Сценарий Страшный суд

Дмитрий Киселев Алхид
СТРАШНЫЙ СУД
Дмитрий Киселёв
Оригинальный сценарий












dimaparovoz36@gmail.com




ТИТР:
СТРАШНЫЙ СУД
На фоне тёмной тягучей жидкости, противоборствующей светлой жидкости.
ГОЛОС
(за кадром)
Сытый, не знавший страданий юноша, удобно расположившийся в тени цветущей липы, может с наивной лёгкостью, размышляя о смерти, смеяться над нею и шутить. Но не тот, чья кожа до костей поражена его язвами. Ибо больной человек, могущий умереть ввиду течения болезни, над смертью не потешается. 
1. ИНТ. КВАРТИРА – ГОСТИНАЯ – ДЕНЬ
У стены, под отклеившемся куском обоев в кресле в напряжённой позе сидит НИКИТА ПЕТРОВИЧ (50). Он гладко выбрит, морщинист и причёсан. Одет в поношенную майку, синие трико с коленками. Ноги обуты в старые тапки.
ЗК слышаться приближающиеся шаги и скрип дверных петель. Никита Петрович переводит взгляд на дверь.
В гостиную из комнаты входит рыжеволосый смазливый ДОКТОР (29). Одетый в белый халат поверх коричневого пиджака. На его ногах блестят начищенные туфли.
Никита Петрович вскакивает с кресла и идёт к доктору. Хочет сказать. Но замечает оставленную доктором приоткрытой дверь.
ЗК из комнаты он слышит странные звуки.
Закрывает плотно дверь. Звуки стихают. Никита Петрович облегчённо выдыхает.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
(шепотом)
Доктор, ну что там? Как она?
Доктор меняет выражение лица с беззаботного на наигранно серьёзное.
ДОКТОР
(громко)
Пневмония!
Доктор прикрывает рукой губы.
ДОКТОР
(шепотом)
Двусторонняя пневмония лёгких!
На лице Никиты Петровича то появляется, то пропадает неуместная улыбка.
Он осматривает доктора. Молчит.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
(вполголоса)
Пневмония! И только!
(пауза)
Но как же пневмония. Позвольте.
Никита Петрович показывает на своей груди будто бы выросшую гору.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ (ПРОДОЛЖАЕТ)
Вы, верно, не заметили. У моей жены на груди видна опухоль. У неё рак!
Никита Петрович дует на ладони и трясёт руками.
Доктор смотрит на отклеившийся от стены уголок обоев.
ДОКТОР
(высокопарно)
Рак, друг мой, никуда от вашей жены не делся. Он там, где и был. А вот пневмония, напротив, добавилась.
Никита Петрович бегает глазами с гостиной на доктора, с доктора на стены гостиной.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
(подходит ближе к доктору)
Отчего же пневмония то могла ещё добавиться?
Доктор не смотрит на Никиту Петровича. Он бросает взгляд на стол у стены, ещё раз на кусок обоев.
Достаёт из портфеля форму рецепта, кладёт на стол и пишет на ней.
ДОКТОР
(иронично)
От долгого лежания на спине, голубчик.
(пауза)
Больной требуется постоянная забота. Её нужно обтирать, умывать, массировать тело. В конце концов, менять бельё.
(пауза)
Да что я вам рассказываю. Небось, и сами знаете.
Никита Петрович возражает, но доктор не слушает его, уходит.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
(возмущённо)
Я… Но… Как же…
Входная дверь захлопывается. Потоком воздуха сдувает на пол рецепт.
2. ИНТ. КВАРТИРА – КОМНАТА/ГОСТИНАЯ – ВЕЧЕР
На несвежей простыне в кровати лежит КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА (55). Изнеможённая болезнью женщина в измятой сорочке и вязанной шапке на лысой голове. Её худые руки лежат промеж подогнутых тонких ног. На груди под сорочкой видна опухоль.
Она продолжительно смотрит в потолок.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
(тянет слова)
Отец, почему ты разлучаешь душу мою с телом моим? Почему так рано призываешь её в царствие свое? Почему не дозволяешь мне пожить ещё?
ЗК раздаётся длительный скрип дверных петель.
