La Maladie du Soleil Глава XV Via Humanitatis

Александра Ингрид
Antichristus est sero…

Глава Via Humanitatis

Над ней склонялся Анубис. Погребальные песнопения стихли. Все её органы уже были вынуты. Она знала, что значит больше не существовать. Но звёзды в этом волшебном египетском небе обещали сиять вечно. Все эти боги смерти пришли, чтобы воскресить её. Принцесса достигла бессмертия в Дуате.

Когда мумии закрыли крышку саркофага, Шарлотта проснулась. На потолке мерцали неведомые, ещё не открытые созвездия. Она перевела взгляд на гобелен — там волны уносили отважного Одиссея в бесконечность. Её грёза изменила мир. Кто-то пришил бедному антикварному мишке лапу, глаз и нос; у подаренной на Рождество фарфоровой куклы исчезла трещинка. Другая Шарлотта излечилась от болезни жизни.

Шарлотта села перед зеркалом и посмотрела на иную себя в средневековом отражении. У неё появился румянец на щеках, исчезли синяки под глазами. Она столько путешествовала, но так и не познала себя: «Откуда я пришла? Из Вавилона или Египта? Из Рая или из Ада? Бытие оказалось иллюзией. Правда только в том, что смерти не существует, и созданный мной Эликсир Бессмертия — работает!»

Когда Шарлотта спустилась вниз, был уже полдень. Дядя Чарльз сидел в кресле у камина и с бокалом вина в руке читал утреннюю газету.

— На улице почти не бываешь, но загорела так, словно месяц провела под солнцем Сахары, —  удивился он. — Чем ты занимаешься в своей комнате?

— Ничем особенным — перевожу древние тексты.

Шарлотта заварила индийский чай, собранный в долинах Брахмапутры, достала из шкафа пахлаву и села за стол.

— Мне приснился сон, что на мне проводили обряд мумификации. Из меня вынули все органы… Я видела Анубиса, который провожал меня в небытие. Как думаешь, что это может значить с точки зрения египетской мифологии?

— Не переживай, это хороший сон, — успокоил дядя. — В Древнем Египте смерть символизирует бесконечность. В Вавилоне боялись небытия, поскольку видели в нём конец существования. Однако для египтян погребение — это лишь начало вечной жизни.

— Интересно, кто ошибся...

— Кстати… Рано утром заходила твоя тётя. Ты спала, я не стал тебя будить. Ева хочет пойти с тобой сегодня вечером на выставку средневекового искусства и послушать лекцию профессора истории.

— Я не собираюсь идти туда из-за своих принципов. Я презираю средневековую философию.

— И пропустишь выставку картин Иеронима Босха!? Тётя пригласила тебя, потому что знает, что это твой любимый художник.

— Ради Босха я готова терпеть скучную лекцию. Мне доставляет удовольствие наблюдать за страданиями средневековых людей на полотнах. Меня вдохновляет смерть и хаос…

— Знаешь, меня всегда поражала одна вещь, — отметил Чарльз. —  Ни на одной из картин Босха о Страшном суде и Апокалипсисе нет Антихриста. Как думаешь, почему?

— С чего ты взял, что Босх не изобразил Антихриста!? — возмутилась Шарлотта. — Как понять, кто на самом деле лжепророк, если он носит маску обычного человека? Возможно, что кто-то из этих бесчисленных героев и есть Антихрист. 

— Или всё оказалось выдумкой, и он не пришёл…

***

По дороге на выставку Шарлотта решила забежать в антикварную лавку «Больница игрушек печальной Эстель», чтобы поделиться с хозяйкой своим алхимическим знанием. Каково было её удивление, когда она увидела магазин, полный людей. За винтажными игрушками выстроилась очередь. Все фарфоровые куклы были отреставрированы, а мишки и кролики вылечены. Мёртвые игрушки ожили… Столь быстрое исцеление от болезни жизни показалось Шарлотте странным...

— Удивлена?! — спросил Педролино. — Магазин вновь открыт. Моя мама выздоровела!

