Экономическое учение ибн-Хальдуна

Аникейская Правда
     По материалам СМИ.

     Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили родился в далёком 1332 году в Тунисе, в семье выходцев из Андалусии.

     Именно он стал ученым, известным как ибн Хальдун, которого часто называют последим из плеяды гениев арабского мира, а еще - отцом истории и первым в мире экономистом.

     Ибн Хальдун, человек необычайно пытливого ума, оказался, кажется, первым историком, который описывал историю не как деяния бога, пророков и царей, а как изменения социальных институтов, коммуникаций, структур потребления, стимулов для развития "простого человека", справедливо полагая, что честный и добросовестный труд крестьянина, ремесленника или купца лежит в основе благоденствия народа страны.

     Он был убеждён, что основу социально-экономической жизни общества составляют не действия политиков, царей или правительства, а совместная социально-экономическая деятельность людей, основной направляющей силой которой являются материально-духовная необходимость, которая определяет стремление людей удовлетворять свои разносторонние потребности.  А главным источником жизни и развития общества является труд, когда все потребности общества удовлетворяются совместным трудом всех его здоровых граждан трудоспособного возраста, ибо именно труд является естественным способом производства необходимых людям средств для жизни из природных ресурсов своей страны.

      Как экономист, он за 400 лет до Адама Смита предположил, что при определённых условиях рыночные отношения сами по себе являются отличным регулятором, а возможность заработать - отличным стимулом для развития экономики. Участие государства в делах предпринимательства он считал чрезвычайно вредным, как и любую меру, что могла бы препятствовать развитию производства и торговле для справедливого удовлетворения насущных потребностей населения по труду. Он считал главной задачей государства истребление любой монополии во всех сферах жизни, кроме монополии мудрых законов.

     В то же время Ибн Хальдун настаивал, (наживая себе немалое число врагов), на массовом сокращении войска и чиновников.  Добавим также, что именно ибн Хальдун впервые предсказал (задолго до известной нам "кривой Лафферта"), что повышение налогов неизбежно ведет к снижению поступлений в казну.

     Ибн-Хальдун рассматривал свойства товара, роль рынка и  проблемы ценообразования. Колебания цен он связывал с соотношением спроса и предложения и рассматривая цену производимой продукции он видел, что обычно в неё включают стоимость сырья, средств труда и стоимость труда производителей промежуточных товаров.

     Он был категорически против спекулятивной торговли, особенно осуждая спекуляцию хлебом. Честная торговля и рынок при справедливых ценах, по мнению Ибн-Хальдуна, способствуют совершенствованию ремёсел и росту производительности труда. А установление твёрдых цен на основную необходимую людям продукцию по достойным человека нормам при узаконенной норме количества труда по времени сформирует условия для развития социальной справедливости.

     Но на цены могут оказывать воздействие и всевозможные незаконные поборы. Они приводят к повышению цен, поскольку торговцы, вынужденные нести эти поборы, включают их в цену своих товаров, способствуя тем самым росту дороговизны. Но ценность и значимость производимой продукции для людей общества с рыночной экономикой часто не соответствует их зарплате для удовлетворения их насущных потребностей в данный момент времени.

     Поэтому на хлеб и другие товары первой необходимости, по мнению Ибн-Хальдуна, государству следует устанавливать низкие цены, поскольку низкие цены на такие товары способствуют улучшению качества жизни трудящегося населения.  А сегодня уже некоторые люди убеждены, что на продукцию для полноценного питания и для изготовления добротной одежды, а также на жильё должны быть относительно равные для всех законные гарантии по достойным человека нормам от общего количества их производства!  При узаконенных и относительно равных нормах количества честного и добросовестного труда на благо общества по времени. А качество их потребления для себя и своей семьи чтобы каждый мог сам формировать по зарплате от результатов квалификации своего труда на рабочем месте в экономике страны!

     При рынке на продукцию производимую сверх норм необходимых для социального благополучия трудящихся и их семей. И только в таких условиях будет отмирать отчуждение результатов необходимого общественного труда трудящегося населения и возрождаться право этого населения на необходимые для жизни блага по количеству и квалификации труда для социального благополучия общества.

