Асы штурмовой авиации в прицеле

Андрей Грачев 2
В этой статье мы расскажем о том, как советские пилоты сбивали асов штурмовой авиации в 45 году. Интересно отметить, что в 45 году потери лётчиков, награжденных РК, именно среди штурмовиков были особенно велики. Оно и понятно: им приходилось действовать в очень сложных условиях, периодически даже заменяя истребителей.

Уже 4 января был сбит в районе Папа, Венгрия, хауптманн Манфред Гётце, командир 8 отряда SG10, который был не только хороший штурмовик, но и неплохо вёл воздушные бои. В тот день он одержал 15 и 16 победы, а потом и сам был сбит и погиб. По мнению немцев, огнем с земли. Впрочем, в тот день в районе Папа не зафиксировано ни воздушных боев, ни сбитых огнём ЗА самолётов. Скорее всего, немцы перепутали похожие топонимы - Тата с Папа, где действительно шли ожесточённые бои. Вероятнее всего, Гётце сбит в бою с 13 иап. В тот день в указанном месте полк вёл ожесточённый бой. Немцы рвались к "Илам", причём фв-190 атаковали штурмовики, а бф-109 - истребители. Поначалу немцам удалось связать Ла-5 боем, штурмовики понесли потери, вероятно действительно отличился Гётце. Тем более, что почти все его победы одержаны в боях с Илами. Но затем Ла-5, отбившись от бф-109 и сбив один из них, сошлось с фв-190. Дважды Герой Советского Союза Скоморохов Николай Михайлович вспоминает про тот бой, немного путая некоторые детали, но в целом верно отражая его ход. При атаке на фв-190 (по воспоминаниям Скоморохова - бф-109) на него сзади насел другой фв-190, и ас вынужден был совершать сложные маневры, чтобы не стать его жертвой. Ас его почти зацепил, но Скоморохов всё же смог уйти в бок. Немец оказался ниже, и затем его взяли в оборот напарники Скоморохова Филиппов и Цыкин. Они загнали его на малую высоту и сбили совместными усилиями. Из этого описания ясно, что напарники Скоморохова одолели именно Гётце, который и гонял Советского аса. Отдадим должное немецким штурмовикам: они хорошо умели вести воздушный бой. С другой стороны, почему бы и нет, ведь они воевали на фв-190, который был отличным истребителем. К сожалению, талантливый ас Филиппов Иван Филиппович погиб через несколько дней в бою, а Цыкин Михаил Дмитриевич был ранен в одном из боев, но выжил.

16 января в районе южнее Варшавы погиб оберлейтенант Отто Хульш, командир 7 отряда SG10. Это был опытный ас, уничтоживший 34 танка, восемь зенитных батарей, 80 вагонов ж.д. В тот день он вёл бой с "Яками". На помощь им пришла пара свободных охотников из 176 гиап. Ведущим был человек, который в представлении не нуждается - Иван Никитович Кожедуб. Напарником его был Савин Николай Иванович, тоже весьма опытный ас. В то время Кожедуб частенько ходил на свободную охоту. Быстро сориентировавшись, он атаковал ведущего фв-190 и сбил его лихой атакой, ещё одного сбил Савин. Так лучший ас советских ВВС поставил точку в карьере опытного немецкого охотника за советскими танками.

12 февраля в бою с Ла-5 погиб майор Хорст Каубиш, командир I группы SG2, обладатель РК с дубовыми листьями. В статье "разгром фокке-вульфов над Одером" об этом бое подробно рассказывает Каминский. В том бою трижды отличился Кожедуб, но, если исходить из описания, то сбил Каубиша всё же не он, а Куманичкин Александр Сергеевич, который вовремя подошёл к месту боя и сбил ведущего фв-190, после чего группа окончательно рассыпалась. Но, во всяком случае, лучший ас Советских ВВС поучаствовал в уничтожении двух кавалеров РК.

19 февраля сбит был в районе Раушена командир I группы SG3, хауптманн Ханс Тёпфер. Он был сильно ранен, спасся с парашютом и попал в плен. Сбил его Колядин Виктор Иванович на "Кобре", комэск 68-го гиап. Он в качестве ведущего четверки сопровождал Илы в район Плинкена. Заметив группу фв-190, он атаковал их, используя фактор внезапности и преимущества по высоте. Бой, несмотря на численный перевес врага, шёл под диктовку советских пилотов и вскоре закончился потерей двух фв-190. Оба сбил Колядин. Один из них и пилотировал Тёпфер. Колядин впоследствии был успешным асом Корейской войны, причём летал на задания, будучи командиром полка.

19 марта был сбит и попал в плен хауптманн Зигфрид Гёбель, командир III группы SG3, опытнейший ас. Странно, что в то время SG3 работала в Прибалтике, но, по данным немцев, сбит он был в районе Балатон в Венгрии. Впрочем, по некоторым данным, он уже не командовал на тот момент группой, ей командовал хауптманн Хорст Шнухель. Подходящая заявка на фв-190 в районе Балатона в тот день всего одна, однако она действительно оформлена во время прикрытия своих войск. И оформлена она весьма опытным асом, участником боев ещё в небе Халхин-Гола - Сергеевом Филиппом Фёдоровичем из 164 иап. Видимо, он и сбил немецкого аса. Довольно любопытно, что, хотя по наградным у Сергеева на тот момент было 16 личных и ещё 10 групповых побед (эта стала последней), но по данным Быкова только 6 побед.

