Европейские каникулы. Часть 32

Наталья Иванова 26
Умирающий Гарц

Гарц – это моя любовь. Я узнала его четырнадцать лет назад, и он был прекрасен. Тропинки из корней деревьев и камней в ельниках с ковром из зелёного мха, грибные полянки, бесконечно живописные места для пеших прогулок. Как много их было – живописных уголков Гарца, в которые я была влюблена – я знала их все, они мне снились, я мечтала увидеть их снова и снова, иногда это не получалось, но иногда всё-таки удавалось вырваться из города на природу.

Четырнадцать лет назад ещё не было признаков умирания Гарца. Но лет восемь назад стало это стало уже очевидностью: ели, умирающие стоя, высыхающие, теряющие хвою. Теперь так выглядит уже весь Гарц. Называлась и причина – жук-короед. Я не верила, что ничего нельзя было сделать, но ничего не делалось. Потом я нашла и причину этому бездействию, начала искать и читать статьи, в которых и объяснялось, что лесу специально дают умереть, чтобы на его месте вырос новый, здоровый. И в отдельных местах это действительно и происходит – растёт новый лес, но только уже не хвойный – лиственный.

Я стала вспоминать, а каким он был, Гарц. Меня всегда удивляло то, что при необыкновенной красоте леса птиц в лесу не было. Вот совсем. Когда я выглядываю из окна своей квартиры в Ганновере, я вижу и голубей, и горлиц, и воробьёв, и дроздов, и трясогузок, и ворон, и сорок, на днях вдруг увидела зяблика с красной грудкой и даже дятла с яркими разноцветными полосками на хвосте. И это в городе. А в Гарце птиц я никогда не видела. Я и раньше об этом задумывалась и пришла к выводу, что птиц нет, потому что нет насекомых. Да-да, в Гарце не было и насекомых. Не было комаров и мух, и жуков я там никогда не видела, и мушек, которые так всегда мешают, стоит только вырваться на природу, там тоже не было. Гулять по Гарцу всегда было удовольствием, только теперь я понимаю, как это было неестественно. Правда, были черви в грибах в тёплую погоду, это было.

А на той неделе мы с Инго поехали в Гарц в Браунлаге, чтобы погулять по лесу. Оказалось, что гулять негде. Хотя по-прежнему приезжают туристы и углубляются по старым тропинкам, но каково это – гулять среди остовов мёртвых ёлок, как не обращать на это внимание. Я не смогла. И на следующий день мы поехали в Бланкенбург – город, в котором Инго родился и в котором до сих пор стоит его дом – дом придворного ювелира, кем и был его дед.

Мы не стали подниматься к большому замку, а пошли в маленький замок. Погуляли там по чудесному парку. И я взяла в отделе информации брошюру об умирающем Гарце, надеясь узнать об этом умирании побольше.

Называется брошюра “Лес в процессе изменения”. Ну а как это ещё назвать? Лес умирает, а тут говорят, что он меняется. Оказалось, что Гарц на протяжении столетий был хвойным. Но потом, в последние годы, бури и засуха (?!) ослабили иммунитет лесов и они стали добычей жуков-короедов. Как так получилось, что ни бурь, ни засухи никто не заметил? Погода была обычной для Германии: в один день жарко, а на другой день – уже прохладно и дождик моросит. И как так получилось, что эти же бури вместе с засухой не нанесли никакого вреда лиственным деревьям? И в следующей главке нам уже объясняют, что это человек оказал на климат такое воздействие. Ага, понятно: здесь поработали адепты зелёной повесточки. И даже смерть прекрасного Гарца они используют для продвижения своих идей, для внушения людям чувства вины просто за то, что они, люди, существуют.

Хотя, если подумать, то, конечно, это люди виноваты в смерти Гарца. Но не тем, что они живут и дышат, выделяя при этом углекислый газ, а, наверно, какой-то своей деятельностью, приведшей к катастрофическому изменению природной среды Гарца.

То, что в Германии в 70-е и 80-е годы прошлого века произошло стремительное развитие химической промышленности – факт известный. И фильтры и системы очистки сбросов не успевали за темпами роста самой промышленности. Я так это себе представляю, что “химические” дожди сильно навредили и людям, и природе. Видимо, тогда, с течением времени, конечно, и произошло постепенное исчезновение определённых видов насекомых, затем лес оставили птицы, лишившись пропитания, а жук-короед, вероятно, пережил “химию” лучше других насекомых, и,  тем самым, судьба Гарца была решена. Так это или не так – я не знаю, но другой информации, лишённой противоречий я, к сожалению, не нашла.

Дивный Гарц с грибными полянками останется в моих снах и в воспоминаниях прежним – таинственным и сказочным. А новый Гарц будет принадлежать уже будущим поколениям. Я надеюсь, они будут его любить так же, как и я любила мою ушедшую сказку.