Образ, Первообраз и Эго

Игорь Устичев
                В настоящей работе мы намерены рассмотреть, какое практическое значение имеет правильное понимание Православного вероучения в жизни человека. Причем, речь пойдет не о священниках, клириках или богословах, а о простом, не посвященным в особые тонкости евангельского учения христианине. Уникальность Православия состоит в том, что оно универсально, поскольку отражает духовную природу человека в его взаимодействии с окружающим миром. И не просто отражает, но дает инструмент познания действительности. Вся психология и т.н. «православная психология», которой на самом деле нет и быть не может, спекулятивно используют богословие и его методы в своей далеко не бескорыстной деятельности. Однако, монополии на истину не существует, и каждый любомудрствующий может обратиться к учению Христа, как к негасимой лампаде, свет которой освещает путь в темных лабиринтах жизни. Об этом свете Спаситель говорит так: «Аз есмь свет миру.» (Ин.8:13). Этот свет Христов есть ничто иное, как способ познания людей и вещей, в их истинном значении. Он позволяет видеть то, что есть, а не то, что видит человек, или то, что он хочет видеть. Обладающий светом истины, руководствуется им, как капитан корабля светом далекого маяка во время ночного шторма.  Свет познания – не рукотворный и не от мира сего. Это дар свыше «исходяй от Отца светов» (Иак.1:17).  Понятию "света", которым познается истина, в святоотеческом предании и Священном Писании уделено много внимания и о нем написано не мало трудов. Рассматривать все аспекты этого учения мы не можем из-за его сложной догматики и весьма объемного научного материала. К вопросу познания истины мы подойдем с точки зрения практического богословия, используя аллегорический метод толкования. Другими словами, мы намерены дать в простой доходчивой форме основные методы и приемы, с помощью которых даже не посвященный во все тонкости вероучения, сможет ориентироваться в окружающем мире и в отношениях с ближними. Для этого мы обратимся к нашей работе «Зачем поклоняться мощам и иконам?».  В ней было показано, что Православная иконография рассматривает изображаемый на иконах образ, как отображение первообраза, которому верующий поклоняется. Никто не мог видеть Бога Отца, но многие видели Его Сына, Который сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Для того Сын был послан в мир, чтобы люди увидели Отца, образом Которого Он является. Как мы отмечали выше, Православие уникально тем, что оно является ключом или светом, при помощи которых, умеющий ими пользоваться, познает суть и природу вещей недоступных остальным. Некоторые приемы этого метода познания даются Самим Христом: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые; по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы» (Мф.7:18;7:16). О чем идет речь? В отличии от Бога и ангелов, человек представляет собой одно, а проявляет себя совершенно по-другому. Причина кроется в его падшей природе, подверженной лукавству и лжи. Каждый хочет показать себя в более лучшем свете, чем он выглядит на самом деле, с одной стороны, а с другой – его собственная и истинная природа от него сокрыта многочисленными грехами и страстями, в силу чего у человека отсутствует достоверное знание о себе. Именно поэтому люди – не такие, какими они проявляются в жизни. Их подлинное состояние души и сердца известны только Богу. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Как сорт яблони раскрывается в яблоке, так и внутренняя, истинная природа человека познается через его действия, по заповеди Христа: «по плодам их узнаете их». Что собой представляет человек в окружающем мире? Это образ его первообраза, т.