Приветствую Лонгину Лампадовну!

Онучина Людмила
        «Не пускай в голову дурных мыслей. Они, злюки, тянут за собой такие же поступки, события», – часто произносит Лампадовна, давая оценки неблаговидным историям. к которым неравнодушна. К тому же следует отметить, что она далеко
не бесталанна, раз видит талант в простом человеке, только скромничает, порой – чересчур. Вот и на этот раз…

 – Давай, Лампадовна, выкладывай, где была, кого высмотрела-выглядела, что нашла,
   в чемодане аль в авоське везла. Да не скромничай, знаю я тебя…         

 – Побывала там, где на своём веку не приходилось…  За Уралами в Сибирях  да на 
   Байкале. По путёвке, дали как передовой пенсионерке… Поехала самым прямым   
   «Москва – Владивосток» (нет, не пароходом, самолётом – поездом). Он, поезд,
   точно неторопливый гид: поведает про одну станцию – и айда к другой. До
   следующей мозги успевают усвоить новое, а может, и очиститься от каких-то   
   превратностей – словом, твоя головушка поэтапно редактируется…   

 – С чего начнёшь, с нового или сразу с превратностей? – встреваю с вопросом в
   начатую Лонгиной тираду, чтобы она не сбилась с главного, а то уйдёт не в ту
   степь (это, быть может, единственный порок в её рассказах).               

 – А я и веду, прямым рельсом, к нему, главному. Не поспешай мой сказ. Люблю
   правило: всё в своё время, а моё-то времечко самое верное – сама выбирала (ой,
   опять куда-то отчаливаю…) Вот еду, одна в купе, на нижней полке, царствуй – 
   не хочу. Выскочили за Урал. Горы будто враз провалились – равнина, куда ни
   глянь, да поля пшеничные (рада, будто я их агрономлю: душа-то моя, колхозная,
   до сих пор в полях).   

 – Про твою агрономию знаю, даже в газетах читала когда-то про твои полевые
   успехи. Давай сказывай про путь-дорожку до Байкала-батюшки да про его
   притягательность.

 – Не…эт. Сначала выслушай про жизнь в вагоне: это, пожалуй, поважнее, чем как я   
   «доставала» дно озера (по нежеланию душевному). Его, озера, притягательность
   на себе испробовала… Тону, а думка-то только о ней, о путёвке-пенсионерке –
   пропадает из-за какой-то (подумаешь!) полуторакилометровой глубины…  Да-а,
   никого не приведи бог к такому перепугу…  Но почему-то вдруг одна нога
   дернулась,  другая воду пнула, руки как-то сами собой взметнулись –
   почувствовала: взмываю  вверх. Оказавшись на свету, не сразу поняла, где я: то
   ли на поверхности Байкала, то ли прямым ходом в Мир Иной прибыла: синева неба
   опустилась на лёгкие волны и колышется, словно блестящий голубой шёлк, а
   вокруг меня стая омулят (может, радовались встрече со мной, а может,   
   усмотрели во мне корм... со страху не спросила). Только тут на ум пришло:
   когда-то я, в студенчестве, пловчихой слыла – первенство имела. Вот руки, ноги
   и вспомнили свои способности, да и меня не пустили гостить на дно. Верь не
   верь, а струхнулось слегка… 

– Тут не «слегка»… От твоей исповеди уже я вижу дно. Надеюсь, вера спасла тебя. А
  ты же затевала речь про вагон, про что-то «поважнее»… Сама же пошла в глубины
  байкальские, – напоминаю путешественнице.    

 – Вот и про него очередь. Про вагон. Станция. До Байкала ещё километров пятьсот.
   Проводница привела в купе  пассажира, указав на свободное нижнее место.
   Пассажир как-то странно обвёл взглядом пространство, а потом, растягивая
   слова, спросил: « Вы то…   же…  ед…ете в … Зиму …с боль…шой бу…уквы? Я в Зиме
   вы…хожу. Бо…оюсь холода: там, го…оворят, и летом в шу…убах ходят. Я в Тю…мени
   вы…шел …под…ышать. Пока …дошёл … до ко…нца …ваго…на и сдел…ал шаг наз…ад,
   пое… зд трону…улся и я его не до …гнал. Сразу… под…умал: эсто…нцев Россия не
   лю…бит, поэ…тому по…езд мой угна…ли, как  внедо…ро…жник  в тайгу…» .      
            