Ксения Андреевна моргает веками, бегает глазами по окну и шторам. Прислушивается.
С помощью рук и ног. С трудом приподнимается на подушку и, откинув назад голову, широко открывает рот. Шапка слетает с её головы.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
А-а-а, это вы.
В перевёрнутом сверху вниз кадре СВЯЩЕННИК (70) с длинной седой бородой и в чёрном облачении входит в комнату. Ксения Андреевна занимает прежнее положение.
Священник останавливается рядом с кроватью умирающей, лицом к окну. Морщится. Тяжело дышит. Кашляет. Смотрит на запертую форточку.
СВЯЩЕННИК
(тянет руку к форточке)
Мне тяжело дышать.
(пауза)
Дочка, ты не будешь против, если я совсем не много припущу с окна свежего воздуха?
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
Делайте что…
Со скрипом открывается дверь в комнату. В распахнутую щель Никита Петрович просовывает голову.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
Батюшка у вас всего достаёт. Или нужно что?
Священник, не успев открыть форточку, опускает руку и разворачивается, сделав шаг от окна.
СВЯЩЕННИК
Спасибо, милок. Всего хватает.
(пауза)
Вот только воздуху бы припустить. Дышать совсем нечем.
Никита Петрович не слышит священника. Он, не отрываясь, смотрит на торчащий над подушками лысый череп жены. Вздрагивает и тут же исчезает за дверью, закрыв её плотно.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
(идёт к креслу)
Ах! Как ужасна её жизнь! Как ужасна!
Останавливается около кресла. Покачивается.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ (ПРОДОЛЖАЕТ)
Если она умрёт, так следом за ней и я умереть могу.
(пауза)
Но я не хочу умирать! Я жить хочу!
Он хватается рукой за грудь. Трясёт головой. Мычит. Падает в кресло и замирает в неудобном положении, свесив голову набок.
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
(тянет слова)
Если она умрёт, так следом и я могу.
Священник переводит взгляд с двери на окно. Обтирает лицо носовым платком.
СВЯЩЕННИК
(вдыхает)
Перетерплю.
Осматривается. Типичная небогатая комната. На стенах висят фотографии двух сыновей - Ксении Андреевны и Никиты Петровича.
На столике рядом с кроватью лежат ампулы, таблетки, засохшие корки хлеба. Стоят тарелки с остатками еды, чашки с прокисшим чаем и стакан. 
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
(смотрит в потолок)
Нет больше сил моих, Отец, в одиночку бороться с болезнью. Помоги, прошу. Сжалься надо мной. Излечи. Ведь за окном расцветает весна – время всякой жизни.
В окне догорает огонь заката. Священник смотрит задумчиво на окно. 
3. НАТ. КЛАДБИЩЕ – УТРО – ФЛЭШБЭК
ЗК слышен шепот голосов. Идёт мелкий дождь. Священник стоит у края могилы и кривит лицом.
МОГИЛЬЩИКИ опускают гроб в могилу и начинают забрасывать его раскисшей глиной. Звенят лопаты. Переговариваются могильщики.
Рыдают РОДСТВЕННИКИ. Каркают вороны.
КОНЕЦ ФЛЭШБЭКА
4. ИНТ. КВАРТИРА – КОМНАТА/ГОСТИНАЯ – ВЕЧЕР
Священник поворачивает голову и смотрит на больную.
Ксения Андреевна, в туже секунду поворачивает голову и смотрит на священника.
СВЯЩЕННИК
(с надрывом)
Боже!
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
(смотрит сквозь священника)
Я приболела!
По оконному стеклу бьёт косой дождь, гремит гроза, сверкают молнии. В комнате гаснет свет. Ксения Андреевна стонет.
Священник смотрит на окно и приготовляется к таинству соборования.
Зажигает фитиль свечи и любуется пламенем.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
Да, я грешна, Отец, я знаю это. Но не в делах своих, а в помыслах своих я имела неосторожность оскорбить людей. Тех, кто, заблудившись по жизни, не заметил, как ожесточился, как озверел.
(кашляет)
Ведь я не понимала тогда, что лишённый разума человек – считай, несчастный, считай, сирота.
