Монограмма

Неля Ядыкина
    Стены комнаты странным образом кружилась. Они то расширялись, то сужались, а качающийся потолок начал стремительно опускаться вниз. Веру охватил ужас и она попыталась зажмурить глаза, но безуспешно. Сердце девушки колотилось так сильно, что его удары отдавались болью в голове. Вдруг потолок вернулся на место, а из глубин платяного шкафа вырвалось что-то похожее на синих птиц и теперь кружились они, а не стены. Но это были не птицы! Вера увидела летающие витиеватые заглавные буквы «А» и «В». Они приблизились друг к другу, замерли рядом и соединились, словно взялись за руки. Тут потолок вновь навис над девушкой и превратился в огромную подушку. Вере совсем не захотелось погружаться в её обманчиво -уютную мягкость. Боль в горле пресекла попытку позвать на помощь, но послышался знакомый, спасительный голос: «Вера! Верочка!...»
Девушка разомкнула горячие веки. Над ней склонилась мама.
 - Верочка! Я не хотела тебя будить, но пришёл Саша. Он хочет тебя видеть. Его не останавливают мои увещевания, что ангина — это заразное заболевание.
 - Как хорошо, что ты меня разбудила! Мне снился кошмар с невероятно гигантской подушкой, - почти шепотом произнесла Вера, - Кажется у меня пропал голос. Опять. Противно болеть летом!
 - Не огорчайся. Сейчас самое главное вылечить воспаление. Так что мне передать Саше?
«Саша!» Только упоминание этого имени вызвало на лице Веры радостную улыбку. Они учились в архитектурном институте в одной группе, но влюблённость возникла неожиданно, прошедшей зимой...
 - Похоже, он не уйдёт, пока тебя не увидит, - сказала мама и приложила ладонь ко лбу дочери, - О-о! У тебя высокая температура! Пей лекарство.
Мама протянула девушке таблетку и стакан с водой. Вера, чуть поморщившись, проглотила горькое снадобье, и прохрипела:
 - Впусти Сашу, - и увидев мамин неодобрительный взгляд, продолжила с просительным выражением лица, - Пожалуйста! Не надолго!
 - Хорошо, - сказала мама и через пару минут вернулась с  молодым человеком, - Не долго! - напомнила она Вере и покинула комнату.
Девушка, лёжа в постели, только успела поправить растрепавшиеся волосы. Мысль о том, как она выглядит, слишком поздно пришла в её тяжёлую от болезни голову. А как замечательно всё было три дня назад...
    Три дня назад Вера и Саша сдали последний экзамен летней сессии на втором курсе. Они сбросили с плеч груз учёбы и беззаботно катались на водном трамвайчике по вечерней реке. Вера подумала тогда: «Какое счастье находиться рядом с любимым человеком и вместе с ним просто наслаждаться волшебной палитрой заката...». Девушка с удовольствием съела мороженое, хотя знала, что её горло с самого детства не переносит холодное...
 
 - Привет, моя болящая! - виновато улыбаясь сказал Саша и наклонился, чтобы поцеловать Веру в губы.
Но девушка увернулась и подставила щёку.
 - Я не хочу, чтобы ты заразился, - хрипло произнесла она, - Слышишь, как у меня сел голос? Теперь неделю буду шептать. И вообще я сейчас не в форме.
 - В форме, не в форме — это ваши женские глупости! Я люблю тебя такую, какая ты есть! Даже больную! Ты сейчас похожа на взъерошенного воробушка и выглядишь такой беззащитной! А во мне проснулся рыцарь, который готов оберегать свою прекрасную даму!
 - Ой! Сколько пафоса!  - почти беззвучно рассмеявшись прошептала Вера.
 - Смейся, смейся! Я чувствую себя виноватым. Если бы я не купил мороженое, то ты бы его не съела и не лежала бы в постели с высокой температурой.
 - Если бы да кабы! Ты же не знал, что у меня такое слабое горло. Это наследственное, как у Липы.
 - Липы? Это... , - удивлённо спросил Саша, но девушка не дала ему закончить фразу.
 - Это уменьшительное имя моей бабушки — маминой мамы, которую родители назвали необычно — Олимпия. Я никогда тебе раньше не говорила, но всегда обращаюсь к бабушке только по имени - Липа. Так вот у неё такая же проблема с горлом. Вот мне сегодня снилась огромная подушка. И Липу посещали подобные сны при высокой температуре.
Вера замолчала и показала пальцем на свою шею, хотя красноречивой мимики её лица было достаточно, чтобы Саша всё понял. Он придвинулся ближе к девушке и произнёс:
 - Давай-ка ты не будешь напрягать горло. Лучше я расскажу что-нибудь интересное. Принимаю заказы!
 - Ага. Хочу послушать про ваши семейные путешествия по России. Ты же наверняка не всё рассказал.
    На истории про Байкал пришлось остановиться, потому что в дверном проёме появилась мама и взглядом показала, что пора прощаться.
Саша поцеловал Веру во вновь подставленную щёку, нежно провёл рукой по её волнистым, но спутанным сейчас волосам и сказал:
 - Выздоравливай поскорее! Я уже сообщил родителям, что приведу тебя на юбилей к моей бабушке Шуре, - и, даже не пытаясь скрыть смешинки в серо -зелёных глазах, добавил, -  Заметь, у неё обычное имя - Александра! 
Вера только слабо кивнула. У неё опять поднялась температура.
    Когда Саша ушёл, девушка провалилась в тягостный сон, в котором снова кружилась комната, наваливалась огромная подушка и летали замысловатые синие буквы, похожие на птиц.

