Про связь поколений и другие закономерности

Дмитрий Турбин
У каждого человека своя точка жизненного старта. И она зависит не только от социального положения его родителей, который, безусловно, определяет очень многое, но и от глубины мудрости многих поколений его предков. И здесь социальный статус может оказаться не только не важен, но даже будет служить камнем преткновения, как одежда с чужого плеча – хороша, да носить не умеем – некоторым сложно отделаться от врожденной привычки сморкаться в манжеты, пока их никто не видит.
 
ХХ-й век многое наперемешал-накуролесил в судьбах всех наших предков. Мало кто сможет разглядеть дальше 3-х, 4-х поколений назад в своей родословной. А ведь это истинное родовое сиротство! А каково сироте живется?! Пусть даже и в хорошем социальном статусе. Да, что и говорить – ХХ-й век обрушил на Россию-матушку такие потрясения, что преемственность поколений стала редкостью.
 
Но есть одна неизменная составляющая нашего мира – Православная Церковь. Она сохранила свое преемство для каждого из нас в максимально возможной полноте. В ней, не побоюсь преувеличения, источник самого Русского духа, то самое – «здесь Русский дух, здесь Русью пахнет». Понять и приобщиться к национальным устоям тысячелетней Руси можно только в Христовой парадигме, переложенной нашим народом на свой лад  – сам пропадай, а друга выручай! В Церкви есть все инструменты для исключительно полного пользования обеими, созданными друг для друга вселенными – мирозданья и человеческой души.
 
Как и не раз бывало за всю историю, с Церковью боролись, пытались использовать в своих корыстных интересах, просто старались не замечать, но она оказалась настолько велика, что все попытки со стороны сильных мира сего, равно как и на уровне отдельно взятого человека – управиться с ней по своей воле – терпели крах. И это тоже становится очевидным на расстоянии гораздо большем, чем 3-4 поколения. Может наше поголовное сиротство и есть очередное следствие той самой борьбы?!
 
Большое видится на расстоянии. Теперь, когда очень сложно рассмотреть глубину своего рода, нашими предками остаются, в той или иной степени все, кто жил на нашей земле до нас. Они как некий монолит, основание, благодаря которому мы выжили. Если хотим построить нечто серьезное, что будет жить дольше нас – милости просим на крепкий фундамент. Если только для себя, на одно поколение, фундамент ни к чему.
 
В Русской Православной Церкви, в нашей культуре, живёт опыт выигранных войн и выживания после поражений, опыт переживания кровавых или слабовольных правителей. Церковь и народ вместе делили всевозможные радости и печали, независимо от принадлежности к какому бы то ни было сословию или национальности, начиная с самых основ любого общества – семьи и устремлённости отдельно взятого человека. Наши предки стали теми, благодаря кому сегодня мы можем получить объяснение – что такое Русь. Всё, что не вяжется с выверенным их жизнью и устремлениями пониманием главного и второстепенного – не русское. И, наоборот – без скрепляющей этот монолит силы, вобравшей в себя все самое необходимое для выживания, русский человек теряет себя, скатывается с уровня бытия в затрапезный быт, в полной мере оправдывая слова классика: без Бога русский человек – дрянь…

Но ничто не может помешать русскому человеку, вновь обратиться к своему неисчерпаемому богатству, кроме него самого. И на поприще этого обращения, вполне возможно восстановить потерянную связь со многими ушедшими поколениями предков каждого из нас.

А на «нет» – и суда нет…

Я вспоминаю свою бабушку, которая часто, будто сама себе, говорила такую присказку: на чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. И как-то у нее всё складно так по жизни выходило! Это не значит, что не было проблем. Это значит, что она умела их решать. Вроде, малограмотная женщина – писала только печатными буквами со всеми возможными ошибками, а мудрости ей было не занимать. Как и силе духа. Одного своего ребенка младенчиком похоронила – в ясельках его застудили, пока она на стройке работала. А четверых после него, в послевоенное время, одна подняла. Своих внуков, меня с сестрой, воспитывала самым прикладным образом с тихой мудростью, которую я с неизменной надеждой искал во всех людях старшего поколения, думая, что они все такие же мудрые. И очень часто не ошибался!

