Джоэль Бике. Благовестие Кальвина

Инквизитор Эйзенхорн 2
БЛАГОВЕСТИЕ КАЛЬВИНА
Джоэль Бике (2007)

Многие историки и богословы не согласятся с заглавием этой статьи. Некоторые сказали бы, что римский католицизм хранил евангелизационный факел христианства благодаря могучим силам папства, монастырей и монархии, пока Кальвин и реформаторы пытались потушить его. 1 Но другие утверждают, что Жан Кальвин (1509-1564), отец реформатской и пресвитерианской доктрины и богословия, был в значительной степени ответственен за повторное зажжение факела библейского благовестия во время Реформации. 2 Некоторые также считают Кальвина богословским отцом реформаторского миссионерского движения 3. Взгляды на отношение Кальвина к евангелизация и миссии варьировались от сердечной до умеренной поддержки с положительной стороны, 4 и от безразличия к активной оппозиции с отрицательной 5
Негативный взгляд на евангелизацию Кальвина является результатом:
-  Неспособности изучить труды Кальвина перед тем, как приступить к выводам;
- Непонимания взглядов Кальвина на евангелизацию внутри его собственного исторического контекста;
- Предвзятые доктринальные представления о Кальвине и его богословии. Некоторые критики наивно утверждают, что учение Кальвина об избрании фактически отрицает евангелизацию.
Чтобы правильно оценить взгляд Кальвина на благовестие, мы должны понять, что сказал по этому поводу сам Кальвин. Далее, мы должны рассмотреть весь масштаб евангелизации Кальвина, как в его учении, так и на практике. Мы можем найти множество упоминаний о благовестии в "Наставлении" Кальвина , его комментариях, проповедях и письмах. Затем мы можем взглянуть на евангелизационную деятельность Кальвина (1) среди его собственной паствы: (2) в его родном городе Женеве, (3) в Большой Европе и (4) в возможности миссионерской деятельности за рубежом. Как мы увидим, Кальвин был большим евангелистом, чем обычно признают.

