День командира корабля

Дмитрий Кашканов
8 октября на флоте отмечается День командира надводного, подводного и воздушного корабля — профессиональный праздник, установленный в 2007 году Указом Главкома ВМФ.

Дата 8 октября выбрана не случайно. В этот день в 1827 году в Наваринском сражении отличился линейный корабль «Азов» под командованием капитана первого ранга Михаила Петровича Лазарева. Благодаря смелым и решительным действиям капитана, «Азов» уничтожил пять кораблей противника. Победа русского флота в данной баталии – пример того, как командир, принимая грамотные и своевременные решения, вносит основной вклад в достижение победы в бою, а нередко и в благоприятный исход всего сражения.

В начале ХХ века, примерно через сто лет после Наваринского сражения, стали появляться воздушные корабли. Поначалу это были известные большие самолеты Игоря Сикорского «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Командиры этих самолетов управляли уже целыми экипажами, состоящими из дополнительных летчиков, штурманов, механиков и стрелков. При этом, безусловно, командир был обязан знать не только свою непосредственную работу как пилот и основные принципы работы членов экипажей, но во многом должен был вникать в детали их действий. Это уже коренным образом отличалось от роли летчика первых аэропланов. Теперь самолетом управлял экипаж, которым командовал командир корабля.

Со временем военная авиация обзавелась огромными транспортными тяжеловозами, стремительными ракетоносцами, напичканными электроникой разведчиками и специфически оборудованными противолодочными самолетами.

Воздушные корабли от года к году становились все сложнее и технологичнее, во многом освобождая своих командиров от выполнения рутинной работы по пилотированию. Командиры смогли больше внимания уделять планированию полета и боевого применения, распределению обязанностей в экипаже для достижения лучшего результата в выполнении боевого задания.

Сейчас, когда в авиации на повестке дня стоит использование компьютерных и сетевых технологий, роль командира корабля не претерпела кардинальных изменений. По-прежнему, как и в памятном Наваринском сражении, командир обязан знать свою матчасть, понимать принципы ее работы и знать пределы ее возможностей, уметь управлять экипажем для наиболее эффективного решения поставленной боевой задачи и уметь создавать в летном коллективе здоровый моральный климат.

Вероятно, в ближайшей перспективе авиация будет становиться все более и более «беспилотной». На современных самолетах уже исчезли штурманы и бортрадисты. Не за горами дни, когда авиаторы не будут знать кто такие бортмеханики и зачем они нужны. Но командиры, даже оставшись в своем электронном «экипаже» в одиночестве, все равно будут обязаны знать много и уметь многое, и что особенно характерно для военной авиации, уметь быстро и радикально менять планы полета при изменении условий или получении новых приказов.

Командиры современных надводных кораблей и подводных лодок – это сугубые профессионалы, знающие свой корабль и свой экипаж. Прошли те времена, когда при наличии грамотного старпома и штурмана, командир мог курить трубку, скучно вглядываться вдаль и ждать завершения очередного похода в родной базе. При сокращении флота количественно резко повышаются требования к качеству командира, его способности принимать нестандартные решения в резко меняющейся обстановке. В этом отношении морские командиры все более напоминают авиационных. Скорости увеличиваются, оружие усложняется, время на принятие решения сокращается.
Безусловно, в перспективе нескольких лет технический прогресс приведет к тому, что экипажи кораблей будут продолжать численно сокращаться. Сейчас в это трудно представить, но неизбежно придет день, когда при спуске нового корабля со стапелей будут присутствовать два человека – командир корабля в ходовой рубке и человек на причале, в обязанности которого будет входить разбитие бутылки шампанского о борт новорожденного и распитие другой на банкете по поводу этого радостного события.

И тем не менее, командир останется на корабле главным. Просто потому, что даже самый продвинутый искусственный интеллект и самая совершенная техника создаются интеллектом человека, его талантом, а не наоборот. Ну и в конце концов, кто-то же должен приглядывать за шалостями электронных помощников человека.

С праздником, дорогие товарищи командиры!