е. внутренней природы. Процесс отображения образом первообраза находится вне власти человека и его умственных способностей. Каков человек есть на самом деле, таким он и проявляется в своих поступках. Как бы искусно, кто не пытался скрыть свое истинное намерение или лицо, рано или поздно они проявятся и станут достоянием окружающих. Однако, далеко не каждый может увидеть в малом великое, а в слове – природу. Христос говорит: «…познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31). Как известно, Господь никогда не дает невыполнимых заповедей, и, если такое повеление дано, значит оно подлежит исполнению. Что значит «истина» и как она может сделать свободным? Истина – это особая благодать Духа, которая неизреченным светом или божественными энергиями открывает познающему природу вещей в их истинном значении. Это знание делает человека свободным в том смысле, что раскрывает причинно-следственные связи происходящего, а значит узы страха и неуверенности (что и есть признаки рабства, но не свободы) с боголюбивой души спадают. Сам этот свет человек стяжать не в состоянии, потому что – это дар, а дар зависит от Дающего, а не от принимающего. Поступая тем или иным образом, каждый раскрывает свои духовно-нравственные качества, которые формируют в нем отношение к миру, дают представление о себе в мире. Это называется «внутренним Я» или Эго. Эго – гораздо более сложная конструкция психики человека, чем просто самосознание. В зависимости от интеллектуального и главное, - религиозного уровня развития, Эго либо главенствует над разумом, либо подчиняется ему.  К сожалению, грехопадение все в человек извратило и перевернуло с ног на голову. Эго, управляемое непревзойденным разумом Адама, было призвано наслаждаться райским блаженством и общением с Богом, восхищаясь Творцом, Который: «Вся Премудростью сотворил еси» (Пс.103:24). С падением, все смешалось. Эго, водимое гордыней – причиной падения, взяло верх над разумом и низвергло человечество в пропасть погибели. Лукавство, обман, подозрительность, корыстолюбие, ненависть к собрату, маловерие, стали непреходящими качествами падшего человека, наследуемые им из поколения в поколение. Искаженное Эго породило эгоизм и его крайнюю форму –  эгоцентризм, когда центр мира – это Я, и все, что вращается и происходит должно происходить вокруг меня и для меня. Евангелие, с его учением о любви, призвано разрушить это уродливую конструкцию дьявола и привести к познанию человеком самого себя в том виде, в каком он был создан Творцом. Обладающий светом истины, сначала познает себя, а затем окружающий мир и собрата, по его делам и словам, а это является той путеводной звездой, которая безошибочно ведет путника по лабиринтам жизни. Для того, чтобы познать человека, раскрыть его истинные намерения и ориентироваться в событиях, происходящих вокруг, необходимо сначала самому привести свое Эго в подчинение разуму и воле. Без благодати и помощи Святого Духа этого достичь невозможно, а для того, чтобы их обрести нужно молить Господа словами апостолов: «Господи, умножь в нас веру» (Лук.17:5).  Но для того, чтобы Господь откликнулся на эту мольбу, нужно приложить немало усилий, крови, пота, трудов, претерпеть неисчислимые искушения, скорби, разочарования, боли потерь и предательств. Помимо этого, нужно непрестанно следовать путем заповедей, потому что, как учит свт. Иоанн Златоуст: «Если хочешь, чтобы Бог услышал тебе в молитве, послушай Его в заповедях». Поскольку такой путь познания не имеет ничего общего с довлеющим Эго, связан с лишениями и скорбями, внутренней бескомпромиссной борьбой, то идти по нему могут только единицы, а значит только единицам дается свет истины, раскрывающий тайны бытия. Евангелие дает ответ на любой вопрос в жизни, но для этого нужно его читать не глазами, а сердцем, просвещенным истиной. Именно эту истину велит познать Христос. Все в руках каждого. "Верою познаем" (Евр.11:3) - говорит божественный Павел. Хочешь быть мудрым – будь им! Хочешь познать веру, любовь, надежду – познавай! Выбор за произволением каждого. А вот согласится ли Эго без яростного сопротивления отказаться от власти над человеком, подчинившись ярму разума и правды – большой вопрос! Плод истины давно созрел и ждет, когда его сорвут: «Придите ко Мне все нуждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» (Мф.11:28). Познавший истину – обретает бессмертие еще на земле, ибо он уже умер для мира по своей воле, и живет для истины, и истина живет в нем, а умереть дважды невозможно. Поэтому и бессмертие доступно здесь и сейчас, всякому, грядущему ко Христу.