Кальвин: учитель евангелизации

Каким образом учение Кальвина было евангелизирующим? Каким образом его наставление обязывает верующих добиваться обращения всех людей, как внутри церкви, так и в мире за ее пределами? Вместе с другими реформаторами Кальвин преподавал универсальное благовестие, искренне провозглашая Евангелие и реформируя Церковь в соответствии с библейскими требованиями. Более конкретно, Кальвин учил евангелизации, сосредоточив внимание на универсальности Христова Царства и ответственности христиан способствовать расширению этого Царства.
Универсальность Царства Христа - часто повторяемая тема в учении Кальвина. 6 Кальвин говорит, что все Три Лица Троицы участвуют в распространении Царства. Отец покажет «не только в одном углу, что такое истинная религия. . . но Он пошлет донести Свой голос до крайних пределов земли». 7 Иисус пришел «распространить Свою милость по всему миру». 8 И сошел Дух Святой «достичь всех концов и оконечностей мира». 9 Короче говоря, бесчисленное потомство, «которое распространится по всей земле», родится для Христа. 10 И торжество Царства Христова  проявится повсюду среди народов 11.
Как Триединый Бог распространит Свое Царство на весь мир? Ответ Кальвина касается как суверенитета Бога, так и нашей ответственности. Он говорит, что дело евангелизации – это дело Божие, а не наше, но Бог будет использовать нас как Свои инструменты. Ссылаясь на притчу о сеятеле, Кальвин объясняет, что Христос сеет семя жизни повсюду (Мф. 13:24-30), собирая Свою Церковь не человеческим путем, но силой небесной. 12 Евангелие «не падает с облака, как дождь», однако «приводятся руками людей туда, куда Бог послал его». 13 Иисус учит нас, что Бог «использует нашу работу и призывает нас быть его инструментами в обработке Его поля» 14. Сила спасения принадлежит Богу, но Он открывает Свое спасение через проповедь Евангелия. 15 Божья евангелизация приводит к тому, что благовествуем мы. 16 Мы Его соработники, и Он позволяет нам участвовать в «чести сделать Своего Сына Правителем всего мира" 17.
Кальвин учил, что обычный метод «собирания церкви» - это внешний голос людей; «ибо хотя бы Бог мог привести каждого человека к Себе тайным влиянием, однако Он использует средства людей, чтобы пробудить в них тревогу о спасении друг друга». 18 Он заходит так далеко, что говорит: «Ничто так не тормозит возрастания Царства Христова, как нехватка служителей». 19 Тем не менее, ни одно человеческое усилие не имеет решающего слова. Это Господь, говорит Кальвин, «заставляет голос благовествования звучать не только в одном месте, но далеко и широко по всему миру». 20 Евангелие не проповедовалось случайно всем народам, но по повелению Божию. 21
По мнению Кальвина, это соединение Божественного суверенитета и человеческлй ответственности за благовестие предлагает следующие уроки:
1. Как реформатские евангелисты, мы должны ежедневно молиться за расширение Царства Христова. Как говорит Кальвин: «Мы должны ежедневно иметь желание, чтобы Бог собирал Себе церкви со всех краев земли». 22 Поскольку Богу угодно использовать наши молитвы для достижения Его целей, мы должны молиться за обращение язычников. 23 Кальвин пишет: «Это должно быть великой целью наших повседневных желаний - чтобы Бог собрал Себе церкви из всех стран земли, чтобы Он увеличивал их численность, обогащал их дарами и установил среди них законный порядок». 24 Имея ежедневную молитву о приходе Царства Божьего, мы «исповедуем, что мы - слуги и дети Божьи, глубоко преданные своему делу - Его репутации» 25.
2. Мы не должны разочаровываться из-за отсутствия видимых успехов в евангелизационной деятельности, но молиться дальше. "Наш Господь испытывает веру Своих детей в том, что Он  исполнит то, что Он обещал им. И эту вещь следует особенно применить к царствованию нашего Господа Иисуса Христа», — пишет Кальвин. «Если Бог пропустит день или год [не принося плода], не нам оставлять усилия, но мы должны тем временем молиться и не сомневаться в том, что Он слышит наш голос». 26 Мы должны продолжать молиться, веря, что «Христос будет явно проявлять силу, данную
Им ради нашего спасения и ради спасения всего мира». 27
3. Мы должны усердно трудиться для распространения Христова Царства, зная, что наш труд не будет напрасным. Наше спасение обязывает нас трудиться ради спасения других. Кальвин говорит: «Мы призваны Господом на таком условии: что каждый должен впоследствии стремиться вести других к правде, вывести блуждающих  на правильный путь, протянуть руку помощи падшим и оставшимся вне." 28 Более того, недостаточно каждому человеку быть занятым другими способами служения Богу. «Наше рвение должно распространяться еще дальше на привлечение других людей». Мы должны
сделать все, на что мы способны, чтобы привлечь всех людей на земле к Богу" 29.
Есть много причин, по которым мы должны благовестовать. Кальвин предлагает
следующее:
- Бог повелевает нам делать это. «Мы должны помнить, что Евангелие проповедуется не только по повелению Христа, но по Его настоянию и водительству». 30
-  Бог ведет нас Своим примером. Если Он наш милостивый Бог, Который
ухаживал за нами, мы должны «протянуть руки, как Он это сделал, по отношению к тем, кто «вне» нас. 31
-  Мы хотим прославлять Бога. Истинные христиане стремятся распространить Божью истина повсюду, чтобы «Бог прославился» 32.
-  Мы хотим угодить Богу. Как пишет Кальвин: «Это жертва, угодная Богу, чтобы способствовать распространению Евангелия». 33 Пятерым студентам, приговоренным к смертной казни за проповедь во Франции, Кальвин писал: «Видя, что [Бог] посвящает вашу жизнь столь достойному делу, о чем свидетельствует Евангелие, не сомневайтесь, оно должно быть для Него драгоценно»34
- У нас есть долг перед Богом. «Это очень справедливо, что мы должны трудиться... чтобы. способствовать прогрессу Евангелия», - говорит Кальвин; 35 «это наш долг – провозглашать благость Божию каждому народу» 36.
-  У нас есть долг перед нашими собратьями-грешниками. Наше сострадание к
грешникам должно укрепляться нашим знанием того, что «Бог не может быть искренне призван никем, кроме тех, для кого через проповедь Евангелия Его доброта и благородные отношения стали известны». 37 Следовательно, каждая встреча с другими людьми должна мотивировать нас привести их к познанию Бога. 38
-  Мы благодарны Богу. Те, кто в долгу перед Божьим милосердием, обязательно станут, подобно псалмопевцу, «громкими вестниками благодати Божией» всем людям. 39 Если спасение возможно для меня, великого грешника, то возможно и другим.
Я обязан перед Богом стремиться к спасению других; если я  не делаю этого, я ходячее  противоречие. Как говорит Кальвин: «Ничто не могло быть более непоследовательным в отношении природы веры, чем та мертвенность, которая заставила бы человека пренебрегать своими братьями, и хранить свет познаниядля себя" 40 Мы должны из благодарности нести Евангелие другим в беде или быть неблагодарными Богу за свое собственнре спасение 41.
Кальвин никогда не предполагал, что миссионерская задача выполнена апостолами. Вместо этого он учил, что каждый христианин должен свидетельствовать
словом и делом о благодати Божией каждому встречному. 42 Утверждение Кальвином священства всех верующих предполагает участие всей Церкви в пророческом, священническом и царственном служении Христа. Он поручает верующим исповедовать имя Христа другим (пророческая задача), молиться за их спасение (священническая задача), и обучать их (царская задача). Это основа мощной евангелизационной деятельности всей живой Церкви «до конца мира." 43.

Кальвин: практик евангелизации

Кальвин считал, что мы должны в полной мере использовать возможности, открываемые Богом для благовестия. «Когда появляется возможность для назидания как такового, мы должны осознать, что дверь была открыта для нас рукой Божьей, чтобы мы могли ввести Христа в это место, и мы не должны отказываться принять щедрое приглашение, данное Богом нам таким образом» - пишет он. 44. С другой стороны, когда возможности ограничены и двери евангелизации закрыты для нашего свидетельства, нам не следует упорствовать, пытаясь сделать то, что сделать невозможно. Вместо этого нам следует молиться и искать  других возможностей. «Дверь закрывается, когда нет надежды на успех. [Тогда] нам придется пойти другим путем, а не тщетно пытаться пройти через это», - пишет Кальвин. 45 Однако трудности в свидетельствовании – не повод прекращать попытки.. Тем, кто страдает от суровых ограничений и преследований во Франции, Кальвин писал: «Пусть каждый стремится привлечь  на свою сторону к Иисусу Христу, кого Он может». 46 «Каждый человек должен исполнять свое выполнять долг, не поддаваясь никаким препятствиям. В конце концов, наши усилия и наши труды не окажутся безуспешными; они получат успех, который нам еще не явился» 47.
Давайте рассмотрим благовестие Кальвина в его собственной практике общины в Женеве, в Европе (особенно во Франции), а также в миссионерской деятельности его сторонников за рубежом (особенно в Бразилии).

