Последняя встреча

Анна Федоровна Волкова
    27 сентября  -  День  памяти  нашей  мамочки.  Её  не  стало  27  сентября  1993  года.  С  тех  пор  прошло  30  лет, но  я  очень  хорошо  помню  её  грудной  голос, её  тёплую  улыбку,  её  шелковистую  кожу  на  натруженных  руках.  И, конечно,  нашу  последнюю  встречу.   У  мамы   случился  повторный  инфаркт миокарда,  осложнившейся  сердечной  недостаточностью.  Появились  отёки  на  ногах,  а  потом  и  трофические  язвы  голеней.  Я  уговаривала  маму  переехать  ко  мне,  представляла,  как  после  работы  буду  спешить  домой  к  маме,  кормить  её,  перевязывать  её  раны.  А  она  будет  улыбаться  своей  доброй  улыбкой.  Но  ничего  не  получилось.    Мама  решительно    отказалась  от  переезда.
   За  мамой  согласилась  приглядывать  соседка,    которая  распоряжалась  её  пенсией.  А  я  теперь    2  раза  в  месяц  приезжала  к  ней    (это  500  км  с  тремя  пересадками).  В  пятницу после  работы   выезжала  из  дома,  ночь – в  пути.  Обрабатывала  раны,  собирала  в  пакет  мокрое  бельё.  Несла  его  на  другой  конец  города  к  сестре,  у  которой  была  горячая  вода.  Стирала,  немножко  спала  - и  в  обратную  дорогу,  чтоб  утром  в  понедельник  успеть  на  работу.      Но  наступил  день,  когда  соседка  сама  заболела  и  уехала  к  родственникам. Положение  было  безвыходное.   Пришлось    госпитализировать  маму  в  госпиталь  для  инвалидов, расположенный  за  городом.   Мама,   наконец,  получила  адекватное  лечение,  состояние  её  улучшилось,  она  даже  стала  вставать,  отёки  прошли,  раны  зажили.
    Я  по-прежнему  ездила  к  ней.  В  последний  приезд  я  привезла  ей    очень  красивые   тёплые  бархатные  комнатные  тапочки.  Маме  они  так  понравились,  что  она  даже  поцеловала  их  и  положила  на  кровать  рядом  с  собой.   А  потом  сказала:  «Хочется  рыбных  консервов».  Я  тут  же  пошла  на  железнодорожный    вокзал  и  в  буфете  купила  баночку  консервов.  А  по  дороге  сорвала  веточку  рябины  с  яркими  листьями  и  ягодами.  Мама  обрадовалась.     А  потом  вдруг  сказала:  «Я  прощаю  всех    вас  –  тебя,  Инну,  Аллу,  Володю.   Я  тогда    не  поняла,  что  она  прощалась  с  нами,  детьми,   навсегда.  Но  обратила  внимание  на  её  взгляд,  когда  обернулась,  уходя.  Взгляд  был  устремлён  не  на  меня,  а  куда  -  то  «внутрь»,  в  недоступные  живым  дали.    Я  уехала.  Меня  ждала  работа  и  маленькие  внуки.
    Через  3  дня  мне  на  работу  принесли  телеграмму  от  главврача  госпиталя:  «Анна  Матвеевна   Покровская  умерла  27  сентября».  Я  тут  же  собралась  в  обратную  дорогу.  В  пути  ко  мне  присоединилась  дочка.  Спасибо  ей,  одна  бы  я  всё  это  не  выдержала.  Кстати,  обстоятельства  смерти  мамы    остались  невыясненными  из – за  противоречивых  слов  медперсонала.  В  эту  ночь  в  госпитале  умерли  четверо  больных.  Мы   проводили  маму  в  последний  путь  достойно,  как  она  и  прожила  свою  трудную  жизнь.  А    красивые  тапочки,  в  которых  ей  не  суждено  было  походить,  положили  с  нею  рядом.  С  тех  пор  прошло  много  лет,  но  память  о  нашей  мамочке  всегда  с  нами.