Семья Ленина и Тайваньское экономическое чудо

Александр Ресин
  Пусть уважаемый  читатель не удивляется столь странному названию. Оказывается семейные связи семьи Ульяновых  можно проследить и на далеком Тайване, причем  на самом высоком уровне.
  Чтобы разобраться в этой истории нужно вспомнить многие события 20-го века, причем многие из них до сих пор очень мало знакомы широкой публике.
Как известно у Ленина было два брата и три сестры. Только у младшего  брата Дмитрия были свои дети, потомки которых живы до сих пор. Старший брат Александр в возрасте 21 был казнен за участие в покушении на царя. Сестра Ольга умерла от тифа в 20-летнем возрасте. Младшая  сестра Мария никогда не была замужем и не имела детей. Сам Ленин,  имея жену и любовниц так же не имел детей. Старшая сестра Анна вышла замуж за Марка Елизарова, но своих детей не имела.
  Именно Анна Ульянова-Елизарова  и стала тем человеком, который связал далекий китайский остров и семью вождя мировой революции.
Анна,родилась 14 (26) августа 1864 года, была успешна в учебе с серебряной медалью окончила Симбирскую Мариинскую женскую гимназию, а затем продолжила получение образования на Бестужевских высших женских курсах в столице.
В двадцать с небольшим лет Анну увлекли революционные идеи. В 1886 году она наряду с другими студентами участвовала в демонстрации, а в скором времени и вовсе была арестована по подозрению в причастности к террористическим организациям: её считали сообщницей младшего брата Александра, осужденного за подготовку покушения на императора. Пять лет ссылки — таков был приговор Анны Ульяновой. Она арестовывалась  и в дальнейшем  в  1904, 1907, 1912, 1916, 1917 годах.
  После Октябрьской революции сестра Ленина была приглашена на работу в Народный комиссариат социального обеспечения, а затем в Народный комиссариат просвещения. Также Анна трудилась в качестве научного сотрудника Института Маркса-Энгельса-Ленина. 
  Она умерла в 1935 году, успев написать мемуары о детстве знаменитого брата. Книга была опубликована под названием «Детские и школьные годы Ильича».
Своих детей у четы Елизаровых не было и они  взяли приемного ребенка — Георгия Яковлевича Лозгачёва-Елизарова (1906—1972). С 1930-х годов он жил и работал в Саратове, сначала следователем, затем инженером, в дальнейшем занимался журналистской деятельностью. Муж —Марк Тимофеевич Елизаров был первым  после Октябрьской революции наркомом  путей сообщения. Умер  в 1919 году от сыпного тифа.
   В 20- е годы  все больше укреплялись связи  СССР и Китая, и множество китайцев приехало в СССР на учебу и  в том числе старший сын одного из руководителей  Китая тех лет Чан-Кайши - Цзян Цзинго.Он и стал вторым сыном в семье Анны и даже поменял имя и стал Николаем Владимировичем  Елизаровым.
Сейчас мало кто помнит, что начиная с 20-х годов  СССР интенсивно помогал Китаю. В сентябре 1920 г. в Москву прибыла китайская делегация, которая два месяца вела переговоры с представителями Советского правительства. Накануне ее приезда пекинское правительство объявило об отказе от военного соглашения с Японией и выводе своих войск с территории советского Дальнего Востока. Перед отъездом в Китай главу миссии генерала Чжан Сы-Лина принял В. И. Ленин, который выразил уверенность, что связь между нашей страной и Китаем упрочится, так как их объединяют общие цели борьбы с игом империализма.
  В 1923 году СССР послал в Китай более тысячи военных советников и финансовую помощь. В 1926-1927 годах Чан Кайши возглавил Северный поход, и объединил Китай под властью Гоминьдана. Он стал главнокомандующим Национально-революционной армией. При финансовой и кадровой поддержке со стороны СССР, Чан Кайши за девять месяцев сумел завоевать и  южную часть Китая. При этом в апреле 1927 года он устроил  резню красной гвардии в Шанхае и окончательно разорвал  с китайскими коммунистами.
   Отношения с СССР стали ухудшаться, но в тоже время Чан-Кайши и возглавляемый им Гоминьдан был единственной реальной силой в Китае, которая могла противостоять японцам и поэтому помощь СССР продолжалась. Весной 1940г. советско-японские отношения вновь обостряются. Назревает новый вооруженный конфликт. Япония заявляет протест против вмешательства СССР в дела Китая на стороне Чан Кайши, в частности, против прибытия в китайские ВВС более тысячи советских пилотов. Мало кому известно, что в небе Китая под видом китайских летчиков японцам долгое время успешно противостояли советские асы.
   Информация о деятельности советских военных на территории Китая была строжайшим образом засекречена. За время командировок в Поднебесную около 400 из них были награждены орденами, а 14 из них были удостоены звания Герой Советского Союза.

