Толкование на Н. З. Три меры муки

Игорь Устичев
                Среди поучений Спасителя есть «Притча о закваске»: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё». (Мф.13:33). Она же содержится у Марка и Луки. Самое распространенное мнение среди исследователей Писания сводится к тому, что притча о закваске предваряет притчу о горчичном семени, которую мы рассматривали в предыдущей работе «Семечко горчичное и Царство Небесное». Она несет в себе те же духовно-нравственные ценности, выраженные в метафорах, что и «Притча о горчичном семени». Их цель сделать доступным учение о Царствии Небесном.  А именно: под тремя мерами муки разные отцы понимали: закон, пророков, Евангелие. Другие видели в них сыновей Ноя - Хама, Иафета, Сифа; кто-то рассматривал три меры муки, как дух, тело и душу, а некоторые полагают, что это основные силы души – ум, воля, чувства. Согласно этим толкованиям в образе жены аллегорически раскрывается – Церковь Христова, Богородица, душа, апостольская проповедь. Закваска – это евангельское учение, Христос, сила Святого Духа, Боговоплощение и т.д. Перечислять все богословские мнения или теологумены на этот счет не представляется возможным из-за них неисчислимого множества. Если сделать общий вывод из приведенных мнений, то все они сводятся к следующему. В притче о закваске речь идет о духовной природе человеке, животворящей силе Христа, апостольских проповедях и учении Евангелие, взрастившими и поднявшими хлеб, т.е. Новый Завет по всему миру, наполняя на земле церковь Христову боголюбивыми душами. Не оспаривая мнения святых и уважаемых отцов, мы намерены дать свое понимание этой глубокой притчи. При внимательном изучении экзегетических текстов, невозможно не заметить одну общую для них черту. Толкование притчи начинается с рассуждения о Царстве Небесном, а затем переходит на Царство Божие, смешивая эти понятия воедино. Мы уже показали в работе «Царство Божие или Царство Небесное?», что это совершенно разные вещи, смешение которых уводит исследователя на ложный путь.  Там же, руководствуясь Священным Писанием и Священным Преданием, мы пришли к выводу, что криптографическим ключом к раскрытию смысла притч может быть только строгое разграничение понятий «Царство Небесное» и «Царство Божие». В противном случае, хождение по кругу в стороне от истины неизбежно. В исследованных толкованиях на «Притчу о закваске», нам не удалось найти ни одного, где бы оба эти понятия строго отличались. Это привело к тому, что либо богословские мнения  смешивались между собой, повторяя основные идеи, заимствованные друг у друга, либо выражали настолько произвольные мнения и слишком свободные толкования, которые к самой притче отношения уже не имели. Мы показали в предыдущей работе, что словосочетание «Царство Небесное» встречается только у Матфея, а у остальных евангелистов употребляется в аналогичных случаях понятие «Царство Божие». Пример этому мы видим и в притче о закваске: у Матфея – это Царство Небесное, а у Луки – Царство Божие! (Лк.17:21). Как мы уже отмечали, у Бога ничего случайного не бывает, и если Дух Святой, который руководил и наставлял евангелистов, повелел Матфею писать так, а Луке иначе, значит было на то особая воля Божия, значит это несет в себе определенный смысл, требующий толкования. Интересующийся этой проблемой, может обратиться к упомянутой нами работе. Возвращаясь к нашей притче, необходимо подчеркнуть, что речь в Евангелие от Матфея идет, в первую очередь, о Царствии Небесном, т.е. является эсхатологическим учением Церкви (о посмертной участи человека и Вселенной), а в Евангелие от Луки – о Царствии Божиим, т.е. о сотериологии или учении Церкви о спасении. Это две разные стороны одного Промысла Божьего о мире и человеке, две неразделимые части единого учения Христова. Через это проявляется Богочеловеческая природа Христа, в которой человеческое неслитно и нераздельно пребывает с Божественным, не смешиваясь с ним и, не отделяясь от него.  Евангелие Христа раскрывается в притчах, при помощи которых учение дается человеку в соответствии с его тварной природой, в понятиях и образах привычных для его понимания. Однако, при толковании слов Спасителя, что позволительно только, получившим необходимые дары Духа и вкушающим «твердую пищу», смешивать, т.е. сливать воедино Божественное и человеческое непозволительно. Либо толкование должно идти о Царствии Небесном, т.е. о посмертной участи человека, либо о Царствии Божьем или о спасении души, потому что Царству Небесному еще предстоит наступить, а Царство Божие: «внутри вас есть» (Лк.13:21), т.е. оно здесь и сейчас. И то, и другое толкование не будет противоречием или искажением истины. Они будут взаимно дополнять друг друга, соработая вместе ради спасения человека и во славу Христа. Однако, при этом надлежит выбирать, о чем говорить: о спасении или о жизни будущего века. В подтверждение этой мысли мы дадим толкования на притчу о закваске, используя оба метода толкования. Итак, с точки зрения посмертной участи человека - эсхатологии, эта притча может пониматься следующим образом.