— Я рада за вас! Но, насколько я знаю, от холеры невозможно вылечиться за два дня…

— Нам помог один человек…

— Врач?

— Возможно… Не знаю, кто он.

— Как его зовут? Как он выглядел?

— Он не называл своего имени… И я не видел его лица.

Шарлотта сразу догадалась, о ком идёт речь:

— Ты заключил сделку с Дьяволом? Зачем!?

— У меня не было выбора. Это единственное, что могло помочь моей маме!

— Но ещё могла помочь я…

— Как жаль, что ты пришла слишком поздно, — Педролино посмотрел на пылающий в камине огонь. —  Все алхимические трактаты сожжены. Потеряв веру в Философский камень, мы избрали другой путь...

***

На Шарлотту с презрением смотрели портреты мрачных инквизиторов и теологов. На воображаемом органе призраки играли Баха. Лилию Гентского алтаря поглощали безликие монстры Босха. Но Шарлотте казались прекрасными бесчисленные воплощения смерти, чудовища, поедающие грешников. Врата в Преисподнюю открыты для неё. И Ад будет таким, каким она его себе представит.

На средневековых статуях застыла невыразимая скорбь. Они не нашли покоя в Раю, ибо его не существует.

— Средневековый человек жил в страхе Страшного суда, — начал лектор. — Но нам больше не нужно бояться прихода Антихриста. Труд великих учёных Фомы Аквинского и Аврелия Августина не был напрасным. Теперь мы обладаем Эликсиром бессмертия, — он достал из кармана сосуд. — С этим сокровищем нам не страшен ни Дьявол, ни Антихрист!

— Извините, но вы вводите публику в заблуждение, —  не согласилась Шарлотта. — Фома Аквинский, Аврелий Августин — не ученые, а теологи и богословы. Они занимались не научными исследованиями, а перепиской трактатов античных философов. В лекции, посвященной Средневековью, вы почему-то не упоминаете, что настоящих ученых — например, Джордано Бруно и Мигеля Сервета, — за передовые идеи инквизиторы сожгли на костре.

— Вам сначала нужно выучить историю, — усмехнулся профессор. — Их сожгли не из-за научных идей. Наоборот, философы Средневековья были заинтересованы в развитии науки.

—  Видимо, до тех пор, пока наука не поставила под вопрос их религиозную концепцию.

— Поверьте, труды Фомы Аквинского и Аврелия Августина намного прогрессивнее, чем многих других средневековых ученых. Сейчас мы пришли к тому, что ничего не знаем об устройстве мира. Наука не всё может объяснить. И эти философы оказались правы.

— Они — не философы. В Средневековье не было настоящей философии, так как она всегда требует две точки зрения. Теологи, которых вы называете, переписывали античные трактаты, чтобы адаптировать их под схоластическую идеологию.

Шарлотта вышла к публике и заслонила собой лектора:

— На картинах Иеронима Босха вы видите лишь смерть и страдания грешников в Аду. Но посмотрите на «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. Он — центр мироздания, микрокосм с планетами и звёздами. Человек бессмертен, когда стремится к высшему знанию, когда преодолевает самого себя. Однако средневековые философы не смогли выйти за границы возможного, и потому были обречены на погибель. Спаситель мира — со сферой в руке. Жить вечно значит познавать мир.

— Кто-нибудь из зала согласен с этой ересью? — воскликнул профессор.

Все промолчали.

— Мне не нужно, чтобы вы соглашались со мной, — произнесла Шарлотта. — Я пригласила вас к размышлению, предоставила вторую точку зрения. Мир состоит из противоположных начал. Главное — дуализм. Вы сами выбираете, в какой реальности жить. Вы сами решаете, кто вы — тень, марионетка рока или человек Возрождения. Вы сами решаете, кто для вас ученый — Фома Аквинский или Джордано Бруно. Но, помните, что от этого выбора зависит ваше дальнейшее существование. Антихрист либо придёт, чтобы помочь вам увидеть другую реальность, либо, чтобы уничтожить ваш мир.