   В Кремле, естественно, это отрицают, но нужно официальное опровержение с китайской стороны. Вот именно тогда СССР впервые серьезно выручил бывший соратник Гитлера - Вальтер Штеннес – ставший советским агентом и бывший с то время советником Чан-Кайши.
   В Шанхае летом 1940г. проходит международная пресс-конференция с участием аккредитованных в Шанхае иностранных журналистов. Именно там официальный представитель генералиссимуса Чан Кайши Вальтер Штеннес опроверг сообщение о большом количестве советских командиров и политруков в армии Китая.

   Газета «Правда» печатает отчет ТАСС о пресс-конференции. Протест Японии повисает в воздухе. У японцев нет доказательств советского участия в конфликте.
Чем же в это время занимается сын правителя Китая? Он окончил Коммунистический университет  трудящихся Востока и учился в Ленинградской  военно-политической академии. В 1927 г. он стал гражданином СССР, а в 1930 г. — кандидатом в члены ВКП(б).
   С 1931 по 1932 год принимал участие в коллективизации сельского хозяйства в сёлах Зарайского района Московской области Большое Жоково и Большое Коровино.
От Цзян Цзинго  потребовали отказаться от отца."Открытое письмо" Цзян Цзинго, опубликованное в "Правде" 21 апреля 1927 года, стало достоянием мировой печати. Не смотря на опубликованное в "Правде" громкое отречение Елизарова от отца, китайские коммунисты  ему не доверяли, более того, требовали его репрессировать.
В 1932 году он прибыл в Свердловск, где работал на заводе «Уралмаш» в механическом цехе,.В его обязанности входила, в частности, организация социалистического соревнования, распределение жилья, обеспечение работников цеха обедами и еще многое другое. Подальше от столицы, на Урал, его убрали, чтобы не раздражать представителей китайских коммунистов в Коминтерне..
Подробности жизни Елизарова в Свердловске были исследованы А. Джапаровым, главным специалистом Управления архивами Свердловской области и были опубликованы в журнале «Наука и жизнь»   в № 1 за 2003 год.
 На завод он приехал в 1932 году уже кандидатом в ВКП(б), но в партию его приняли лишь в конце 1936 года. В 1935 году женился на Фаине Ипатьевне Вахревой (на Тайване более известна под именем Цзян Фанлян).
Но 5 февраля 1937 года после долгожданного вступления Елизарова в партию бюро Орджоникидзевского РК ВКП(б) снимает его с работы. В постановлении говорится, что в газете "За тяжелое машиностроение", руководимой Елизаровым, допущен ряд принципиальных ошибок. В их числе названы публикации, несправедливо обвиняющие отдельных инженерно-технических работников в грехах, которые они не совершали. Довольно необычная для того момента формулировка. Елизарову ставился в вину, скорее, излишек усердия в реализации генеральных партийных установок, нежели его недостаток.