Часто вспоминаю отца и его притчу, в духе которой он решал многие семейные неурядицы. В этой притче хозяин семейства при начинающемся разладе в доме, тихо залезал на печь и не слезал оттуда несколько дней до тех пор, пока в семье не восстанавливался заведённый им порядок. Тихо, без скандалов, к жене и тёще вскоре возвращалось понимание, что без мужской силы им с хозяйством не управиться, а стало быть, и не выжить. Тогда их норов куда-то девался, они накрывали на стол и вежливо приглашали хозяина откушать и закусить. Муж так же тихо, без слова упрека спускался, и жизнь входила в привычную колею, как будто ничего и не было.

Понятно, что сейчас другие времена, но усвоенный подход – дать очевидным обстоятельствам сделать свою работу – как некий эталон, с которым нужно соотносить свои решения, живёт во мне. Пусть, особенно когда эмоции берут верх, не всегда удаётся им пользоваться, но место для шага в нужную сторону у меня есть всегда.

И вот что интересно: эти отцовскую притчу с бабушкиной пословицей можно и сегодня любому прочитать, но вот приживутся ли они? Не каждый, наверное, сможет взять её на вооружение. Но хоть услышит, уже хорошо! Зато легко приживется что-то другое, отвечающее его духовной наследственности. И это суть индикатор. На что душа откликается, тем человек и руководствуется в принятии своих решений. Занятное дело, скажу я вам, наблюдать, на что иной раз откликается душа…

Для меня эти притчи – моё видимое, постепенно осознаваемое мною наследство.
 
Но есть ещё и невидимое. Оно дремлет во мне до поры. Его собрали и заложили в меня, сами того не ведая, многие поколения не только моего рода, но всей моей Родины. Среди них – обрусевшие татары и обрусевшие немцы, обрусевшие грузины и обрусевшие евреи – масса представителей разных народов, которых приютила православная Русь! Все они находили и делились друг с другом бесценными крупицами знаний и опыта, на которые отзывалась их душа. Именно став русской, а по сути, христианской, эти люди смогли реализовать себя. И я, время от времени, нахожу в себе их послания. Иногда мурашками по коже от кружев дишканта в народной песне. Иногда удивлением от красоты нашей простой природы. Здесь же и русская живопись, русская поэзия, русская литература, любой талант определённого рода. Но на вершине всей этой красоты стоит Церковь Православная, которую основал Христос Своими Смертью и Воскресением.
 
Я нарочно не затрагиваю здесь иные культуры и религии, сейчас я говорю о своём народе. Это не значит, что в мировой культуре нет ничего полезного. Просто, весь остальной мир находится в своей точке отпадения от Бога. И как ему оттуда выбираться, пусть решает сам. У него свой путь. А мы для него будем примером варианта. Нужным или нет, пусть сами решают. Включая, кстати, атеистов, для которых подобного рода связи и закономерности вообще не имеют смысла. Пусть. Увидят в своё время. А мы просто будем рядом. Со своим «фундаментом», на который они, возможно, когда-нибудь захотят перебраться… Мы примем, нам не жалко.

Наш «Русский мир» порой настолько нелогичен, что некоторые факты зачастую будут справедливы лишь при одном условии – «не благодаря, а вопреки». Любой инородный ум, если и начнёт выискивать логические связи и закономерности в поведении русского человека, то далеко не всегда найдёт их. Потому что они в области Духа и противостояния Ему, что не всегда поддаётся рациональному объяснению. Это, если хотите, пропуск в наш Мир.

Именно отсюда тютчевское:
 
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» и «Не поймёт и не заметит, гордый взор иноплеменный…».

Так вот, именно изучая жизнь многих поколений наших предков, изучая нашу историю и культуру, освящённую православной Церковью, можно и нужно приобщиться познанию этого Духа.

Думаю, поэтому так и вожделенно любое другое понимание мира чужеродным духом, что при попытке понимания им Православия, у него пропадает интерес, а дух возмущается. И это не удивительно: «Крест – для иудеев соблазн, для эллинов безумие» (1 Кор 1:23). Так, самым лёгким по шкале духовного напряжения будет атеистический взгляд – мир наполнен разрозненными, не соединенными глубокими связями событиями. При нём, действительно, приход Спасителя видится бессмысленной (ну или просто кому-то выгодной) выдумкой, потому что никого на самом деле спасать не нужно – люди случайно рождаются и случайно умирают, случайно встречаются и случайно же расстаются.

Ведь так?

Ну а если не совсем случайно, и хоть какие-то связи и закономерности человек замечает (расчет, коварство, выгода, или наоборот: милосердие, самопожертвование, любовь), то в этот момент начинается его путь к познанию их основного Источника. И на этом пути человек вынужден пройти через многие философские учения и религии.

Главное – не останавливаться!