Евангелизация в общине

Сегодня мы слишком часто думаем о евангелизации только как о служении Духа: это возрождающая работа и последующее принятие грешником Христа верой. При этом мы отвергаем акцент Кальвина на обращении как непрерывном процессе, охватывающем всю личность. Для Кальвина евангелизация подразумевала постоянный авторитетный призыв к верующему проявить веру и покаяние в распятом и воскресшем Христе. Этот вызов - обязательство на всю жизнь.
Евангелизация означает представление Христа так, чтобы люди силой Духа могли прийти к Богу во Христе. Но это также означает представление Христа, чтобы верующий мог служить Христу как Господу в общении в Его церкви и в мире. Евангелизация требует
назидание верующих в вере по пяти принципам Реформации: только Писание, только благодать, только вера, только Христос, только слава Божия.
Кальвин был выдающимся практиком такого рода евангелизации внутри своей общины. Для Кальвина благовестие начиналось с проповеди. Как пишет Уильям Баусма: «Он проповедовал регулярно и часто: по Ветхому Завету по будням в шесть утра  (зимой в семь), раз в две недели; по Новому Заветупо воскресеньям утром; и по псалмах в воскресенье после обеда. За свою жизнь он произнес  по этому графику около 4000 проповедей после его возвращения в Женеву: более 170 проповедей в год." Проповедь была настолько важна для Кальвина, что, когда он рассматривал достижения своей жизни на смертном одре, он упомянул свои проповеди перед другими произведениями. 48
Намерением Кальвина в проповеди было не только назидание, но и евангелизация.
В среднем он проповедовал на четыре или пять стихов Ветхого Завета и на  два или три стиха в Новом Завете. Он рассматривал  небольшую часть текста за раз, сначала объясняя
текст, а затем применяя его к жизни своей общины. У Кальвина проповеди никогда не были ограничены в применении; скорее, применение в них было часто длиннее, чем само изложениех. Проповедники должны быть подобно отцам, писал он, «разделяя хлеб на мелкие кусочки, чтобы накормить своих детей". Он также был краток. Преемник Кальвина Теодор Беза сказал о проповеди реформатора: «Каждое его слово весило фунт».
Кальвин часто учил свою паству, как слушать проповедь. Он сказал им, на что следует обращать внимание в проповеди, каков дух, которым они должны слушать, и как они должны слушать. Его целью было помогать людям участвовать в проповеди настолько, насколько они могли, чтобы это напитало бы их души. Приходя на проповедь, сказал Кальвин, следует иметь «готовность подчиняться Богу полностью и безоговорочно» 49 «Мы пришли на проповедь не только для того, чтобы услышать то, чего мы не знаем, - добавил Кальвин, - но быть побужденными исполнять наш долг" 50.
Кальвин также обращался к неспасенным людям через свою проповедь, внушая им необходимость веры во Христа и что это значит. Кальвин ясно дал понять, что он не верит, что все в его стаде были спасены. Хотя он был милостив по отношению к членам церкви, которые вели честный и достойный образ жизни, он также упоминает более 30 раз в своих комментариях и девять раз в "Наставлении» (считая только ссылки в пределах 3.21–3.24)  небольшое количество тех, кто принимает проповедуемое Слово со спасительной верой. «Если одна и та же проповедь будет произнесена, скажем, ста людям,
двадцать примут ее с готовностью послушания веры, а остальные сочтут ее бесполезной, будут смеяться и шипеть или возненавидеть его», - говорит Кальвин. 51 Он пишет: «Ибо хотя бы все без исключения, к кому обращено Слово Божие, проповедовали и учили, но едва ли один из десяти хотя бы вкусит это; да, едва ли один из ста получает польху в той степени, в которой ему нужно, чтобы тем самым идти правильным путем до конца» 52. Для Кальвина наиболее важными задачами евангелизации были назидание детей Божиих в  вере и обличение неверующих в гнусности греха и вручение их Христу Иисусу как единственному Искупителю.

