Александр Ефимович Гельман

Лев Сосонкин
Будучи студентом 1 курса ЛГУ добровольно ушел на фронт в 1942 году, воевал в разведке лейтенантом, участник освобождения Варшавы и взятия Берлина. Демобилизован после тяжелого ранения. Награжден орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» II степени и медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».
После войны закончил ЛГУ, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Работал в ЛЭТИ (1953-1969гг.) профессором на кафедре Высшей математики.

Лекции по математике проводились в актовом зале одновременно для всех групп, а практические занятия Гельман вёл только в одной нашей группе. Он говорил: Вы работаете днём и учитесь вечером, и в этом заключается ваш героизм. Мы не делаем вам никаких поблажек, и в этом выражается наше стремление подготовить из вас хороших специалистов.

Контрольные работы в нашей группе проводились регулярно и были очень трудными. Каждый получал карточку с индивидуальным заданием. По ходу решения ничего не сокращалось и не упрощалось. Становилось непонятно правильно решаешь или заехал не туда. В реальных расчётах у вас будет именно такая ситуация, привыкайте, пользуйтесь логарифмической линейкой.

Я решал правильно, но мне не хватало времени решить всё и получал стабильно три. Валентина Воробьёва также стабильно получала пять. Между нами появлялись эпизодические тройки и четвёрки, остальные не справлялись. Александр Ефимович показывал нам работу Воробьёвой в раскрытом виде: всё правильно и ни одной помарки.

Зачёт я получил автоматически: у меня к вам нет никаких вопросов, желаю успеха на экзамене.  К экзамену по математике я и Воробьёва готовились в читальном зале областной библиотеки: я по краткому курсу, она по полному курсу высшей математики для университетов.  В зимнюю и летнюю сессии математику сдал на отлично.
2023