За что казахи не любят Абая?

Талгат Алимов
Сразу оговорюсь, не все казахи! В расчет возьмем тех, кто внимательно, по несколько раз читал все 45 слов его знаменитой книги «Кара соз» (Слова назидания).
Тут мнения разделяются!
Абай прожил сложную жизнь, полную борьбы идеи, ссор, судов, споров… С первых слов этого бессмертного произведения, он выражает свое разочарование в попытках управлять, просвещать, воспитывать, заниматься бизнесом, богослужением… Наверно не пришло еще время, чтобы люди такого уровня могли заниматься обычными житейскими делами. Само общество не созрело до лидеров такого уровня!
Во втором слове он говорит о том, что некоторым казахам не нравится. Он вспоминает, как в детстве слышал насмешки старших над трусливыми узбеками, над покорными татарами, доверчивыми русскими… Вспоминает свои детские восторги, что нет народа достойнее и благороднее казаха!
 С годами Абай понял, что мы отстаем от узбеков в земледелие и ремесле, от татар в трудолюбии, образованности и религиозности. А про русских пишет, что нам не сравниться даже с их прислугой.
Обратим внимание, что он пишет о достоинствах других народов - он ставит нам их в пример. По-моему, правильная политика! От других народов мы должны брать только лучшее, а про их недостатки и методы борьбы с ними пусть пишут их духовные учителя – Гоголь, Омар Хаям, Радищев, Грибоедов… Нас интересуют наши недостатки. Абай мастерски описывает то, что, к сожалению, существует и сейчас, более чем через 100 лет! Перечитайте перечень этих недостатков, они почти не изменились!
В слове №3 прямо указывает какую неприязнь мы испытываем к друг другу:   злобствуем, судимся, делимся на партии, подбираем влиятельных сторонников, деремся за чины. Посмотрите на наши структуры власти: где Абай говорит неправду? Про выборы там вообще в точку!
«Волостных выбираем на три года… Первый год проходит в выслушивании обид и упреков «Не мы ли тебя выбирали?». Второй год уходит на борьбу с будущими соперниками. И третий в предвыборных хлопотах, чтобы снова быть избранным».
 Что остается? Чем не итоги нынешних выборов?
Тут он предлагает кардинальное решение, которое очень раздражает националистические круги нашей интеллигенции. Избирать в волостные людей, имеющих «русское образование». На тот момент это было актуально, но и сейчас идет тенденция по выдвижению людей, имеющих зарубежное образование.
Вопрос, конечно, спорный (все таки в 21 веке живем), но похоже до сих пор актуальный. При не достижении согласия он предлагает, чтобы волостной назначался губернатором. У нас же, до сих пор, нижестоящие акимы фактически назначаются вышестоящими.
До демократических выборов общество тогда не было готово, но и сейчас идеи самоуправления и саморегулирования не освободились от коррупционности, «клановости», ложных доносов, черного пиара и прочих неблаговидных дел.  Вряд ли такие рассуждения нравятся тем, кто стремится к ускоренной демократизации, не подозревая что мы можем ввергнуть общество в пучину анархии.
В этой же главе Абай предлагает пересмотреть устаревшие законы от Касым-хана, Тауке-хана. Он их считал устаревшими в конце 19 века, а некоторые традиционалисты предлагают вернуться к ним в начале 21 века!
Даже в быту мы довольно часто отличаемся несобранностью. Не зря немцы, которые не одно десятилетие прожили в селах с казахами, доброжелательно подшучивали: «Если казах вас позвал в гости к 5-ти часам, подходи к 7-ми, ты не опоздаешь!»
Абай пишет «Собранность в делах и мыслях – основа благополучия». Посмотрите, в каких домах жили немцы и мы, контраст на лицо! Особенно это заметно в тех селах где их было много.
Философы-стоики считают многие идеи Абая созвучными их учению. Редко какой казах удостоился такого международного признания. Есть смысл обратить внимание на философию стоицизма, которая сейчас очень популярна на Западе.
Те, кто пропагандирует примитивные понятия о коммунизме как об общности имущества, жен, детей и пр., не читали слово №6.
«…общность скота, имущества, еды... Если так, то какой прок от богатства и какой вред от нищеты? Стоит ли трудиться ради богатства, не избавившись прежде от родственников? Нет, единство должно быть в умах, а не в общности добра…»
Удивляюсь, как такое могли пропустить в печать в времена правления КПСС! Не так уж строга была цензура!
«…Добиваться единства ценой скота – вот начало нравственного падения…»
Эти слова становятся очень актуальными именно сейчас, когда идет раздел имущества между наследниками миллиардеров-прихватизаторов 90-х!
Читайте слово №6, на казахском и на русском, вникая в каждое слово!
Абай четко разделяет тело, разум, душу. Эти слова стоит вспомнить тем соотечественникам, кто телом уехал в благополучную Америку, а душой остался в ауле. Это еще ничего, труднее тем, кто разумом остался тут. Есть среди наших лондонских и дубайских сородичей, те, кто проживая там, пользуясь их достижениями и достатком, а умом остались в своем ауле, довольно часто в самом негативном смысле. Не зря говорят: можно человека вывезти из аула, но аул из человека редко выходит! Именно лондонские казахи вдохновили создателя образа известного на весь мир Бората.
Если же нести туда лучшие достижения нашей культуры и морали, то намного легче было бы им там адаптироваться.
Почитайте, что писал Абай, о Сократе, о Жанне д,Арк. Такого глубокого понимания их роли в истории не всякий современный интеллектуал достиг. Прочтите его слово №27 о роли человека в мире, в отличие от животных.
Многие считают учения Абая религиозными, но у него отношения к религии чисто прагматичное, как к ступени на пути прогресса. Если бы человечество избрало путь тарикат (т.е. духовного совершенствования), то мир пришел бы в запустение. Все бы молились и держали посты и были в полном смирении. Кто бы тогда работал, защищал от врагов?..
Тут идеи Абая расходятся с теми, кто сейчас усиленно исламизирует страну. Да и к религиозному образованию его отношение не очень восторженное. Он считал, что методы обучения в медресе, основанные на пустой зубрежке не только бесполезны, но и вредны.
До сих пор от такой практики не избавились, поэтому мы имеем огромную армию «людей одной книги». Упор на образование, пренебрегая практикой созидательной деятельности, тоже им хорошо критикуется (слово №42). Образование без морали, учит только грамотно писать жалобы и доносы, что и случилось в 30-ые годы!
Тем, кто увлекается философией, хорошо бы познакомиться со словом №43 «Про волю, разум, душу». Жалко, что ее не читали ни Шопенгауэр, ни Ницше, быть может они бы пересмотрели свои взгляды на волю. «Великое дело знать меру всему! Одолеет зло тот, кто соединит в себе силу разума и силу воли. Отсутствие гармонии в этом вопросе понесет тебя, как необъезженный неуправляемый скакун!»
 Посмотрите фильм «Воля и власти» - похоже, что ни режиссер, ни главные герои точно не читали Абая. Но пришли к тому, о чем он и предупреждал «к бесчестью». Чтобы постичь науки по книгам, нужно очистить душу от Скверны. Помыслы должны быть чистыми.
Само провидение послало нам в учителя такого гения, но проблема в том что мы плохо его читаем, еще хуже руководствуемся его идеями. Идеи великих надо не просто изучать, а проникнуться ими всеми фибрами души.
Вряд ли те, кто читали Ницше и Шопенгауэра и мнили себе «сверхчеловеком», следовали этим советам. Не будем повторять их ошибок!