  Одной из правдоподобных версий причин  увольнения Елизарова можно считать репрессии  и уничтожение  тех людей, которые ранее дали ему рекомендации в партию. Ими были секретарь райкома партии Лев Авербах, и заведующий бюро технического обслуживания Уралмаша Ефим Цетлин. Первый известен  в истории как один из создателей и лидер Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП),. Второй известен, как бывший секретарь ЦК РКСМ. Оба попали в немилость и были сосланы на Урал по обвинению в  троцкизме и  к моменту увольнения  Елизарова уже подверглись репрессиям.
   По правилам тех лет, все кто входили ближний круг репрессированного человека, сами попадали под подозрения. Так что Елизаров понимал, что его арест неминуем.
Елизаров  был свидетелем того, как в Советском Союзе организуются процессы над «социально чуждыми» людьми. На его глазах в 1934 г. проходил суд над так называемыми «поджигателями» кузнечно-прессового цеха Уралмашзавода. Никаких доказательств вины подсудимых не было, пожар явно был вызван бесхозяйственностью и разгильдяйством, желанием поскорее отчитаться о пуске еще одного важного «объекта социализма».
   А отыгрались на нескольких специалистах, мобилизованных когда-то в армию Колчака, да еще рабочих, имеющих «кулацкое» происхождение. Пятеро уралмашевцев были тогда расстреляны, шестеро — отправлены на Колыму (позже все они были реабилитированы).

   В мае 1937 года он вместе с семьей таинственно исчезает из Свердловска. Никто не видел его отъезда, никто не знал, куда он уехал. И только в 1940 году райком партии начинает искать пропавшего коммуниста, так и не снявшегося с учета. На запрос из НКВД приходит ответ: среди арестованных Елизаров не значится. Затем следует обращение в обком партии, на которое получено довольно странное разъяснение: исчезнувшего следует считать "механически выбывшим". Бюро райкома так и поступает, приняв 12 февраля 1941 года решение "за утерю связей с парторганизацией" считать Елизарова "механически выбывшим" из партии.

   Только в  90-е годы стали известны подробности исчезновения  семьи Елизаровых из Свердловска. В  это время  наблюдалось  недолгое потепление отношений между чанкайшистским гоминьданом и китайской компартией (а значит и с СССР). Обе крупные китайские политические силы объединились для борьбы с японской агрессией. И как только это произошло, гоминдановский посол в Москве Цзян Динфу получил от Чан Кайши телеграмму: "Пожалуйста, найдите моего сына и верните его"

   Посол тут же обратился в Наркомат иностранных дел СССР. Через некоторое время его разбудили ночью и сообщили, что какой-то человек, отказывающийся назвать свое имя, просит немедленной аудиенции. Посол согласился принять неизвестного - это был Цзян Цзинго. Он сказал, что готов вернуться на родину, но у него нет ни паспорта, ни денег. А кроме того, продолжил ночной гость, "у меня трудности - я женат на русской девушке  и у меня двое детей". Посол пообещал во всем помочь.

   Кроме того известно так же, что во второй половине 30-х годов англичане арестовали в Шанхае советского разведчика, связанного с Рихардом Зорге. Арестованный, несмотря на все их старания, не сообщил никаких сведений, и, в конце концов они передали его Гоминьдану. Тут-то Чан Кайши и предложил Москве обменять его на Цзян Цзинго. Об этом рассказал в интервью газете "Аргументы и факты" Джордж Блейк который много лет, занимая важные посты в британской секретной службе, работал на СССР.  ("Блейк снимает маску" - № 50, 1990 г.).