    Вера ещё неделю лечила своё горло. Саша навещал девушку каждый день.
Наконец болезнь отступила и у Веры прорезался голос... 

    Они бродили по ночному городу. Потом начали целоваться в опустевшем от людей парке. Оба чувствовали, что теряют голову от захлестнувшей их волны страсти.
 - Это безумие! Я думаю о тебе постоянно! - напряжённым голосом шептал Саша, целуя открытую шею девушки.
 - Невозможно думать постоянно! -смеясь ответила Вера, вырвавшись из кольца его настойчивых рук, и продолжила, - Ночью мы спим, а не думаем!
 - Так я и во сне тебя вижу! - немного резко сказал Саша, достал из кармана пачку сигарет и закурил.
 - Не сердись! У меня тоже всё бушует внутри, тело требует, но... я пока не готова к полной физической близости, - промолвила Вера и присела на скамейку, - Знаешь, когда я болела, то мне несколько раз снились две буквы — заглавные буквы наших имен, соединённые между собой. Может это судьба свела нас?
 - А ты мне ничего не говорила про эти сны, - заинтересовано  произнёс Саша и устроился рядом с Верой, - Расскажи.
 - Понимаешь, сначала я не обратила на них внимание. Что может быть ценного в кошмарах больного человека? Но потом, в процессе выздоровления, голова просветлела и очень чётко возникло воспоминание  пятилетней давности. Я тогда пришла к Липе, чтобы помочь ей перебрать вещи после смерти деда...
Последовательные кадры, как кинохроника, замелькали перед глазами Веры.
    «У старых вещей особый запах» - думала девушка - подросток, сидя на полу в бабушкином доме, рядом с платяным шкафом, и помогала перебирать одежду. 
 - Липа! Смотри, что я нашла! Красиво! - произнесла Вера, показывая когда-то белый, но теперь пожелтевший от времени носовой платок, в углу которого красовались две ярко-синие витиеватые и переплетенные между собой буквы « А» и «В».
Бабушка взяла платок из рук внучки и задумчиво коснулась пальцами аккуратно выполненной вышивки.
 - Это же мои инициалы— Антонова Вера! - удивлённо воскликнула девушка, - Значит этот платок ты вышивала для меня? А почему не отдала?
 - Да, Верочка! Инициалы действительно совпадают с твоими, но этот платок из моей юности, как память о первой любви... Его звали Александр. Мы познакомились в клубе, где по вечерам занимались художественной самодеятельностью. Я участвовала в спектакле. У Саши был врождённый красивый голос и он учился вокалу, а днём работал на заводе. Встречаться мы начали весной 1941 года, а в воскресенье 22 июня началась война... За несколько дней до начала этих страшных событий мы гуляли в городском саду, катались на лодке по озеру, ели мороженое и в первый раз неловко поцеловались... У нас были очень целомудренные отношения... Это была наша последняя встреча... Я вышивала платок с монограммой (так называются поставленные рядом и переплетенные между собой начальные буквы имени и фамилии) как подарок на его день рождения. Представляешь, ему в июле должно было исполнится двадцать лет.
 - Вы были ровесниками? - прервала рассказ Вера и зажала рот ладонью, пожалев, что проявила бестактность. Её вопрос был совсем неуместен в данный момент.
 - Да, - ответила бабушка, глубоко вздохнула, вытерла набежавшую слезу и продолжила:
 - Он ушёл на фронт в первые дни войны. Я не смогла его проводить, потому что лежала с больным горлом и с высокой температурой... С тех пор я наложила табу на мороженое...
Наступила пауза. Теперь Вера терпеливо ждала, понимая, что слушает  историю с печальным концом. Бабушка бережно сложила квадрат платка в треугольник.
 - После окончания войны за мной стал ухаживать твой дедушка, который, в отличие от Саши, был старше меня на пятнадцать лет. Я вышла за него замуж. Потом родилась твоя мама.
 - И всё? А ты не пыталась что-нибудь узнать про Сашу? Ведь у него были какие-то родственники?
 - Конечно, только я про них почти ничего не знала. Саша был немногословен. Он стеснялся того, что я городская, а он — деревенский. Приехал на заработки, потому что семья большая, отец умер.... Саша был хороший человек, но война оборвала его жизнь. И не только его, а многих...
Бабушка замолчала и убрала платок на полку шкафа.
 - Ты его любила? - тихо спросила Вера.
 - Да. Я его ждала. Потом обратилась в военкомат и там сообщили, что Саша пропал без вести. Вот такая история. Твой дедушка её знал. Он тоже был на фронте, дважды ранен, а маленький осколок, который невозможно было извлечь из его головы без риска для жизни, частой болью напоминал о войне. Дедушка был очень внимательный и заботливый. Правда, Верочка?
 - Правда. Дедушка у меня был замечательный...
Фильм — воспоминание прервался. Вера закончила своё повествование и взглянула на Сашу. Он задумчиво смотрел куда-то поверх тёмных деревьев.
 - Это странное совпадение, что тебя тоже зовут Александр, - произнесла Вера и прижалась щекой к плечу молодого человека.
Саша обнял девушку и сказал:
 - Вообще-то я никогда не верил в мистику. Имя Александр довольно распространённое. Но... что-то в твоей грустной истории меня зацепило. Пока не могу понять.
 - Давай съездим к Липе! - предложила Вера и так живо вскочила со скамейки, как будто сию минуту решила бежать к поставленной цели, - Мне хочется её поспрашивать! Заодно тебя с ней познакомлю. Кстати, а сколько лет исполнится твоей бабушке?
 - Шестьдесят пять.
 - И моей тоже! Только в декабре. Вот! Опять совпадение?!
Саша только развёл руками и улыбаясь произнёс:
 - Ночью ходить по гостям неприлично.
Вера звонко рассмеялась:
 - Я позвоню Липе завтра и мы договоримся.
 - А завтра уже наступило. Сейчас почти два часа ночи, - посмотрев на часы сказал Саша.
 - Ой! Пора по домам. Родители не уснут, пока я не вернусь.
И молодые люди направились по аллее к дому Веры.