     Ибн-Хальдун был убеждён, что в основе рынка и любого акта купли-продажи или обмена благ за труд на благо общества, должно быть приравнивание различных товаров к содержанию количества труда. Но пока не был развит общественный труд и не было узаконено равенство рабочего времени для определения количества труда по времени и деления по квалификации труда для определения норм зарплаты и цены товаров, не было и понятия о жизни по количеству и квалификации труда, а лишь о денежных доходах от результатов квалификации труда.

     По мнению историков экономической мысли, Ибн-Хальдун намного опередил современников в понимании экономических явлений и поэтому занимает почетное место в истории науки об экономике.   

     По его мнению, после прихода к власти богатой знати многие источники богатства распределяются между членами господствующего клана. Неизбежно наступает период престижного потребления, в котором низшие члены властной пирамиды ориентируются на высших, пытаясь приблизиться к уровню потребления последних, что неизбежно приводит к увеличению бедности среди простого народа.

     Ресурсы и богатства любого общества имеют ограниченные запасы, но при товарно-денежных отношениях без гарантий хотя бы на самые необходимые блага количество приближенных к элите участников престижного потребления не уменьшается, а возрастает.

     Одновременно верховный правитель пытается избавиться от всех тех, кто помнит его равным себе, начинается замена на чиновников, чьей целью являются не благополучие общества, а исключительно достижение материальных благ в обмен на ревностную и преданную службу.

     То же происходит на всех "этажах" - так же подвластные правителю крупные чиновники меняют своих вассалов, перераспределяя блага в пользу новых подчиненных в обмен на их преданную службу.

     Количество подчиненных - тоже своего рода элемент престижа, более того, чем дольше живёт такая система власти, тем больше она обрастает приспешниками, и там больше растут аппетиты власти в целом при по-прежнему дефицитном количестве ресурсов.

     Недостающие ресурсы пробуют взыскать, вводя всё новые большие налоги и поборы,  придумывая новые, весьма сомнительные для окружающих, механизмы распределения благ, но, по мере их введения, это вызывает всё большее и большее возмущение подданных при определенном равнодушии новых приспешников и когда могущество власти падает, власть пытается удержаться следующими способами:

     - начинает монументальное строительство («правитель расходует свою энергию на строительство монументальных сооружений, гигантских строений, больших городов, и высоких построек»;

     - пытается повысить дипломатический престиж страны («дорогие дары посольствам из могущественных держав и племён»);

     - одаривает наиболее рьяных приспешников;

     - демонстрирует силу и благоденствие, тратя огромные средства на выплаты воинам и увеличивая их число;

     Вывод, который делает ибн Хальдун, крайне полезен нашему современнику:

     «Правящий класс, достигший полной монополии власти, с течением времени разрастается и увеличивает свои потребности, что снижает его способность адекватно реагировать на истощение общественных ресурсов, упадок хозяйственной активности, обнищание и деградацию населения, утрату могущества. В этих условиях попытки демонстрации мощи и благоденствия перед внешними соперниками и своим населением, подкуп приспешников могут отсрочить, но не могут предотвратить крах режима и смену власти».
 
     Эта теория ибн Хальдуна была, судя по всему, хорошо известна черкесским мамлюкам, правителям Египта, где в ту пору, на весьма заметной должности верховного судьи трудился ибн Хальдун.

     Были ли из этого знания сделаны какие-то выводы? Нет, конечно. Наверное - никаких выводов правители и не могли сделать, хотя ибн Хальдун предлагал целый список потенциальных реформ, как  экономического, так и социального характера.

     Социальные и экономические воззрения ибн Хальдуна не получили известности при его жизни. Более того, арабский мир вскоре погрузился в хаос и имя его было надолго забыто.

     Собственно, науку об экономике Адам Смит создавал с чистого листа, открывая заново, (в совершенно иных экономических реалиях), все то, что было многие столетия назад описано ибн Хальдуном.

     Во второй половине XIX века французы заново "открыли миру" его великий труд  и он был переведен на множество языков, в том числе частично - на русский.