Евангелизация в Женеве

Кальвин не ограничивал проповедь своей паствой. Он также использовал ее как инструмент для распространения Реформации по всему городу Женеве. По воскресеньям Женевские постановления требовали проповедей. в каждой из трёх церквей на рассвете и в 9 часов утра, дети ходили на занятия по катехизису. В 15.00 снова были проповеди. в каждой церкви. Проповеди по будням были запланированы в разное время в трех церквах по понедельникам, средам и пятницам. К тому времени, как Кальвин умер, проповедь читалась в каждой церкви каждый день недели. Даже этого было недостаточно. Кальвин хотел реформировать женевцев во все сферы жизни. В своих церковных постановлениях он требовал трех дополнительных функций, помимо проповеди, что каждая церковь должна была предложить:
1. Обучение. Доктора богословия должны объяснять Слово Божие, сначала в неформальных лекциях, затем в более формальных с созданием Женевской академии, основанной в 1559 году.Когда преемник Кальвина Теодор Беза ушел в отставку,Женевская академия подготовила для служения 1600 человек.
2. Дисциплина. Старейшины, назначенные в каждом собрании, должны были с помощью пасторов поддерживать христианскую дисциплину, наблюдать за поведением членов церкви и ее лидеров.
3. Благотворительность. Диаконы в каждой церкви должны были получать взносы и раздавать их бедным.
Первоначально реформы Кальвина встретили жесткую оппозицию на местном уровне. Люди особенно возражал против использования церковью отлучения для обеспечения церковной дисциплинв. После нескольких месяцев ожесточенных споров
победу одержали местные граждане и религиозные беженцы, поддержавшие Кальвина.
и его контроль над городом. В течение последних девяти лет своей жизни контроль Кальвина над Женевой было почти полным.
Однако Кальвин хотел сделать нечто большее, чем просто реформировать Женеву; он хотел, чтобы город стал своего рода образцом правления Христа для  всего мира. Действительно, репутация и влияние женевской общины распространилось на соседнюю Францию, а затем на Шотландию, Англия, Нидерланды, часть западной Германии, Польши, Чехословакии и Венгрии. Женевская Церковь стала образцом для всего реформатского движения.Женевская академия также взяла на себя чрезвычайно важную роль, поскольку она быстро стала чем-то большим, чем просто местом для изучения богословия. В  книге «Жан Кальвин: наставник миссий», Филип Хьюз пишет: Женева Кальвина была чем-то гораздо большим, чем убежищем и  школой. Это не была теологическая башня из слоновой кости, которая жила сама по себе и для себя., не обращая внимания на свою ответственность в Евангелии за нужды других. В этом убежище были оборудованы и переоборудованы человеческие суда, которые они могут выйти в окружающий мировой океан нужды, смело встречая каждую бурю и опасность, ожидавшую их, чтобы принести свет Евангелия Христова тем, кто был в невежестве и тьме, из которой они сами изначально вышли. Их обучали в этой школе для того, чтобы они, в свою очередь, могли учить других истине, которая освободила их. 53.
Под влиянием Академии Джон Нокс привез евангелическую доктрину  в свою родную Шотландию. Англичане были оснащены возглавить дело в Англии; У итальянцев было то, чему им нужно было научить для Италии и французы (которые составляли основную массу беженцев) распространили кальвинизм во Франции. Вдохновленная поистине вселенским трудом видения Кальвина , Женева стала ядром, из которого евангелизация распространилась по всему миру. По данным реестра сообществ пасторов, 88 человек были посланы между 1555 и 1562 годами из Женевы в разные места мира. Эти цифры удручающе неполны. В 1561 году, который, судя по всему, был пиком миссионерской деятельности, формально отправлено только 12 человек, тогда как другие источники указывают, что почти в 12  раз больше - не менее 142 - разъехалось  по соответствующим миссиям 54.
Это потрясающее достижение для усилий, которые начались в маленькой церкви, борющейся в крошечном городе-республике. И все же Кальвин сам признал стратегическую ценность таких усилий. Он написал Буллингер: «Когда я задумываюсь о том, насколько важен этот угол [Женева] для распространения Царства Христова, у меня есть веская причина для беспокойства, что за этим следует внимательно следить" 55. В проповеди по 1 Тим. 3:14 Кальвин учил: «Да будем мы внимать тому, что повелел нам Бог, чтобы Ему было угодно показать Свою милость не только одному городу или небольшой горстке людей, но что Он будет править всем миром; чтобы каждый мог служить и поклоняться Ему в истине».

Евангелизационные усилия во Франции

Чтобы понять, как Кальвин продвигал Реформацию по всей Европе, нам нужно посмотреть, что он сделал во Франции. Франция была лишь частично открыта для реформатской евангелизации. Религиозная и политическая вражда, которая также угрожала Женеве, представляли постоянную опасность для Франции. Тем не менее, Кальвин и его коллеги максимально использовали имевшуюся у них небольшие возможности. Протокол Общества пасторов в Женеве посвящен надзор за миссионерской деятельностью во Франции больше, чем где-либо еще 56.
Вот как это работало. Реформированные верующие из Франции приняли убежище в Женеве. Там многие начали изучать богословие. Они затем почувствовали себя обязанными вернуться к своему народу в качестве реформаторов, евангелистов  и пасторов. После прохождения строгого теологического экзамене, каждый получил задание от женевской компании пасторов, обычно в ответ на официальный запрос от Французской церкви,  что там нужен пастор. В большинстве случаев принимающая церковь боролась  за свою жизнь в условиях преследований. Многие французские беженцы, вернувшиеся в качестве пасторов, в конечном итоге были убиты, но их рвение ободрило надежды прихожан. Их миссия, которая, по словам пасторов, заключалась в «продвижении знания Евангелия во Франции, как повелевает наш Господь», и она была успешна.  Реформатская евангелизационная проповедь произвела замечательное возрождение. В 1555 году существовал только один полностью организованный приход  Реформатской Церкви во Франции. Семь лет спустя их было около двух тысяч.
Французские реформатские пасторы горели для Бога и несмотря на массовые гонения, Бог использовал их работу, чтобы обратить тысячи. Это один из самых ярких примеров эффективной работа домашних миссий в истории протестантизма, и одно из самое удивительное пробуждения в истории церкви. Некоторые из французских реформатских общин стали очень большими. Например, Пьер Вире был пастором церкви, насчитывающей 8000 человек  в Ниме. Более 10 % французов в 1560-х годах - целых 3 млн. человек - принадлежали этой Церкви. Во время Варфоломеевской резни 1572 года 70 000 протестантов были убиты. Тем не менее церковь продолжала существовать. Преследования в конечном итоге изгнали многих французских протестантов, известных как гугеноты. Они покинули Францию по разным причинам, обогащая Церковь и народы, куда бы они ни пошли. Не всех пасторов-беженцев отправили во французские церкви. Некоторые отправились в Северную Италию, другие - в Антверпен, Лондон и другие города Европы. Некоторые даже уехали за пределы Европы в далёкие края, например.Бразилию. Независимо от того, куда они пошли, их проповедь была сильной.
и могущественной, и Бог благословил их усилия.