    Через два дня они шагали по утопающему в зелени и цветах посёлку. Пухлые облака, проплывающие небольшими стайками, скрывали небесное светило и летняя жара не казалась такой изнуряющей. Молодые люди шли вдоль заборов, за которыми прятались дома, различные по своей форме и отделке, а раскидистые кроны деревьев создавали тень над их головами.
 - Хорошо здесь, правда? Воздух совсем не такой как в городе. Дышишь и не надышишься! - восторженно произнесла Вера, - А ведь Липа до тридцати лет прожила в городе, а потом они с мужем, моим дедом, переехали в этот посёлок.
 - Да? А моя бабушка наоборот: родилась в деревне, а когда вышла замуж, то перебралась в город. Миграция населения, - сказал Саша, с интересом будущего архитектора  разглядывая постройки.
 - Мне очень хочется узнать, какая фамилия скрывается за буквой «В», - нотки нетерпение прозвучали в голосе Веры.
 - Ну... она явно не похожа на мою! Славинский начинается на букву «С», - иронично подметил Саша.
 - Да. Мне нравится твоя фамилия, но это ничего не меняет, - упрямо продолжила Вера, - Меня не покидает ощущение таинственности...
 - Фантазёрка ты моя! - смеясь перебил девушку Саша и поцеловал её в кудрявую макушку.
 - Подожди! Вот почему тебя назвали Александр? В честь бабушки?
 - Наполовину.
 - Как это? - изумлённо подняв брови произнесла Вера и тут же остановилась, принюхиваясь, и радостно захлопала в ладоши, - Ой! Какая прелесть! Липа испекла пироги! Как я их люблю!

