Москва-2016

Татьяна Никитина 7
Конец января. Еду в Москву в архив посмотреть заказанные материалы и заодно повидаться с друзьями.

Гостиницу заказала поближе к архиву – «Юность» у Лужников. Она почти примыкает к станции метро Спортивная, что особенно удобно. Номер понравился, 6-й этаж, из окна открывается панорамный вид на стадион «Лужники» и на высотку МГУ вдали.

Знала заранее, что Фрунзенская, неподалёку от которой архив, закрыта на ремонт, но до неё курсирует автобус-дублёр. О, если бы ещё я знала, что его остановку придётся искать так долго! И в обход бескрайних луж перебираться с одной стороны улицы на другую, а потом, доехав до Фрунзенской, чапать пешком по грязнющим, заваленным почерневшим, вперемешку с солью, снегом, а местами ещё и покрытым коварной наледью, улочкам Хамовников. Сверху льёт дождь, с крыш срываются шапки снега, а свезённые, казалось, со всего города сугробы Гималаями высятся на подступах к архиву. Бедные мои замшевые сапоги!..

Долго ходила я по кругу вокруг замкнутого квадрата зданий ГАРФа (Государственного архива РФ), пока не обнаружила вход. Глянула на часы: дорога от «Юности» заняла почти час. Оформила пропуск. Зарегистрировалась в электронной базе. Заполнила письменную заявку. Получила пароль. И вот наконец желанный  микрофильм с заказанным мною делом. Как жаль, что не оригинал… Микрофильмы ещё больше ухудшают качество старых документов. Прокрутила плёнку на настольном проекторе туда и обратно (там куча дел, а мне нужно только одно) – моего нет и в помине! Но ведь я заказала его заранее, ещё из дому, электронной заявкой!

Сотрудница читального зала, обсудив с начальством недоразумение и тяжело вздохнув, отправилась в хранилище за оригиналом... Нет худа без добра, смотреть оригинал, несомненно, лучше, но когда же его принесут?! Столько времени пропадает зря...

Сижу голодная, можно было бы сходить в буфет, но он в другом корпусе, там другой архив, надо идти по улице и ещё взять дублёнку в гардеробе. Не пошла. Через час принесли дело, небольшое – но для меня это подлинная история, которую не терпится узнать, её фиксировали, сами того не осознавая, для потомков более 60 лет назад. До закрытия читального зала я успела всё просмотреть и сделать выписки. И даже обнаружить документ, никак не относящийся к этому делу. А ведь кто-то, возможно, его ищет? Сказала архивисту, но того , похоже, это не тронуло.

Опять на автобусе М до следующей остановки, потом пешком по грязи и слякоти до гостиницы, мимо Дворца молодёжи, где вечером можно увидеть и послушать «Призрак оперы» минимум за 1000 р., но с подругами-однокурсницами мы предпочли посидеть у меня в номере. Дамы уже не работают, пишут и публикуют мемуары. Наговорились и даже отметили встречу…

Только мои гости ушли, я открыла кран в умывальнике - и вдруг внизу над полом забил фонтан! Господи, что это?! Я глазам не верила: вода хлестала параллельно полу на уровне моих щиколоток. Следом начался потоп, как в быстро тонущем корабле! Я была уже в пижаме, которая тут же промокла. На этаже дежурной нет, так в пижаме и спустилась на лифте в регистратуру, там вызвали сантехника, он явился минут через 15, и всё это время вода рвалась, казалось, из стен, как в фильме ужасов!..  Я, конечно, переживала, не сама ли что-то натворила и не влетит ли мне это в копеечку. Оказалось, нет – сам по себе лопнул  водопровод за унитазом. «Ну что вы хотите? - оправдывалась дежурная. – Гостиница-то старая».

«Юность» действительно построена давно, в 1961 году, по проекту архитектора Юрия Арндта, в одно время с кинотеатром «Россия» и Дворцом съездов, и внесена в категорию «Ценные архитектурные сооружения ХХ века». Кто бы мог подумать…
---------------------------
Москва в снегу. Измайловский дворец. Фото однокурсницы Татьяны Шкариной.