Зачем поклоняться мощам и иконам?

Игорь Устичев
                Этот вопрос на первый взгляд, не вызывающий никаких сомнений и понятный каждому православному, тем не менее, стал камнем преткновения в истории Вселенской церкви на протяжении более ста лет (726 – 842 гг.). Остается он актуальным и сейчас, потому что в силу поголовной богословской безграмотности народа, многие прикладываются к иконам и мощам в силу привычки и обычая, а не руководствуясь истинными знаниями, а кроме того почитание икон и мощей – любимая тема братьев-протестантов, чтобы упрекнуть православных в идолопоклонстве, язычестве и прочих, с их точки зрения, смертных грехах. Для нас он остается важным еще и потому, что понимание сути иконопочитания делает православную жизнь осмысленной, целенаправленной, наполненной точными знаниями Православной веры. Наука, которая занимается изучением и написанием икон называется «Иконография». Она неразрывно связана с Литургическим, Догматическим и Нравственным богословием и является неотъемлемой частью всего Православного вероучения.  Появление первых икон относится к IV в. после того, как фрески на библейскую тему были обнаружены в римских катакомбах. Примерно в тоже время появляются первые изображения Христа на деревянных дощечках. По существующему преданию, иконопочитание было благословлено Самим Христом, который отправил царю Авгарю плат (полотенце), на котором запечатлелся Его лик. Приложив плат к лицу, царь исцелился от проказы. Также по преданию, иконописью занимался апостол Лука, который написал икону Пресвятой Богородицы, и Она ее благословила. Впоследствии, эта икона получила название «Тихвинская» и сейчас пребывает в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Так была положено начало Богородичной иконографии – неотъемлемой части Мариологии (в Православии входит в состав Христологии или учения о Христе). Иконография – важнейшая часть Православного вероучения, потому что является наглядной проповедью Евангелие, неразрывно связывая прошлое, настоящее и будущее Вселенской церкви. Помимо катехизаторского (просветительского) значения, икона наполнена глубоким внутренним содержанием, делая невидимый мир видимым. Христос говорит Своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14:9). Эти слова Спасителя напрямую относятся к иконографии. Сам Христос был живой иконой Отца и видевший Сына получал представление об Отце. Свт. Афанасий Великий в полемике с арианами доказывает: "Взирая на самого СЫНА, ВИДИМ Отца, потому что уразуметь и постигнуть Сына значит приобрести ведение от Отце". Человек так устроен, что ему для поклонения нужен некий осязаемый образ, который олицетворял бы предмет поклонения. Трудно человеку верить и поклоняться кому-то, если кроме воздуха перед ним ничего нет. Этим обусловлено появление идолопоклонства, язычества и пр. религиозных представлений падшего ума. Запрет поклоняться идолам и кумирам прямо содержится в Законе Моисея (Исх.20:4) и остается непреложным до скончания века. Однако, между иконопочитанием и идолопоклонством существует невидимая грань, которая разделяет их непреодолимой пропастью. Идолопоклонство возникло, чуть ли не со времен первых людей и перешло через сыновей Ноя в ветхозаветную историю, а затем и в наше время. Его опасность заключается в том, что в поисках предмета или объекта поклонения, сознание подменяет содержание формой. Не имея возможность видеть первопричину и силу поклонения, человек их изображает. Но, помимо этого, он эти изображения наделяет свойствами самого бога или силы. И тогда поклонение богу переносится на поклонение его изображению, в котором по вере человека, сам бог и пребывает, как в своем теле. Особенно ярко это проявилось в Древнегреческим и Древнеримском пантеоне богов. Там древние в каждой статуе Зевса, Венеры или Афродиты видели не просто их изображения, а реальных живых богов, которым требовалось приносить жертвы и воздавать почести. Отказ в этом считался тяжким преступлением, подрывающим устои общества и государства. Впоследствии отказ от жертвоприношений богам стал юридическим основанием для репрессий Римской Империи против христиан в уголовном порядке. Теме иконопочитания и идолопоклонства посвящены тысячи увесистых фолиантов богословов и историков, и подробно на этих явлениях человеческой истории мы останавливаться не можем. Для нас важно показать, какой православный смысл заложен в иконопочитании. Мы уже показали, что иконография – это не просто живопись на библейский темы. Это часть Православного вероучения, входящая в корпус богословских наук. Это обусловлено тем, что она является такой же часть учения Церкви, как и Священное Писание и Священное Предание. Как невозможно отделить Писание от Предания, не повреждая целостности всей Православной веры, так и невозможно отделить от них иконографию и, связанное с ней иконопочитание. Если Евангелие передает божественные истины словом, то икона раскрывает их в изображениях, чем неразрывно связана с Новым Заветом. Поэтому, отвергающий иконы, отвергает Евангелие, а отвергающий Евангелие отвергает Христа, что с протестантами в конечном итоге и произошло. Но об этом поговорим позже. Вселенская Православная Церковь и святоотеческое предание велигласно утверждают: отвергающий образ, отвергает и Первообраз. Кто не признает икону, тот не признает и того, кто на ней изображен, потому что икона в отличии от картины, ставит своей целью не услаждение взора, а наставление в истине и укрепление в вере. Каждая икона есть отображение горнего мира, его гербом или флагом. Даже в УК многих стран есть статься об ответственности за