Antichristus est sero…
Глава Via Humanitatis
Над ней склонялся Анубис. Погребальные песнопения стихли. Все её органы уже были вынуты. Она знала, что значит больше не существовать. Но звёзды в этом волшебном египетском небе обещали сиять вечно. Все эти боги смерти пришли, чтобы воскресить её. Принцесса достигла бессмертия в Дуате.
Когда мумии закрыли крышку саркофага, Шарлотта проснулась. На потолке мерцали неведомые, ещё не открытые созвездия. Она перевела взгляд на гобелен — там волны уносили отважного Одиссея в бесконечность. Её грёза изменила мир. Кто-то пришил бедному антикварному мишке лапу, глаз и нос; у подаренной на Рождество фарфоровой куклы исчезла трещинка. Другая Шарлотта излечилась от болезни жизни.
Шарлотта села перед зеркалом и посмотрела на иную себя в средневековом отражении. У неё появился румянец на щеках, исчезли синяки под глазами. Она столько путешествовала, но так и не познала себя: «Откуда я пришла? Из Вавилона или Египта? Из Рая или из Ада? Бытие оказалось иллюзией. Правда только в том, что смерти не существует, и созданный мной Эликсир Бессмертия — работает!»
Когда Шарлотта спустилась вниз, был уже полдень. Дядя Чарльз сидел в кресле у камина и с бокалом вина в руке читал утреннюю газету.
— На улице почти не бываешь, но загорела так, словно месяц провела под солнцем Сахары, — удивился он. — Чем ты занимаешься в своей комнате?
— Ничем особенным — перевожу древние тексты.
Шарлотта заварила индийский чай, собранный в долинах Брахмапутры, достала из шкафа пахлаву и села за стол.
— Мне приснился сон, что на мне проводили обряд мумификации. Из меня вынули все органы… Я видела Анубиса, который провожал меня в небытие. Как думаешь, что это может значить с точки зрения египетской мифологии?
— Не переживай, это хороший сон, — успокоил дядя. — В Древнем Египте смерть символизирует бесконечность. В Вавилоне боялись небытия, поскольку видели в нём конец существования. Однако для египтян погребение — это лишь начало вечной жизни.
— Интересно, кто ошибся...
— Кстати… Рано утром заходила твоя тётя. Ты спала, я не стал тебя будить. Ева хочет пойти с тобой сегодня вечером на выставку средневекового искусства и послушать лекцию профессора истории.
— Я не собираюсь идти туда из-за своих принципов. Я презираю средневековую философию.
— И пропустишь выставку картин Иеронима Босха!? Тётя пригласила тебя, потому что знает, что это твой любимый художник.
— Ради Босха я готова терпеть скучную лекцию. Мне доставляет удовольствие наблюдать за страданиями средневековых людей на полотнах. Меня вдохновляет смерть и хаос…
— Знаешь, меня всегда поражала одна вещь, — отметил Чарльз. — Ни на одной из картин Босха о Страшном суде и Апокалипсисе нет Антихриста. Как думаешь, почему?
— С чего ты взял, что Босх не изобразил Антихриста!? — возмутилась Шарлотта. — Как понять, кто на самом деле лжепророк, если он носит маску обычного человека? Возможно, что кто-то из этих бесчисленных героев и есть Антихрист.
— Или всё оказалось выдумкой, и он не пришёл…
***
По дороге на выставку Шарлотта решила забежать в антикварную лавку «Больница игрушек печальной Эстель», чтобы поделиться с хозяйкой своим алхимическим знанием. Каково было её удивление, когда она увидела магазин, полный людей. За винтажными игрушками выстроилась очередь. Все фарфоровые куклы были отреставрированы, а мишки и кролики вылечены. Мёртвые игрушки ожили… Столь быстрое исцеление от болезни жизни показалось Шарлотте странным...
— Удивлена?! — спросил Педролино. — Магазин вновь открыт. Моя мама выздоровела!
