старшего лейтенанта Ильи С. во время патрулирования побережья в районе юго-западной оконечности Крыма обнаружил такой катер. Применением штатного вооружения цель была поражена. Взрыв почти 300 килограммов взрывчатки произошел в море и не смог причинить ущерба. Вертолеты благополучно вернулись на базу.

Летчики шутят, что противолодочные вертолеты, применяемые для поиска и уничтожения БЭК, в общем-то, и не меняли своей спецификации. Обещали уничтожать лодки? Уничтожают. А то, что эти лодки немного другие, так что из того? Никто не говорил, что воевать придется всегда по одним и тем же правилам.