Охота на зверя

Дмитрий Кашканов
В современной войне трудно вычленить какой-либо род вооруженных сил или вид оружия наиболее эффективный на поле боя. Все нужны и нужность зависит от конкретных задач, поставленным войскам командованием.

В условиях СВО, с необходимостью непосредственной поддержки войск и одновременно с ударами по далекой тыловой инфраструктуре и логистике вражеских войск, трудно придумать что-то более гибкое и эффективное, чем фронтовая, оперативно-тактическая и стратегическая авиация.

Сегодня я попробую вкратце осветить применение истребителей-бомбардировщиков Су-30. Не будем уточнять модификации и технические особенности истребителей. Остановимся на их основной роли в уничтожении врага.

Завоевывать превосходство в воздухе сейчас пока не актуально. Украинские ВВС представлены лишь изредка появляющимися в небе остатками Миг-29, Су-25, Су-24 и вертолетами. Воздушные бои с ними практически не устраивают, уничтожая либо издалека как в тире, либо средствами наземного ПВО. Правда, в последнее время украинцы активизировали применение бомбардировщиков Су-24. Но не для противодействия нашей авиации, а лишь как платформу для запуска крылатых ракет, типа английских Storm Shadow и французских Sсalp.

В этих условиях на передний план выходит уничтожение вражеских Су-24. Желательно на земле. Желательно не только на основных аэродромах, но и в точках рассредоточения. Ну и помимо этой основной задачи, нужно по мере возможности уничтожать уже запущенные крылатые ракеты. Все это выглядит просто лишь на словах. На деле самолеты на базах защищены активно – ПВО, и пассивно – различными укрытиями и капонирами. Самолеты стараются рассредоточить и замаскировать. Все это требует тщательной разведки и по результатам немедленного поражения целей. То есть, приходится работать быстро и точно.

В арсенале наших летчиков есть отличные ракеты «воздух-земля», они бьют врага быстро и точно, но у них есть и недостатки. Ракеты бьют точно в то место на земле, где по данным разведки должен находиться вражеский самолет. Но его могут уже после доразведки отбуксировать или перегнать в другую точку. В этом случае очень дорогая ракета будет потрачена неэффективно.

Это ситуация решается, как принято в России, ассиметрично. Мы дешево и сердито уничтожаем врага обычными ФАБами с модулями планирования и наведения. Во-первых, такая бомба из обычного дешевого «чугуния» сразу после установки упомянутого модуля превращается в высокоточное оружие. Во-вторых, за счет гораздо большего заряда она гарантированно поражает цель, даже если отклонится от заданной траектории на несколько лишних метров по сравнению с ракетой. И в-третьих, эта бомба сбрасывается за пределами зоны поражения вражеской ПВО, не подвергая риску пилота и его самолет.

Наши летчики практически в совершенстве освоили такое бомбометание и научились «класть» бомбы с минимальными отклонениями, поражая опорные пункты, скопления техники и живой силы врага, его склады вооружения и военную инфраструктуру.
Чтобы поразить ракету в полете, приходится попотеть немного больше. Тут вопрос не в противодействии вражеской ПВО, а в своевременном получении целеуказания от наших наземных станций или самолета ДРЛО, быстром маневре, выходе на цель и уничтожении ее ракетой «воздух-воздух».

Ну а чтобы не забывать, что мы были и остаемся летчиками морской авиации, регулярно проводим свободную охоту и отстрел диверсионных групп противника, которые на скоростных американских лодках пытаются высадиться в Крыму и нагадить на берегах нашего благословенного полуострова. Для патрулирования и возможной охоты назначаются самые опытные летчики, в основном квалификации «летчик-снайпер». И тут дело не в способности попасть из пушки по вертящейся на волнах резиновой лодке. Очень важно не увлечься с высотой, правильно рассчитать траекторию движения врага и поразить его с одного захода. Важна внезапность, пока заложники в лодке не начнут вытаскивать приготовленные для такого случая ПЗРК.

Вот именно эту тонкую работу наши снайперы делают уверенно и, как говорится, редкая лодка доплывет до середины от Одессы до Крыма.