посягательство на символы государства: флаг, гимн, герб. А наказание за посягательство на символы божественного невидимого мира тем более есть, но уже не от человеков, а от Господа. Главное отличие иконы от идола или кумира заключается в том, что изображению идола поклоняются как богу, помещая умом предмет поклонения в рамки изображения. Для язычника или идолопоклонника бог именно то, что он видит перед глазами. В Православии есть четкое различие между понятиями «поклонение» и «почитание». Не понимание разницы между ними приводит к нелепым выводам, отождествляющими иконопочитание с идолопоклонством. Именно это, правда под влиянием иконоборчески настроенных епископов Малой Азии, привело в 726 г. Византийского императора Льва Исавра к мысли уничтожать иконы, как символы идолопоклонства. Так было положено начало иконоборческой ереси, которая завершилась ее осуждением лишь в 842 г. на последнем VII Вселенском Соборе. Враги иконопочитания в обоснование своей позиции приводили в качестве примера такие вопиющие случаи, когда не в меру ретивые христиане, не просвещенные верой и истинным учением, добавляли в питье крошки красок с икон, видя в них магическую и исцеляющую силу, т.е. впадали в откровенное язычество. Это наглядный пример того, как поклонение святыни без ума переходит в почитание идолов. Поклонение – это воздаяние чести не иконе, а тому, кто на ней изображен, т.е. первообразу. Поклонение иконы приравнивается к молитве Богу и святым, т.е. к живой связи человека с Богом, а почитание – это уважительное и благочестивое отношение к образу, на иконе изображенному. Почитание и поклонение в сознании православного неразрывно связаны и трудно отделимы. Они представляют собой двухсоставную природу Христа, где поклонение – это Бог, а почитание – человек. Мы же не поклоняемся человеку, как Богу, хотя каждый несет в себе образ Божий. Что касается поклонение мощам, то оно находится в единой системе боговдохновенных ценностей с иконопочитанием. Между ними нет принципиального богословского отличия: оба проповедуют истину и Бога, оба служат средством для богообщения, оба даруют чудеса и исцеления, оба являются и объектом поклонения, и объектом почитания. Однако почитание мощей намного древнее иконопочитания, чем подтверждается воля Божия на чествование почивших в Бозе святых угодников. Еще Моисей при выходе с народом из Египта взял с собой кости Патриарха Иосифа (Исх. 13:19), некий мертвец воскрес через прикосновение к мощам пророка Елисея (4Цар.13:21). Желающий может найти в Библии и другие места, свидетельствующие о почитании останков святых угодников. Почитание икон и мощей ничем не отличаются, а вот поклонение мощам от поклонения иконам отличается тем, что мощи приближают верующего к Богу, сквозь время делают сопричастным святой жизни, устанавливают прямую связь между нашим миром и невидимым, переводят отношения поклоняющегося и святого на личностный живой уровень общения. Поклонение иконам и мощам такое же необходимое условие благочестивой жизни христианина, что и молитва. Как без молитвы невозможно прийти к Богу, так и без почитания икон и мощей невозможно обрести спасение. Отвергающий мощи и иконы, как это делают протестанты, наученные Лютером, отвергает Христа. Но это не мешает им и подобным им еретикам петь на своих собраниях и кричать на всех перекрестках: «Иисус Тебя любит, Аллилуйя!». Как мы уже показали, поклоняясь иконам, мы поклоняемся образу, который на них изображен, т.е. Богу и святым. Поклоняясь мощам, мы поклоняемся силе Божьей и Святому Духу, которые незримо в них пребывают, а значит, тем самым, также поклоняемся Богу и святым. Не всякие останки усопшего являются мощами, даже если он и вел самую благочестивую и праведную жизнь, равно как, и не всякое изображение человека, выполненное в иконографическом стиле, является иконой. Если в этом не разбираться, то легко впасть в идолопоклонство и язычество современного типа. Как пример, можно привести безумное поклонение некоторыми т.н. «православными», «мощей» и «икон» отрока Вячеслава, который умер в возрасте 11 лет в 1993 г. Какие только чудеса и явления ему не приписывают. Его могилку растащили на горстки земли, и некоторые умудряются добавлять эту землю в воду, чтобы пить в надежде магического чуда. История с началом иконоборчества VIII в. повторяется в XXI в.! Язычество и идолопоклонство в крови человека, и по мере того, как он удаляется от Бога и веры, эти темные силы берут верх над умом и волей, превращая его из раба Божьего в слугу дьявола. Любая икона может быть признана иконой только в том случае, если она написана: во-первых, в строгих канонах Православной иконографии, и во-вторых, благословлена церковью. Любые останки человека могут быть признаны мощами только при его канонизации церковью в лике святых. Открытие нетленных, мироточивых и т.п. мощей еще не означают канонизацию усопшего. Для этого требуется длительная и сложная процедура, которую в лице церкви осуществляет комиссия по канонизации святых РПЦ МП. Только после ее вердикта Синод РПЦ принимает решение о канонизации, с составлением службы и акафиста новому святому, пишется икона и его имя добавляется в святцы. После чего совершается чин прославления святого.
                В нашей работе мы коснулись важных тем поклонения и почитания икон и святых мощей с единственной целью показать, что между иконами и мощами угодников Божиих, во-первых, существует прямая связь, и во-вторых, с намерением подчеркнуть, что поклонение святыням – неотъемлемая часть богоугодной жизни, служения Богу и проявление деятельной веры, без которых спасение невозможно.