Евангелизация в Бразилии

Кальвин знал, что существуют нации и люди, которые еще не услышал Евангелие и остро почувствовал это бремя. Хотя нет сведений, что он когда-либо вступал в контакт с недавно обнаруженным миромс азиатского и африканского язычества, Кальвин был вовлечен в проповедь индейцам Южной Америки через женевскую миссию в Бразилию.
С помощью сочувствующего гугенотам Гаспара де Колиньи, и при поддержке Генриха II, Николя Дюран (Виллеганьон) возглавил экспедицию в Бразилию в 1555 году с целью основать там колонию. Среди колонистов были бывшие заключенные, некоторые изних были гугенотами. Когда в новой колонии разразилась беда, недалеко от Рио-де-Жанейро Вильганьон обратился к гугенотам во Франция просить лучших поселенцев. Он обратился к Колиньи, а также Кальвину и церкви в Женеве. Это письмо не сохранилось и в отчете Компании есть только краткое изложение пасторам о том, что произошло. Тем не менее, у нас есть некоторое представление об этих событиях, поскольку что Жан де Лери, сапожник и студент богословия в Женеве которому вскоре предстояло присоединиться к бразильской колонии, записал об этом в дневнике. Он написал: «В письме просили Женевскую церковь прислать Виллеганьону немедленно служителей Слова Божия и с ними множество других людей, «хорошо обученных христианской религии», чтобы лучше реформировать его и его народ и «привести дикарей к познанию о спасения». 57 Ответственность за  евангелизацию язычников была, таким образом, положена прямо к ногам церкви Женевы.Реакция церкви, по словам Жана де Лери, была такой: «Получив эти письма и услышав эту новость, церковь Женевы сразу возблагодарила Бога за распространение правления Иисуса Христа в стране такой далекой и в то же время такой чужой и среди народа, совершенно не знающего истинного Бога» 58.
Совет пасторов выбрала двух служителей для отправки в Бразилию. В «Регистре» кратко отмечается: «Во вторник 25 августа [1556 г.] вследствие получения письма с просьбой к этой церкви прислать служителей на новые острова [Бразилия], которые были взяты французами, г-н Пьер Рише и г-н Гийом Шарретье были избраны. Впоследствии эти двое были переданы на попечение Господа и отправил письмо из этой церкви» 59 В колонию были также набраны миряне, в том числе Жан де Лери. Хотя Кальвина в это время не было в Женеве, его информировали о происходящем и давал свои советы в письмах которые были отправлены  Виллеганьону.
Работа с индейцами в Бразилии шла не очень хорошо. Пастор Рише писал Кальвину в апреле 1557 года, что дикари были невероятно упрямы. «В результате мы разочаровываемся в нашей надежде раскрыть им Христа»,  сказал он. 60 Однако Рише не хотел отказываться от миссии.. Он сказал Кальвину, что миссионеры будут продвигать работу поэтапно и терпеливо ждите шестерых юношей, которых поместили к индейцам (тупинамбам) для изучения их языка. «Поскольку Всевышний поручил нам эту задачу, мы ожидаем, что этот Едом станет будущим достоянием Христа», - уверенно добавил он. Между тем он верил, что свидетельство благочестивых и трудолюбивых членов реформатской церкви в колонии оказало влияние на индейцев. Рише был ярким свидетелем миссионерской направленности Кальвина четырьмя способами: (1) послушание Богу, делая то, что возможно в трудной ситуации, (2) доверие Богу, чтобы Он создал возможности для дальнейшего свидетельства, (3) настаивание на важности жизней и действия христиан как средствах свидетельства и (4) уверенность в том, что Бог будет продвигать Свое Царство.
В остальном история трагична. Виллеганьон разочаровался в Кальвине и реформаторах. 9 февраля 1558 года, недалеко от  Рио-де-Жанейро он задушил трех кальвинистов и бросил их в море. Верующие бежали, спасая свои жизни. Позже португальцы атаковали и разрушили остальную часть поселения. Так закончилась миссия к индейцам. Нет никаких записей о любых новообращенных индейцах. Но был ли это истинный конец истории? Когда отчет о мучениках Рио-де-Жанейро публиковался шесть лет  позднее, он начиналось такими словами: «Варварская земля, совершенно изумившись, видя смерть мучеников Господа нашего Иисуса Христа, когда-нибудь принесет плоды, которыми вообще изобиловала такая драгоценная кровь во времена, когда мы привыкли проливать ее». 61 Или, как однажды написал Тертуллиан: «Кровь мучеников — семя церкви». Сегодня реформатская вера растет в Бразилии среди консервативных пресвитериан через реформатскую проповедь, пуританский проект и различные служения, которые издают реформатские и пуританские труды на португальском языке.
Очевидно, что Кальвин был заинтересован в распространении Евангелия.
за границей, но этот интерес был ограничен следующими реалиями XVI  века:
1. Временные ограничения. Реформация была еще такой новой во времена Кальвина, когда ему нужно было сосредоточиться на созидании истины в церквях. Миссионерская церковь, которая не построена на основополагающих истинах, не способен донести свое послание в чужие земли.
2. Работа дома. Те, кто критикуют Кальвина, говоря, что его евангелизационные усилия не распространились на зарубежную миссию, весьма несправедливы. Ведь и Христос повелел Своим ученикам начать распространять Евангелие в Иерусалиме и
Иудее (домашние миссии), а затем двигаться дальше в Самарию и самые отдаленные уголки земли (заграничные миссии)? Очевидно, что существующая церковь должна участвовать в миссии как внутри страны, так и за границей, но мы ошибаемся, когда судим, что одно важнее другого. Подлинный дух евангелизации видит ее необходимость повсюду. Он не становится жертвой мирского духа: «Чем дальше от дома, тем лучше».
3. Государственные ограничения. Зарубежная миссионерская работа для
реформаторов было практически невозможно, поскольку большинство правительств в Европе контролировались католическими принцами, королями и императорами. Преследование протестантов получили широкое распространение. Как писал Кальвин: «Сегодня, когда Бог желает, чтобы Его Евангелие проповедовалось во всем мире, чтобы мир мог быть восстановлен от смерти к жизни, Он, кажется, просит невозможного. Мы видим, насколько сильно нам сопротивляются везде и с каким упорством мощные махинации сатаны действуют против нас, так что все дороги перекрыты самими князьями». 62 Почти все двери в языческий мир были закрыты для Кальвина. и его товарищей-реформаторов. Мир ислама на юге и востоке охранялся турецкими армиями, а флоты Испании и Португалии препятствовала доступу к недавно открытому новому миру. В 1493 г. папа Александр VI подарил испанским и португальским правителям исключительные права на эти территории, которые были подтверждены папами и через последовавшие за этим договоры. Такой выход в мир для Кальвина и других реформаторов не имел смысла. Но это не обязательно означало уход из Европы. Миссионерское поле неверия был прямо в пределах христианского мира. Для Женевской церкви Франция и Европа были открыты. Усиленные Кальвином  и евангельским богословием, верующие ревностно откликнулись на призыв миссии. Кальвин делал все, что мог, чтобы поддержать евангелизацию за границей. Несмотря на трагический провал, пионер протестантского проекта на побережье Бразилии 1550-1560 годов вызвал искреннее восхищение Кальвина, симпатию, интерес и продолжение переписки. 63

