Селигдар вошёл в историю моих мемуаров

Анатолий Перкин
В пенсионном возрасте  трудно найти работу. Особенно если нет специальности и опыта. Отработав более 20 лет журналистом я это понял, когда обошёл почти все предприятия города. В один из дней мне повезло. Меня  взяли в золотодобывающею компанию «Селигдар».

Я представлял себе  другую работу на должности оператора весовой, с компьютером и кабинетом в офисе. Но вместо этого мне дали  в руки лом,  лопату, рабочую спецовку.  И сказали, - Будешь  оператором «Грохота».- «Грохотом» здесь называют машину, которая сортирует камни и  руду. Я думаю  название ей такое дали за то, что она очень сильно грохочет. Но даже этой работе я был очень рад, зная о том, что теперь смогу обеспечить свою семью.

Общаюсь с разными людьми, которые приезжают работать со всей страны. Они делятся со мной своими впечатлениями. Многие довольны вахтовыми  условиями, проживанием  и питанием. До этого они не зарабатывали таких больших денег, а здесь на Севере  в «Селигдаре» есть такая возможность. У кого, то есть кредиты, кто то собирается купить жильё, оплатить учебу детям.

Ночью, когда все люди сладко спят в своих кроватях, я в 40 градусный мороз слежу за вверенным мне «Гротом» чтобы он исправно работал. Когда возникают проблемы вгрызаюсь  ломом в замёрзшую руду.  Обморозил щёку, даже в тёплой обуви замерзают ноги. На ладонях появились мозоли.

Восхищаясь восходом солнца над холодной тайгой, по утрам  читаю молитвы и мечтаю написать хорошую книгу.

Зимой особенно  сложно добывать золото. Не выдерживает даже техника. Но люди бывают крепче якутских суровых морозов, а их труд дороже золота которое они добывают.

Летом тоже работать трудно. Жара за 30, разламываются спина и шея.  Мой «Грохот»  который я обслуживаю иногда  чрезмерно заполняется рудой и камнями и мне, как всегда приходится  устранять неполадки ломом, лопатой и кувалдой. А еще необходимо с БелАЗов набирать в специальные мешочки кусочки  руды, которые в дальнейшем идут  на исследование процентов содержания золота.
 
Скопились самосвалы с которых я не успеваю брать пробы руды. Прибегают молодые мастера, и, несмотря на мой возраст, матерятся  и говорят, откуда я взялся на их голову.

Я молчу. Знаю что виноват и  прикладываю максимум усилий, чтобы справиться со своей работой. Ночью сон одолевает каждый раз с новой силой. Иногда глаза сами закрываются. Но услышав шум подъезжающих БалАЗов я вскакиваю и бегу выполнять свою работу. 

От невыносимой жары и шума, мне кажется, что я теряю сознание, и тогда  обливаюсь холодной водой, чтобы привести себя в чувства. Но и она быстро становится тёплой, словно парное молоко.

После 12 часовой тяжёлой смены в грязной одежде я прилёг в вагончике   на скамейку. Устал.   На руках от жары и пыли потрескалась кожа и начала кровоточить, мужики дали какую-то  мазь, немного помогло.

Видя моё стремление к работе, ответственность и учитывая  возраст руководство «Селигдара» перевело меня рабочим при административно-хозяйственной службе. Работа оказалась  немного полегче. Мне приходилось красить, белить, тушить пожары, кастрировать свиней, разгружать машины, убирать снег.

Впервые за многие годы своей семейной жизни я стал получать хорошие деньги. Они мне были в то время особенно необходимы, дочка выходила  замуж. И я мечтал сделать ей красивую свадьбу.

Она поехала вместе с матерью в Благовещенск где купила шикарное свадебное платье и аксессуары.

Я радовался за близких мне людей, и  ещё  качественнее старался выполнять возложенные на меня обязанности. 

На мне красивая спецодежда, новые ботинки и рукавицы, в руках металлический совок и метёлка.

Меня особо никто не раздражает, я усердно выполняю свои обязанности, стараюсь выглядеть бодрячком, доброжелательным, опрятным и улыбчивым.

Раньше всех прихожу на работу, первым слушаю, как поют пташки. Кто-то ещё досматривает сны, а я уже навожу порядок. Я многое вижу и слышу. Все проходящие мимо сотрудники приветствуют меня. Многих я знаю в лицо, невольно слышу, о чём они говорят.

Несмотря на то, что работа моя физически трудная, по моим подсчётам, снегу я перекидываю за месяц несколько машин, мой труд приносит мне пользу, мышцы на руках стали наливаться как у спортсмена, перестала болеть спина. Когда окружающие от простуды распускают сопли, я не подхватываю заболевания, уходит уныние, свежий морозный воздух бодрит и молодит, никто из начальства не стоит за спиной.

У меня нет лишних денег, чтобы ходить в спортзал, работа заменяет мне спорт. Мне не надо заставлять себя по утрам бегать, брать в руки гантели, чтобы в таком возрасте не растерять здоровье.

Я постоянно нахожусь в движении, за день мне приходится несколько раз менять мокрые футболки. Теперь я даже не представляю свою работу в офисе, когда сидишь без физического труда, движения и свежего воздуха.

В мои обязанности входит и озеленение территории. Только за одну весну я посадил более 50 кустов рябины, и теперь сотрудники компании любуются на позеленевшие молодые саженцы. А я с гордостью думаю, ведь это же я их посадил.

Летом работаю на мотокосе и вдыхаю запах только что покошенной травы, подстригаю большими ножницами газоны, рассаживаю цветы. Творю хорошие дела, облагораживаю и украшаю вверенную мне территорию. После это расхаживаюсь по ней, словно хозяин, и слежу, чтобы никто не посмел её снова захламить.

На своей работе я испытываю ещё и сильный адреналин, когда весной скидываю с подвешенной люльки снег с высотных зданий, и под Новый год, когда наряжаю уличную ёлку. Стрела от автокрана машины поднимается до 30 метров. Люлька при этом раскачивается и скрипит, наводя ещё больший страх. А мне ещё необходимо работать лопатой, скидывая снег. Наверху такой холод и ветер, что не спасает даже теплая одежда.

Скидывать снег необходимо было до победного конца, потому что машину выделяли на определенное время и я должен был всё успеть сделать. Работая в таких условиях, я думал о том, чтобы побыстрее меня опустили на землю, чтобы отогреться и выпить горячего кофе, который почему-то в то время казался особенно вкусным.

В эту зиму выпало особенно много снега и я постоянно  убираю его на территории «Селигдара». Когда долго метёшь метлой, то приходят разные воспоминания, и чтобы не утерять их смысл я ручкой метлы писал слова на снегу.

В предновогодние праздники  предприятие ставит огромную ёлку, на которую съезжают многие жители нашего района. На территории «Селигдара» тысячи лампочек засверкали разноцветными огнями. С метлой в руках в  окружении сказочных героев  сделанных из льда я оказался словно в сказке. В то время я мечтал о том, чтобы написать книгу, которая станет известной.

С возрастом ощущение несбывшегося счастья и сказочного волшебства, испытываешь ещё острее,  больше чем в детстве хочется поверить в новогоднее чудо.

После двух лет работы в «Селегдаре» я уволился. Стало подводить  здоровье, да и возраст уже за 60.  Моя мечта написать книгу которая станет известной, сбылась. Я стал лауреатом международного литературного конкурса "Золотой Гомер". Мемуары "История счастья" вошли в финал национальной литературной премии "Писатель года". Российский союз писателей  представил меня к медали "Фёдор Достоевский 200 лет". Награждение проходило в концертном зале Правительства Москвы. Поездку спонсировала золотодобывающая компания «Селигдар».