   Живя в СССР, Цзян Цзинго был не просто наблюдателем, но и активным участником происходящего, ревностно служил режиму и чуть не пал его жертвой. Это были годы формирования политических взглядов Цзян Цзинго. Усвоенное за годы жизни в СССР неизменно оказывало влияние на его решения и поступки всю последующую жизнь.
В результате счастливых обстоятельств, вместо лагеря, он в  1937 года он возвращается с женой и детьми в Китай. Здесь он стал доверенным человеком Чан Кайши, активно включился в партийно-политическую жизнь гоминьдановского Китая. До 1945 г. Цзян Цзинго, являлся губернатором административного района Ганнань провинции Цзянси, затем возглавил отдел иностранных связей военно-политической администрации Северо-Восточного Китая, руководил молодежным движением.
   В  1949 году,  Коммунистическая партия Китая победила в гражданской войне  и получила контроль над материковым Китаем. Около двух миллионов  сторонников Гоминьдана  вместе  с руководством во главе с Чан-Кайши эвакуировались  на остров Формоза-Тайвань.
   В 1949 г. Елизаров  назначается руководителем тайваньской организации Гоминьдана, вскоре начинает контролировать службу безопасности и одновременно возглавляет Главное политическое управление армии. В 1953 г. становится заместителем министра обороны. В 1972 г. становится Председателем исполнительного юаня(главой правительства), практически взяв в свои руки всю полноту власти при старом и больном отце, скончавшемся в 1975 г. В 1978 г. избирается Национальным собранием Президентом Китайской Республики. Умный, образованный, активный, он на всех постах проявил себя хорошим организатором и талантливым политиком. Как лидер Гоминьдана, он многое сделал, чтобы подтолкнуть руководство — старое и консервативное — к проведению политических реформ. В Гоминьдане все большую роль начинают играть хорошо образованные, вестернизированные молодые технократы
Трудно сказать, какие именно глубокие внутренние причины (наряду с американскими рекомендациями) побудили Цзян Цзинго радикально сменить курс от монопольного единовластия к внедрению зачатков политического плюрализма, от антагонистического противостояния материковому Китаю к шагам, направленным на сближение с ним. Но вот истоки продемонстрированного и ставшего реальностью еще при жизни президента приоритета движения к повышению именно общественного благосостояния, к устранению противоречий между богатством и бедностью – вполне очевидно  коренятся в идеях, усвоенных совсем еще молодым китайцем в годы его московской и ленинградской учебы.
   Но практика строительства социализма, с которой он столкнулся, уральский опыт, репрессии, которым подвергались многие из хорошо знакомых ему людей и в чьи жернова чуть не попал он сам, отвратили его от этих методов претворения в жизнь высокой идеи. Юношеские же мысли о справедливом для всех обществе, видимо, не переставали его волновать, и, придя к власти, он принялся их осуществлять. Однако нe так, как об этом говорилось на лекциях, которые студент Елизаров слушал в Москве, но и не точно по рецептам западных специалистов, а по-своему. Так, как он понимал справедливость: "создание сбалансированного общества".
Выступая однажды по американскому телевидению, Цзян Цзинго воскликнул: "Уж я-то знаю, что такое коммунизм!". И объяснил, что знает его по опыту жизни в Советском Союзе. Ревностный большевик стал ярым антикоммунистом. Активно участвовал в деятельности Всемирной антикоммунистической лиги.