Миссионерский дух Кальвина и избрание

Хотя конкретные труды Кальвина по миссиологии ограничены, его "Наставление", комментарии, проповеди, письма и жизнь сияют ярким светом миссионерского духа. Совершенно очевидно, что у Жана Кальвина было сердце для евангелизации, чтобы распространить Царство Господа нашего Иисуса Христа до края земли. Кальвин желал, чтобы «царство Христа могло процветать повсюду». Установление небесного правления и присутствие Бога на земле было настолько важно, сказал Кальвин, что «должно было не только занять главное место среди наших забот, но даже поглотить все наши мысли." 64.
Все это должно развеять миф о том, что Кальвин и его последователи способствовали бездействию и незаинтересованности в евангелизации. Скорее, истины суверенной благодати, которой учил Кальвин, например, избрание, являются именно доктринами, поощряющие миссионерскую деятельность. Где библейскую, реформатскую истину любят, ценят и правильно преподают, евангелизация и миссионерская деятельность изобилуют. Избрание поощряют евангелическую деятельность, ибо Бог суверенно связывает избрание со средствами благодати (Деян. 13:44-49). Избрание вызывает миссионерскую деятельность, характеризующуюся скромной зависимостью от Божия  благословения. Учение о свободной благодати не является преградой для сосредоточенной, прославляющей Бога евангелизация; это барьер против гуманистической концепции евангелизационной задачи и методов. 65
Кальвин никогда не позволял избранию ограничивать предложение Евангелия. Он учил, что, поскольку никто не знает, кто избран, проповедники должны действовать по принципу, как если бы Бог желал, чтобы все были спасены 66. Избрание скорее подкрепляет, чем ограничивают благовестие. Оно принадлежат к особой категории тайных замыслов Бога, а не к евангелизационной деятельности Церкви. Следовательно, Евангелие должно быть проповедовано каждому грешнику. Верующий ответ грешника на  предложение спасения во Христе показывает, избран он или нет. И хотя евангельский призыв приходит ко всем, кто слышит Слово, этот призыв исполняется Святым Духом только в избранных. 67 Бог открывает двери Церкви, чтобы Евангелие могло распространяться по всему миру, и его избранные услышат его и ответят с верой. 68. Таким образом, избрание является стимулом и гарантией успеха реформаторского евангелизма. Как сказано в Ис. 55:11: «Слово Моё... что выйдет из уст моих... не вернется ко Мне тщетным, но совершит то, что  Япожелаю, и будет процветать там куда Я его послал». Стоит ли тогда удивляться, что Кальвин называл избрание сердцем, надеждой и утешением Церкви? Совершенно развращенные существа, такие как я  и вы, могут надеяться на избрание Божье.