      В первый миг подумалось, что он заика. Оказалось – нет. Типичный светло-
   русый голубоглазый эстонец,  лет тридцати, флегма. А флегмы, вестимо, никуда
   и ни с чем не спешат, так как никуда не опаздывают – вот и говорят, растягивая
   слова, как поют. 
      Не буду дразниться его «речетягомотиной», а перескажу по-русски. 

 – Урмас меня называют. Дежурный по вокзалу (про вокзал не успел прочитать, как
   зовут) послал меня… Вот к вам.   
 
  – Почём он знал, что я, Лонгина, тут? – по своей наивности ляпнула я.   

 – Русские знают всё и про всех, особенно про нас, эстонцев, будто бы мы
   устремились к фюреру, а точнее – к фюрерше с белым добрым ангелом. А что?
   Белый добрый, он помогает…   

 – Ну-ну, поможет… Чёрный тот ангел у фюрерши – её шея не для иждивенцев. Это мы, 
   русские, подставляем свою шею иждивенцам, десятилетия тащим их, жалеем. А они
   к нам «с белым ангелом»… К слову, там уже не фюрерша, а выскочил, как из
   табакерки чёрт, новый фюрер, копия того эсэсовца Айсмана, что на гляделке с
   повязкой в «…не думай о секундах  свысока". И новый чёртик вроде бы даже
   потомок  нордического Айсмана  – уж больно шибко смахивает…   
     Но час пожалует –  фюреры растопчут вас, как слон гадюку, –  вспыхнула я.               

  – Мне мил фюрер. Давайте на этом точку установим, – прервал он меня. 

  – Мы-то её тут, в вагоне, установим, да фюреры не позволят, пока вас, как
    украинцев, не истребят, до последнего… Так что прибалты на очереди. 
    Зачем в Зиму-то жалуете? –  миролюбивым вопросом увожу его от острот в
    разговоре. 

 – Бабушку увезу. Когда эстонцев ссылали в Сибирь, её, малу, с родителями тоже.
   Теперь совсем одна. Война. Страшно.   

 – Там тихо, не стреляют. Зачем увозить? Оставляйте у нас: всё равно скоро с
   поклоном к русским. Европушка недолго терпит иждивенцев, не очень желающих
   вкалывать, да и не столь умеющих… – вставляю я свои размышления.   

 – Да, мы, эстонцы, не столь умелы, как немцы или наполеонцы, но у нас территория
   есть, права…       

 – Вашей территории хватит разве что мартовскому коту – да и он не успеет устать
   от своих услуг, как она кончится.  И прав не своих не заметит… 
   
– Я схож с котом?   

 – Про территорию я… А давайте чай пить. Вы любите чай с мятой?У меня вот «Мишка
   на севере», «Красная Шапочка», домашние вафельки. Присаживайтесь к столику.
   Мириться люблю больше, чем ссориться,– искренне призналась я, идя на мировую.       

 – Спасибо. Согласен на чай.   
               
        Только за мирным чаепитием я увидела рядом с ним скрипку и тут же спросила: « Вы музыкант?»             
 
 – В некотором роде. Скрипка – сюрприз для бабушки. Хельга она – скрипачка, в
   детстве играла на этой… Желаете – подарю вам «Полонез Огинского»?      

 – Сколько раз в жизни я слушала это «Прощание с Родиной» – столько раз и
   обливалась слезами: слабые лучики надежды на возвращение в родные края тщетно
   тонут в грусти-печали. Это плач раненой души композитора, гонимого по свету
   жизненными потрясениями и упокоившегося в чужих краях, в Италии, – открылась
   я, готовая слушать.   
   …Скрипка умолкла. И он чуть приглушённо: « Бабушка Хельга скучает по Союзу.
   Говорит, что я там был бы нужен в любом оркестре… Теперь вынуждают стать
   солдатом не моей армии…»
 
 – Тут к месту сербская пословица: «Во время войны политики дают патроны, богатые
   дают еду, а бедные – своих детей. Когда война заканчивается, политики
   подбирают остатки патронов и пожимают друг другу руки, богатые повышают цены
   на продукты, а бедные ищут могилы своих детей». Как вам это, Урмас? 

 – Умно. А главное – поучительно… Я вам в подарок благ желаю.               

 – Пожалуйста, Милости просим – в наш «оркестр» вместе с бабушкой. 
 
     Думается мне , «в Зиме с бо…ольшой бу…квы» Урмас выходил лругим человеком, –   
   заключила Лонгина.   
   
    Ай да Лонгина! Оправдала звание передовой (как ныне молодые глаголют)
    продвинутой пенсионерки. Приветствую!
                25.09.23 г.