Одиночество

Анна Федоровна Волкова
  Одиночество  это  не  социальный   статус,  это -  состояние  души».
                А.Курпатов.
      Тогда     мне  было  невыносимо   тяжело.   Всё  совпало:  предательское  разрушение   родного  государства,  болезнь  мамы  и  сестры,  безработица  детей,   безденежье,  расставание  с  любимым  человеком.  Помню,  я  взяла  альбом  и  нарисовала  картину,  которую  назвала  «Одиночество»:   по  бескрайнему  заснеженному   полю  идут  глубокие  человеческие следы  и   теряются  под  одинокой   сосной.   В  один  из  осенних  промозглых  дней    я  брела  по  улице  и  вдруг  увидела,  что  у  заколоченной   витрины   магазина   стоит  человек,  и  что - то  непонятное  делает.  Заинтригованная,  я  подошла  поближе.  Старик,  а  это  был  очень  старый  худой  плохо  одетый  мужчина,  оглянулся,  как - то  виновато  улыбнулся,  и  тяжело  опираясь  на  палку,  пошел  прочь.  А  на  подоконнике  витрины  счастливо  жмурясь,    мурлыкала,  изгибая  спинку,  кошка.  Мокрый,  озябший,  возможно,  голодный,  старик  приласкал  бездомную  кошку.  Они  подарили  друг  другу  немного  тепла. 
     Шло  время.  Меня  в   ту  ночную  дорогу  позвала  горестная  телеграмма:  смерть  мамы  была  неожиданная  и  непонятная,  ведь   я  несколько  дней  назад  была  у  неё.   Мама  чувствовала  себя  неплохо,    я   не  знала,  что  это – наша  последняя  встреча.    И   вот  снова  знакомая  ночная  автостанция,  больше  похожая  на  барак,  холодно,  неуютно.  За  хрупкой  деревянной  перегородкой,  где  располагается   «буфет»,  горланят  пьяные   ночные  посетители.   Вдруг  в  полутёмный  зал  вошел  крупный  мужчина  в  распахнутой  куртке  и  с  бутылкой  в  руке.   Он  осмотрелся  по  сторонам  и  направился  к   скамейке,  где  сидели  мы  с  дочкой.
  – Здрасссте!
  – Добрый  вечер.  Я  внутренне  напряглась,  но  ответила  спокойно,  опасаясь  вызвать  агрессию  пьяного  человека.  Вокруг  не  было  ни  души,  даже  окошко  кассира  было  закрыто.
  – Не  бойтесь,  я  не  пьян,  а  это  просто  пиво.  Мужчина  показал  этикетку  и  сел  рядом. 
   – Можно  мне  поговорить  с  Вами?
Только  теперь  я  обратила  внимание  на  лицо   собеседника:   оно  было    симпатичное,  доброе,  но  какое - то  «потерянное».  Приняв  моё    молчание  за  согласие,  ночной  посетитель   вдруг  стал  горячо  и  подробно  рассказывать  мне    о  своей  исковерканной  жизни.  О  том,  что  раньше  работал  в   НИИ,   но  его  институт   «приказал  долго  жить»,  как  и  десятки  таких  же  институтов  в  «перестроечной»  стране.  Затем  торговал  с  машины,  но   не  выдержал  ненавистное  занятие  и   стал    работать    таксистом.   А  теперь  он  вообще  является  хозяином  частного  таксопарка,   на    него  работают  другие.  «У  меня  есть  всё:  хорошая  квартира,  машина,  семья,  деньги». Смотрите,  сколько  их  у  меня!   И  он   стал  торопливо  вынимать  из   наружных  и  внутренних  карманов  пачки  денег.  Купюры - рубли  и  доллары    падали  ему  на  колени  и  на  пол.
  – Что  Вы  делаете!?  Сейчас  же  соберите  и  спрячьте  деньги,  ведь  Вас  могут  ограбить  и  даже  убить! -  испугалась  я.
  – А  зачем  мне  эти  деньги?!  Мне  самому  ничего  не  нужно,  а  жене  и  дочке  всё  мало,  мало!   Меня  съедает  тоска  и  одиночество,  мне  даже  поговорить  не  с  кем.  Вечером  мне  не  хочется   возвращаться   домой.
     Открылось  окошечко  кассы. 
  –  Кто  ожидает  московский  автобус,  подойдите.  Мужчина  вскочил  и  заслонил  собой  окошко.
  – Вам  куда?  обернулся   он  ко   мне.  Растерявшись,   я  сказала: «Обоянь».
  – Дайте  два  билета.   
  – Что  же  это  такое!? - возмутилась  я, -  посторонитесь,  я  сама  заплачу.  И  увидела,  что  кассирша  чуть  заметно  повела  головой:  «Не  спорьте,  пусть  платит,  если  хочет».  Видно,  эту  сцену  она  видит  не  в  первый  раз.
 – Возьмите,   мужчина  протянул   мне   2  билета. - Спасибо   за  то,  что  терпеливо  выслушали  меня.  «У  тебя  очень  добрая  красивая  мама,  -сказал  он,  обращаясь  к  дочери, - береги  её,  счастливого  вам  пути».   
    Подошел  автобус,  свободные  места  оказались   только  в  самом  конце. В   салоне   было  темно,   пассажиры  дремали,  и  вдруг  в  тишине  раздался  голос: «Только  что  вошли  две  женщины,  где  их  места?».  Я  замерла,  испугавшись,  что  этот  странный  человек  решил  ехать  с  нами.  Но  он  приблизился,   тихо  сказал:  «Спасибо  Вам  за  всё»,   что-то  положил  на  мои  колени  и  быстро  вышел. В  темноте  я   не  сразу  поняла,  что  на  коленях  у  меня   лежит  пачка  денег.  «Остановите,  остановите  этого  мужчину», -  закричала   я.  Но    автобус  уже  тронулся.
  – Мама,  успокойся,    просто  ему  хотелось  отблагодарить  тебя  за твою  доброту, за   то,  что  ты  его  выслушала.  А  эти  деньги  пойдут  на  похороны  бабушки…
   Я  смотрела  в  тёмное  окно,  и  мне  хотелось  плакать.  Как  же  часто  нам   не  хватает   того,  что  дороже  денег:  участия,  сочувствия,  понимания.