— Я рада за вас! Но, насколько я знаю, от холеры невозможно вылечиться за два дня…
— Нам помог один человек…
— Врач?
— Возможно… Не знаю, кто он.
— Как его зовут? Как он выглядел?
— Он не называл своего имени… И я не видел его лица.
Шарлотта сразу догадалась, о ком идёт речь:
— Ты заключил сделку с Дьяволом? Зачем!?
— У меня не было выбора. Это единственное, что могло помочь моей маме!
— Но ещё могла помочь я…
— Как жаль, что ты пришла слишком поздно, — Педролино посмотрел на пылающий в камине огонь. — Все алхимические трактаты сожжены. Потеряв веру в Философский камень, мы избрали другой путь...
***
На Шарлотту с презрением смотрели портреты мрачных инквизиторов и теологов. На воображаемом органе призраки играли Баха. Лилию Гентского алтаря поглощали безликие монстры Босха. Но Шарлотте казались прекрасными бесчисленные воплощения смерти, чудовища, поедающие грешников. Врата в Преисподнюю открыты для неё. И Ад будет таким, каким она его себе представит.
На средневековых статуях застыла невыразимая скорбь. Они не нашли покоя в Раю, ибо его не существует.
— Средневековый человек жил в страхе Страшного суда, — начал лектор. — Но нам больше не нужно бояться прихода Антихриста. Труд великих учёных Фомы Аквинского и Аврелия Августина не был напрасным. Теперь мы обладаем Эликсиром бессмертия, — он достал из кармана сосуд. — С этим сокровищем нам не страшен ни Дьявол, ни Антихрист!
— Извините, но вы вводите публику в заблуждение, — не согласилась Шарлотта. — Фома Аквинский, Аврелий Августин — не ученые, а теологи и богословы. Они занимались не научными исследованиями, а перепиской трактатов античных философов. В лекции, посвященной Средневековью, вы почему-то не упоминаете, что настоящих ученых — например, Джордано Бруно и Мигеля Сервета, — за передовые идеи инквизиторы сожгли на костре.
— Вам сначала нужно выучить историю, — усмехнулся профессор. — Их сожгли не из-за научных идей. Наоборот, философы Средневековья были заинтересованы в развитии науки.
— Видимо, до тех пор, пока наука не поставила под вопрос их религиозную концепцию.
— Поверьте, труды Фомы Аквинского и Аврелия Августина намного прогрессивнее, чем многих других средневековых ученых. Сейчас мы пришли к тому, что ничего не знаем об устройстве мира. Наука не всё может объяснить. И эти философы оказались правы.
— Они — не философы. В Средневековье не было настоящей философии, так как она всегда требует две точки зрения. Теологи, которых вы называете, переписывали античные трактаты, чтобы адаптировать их под схоластическую идеологию.
Шарлотта вышла к публике и заслонила собой лектора:
— На картинах Иеронима Босха вы видите лишь смерть и страдания грешников в Аду. Но посмотрите на «Витрувианского человека» Леонардо да Винчи. Он — центр мироздания, микрокосм с планетами и звёздами. Человек бессмертен, когда стремится к высшему знанию, когда преодолевает самого себя. Однако средневековые философы не смогли выйти за границы возможного, и потому были обречены на погибель. Спаситель мира — со сферой в руке. Жить вечно значит познавать мир.
— Кто-нибудь из зала согласен с этой ересью? — воскликнул профессор.
Все промолчали.
— Мне не нужно, чтобы вы соглашались со мной, — произнесла Шарлотта. — Я пригласила вас к размышлению, предоставила вторую точку зрения. Мир состоит из противоположных начал. Главное — дуализм. Вы сами выбираете, в какой реальности жить. Вы сами решаете, кто вы — тень, марионетка рока или человек Возрождения. Вы сами решаете, кто для вас ученый — Фома Аквинский или Джордано Бруно. Но, помните, что от этого выбора зависит ваше дальнейшее существование. Антихрист либо придёт, чтобы помочь вам увидеть другую реальность, либо, чтобы уничтожить ваш мир.