    В сентябре 1987 года, незадолго до смерти президента, западные журналисты спросили его: "Что является самым важным, чему вы научились за 77 лет своей жизни?". И вот этот очень пожилой и очень больной, прикованный к инвалидному креслу человек вдруг необычайно оживился и буквально крикнул: "Искоренять коммунизм!". Вот насколько сильными оказались впечатления его молодости, проведенной в СССР в годы становления и победы сталинского режима.
Но на самом деле Цзян Цзинго вовсе не был твердолобым политическим деятелем. Именно он в 1987 г. отменил введенное в 1949 г. военное положение на острове и действовавшее сорок лет запрещение гражданам Тайваня посещать континентальный Китай.
    Именно он, бескомпромиссный борец с коммунизмом, сын генералиссимуса Чан Кайши и его приемник на посту руководителя партии Гоминьдан, бывший министр обороны, затем премьер-министр, направил страну, где несколько десятилетий царил авторитарный режим, на путь демократических и экономических реформ, сотворивших процветающее ныне государство.
   Именно он стал творцом «экономического чуда» на Тайване и теперь этот крохотный остров исправно обеспечивает самые высокоразвитые страны первоклассной электроникой. Тайвань достиг высокой конкурентоспособности, создав высокотехнологичную модель экономики. В настоящее время «звездными» отраслями тайванской индустрии стали электроника, информационные технологии, производство компьютерных комплектующих и разработка компьютерных программ. Тайвань является крупнейшим в мире производителем ноутбуков, жидкокристаллических мониторов и модемов. Быстрыми темпами растут наукоемкие отрасли, сферы высоких технологий и услуг (54% тайваньского промышленного сектора). Власти Тайваня прилагают активные усилия к развитию собственной космической программы, так как сознают, что освоение космоса ведет к повышению международной конкурентоспособности острова и развитию многих смежных отраслей экономики.
    В своей государственной деятельности Цзян Цзинго сознательно или неосознанно, но использовал определенные уроки, усвоенные в молодости. Он был жестким администратором ,не чурался массовых арестов и расстрелов.
При этом он никогда не стремился к обогащению, не сближался с кругами наиболее успешных предпринимателей и бизнесменов. В чанкайшистской, насквозь коррумпированной чиновничьей среде он был "белой вороной",взяток никогда не брал. На протяжении всей жизни у него не было сколько-нибудь значительной собственности. Даже дома, в которых он жил, занимая весьма крупные посты в правительстве, были казенные.
   Зарплату регулярно отдавал жене, которая в Китае получила от Чан Кайши имя Цзян Фанлян. Фан означает "правильная, честная", а лян - "добродетельная". Средства, выдаваемые на представительство и иные личные расходы, обычно раздавал обслуживающему персоналу. После смерти не оставил семье никакого особого наследства. Вдова довольствовалась пособием по случаю потери кормильца и деньгами, получаемыми ею время от времени из государственного фонда взаимопомощи. Жила довольно скромно, никогда не стремилась занять какое-либо место в чиновничьей иерархии, чуждалась всякого вмешательства в работу мужа. Она старалась оставаться только скромной домохозяйкой, всецело занятой заботами о детях и душевном комфорте супруга.
   У супругов было четверо детей:
Цзян Сяовэнь (Эрик Елизаров, Алан Чанг) — родился в 1935 году в Свердловске, умер в 1989 году;
Цзян Сяочжан — родилась в 1936 году в Свердловске, живёт в США;
Цзян Сяооу (Алекс Чанг) — родился в 1945 году в Шанхае, умер в 1991 году;
Цзян Сяоюн (Эдди Чанг) — родился в 1948 году в Шанхае, умер в 1996 году.
   Она пережила троих своих сыновей, которые умерли вскоре вслед за мужем. Их единственная дочь в настоящее время живёт в США.
Фаина Вахрева умерла 15 декабря 2004 года и была похоронена в присутствии президента Китайской Республики и других официальных лиц
Цзян Цзинго (Елизаров) умер 13 января 1988 года.
  Благодаря ему развитие Тайваня шло в соответствии с прозвучавшим в 80-е годы на весь мир его заявлением: "Главный принцип нашего экономического строительства - сокращение разрыва между богатством и бедностью, создание сбалансированного общества. Расширяя экономическое строительство, надо одновременно тщательно сбалансировать цены, что согласимся медленнее развивать экономику, чем ради слишком высоких темпов увеличивать отрыв богатства от бедности и создавать известные социальные проблемы".
   Президент Тайваня решил создать не просто богатую страну, а всенародно богатую. Многие усматривали в этом популизм. Но ведь за годы власти Цзян Цзинго идея стала общепризнанным фактом. К миллионам граждан его страны, практически не имеющей природных ресурсов и где только четверть площадей пригодна для сельского хозяйства, а 90 процентов всех энергоносителей импортируется, пришло процветание. Причем добились они его в основном своими силами.