(пауза)
Я не умела полюбить таких людей. Не могла понять их нужд, познать их лишений.
Священник продолжает приготовление. Он подвигает по столу стакан. Достаёт из кармана пшеницу. Высыпает её в стакан. Ставит в стакан зажжённую свечу.
Поджигает вторую свечу. ЗК раздаётся кашель Ксении Андреевной. Она стонет. На пол сползает её одеяло.
Пламя свечи дрожит и затухает. Комната заполняется темнотой.
СВЯЩЕННИК
(поджигает свечу)
Потерпи, милая. Потерпи. Я сейчас.
Он смотрит на Ксению Андреевну. Она продолжает стонать. Покрывается потом.
СВЯЩЕННИК (ПРОДОЛЖАЕТ)
(поджигает вторую свечу)
Как же мог я раньше не замечать деяний подлой смерти? Как мог не видеть её корявых рук, в свинцовых объятиях которых навсегда сгорали люди? Как мог я верить в исцеление?
Священник замирает. Стоит. После заботливо укрывает тело женщины упавшим одеялом. Мажет лоб елеем.
Женщина перестаёт стонать и вновь устремляет взор к потолку.
Священник возвращается к приготовлениям. Крестится. Зажигает остальные пять свечей.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
(роняет слёзы)
Отец, я мимо рук просящих проходила быстро. Не потому, что была холодна сердцем к нуждам обездоленных. Нет!
(пауза)
Я верила в силу пренебрежения, в ту, которая лишь одна способна заставить несчастных калек подняться с сырой земли и высоко вскинуть головы.
Она посмотрела на спину священника. Он стоял у стола и продолжал готовиться к таинству соборования.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА (ПРОДОЛЖАЕТ)
Мне казалось, что подаяние лишь усугубит их положение. Приучит к непрерывному попрошайничеству. К мольбе. К ничтожной жизни. Разве я могла подумать тогда, как сильно
ДАЛЬШЕ
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА (ПРОД)
человек может нуждаться в помощи другого человека. Как важна ему всякая пожертвованная добрыми людьми копеечка. Как горяча любовь прохожего, того, кто не спрятал стыдливого взгляда, а, напротив, поласкал им, обогрел душу. Понял. Я не знала этого и знать не могла! Ведь была здорова. Была сыта. Была счастлива.
(пауза)
А сейчас я одинока, несчастна и больна. Теперь каждая монетка, сокрытая тогда в карманах, обжигает мне душу. Каждый отведённый взгляд ранит сердце. А любовь неизжитая разрывает моё тело.
(пауза)
Отец, я молю тебя: прости мне слепоту мою, моё неведенье, мои грехи.
Священник косит взглядом на женщину. Молчит.
Закрывает глаза. Набирает полную грудь воздуха и продолжительно выдыхает.
СВЯЩЕННИК
Нет! Смерть не причём. Нет у неё такой нужды, как над умирающими людьми издеваться. Не упивается она их жизненными соками. Не сосёт жизнь. Ибо смерть довольствуется плотью мёртвой, но не живой.
(пауза)
Это не смерть убивает женщину. Это женщина спасает себя от смерти. Упорствует ей не поддаётся.
В гостиной тихо и темно. ЗК слышится чирканье спички о коробок. Загорается спичка.
Никита Петрович поднимается из кресла и, шоркая по полу тапками, идёт к двери в комнату. Спичка гаснет.
Зажигает другую. Подходит к двери и прислоняется к ней ухом.
ЗК слышны стоны жены. Затем кашель.
Он отстраняется от двери. Поджигает следующую спичку. Прислоняется к двери вновь. Прислушивается.
СВЯЩЕННИК
(за кадром)
Отче Святый, Врачу душ и телес пославный Единародного Твоего Сына Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго…
Никита Петрович оседает на пол, столкнув со стола графин с водой.
Священник слышит грохот за дверью.
Прерывает молитву. Берёт со стола свечу. Идёт в гостиную. Останавливается в дверях. Видит на полу Никиту Петровича.
СВЯЩЕННИК
(наклоняется)
Что случилось?
НИКИТА ПЕТРОВИЧ
Умерла моя жена! Теперь и я умру.
СВЯЩЕННИК
Нет! Что ты, что ты. Жива она! Жива!