5 апреля сбит был в воздушном бою лейтенант Карл-Георг Гшвендтнер из 1 отряда SG102, опытный истребитель советских танков. Мы рассказывали про перипетии того боя в статье "конец карьеры грозы Советских танков". Сбил его опытный советский ас Мальцев Константин Савельевич.

8 апреля был сбит в Моравии один из самых лучших асов штурмовой авиации. Звали его Алоиз Возница. Он прошёл всю Войну, начиная с боев в небе Польши. Его счёт впечатляет: 104 танка, 2 бронепоезда, 12 мостов, 2 водных транспорта. При этом этот лётчик так и не получил офицерского чина, был оберфельдфебелем. Выжил он и в том бою, хотя и был тяжело ранен. Аса сбили пилоты 112-го гиап. Четверка Голубева на Яках-3 сопровождала звено "Илов". Фв-190 пытались атаковать "Илы" (как мы помним, штурмовики часто в то время выступали, как истребители), однако их атаки, проведённые по всем правилам, были отражены. Расторопнее всех оказался пилот Горелкин Владимир Андреевич. Он сбил после первой атаки двумя очередями фв-190, ведя огонь снизу и сзади. Немцы повторили атаку, и снова отличился Горелкин. Скорее всего, он сбил Возницу именно в этой второй атаке. Интересно, что он атаковал фв-190 чуть ли не вертикально снизу, благо высокая маневренность Яка-3 позволяла такие маневры. Очень любопытно, что для Горелкина эти победы были в карьере первые и единственные. Так молодой советский пилот сбил матерого истребителя советских танков.

10 апреля в районе Дойч-Ваграм сбит был командир 6 отряда SG103 оберлейтенант Леопольд Вагнер. Сбит он был внезапной атакой советского охотника, Евтушенко Григория Степановича из 659-го иап, в составе звена совершавшего вылет на свободную охоту. Про этот бой мы рассказывали в одной из статей.

16 апреля в районе Ораниенбург был сбит и тяжело ранен лейтенант Вальтер Хоффманн из SG1, кавалер РК, однако всё же посадил самолёт на живот. Заявок на него - хоть отбавляй, боев в тот день шло очень много. Однако по месту боя и по обстоятельствам, как кажется, хорошо подходит заявка лётчика 176-го гиап (полка асов) Караева Александра Акимовича, который в районе севернее Берлина атаковал группу штурмовиков фв-190 и зажёг одного из них. Весьма вероятно, что в прицел советского аса попал немецкий ас-штурмовик.

В тот же день во время штурмовки в районе Врицена советских танков был сбит и погиб многоопытный командир 5 отряда SG102, хауптман Рудольф Вайгель, ещё в 42 году награжденный РК. И, как видно из советских документов, вновь отличился пилот того самого "полка асов" Руденко Николай Сергеевич, который в районе Врицена сбил фв-190, штурмовавший советские танки.

18 апреля в районе того же Врицена (южнее) сбит был командир 8 отряда SG1 оберлейтенант Курт Гольдбрух. Любопытно, что, судя по месту, снова отличился Караев, который сбил ведущего немецкой группы фв-190, шедших на малой высоте. Описание, как видим, тоже соответствует. Караев вообще за карьеру сбил несколько кавалеров РК: так, кто читает наши статьи, тот должен знать, что ещё в 42 году этот пилот сбил видного аса JG51 Эрнеста Вайсманна в небе Ржева.

А 25 апреля был сбит оберфельдфебель Эрих Петер из штаба II группы SG151. Этот пилот ещё в 43 году получил РК. Он вылетал на разведку в районе Берлина и был сбит. По описанию опять-таки подходит бой пилота "полка асов", а именно Савина Николая Ивановича. В районе Кетцена он атаковал фв-190, производивший разведку, и сбил его после короткого боя. Из этого нашего описания понятно, что затея с "полком асов" была хорошей и себя оправдала. Потери самого полка были невелики в тех боях, а асов штурмовой авиации "пощипали" знатно.

Конечно же, это далеко не все асы штурмовой авиации, сбитые истребителями в тот период. Их было гораздо больше. В некоторых случаях точно не известна дата, в других потери списаны на ЗА, но требуется подробный разбор документов для установления истины. Но и без того список очень велик.

Каждый сбитый ас штурмовой авиации - это серьёзная победа. И эти победы для наземных войск весьма важны. Выбивая опытных штурмовиков, советские асы значительно приближали общий успех, ведь каждый выведенный из строя ас-штурмовик - это большое количество спасенных жизней танкистов, пехотинцев, артиллеристов. Конечно же, потери этих асов выросли в то время, поскольку снизилось количество опытных истребителей, которые прикрывали бы их. Теперь их часто прикрывали не очень опытные пилоты, а иногда никто не прикрывал вообще. Но это никак не умаляет талант наших асов.