Слово ободрения

Кальвина критиковали за его предполагаемую неспособность поддержать евангелизационные усилия. Мы видели, что это совсем не так, и его уроки должны дать нам поддержку. Во-первых, Кальвин говорит нам, что мы должны сосредоточиться на задаче и меньше беспокоиться.о том, что о нас говорят другие. Если бы Кальвин не мог оградить себя от критики, даже когда он работал по двадцать часов в день, проповедуя, и наставляя, что это говорит о нашей работе для Царства Божия? Если Кальвин не был евангелистом, то кто им был? Готовы ли мы исповедовать вместе с Уильямом Кэри, когда мы трудимся за души грешников: «Я лучше изношусь, чем заржавею»?.
Возможно, некоторые из нас устали. Мы боимся, что мы изнашиваемся, не видя плодов наших евангелистских усилий. Мы обременены  работой. Духовный труд произвел духовную усталость, которая в свою очередь, вызвала духовное разочарование. Наш глаз мог не потускнеть , но наша физическая и духовная энергия серьезно истощены постоянной отдачей себя на благо других. Это может быть особенно верно для тех из нас, кто является пасторами. В субботу вечером мы тревожимся, потому что не чувствуем себя
адекватно подготовленными к богослужению; наши обязанности были слишком тяжелыми. Мы были перегружены церковной администрацией, личными консультациями и переписка. К вечеру воскресенья мы полностью истощены. Не имея возможности выполнять свои обязанности, мы работаем под постоянным ощущением своей неполноценности. Нам не хватает времени на семью;нам не хватает личного времени с Богом. Как у Моисея, наши руки тяжелеют в заступничестве. Подобно Павлу, мы взываем: «Кто способен к этому?" (2 Кор. 2:16). Рутина ежедневного служения становится
подавляющей; мы испытываем то, что Сперджен назвал «обмороком служителя», и мы задаемся вопросом, действительно ли Бог нас использует. Наше видение служения, к сожалению, уменьшилось. В такие времена нам следует следовать примеру Кальвина. Вот некоторые уроки от него.
-  Больше смотрите на Христа. Больше полагайтесь на Его настойчивость, ибо ваша настойчивость зависит от Него. Ищите благодати, чтобы подражать Его терпение в скорбях. Ваши испытания могут вас встревожить, но они не погубят вас. Ваши кресты – Божий путь к царскому венцу (Откр. 7:14).
-  Взгляните на будущее. Стремитесь жить в свете вечности. Китайский бамбук, похоже, абсолютно ничего не делает четыре года. Затем, на пятом году жизни, он внезапно растет. на 90 футов за 60  дней. Вы бы сказали, что это дерево выросло через шесть недель или через пять лет? Если вы последуете за Господом в послушание, вы, как правило, увидите, что ваши усилия в итоге будут вознаграждены. Помните, однако, что Бог никогда не просил вас обеспечить рост; Он лишь просит вас продолжать работать.
- Осознайте, что времена разочарования часто сменяются временами возрождения. Хотя мы предсказываем гибель церкви, Бог готовится к ее обновлению. Церковь выживет во все времена и придёт в славу, а нечестивые придут в  разорение. Итак, препоясайте чресла ума вашего и стойте твердо, ибо Господь больше и Аполлиона, и времен. Смотрите на Бога, а не на человека, ибо Церковь принадлежит Богу.
- Полагайтесь на Бога. Хотя друзья могут подвести вас, Бог этого не сделает. Отец достоин. Христос достоин. Святой Дух достоин. Видя, что у вас есть великий Первосвященник Иисус, Сын Божий, правящий с небес, приблизьтесь к Нему с верой и надейтесь на Него, и Он обновит вашу силу. Мы не все Кальвины. На самом деле никто из нас не может быть Кальвином. Но по милости Божией мы можем продолжать работать, глядя на Иисуса для ежедневной силы. Если бы Кальвин, один человек, сделал так много
для дела благовестия, разве мы не должны просить Бога также употребить наши усилия, сделав их плодотворными по Его благословению? Прислушайтесь к совету пуританина Джона Флавела, который писал: «Не хороните  церковь, пока она не умрет». Больше молитесь и меньше.смотрите на обстоятельства Продолжайте с двойной искренностью служить Господу, даже когда перед вами нет видимого результата. Терпите трудности как  воины Христа. Будьте готовы считаться безумцами ради Христа. Будьте уверены, что вы в Боге, ибо тогда вы сможете быть уверены, что Бог есть в вас. По словам М'Чейна: «Пусть ваша жизнь говорит еще громче, чем ваши проповеди. Пусть ваша жизнь станет жизнью вашего служения». Лучше быть образцовым на кафедре и за ее пределами и оставлять плоды своего служение нашему суверенному Богу, Который не делает ошибок и никогда не оставляет дела Своих рук.
Наконец, воодушевитесь подходом Кальвина к «открытой двери». Не ошибаемся ли мы, тратя свою энергию, пытаясь взломать двери, что Бог закрыл? Разве нам не следует больше молиться за новые двери для наших служений? Разве мы не должны просить Божьего руководства в узнавать, какие двери открыты, и иметь силы идти вз них? Пусть Бог даст нам благодать не вести его, а скорее следовать за Ним во всех наших усилиях. Разве это не самое сердце реформаторского евангелизм – следовать за Богом, а не пытаться вести Его? Пусть Господь Иисус сможет сказать о нас то, что Он сказал  Филадельфийской церкви в Откр. 3:8: «Знаю дела твои: вот, Я поставил перед тобою отворенную дверь, и никто не может затворить ее это: ибо у тебя мало силы, и ты сдержал слово Мое, и не отрекся от моего имени».
В этом вся суть реформатской евангелизации Кальвина. Вот в чем должна заключаться наша евангелизация. Да поможет нам Бог бытьверный Своему Имени, быть послушным Его Слову, искать двери. Он откроет их перед нами. Помолимся вместе с Кальвином: «Пусть мы ежедневно умоляем Тебя в наших молитвах и никогда не сомневаемся, но что под правлением Твоего Христа, Ты снова сможешь собрать вместе весь мир . . . когда Христос воспользуется данной Ему властью для нашего спасения и для спасения всего мира». 69