    Олимпия Петровна ждала в гости внучку, которая обещала прийти со своим другом. На столе под полотенцем издавали аппетитные запахи два пирога: один с мясом и капустой, а второй — с вишней и яблоками. «Верочка будет довольна!» - подумала хозяйка и вышла во двор, услышав голоса возле калитки. Навстречу ей двигалась пара: тонкая, нежная, с пышной копной каштановых волос девушка — её внучка, и высокий, стройный, русоволосый юноша.
    Вера обнялась с бабушкой и представила молодого человека «Александр». Девушка ожидала увидеть эмоцию удивления на лице бабушки, но Олимпия Петровна только приветливо улыбнулась и пригласила гостей в дом.
За столом, пока поглощались кулинарные вкусности, велись разговоры не касающиеся темы, ради которой Вера и Саша пришли в этот дом. Когда обед закончился, то Вера помогла бабушке убрать посуду и спросила:
 - Липа, тебя совсем не удивляет, что Сашу зовут Сашей?
 - А почему меня это должно удивлять? Имя Александр очень распространённое.
 - Ты говоришь, прямо как он! Вспомни, как после смерти деда мы перебирали вещи, а в шкафу лежал платок с монограммой.
И Вера рассказала бабушке про свои сны и совпадение в именах.
 - Нам интересно, какая фамилия была у твоего Саши.
Олимпия Петровна присела в кресло, чувствуя на себе пристальные взгляды молодых людей.
 - Я не знаю, что вам даст эта фамилия, но если интересно, то  - Вершинин.
 - Что?  - на лице Саши отразилось недоумение, - Моя бабушка Шура в девичестве была Александра Вершинина!
После этих слов в комнате повисло долгое молчание. Первой заговорила Вера:
 - Я знала! Я чувствовала, что буквы мне снились не просто так! Липа, ты понимаешь, что это значит?
Олимпия Петровна глубоко вздохнула и схватилась за сердце. Вера тут же бросилась к аптечке, но женщина её остановила словами «Всё нормально. Это волнение», достала из кармана валидол и положила таблетку в рот.
 - Подожди, Вера, может это совпадение! Зачем раньше времени делать какие-то выводы, - не менее взволнованно сказал Саша.
 - Наверное, сейчас нужно рассказать всё, что ты знаешь про жизнь своей бабушки до замужества. А потом сделаем выводы, - спокойно  и твёрдо произнесла Вера.
 - Хорошо. Бабушка родилась в крестьянской семье. Детей было шестеро. Отец умер. Старший брат взял на себя заботу о младших, а бабушкин брат — двойняшка Александр уехал в город на заработки. Потом началась война. Оба брата бабушки ушли на фронт и не вернулись.
 - Так вот почему тебя назвали Александром. Наполовину, - тихо сказала Вера.
 - Да. После войны бабушка вышла замуж за Николая Славинского и у них родился мой отец. Правда, своего деда я не видел. Бабушка разошлась с ним ещё в молодости. Вот и вся известная мне информация.
Он замолчал и посмотрел на Олимпию Петровну. Женщина встала, подошла к дубовому шкафу и уже через несколько секунд Саша внимательно рассматривал вышивку на платке.
 - Я даже представить себе не могла, что прошлое окажется так переплетено с настоящим, как буквы в этой монограмме, - задумчиво проговорила Олимпия Петровна.
 - Липа, а твой Александр похож внешне на моего Сашу? - задала вопрос Вера.
 - Нет. Он был шатен с голубыми глазами.
 - А ты помнишь число и месяц его рождения?
 - Помню. Двадцатого июля ему должно было исполнится двадцать лет.
Вера перевела взгляд на Сашу.
 - Это же день рождения твоей бабушки... Вывод напрашивается сам.
Молодой человек вернул платок и сказал:
- Олимпия Петровна, если хотите, то мы отвезём вас к моей бабушке - Александре Фёдоровне, и вы поговорите. Я понимаю, что эта встреча вызовет душевные переживания для вас обеих, но...
 - Я согласна. Наверное пришло время познакомиться, сделать то, что не успел сделать Саша. В память о нём.
 - Хорошо. Где у вас телефон? Я сейчас же позвоню бабушке.
 - Сейчас? Это удобно?
 - Да. У бабушки болят ноги. Она редко покидает квартиру.

    Молодые люди наблюдали за трогательной встречей двух пожилых женщин. Слёзы печали и радости появились на глазах всех присутствующих. Олимпия Петровна без колебаний узнала на фотографии свою первую любовь. Она осталась ночевать у Александры Фёдоровны. Им, ровесницам, было что вспомнить и о чём поговорить.
    Вера и Саша вышли на улицу, погруженную в сумерки.
 - Обратил внимание, что нам с тобой в этом году исполнится по двадцать лет, как и Липе с Сашей тогда? Чудо! Иначе эти события назвать невозможно! Теперь ты веришь в мистику? - в золотисто- карих глазах Веры вспыхнули огоньки эмоций, рвущихся наружу.
 - Я верю в твои способности, - с восхищением глядя на девушку еле слышно промолвил Саша.
Вера обняла юношу, поцеловали и сказала:
 - Поехали в дом Липы. Мы там будем одни...

    В окно дома заглядывала яркая летняя луна. На разложенном диване, тесно прижавшись друг к другу, спали счастливые Александр и Вера. Их горячие объятия напоминали сплетённые буквы монограммы, вышитые на платке...

25.09.2023г