               Царство Небесное – это закваска, т.е.  некая мала часть чего-то, из которой потом происходит намного большее. Мы уже говорили в наших работах, что и Царство Небесное и Царство Божие – это эманации Бога, Который есть Святая Троица. Они в Нем, и Он в них. Бог – это и безгранично много и простая Единица, как мы узнаем из канона Андрея Критского. Как ничем не ограниченный, всегда сущий вне времени пространства – Его много, а как Человек, он, по сравнению с Богом, – безгранично мал. Как Творец Вселенной видимого и невидимого мира, Он – непознаваем, а как Бог – простая Единица, не имеющий в Себе никакой сложности, изъяна или составных частей. «Всякая сложность говорит о некотором несовершенстве», – как учит философия – служанка богословия, по Фоме Аквинскому.  А Бог совершенен абсолютно. Нет ничего более непознаваемого и более несложного по сущности, чем Бог. Но именно этими свойствами Бога созиждется весь тварный мир. Это достаточно сложные богословские догматы, и мы не можем на них останавливаться подробно. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что метафорическое уподобление Царства Небесного закваске означает, что Ц.Б. сокрыто в Боге до времени, как закваска, которая остается закваской, пока женщина не положит ее в три меры муки. Это то самое горчичное семя, которое остается семенем, т.е. потенциальной возможностью, силой, до тех пор, пока человек не посеет семя на поле своем. Но оба эти события еще не наступили. Они ждут своего часа в день Второго пришествия Христа, и тогда семя становится большим деревом, а закваска взошедшим хлебом, что в обоих случаях означает раскрытие врат Царствия Небесного для спасенных душ.
                Женщина, которая взяла закваску – это Церковь, которую Апостол Павел уподобляет невесте Христовой (2Кор.11:2). Вне ее лона невозможно попасть в Царство Небесное, ибо ее Таинства не преходящи, а учение – свет Вифлеемской звезды на пути в Царство Христа.  Именно Церковь берет Христа или закваску и отдает Его людям в Таинстве Евхаристии.               
                Три меры муки – это сам человек, с его трихотомией: тело, душа, дух. Добавление закваски или Христа через Таинство причастия в душу человека, делает тело храмом: «тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор.6:19), т.е. местом спасения, но только как возможность, а не как гарантия. Для спасения нужна многострадальная, изнурительная работа над собой, со своими страстями и тварной падшей природой. Поэтому Христос и добавляет: «…доколе не вскисло все». Если Бог может из камней мановением мысли сотворить хлеб, то использовать закваску Ему для этого не нужно. Закваска или Святой Дух должна иметь время для работы в человеке, а на это, порой, уходит вся жизнь. Как известно, не всякая закваска приводит к всходу теста. Все зависит от муки, от закваски, и от женщины. Т.е. все зависит: от самого человека и его желания достичь Царствия Небесного, готовности положить для этого немалый труд, а если нужно и саму жизнь; также пригодность тесто зависит от усвоения евангельского учения Церкви, и от благодати Духа. Но Господь не в силах «поднять хлеб» или привести человека к Себе, если он сам того не захочет и не уверует.  Даже Христос не сотворил многих чудес: «…по неверию их» (Мф.13:58). Если человек, причастившись или прочитав Евангелие, или услышав проповедь, остался к Богу, а значит и к своему спасению равнодушным и безучастным, то закваска или Христос ничего сделать не сможет и хлеб не взойдет, и Царство Небесное не наступит. Поэтому и нужно время, чтобы «вскисло все», т.е. поднялся с Божьей помощью в человеке хлеб жизни, сошедший с небес - Христос (Ин.6:51).
                Если перейти к экзегетике притчи с позиции учения о Царствии Божьем, то можно сделать следующие выводы.
                Женщина – это душа, которая испытывает: «глад слышания слова Господня» (Ам.8:11), и жаждет насытиться словом Божиим. Поэтому она и берет закваску – евангельское учение Христа, чтобы поднялся хлеб жизни, который сходит с Небес в сердце человека в виде Духа, открывая в нем врата Царства Божия, которое: «…внутри вас есть». Три меры муки – это три основные силы души, без которых она уподобляется душе животных: ум, воля и чувства. Без этих сил познание истины невозможно, а значит недоступным останется Царство Божие. Ум принимает учение Христа, воля побуждает к его исполнению, а чувства порождают надежду на спасение, которая: «…не постыжает» (Рим.5:5). Без чувств богопознание невозможно, ибо через них выражается отношение к подвигоположнику Христу, а значит и к Истине.
               Мы дали наше толкование притчи о закваске настолько развернуто, насколько это было удобно и возможно в рамках настоящей работы, рассчитанной на широкую аудиторию. Именно учение о Царстве Небесном, как нам представляется, лежит в основе этой притчи. По крайне мере, Христос словами Матфея говорит именно о нем. Но и понятие Царства Божьего невозможно оставить, чтобы не погрешить в истине.  Главная мысль, которую мы старались донести до правдолюбивой души заключается в том, что нельзя как смешивать разные понятия Священного Писания, так и разделять их, ибо тем самым смешивается или разделяется нераздельная, неслитная и неразлучная природа Богочеловека Христа.