Священник оглядывается на постель женщины. Прислушивается. Над подушками не видно затылка и не слышно стонов.
Поднимает Никиту Петровича. Замечает в глазах его пустоту. Отпускает, позволяя ему растянуться на полу.
СВЯЩЕННИК
(идёт к постели женщины)
Жива! Она жива!
(пауза)
Но что со мной? Отчего так много зёрен страха проросло в сердце моём? Откуда взялись сомнения и боль? Её так много.
Ставит свечу в стакан с пшеницей.

СВЯЩЕННИК (ПРОДОЛЖАЕТ)
Ведь сотни раз, если не тысячи, мне приходилось соборовать умирающих молодых и старых. Сотни лиц в минуты таинства корчились от боли и молили Господа нашего о спасении.
(пауза)
Почему же теперь, сегодня, сейчас я так уязвим? Так нерешителен? Так напуган?
(пауза)
Я должен собраться. Должен закончить таинство, отпустить грехи, очистить душу.
5. ИНТ. КВАРТИРА – КОМНАТА - НОЧЬ
Ксения Андреевна с вниманием смотрит на священника.
Священник выпрямляется и громким полётным голосом читает молитву.
В комнате становится светлее. Тени вжимаются в углы.
СВЯЩЕННИК
Отче Святый Врачу душ и телес пославного Единародного Твоего сына Господа нашего Иисуса Христа…
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
(вытирает роб от елея)
Нет во мне веры в Бога и не было!
Священник замолкает и бледнеет. Морщится. Качает головой. Разворачивается. Уходит. Останавливается.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
Я поняла только сейчас, перед смертью, что смысл жизни каждого верующего человека заключается в любви к Богу, а через него к людям. Моя вера, как считала я, не отличалась от веры другого христианина и потому казалась мне праведной.
Женщина приподнимается на локтях, тянет к потолку шею. С хрипом выпускает воздух изо рта. Падает на подушку.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА (ПРОДОЛЖАЕТ)
Но теперь же, в серебре зеркал у врат небытия, обрамлённых чёрными выпуклыми рамами, я не вижу в отражении своём любви. Нет, не вижу я в себе любви, а без неё не чувствую в себе и веры.
(пауза)
Ибо любовь есть мера веры.
Зрачки глаз Ксении Андреевной проясняются. Она легко дышит. Не стонет, не кашляет.
СВЯЩЕННИК
(возвращается к постели умирающей)
Если в человеке есть вера, то есть в нём и любовь к Богу. А нет в человеке веры, так и любви неоткуда взяться. И не о чем тут рассуждать больше.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
Ещё с малых лет моя бабушка приобщила меня к христианству, как к единственно верному способу сохранения в себе той любви, что угодна Богу.
Она пристально посмотрела на священника. Гаснет одна из свечей на столе. Ползут тени.
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА (ПРОДОЛЖАЕТ)
Перед смертью с губ её, высохших и почерневших, сорвались слова, значение которых мне открылось только теперь, перед моей собственной смертью. Она сказала мне:
(пауза)
Как день сменяет ночь, ровно также сытый сменит голодного, а живой - мёртвого.
Священник задумчиво обернувшись к столу, замечает потухшую свечу.
СВЯЩЕННИК
(восклицает)
Погасла свеча! Но как же! Как же я не увидел этого и не зажёг её вновь!
(зажигает свечу)
Больше огня! Больше света!
КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА
(напрягается, дрожит)
Нет во мне веры в Бога и быть не могло. Ибо, ступая по жизни, я не замечала на своём пути любви в людях. А сторонившись их, сторонилась и Бога.
Священник поворачивается к постели умирающей с зажжённой свечой в руке. 
СВЯЩЕННИК
(тяжело)
Умерла.
6. ИНТ. КВАРТИРА – КОМНАТА – УТРО
Глубоко в кровати лежит посеревшее тело умершей Ксении Андреевной.
Священник стоит у окна. Рассветает безоблачное утро. Первый луч восходящего солнца бьёт священнику в глаза. Его глаза мутнеют.
СВЯЩЕННИК
(чуть заметно шевелит высохшими губами)
А полон ли я любовью?
КОНЕЦ