1William Richey Hogg, “The Rise of Protestant Missionary Concern,
1517-1914,” in Theology of Christian Mission, ed. G. Anderson (New York:McGraw-Hill, 1961), 96-97.
2David B. Calhoun, “John Calvin: Missionary Hero or Missionary
Failure?,” Presbuterion 5/1 (Spr 1979): 16-33—to which I am greatly
indebted in the first part of this article; W. Stanford Reid, “Calvin’s
Geneva: A Missionary Centre,” Reformed Theological Review 42/3 (1983): 65-74.
3Samuel M. Zwemer, “Calvinism and the Missionary Enterprise,”
Theology Today 7/2 (July 1950): 206-216; J. Douglas MacMillan, “Calvin,
Geneva, and Christian Mission,” Reformed Theological Journal 5 (Nov 1989):5-17.
4Johannes van den Berg, “Calvin’s Missionary Message,” The
Evangelical Quarterly 22 (1950):174-87; Walter Holsten, “Reformation und
Mission,” Archiv f;r Reformationsgeschichte 44,1 (1953):1-32; Charles E.
Edwards, “Calvin and Missions,” The Evangelical Quarterly 39 (1967):47-51;
Charles Chaney, “The Missionary Dynamic in the Theology of John
Calvin,” Reformed Review 17,3 (Mar 1964): 24-38.
5Gustav Warneck, Outline of a History of Protestant Missions (London:
Oliphant Anderson & Ferrier, 1906), 19-20.
6John Calvin, Commentaries of Calvin (Grand Rapids: Eerdmans,
1950ff.), on Psalm 2:8, 110:2, Matt. 6:10, 12:31, John 13:31. (Hereafter the
format, Commentary on Psalm 2:8, will be used.)
7Commentary on Micah 4:3.
8John Calvin, Sermons of M. John Calvin on the Epistles of S. Paule to
Timothy and Titus, trans. L. T. (Edinburgh: Banner of Truth Trust reprint,
1983), sermon on 1 Timothy 2:5-6, pp. 161-72.
9Commentary on Acts 2:1-4.
10Commentary on Psalm 110:3.
11T. F. Torrance, Kingdom and Church (London: Oliver and Boyd, 1956),161.
12Commentary on Matthew 24:30.
13Commentary on Romans 10:15.
14Commentary on Matthew 13:24-30.
15John Calvin, Institutes of the Christian Religion, ed. John T. McNeill and
trans. Ford Lewis Battles (Philadelphia: Westminster Press, 1960), Book 4,
chapter 1, section 5. (Hereafter the format, Institutes 4.1.5, will be used.)
16Commentary on Romans 10:14-17.
17Commentary on Psalm 2:8.
18Commentary on Isaiah 2:3.
19Jules Bonnet, ed., Letters of Calvin, trans. David Constable and
Marcus Robert Gilchrist, 4 vols. (New York, reprint), 4:263.
20Commentary on Isaiah 49:2.
21Commentary on Isaiah 45:22.
22Institutes 3.20.42.
23Sermons of Master John Calvin upon the Fifthe Book of Moses called
Deuteronomie, trans. Arthur Golding (Edinburgh: Banner of Truth Trust
reprint, 1987), sermon on Deuteronomy 33:18-19. (Hereafter Sermon onDeuteronomy 33:18-19.)
24Institutes 3.20.42.
25Institutes 3.20.43.
26Sermon on Deuteronomy 33:7-8.
27Commentary on Micah 7:10-14.
28Commentary on Hebrews 10:24.
29Sermon on Deuteronomy 33:18-19.
30Commentary on Matthew 13:24-20.
31John Calvin, Sermons on the Epistle to the Ephesians, trans. Arthur
Golding (Edinburgh: Banner of Truth Trust, 1973), sermon on Ephesians
4:15-16.
32Bonnet, Letters of Calvin, 4:169
33Bonnet, Letters of Calvin, 2:453.
34Bonnet, Letters of Calvin, 2:407.
35Bonnet, Letters of Calvin, 2:453.
36Commentary on Isaiah 12:5.
37Institutes 3.20.11.
38Sermon on Deuteronomy 33:18-19.
39Commentary on Psalm 51:16.
40Commentary on Isaiah 2:3.
41Sermon on Deuteronomy 24:10-13.
42Institutes 4.20.4.
43Sermon on Deuteronomy 18:9-15.
44Commentary on 2 Corinthians 2:12.
45Ibid.
46Bonnet, Letters of Calvin, 3:134.
47Commentary on Genesis 17:23.
48William Bouwsma, John Calvin: A Sixteenth-Century Portrait (New York: Oxford, 1988), 29.
49Leroy Nixon, John Calvin, Expository Preacher (Grand Rapids:
Eerdmans, 1950), 65.
50John Calvin, Opera quae supersunt omnia, ed. Guilielmus Baum,
Eduardus Cunitz, and Eduardus Reuss, in Corpus Reformatorum (Brunsvigae:C. A. Schwetschke et filium, 1895), 79:783.
51Institutes 3.24.12.
52Commentary on Psalm 119:101.
53Philip Hughes, The Heritage of John Calvin, ed. John H. Bratt (Grand Rapids: Eerdmans, 1973), 44.
54Ibid., 45-46.
55Bonnet, Letters of Calvin, 2:227.
56Robert M. Kingdon, Geneva and the Consolidation of the French Protestant
Movement (Madison: University of Wisconsin Press, 1967), 31.
57R. Pierce Beaver, “The Genevan Mission to Brazil,” in The Heritage of
John Calvin, ed. John H. Bratt, p. 61.
58Ibid.
59Philip E. Hughes, ed. and trans., The Register of the Company of Pastors of
Geneva in the Time of Calvin (Grand Rapids: Eerdmans, 1966), 317.
60Beaver, “The Genevan Mission to Brazil,” 62.
61G. Baez-Camargo, “The Earlist Protestant Missionary Venture in
Latin America,” Church History 21, 2 (June 1952):144.
62Commentary on Genesis 17:23.
63Beaver, “The Genevan Mission to Brazil,” 55-73.
64Bonnet, Letters of Calvin, 2:134-35.
65Van den Berg, “Calvin’s Missionary Message,” 179.
66Institutes 3.24.16-17.
67Ibid.
68Institutes 3.21.7.
69Cited in J. Graham Miller, Calvin’s Wisdom (Edinburgh: Banner of
Truth Trust, 1992), 221.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn