Москва-1953, 1976

Татьяна Никитина 7
                Москва - 1953

Мы возвращаемся из Крыма, где прожили несколько лет, пока там работал папа. Жили в военном городке на окраине Феодосии, в десяти минутах ходьбы от моря…

Наш поезд медленно подъезжает к перрону Курского вокзала в Москве. Впереди по узкому коридору вагона идёт с чемоданом папа, за ним я, мне пять лет, но скоро будет шесть. Спускаясь по лесенке, папа отпускает дверь вагона, не видя, что я уже ухватилась рукой за проём. Дверь прижимает мои пальцы. Я кричу от боли, на пальцах проступает кровь. Папино лицо становится белым. Счастье, что металлическая дверь не захлопнулась совсем. Проводница мажет йодом и бинтует мою ладонь. Так с перебинтованной рукой и гуляла я с родителями по Москве, в которую попала впервые. Сразу на привокзальной площади, где несколько тётенек торговали пёстрыми вязаными шапками, мне купили новую шапку, с помпонами на завязках – в Москве было холодно, не то, что в Крыму.

После того, как папа решил свои вопросы, связанные с дальнейшей работой, мы отправились на Красную площадь. Какая же она огромная!.. Когда же я увидела башню Кремля, дёрнула маму за руку:

- Мама, смотри, Москва!

Именно так назывались мамины духи в стеклянной башенке, похожей на эту.

Ещё мы съездили к университету на Ленинских горах – МГУ. На троллейбусе, который двигался невыносимо медленно, поминутно останавливаясь на светофорах, а вокруг звенели трамваи, беспрестанно гудели автомобили. К огромному зданию университета шли пешком вдоль длинного-предлинного газона, плотно засаженного мелкими ярко-голубыми цветочками, очень симпатичными, таких я раньше не видела, а встретив спустя годы, узнала, что это лобелия.

- Будешь хорошо учиться в школе, поступишь в этот университет, - решил нацелить меня папа. Я, и правда, какое-то время мечтала об МГУ, и до сих пор, встречая где-нибудь голубую лобелию, невольно вспоминаю ту нашу дорогу к нему.

                Москва и Горький - 1976
 
Поступать в МГУ я не пробовала, но училась-таки в Москве, в МЭИ, получила диплом инженера-энергетика, работала в Минске в научно-исследовательском институте ЭНИН им. Кржижановского. И вот в ноябре в компании ещё с двумя молодыми сотрудниками мы отправились в командировку на Балахновскую ГРЭС под Горьким. Поездом, с пересадкой в Москве. Между поездами у нас оставался целый день в столице! Что делали командированные в те годы, попав в Москву? Конечно, ходили по магазинам, не по выставкам. В надежде что-то купить из того, чего заиском не найдёшь в своём городе. А поскольку мне скоро предстояло стать мамой, я сразу ринулась в «Детский мир» на площади Дзержинского. Вначале, правда, позвонила друзьям-однокурсникам, которые тогда работали в высотке на Смоленской площади, и мы  договорились вечером встретиться.

«Детский мир» огорчил. В студенческие годы он ломился от всяких-разных одёжек, а нынче … только махровые полотенчики я смогла купить для будущего малыша. И как хорошо, что купила накануне в Минске яркого мехового слонёнка производства ГДР для годовалого сына друзей и коробку белорусских конфет. В Москве, узнала потом, даже конфет в то время не было, якобы стояли на ремонте обе фабрики: Бабаевская и Рот Фронт. Ну и дела!..

Мы классно посидели втроём. Сколько уже не виделись? Да с момента их свадьбы. Три года пролетело… Жаль, не увидела их малыша – его забрала к себе молодая бабушка, чтобы дети могли спокойно работать. Вечер пролетел мигом, и вновь я в ночном поезде вместе со своими спутниками. За всегда вкусным в поезде чаем с московскими сухариками обменялись впечатлениями от суетной Москвы. В Минске жизнь куда спокойнее, но здесь столько памятного… Уже лёжа на своих полках, обсудили завтрашний регламент: с утра пройдёмся по цехам электростанции, ребята проведут свои испытания, а я уточню размеры действующего агрегата, на замену которому готовлю свой проект. Чертёж новой конструкции везу с собой.

Назавтра, внеся поправки в свою конструкцию, что красуется пока на приколотом к кульману ватмане, я освободилась пораньше, предупредила парней и рванула в Горький – посмотреть, что же это за город. Не была никогда. Но со временем я прогадала, заканчивалась рабочая смена, к остановке подтягивалось всё больше людей, а автобус подошёл уже забитый под завязку. На подножку я поднялась последней, но дверца не закрывалась, и меня просто вытолкнули вниз, в кювет… М-да… Такое со мной впервые. Отряхнулась. Что делать? Увидеть Горький хотелось, и в следующий автобус я всё же втиснулась. Оглянулась по сторонам: боже ж ты мой, словно во времена «Матери» Горького попала: все работяги в тёмных фуфайках и шапках-ушанках… На первой же остановке в городе вышла. Небольшая площадь, невзрачный снаружи продуктовый магазин. Ну-ка, ну-ка… Зашла. Мама дорогая, все полки заставлены коробками геркулеса… Спрашивать, есть ли что-то ещё, я не решилась.

Пошла наугад искать Волгу, нашла быстро, спустилась к набережной: вот это ширь и размах!.. Ни влево, ни вправо конца и края не видно. Мигом вылетели из головы телогрейки и геркулесы. Была бы такая Родина, а остальное перемелется…