След в истории России массовых типов личности

Евгений Радомысельский
    В дореволюционной России жили люди с разным социальным и материальным состоянием. Причём, это различие было огромным. Так образование колебалось от примитивного начального до высшего профессорского. Материальное состояние колебалось от нищенства до миллионного. Социальное состояние колебалось от беспаспортных босяков до царя и его министров.   Возникает вопрос, какие же люди обитали в самом низу социальной пирамиды Российского государства?

  Разумеется, мы можем обратиться к литературным свидетельствам писателей того времени (что мы с Вами позднее и сделаем), но лучше узнать мнение специалиста социолога, который изучал этот вопрос на огромном жизненном примере.

"Клер Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций.

 На основании исследования поведения и мотивов БОЛЕЕ ЧЕМ 50 ТЫС. ЧЕЛОВЕК он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития.

   Он обосновал теорию эмерджентных (Эмерджентность или эмергентность [англиц. от emergent «возникающий, неожиданно появляющийся»] в теории систем — наличие у системы свойств, не присущих её компонентам по отдельности; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов. Википедия.)циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET). Согласно Грейвзу это дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.

   Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.

   Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:

1. нет ничего статичного, каждый живой организм постоянно развивается;
2. мы постоянно адаптируемся под внешние обстоятельства (именно окружение играет  главную роль в формировании индивидуального мировоззрения, заставляет идти дальше, или оставаться на достигнутом);
3. нет конечного состояния в системе ценностей (каждый человек может как развиваться выше, так и деградировать на низшие ступени).

  Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).

  Главные условия развития системы

  Сами уровни развития Грейвз назвал «мемами». Каждый уровень или мем характерен набором своих четких ценностных качеств, убеждений и приоритетов, которые преобладают в группе на данном уровне. Они обозначают способ мышления, важные жизненные цели на данный момент, правила поведения в обществе. На формирование каждой системы влияет несколько решающих факторов:

окружение;
мотивы;
самореализация.

   Поэтому, понимая, какие черты характера и ценности проявляются в поведении личности, можно определить, как нужно с человеком разговаривать, на чем делать акцент и какие аргументы его смогут переубедить.

   Переход на следующий уровень осуществляется после насыщения определенными качествами конкретного уровня и возникновением конфликта собственных эмоций и убеждений на данном этапе, желанием новых достижений. Поэтому человек не столько проходит от одного уровня ко второму, сколько накапливает свойства и опыт каждого уровня (поэтому система и имеет эмерджентный характер, то есть, поглощающий).

   Так, например, каждый из нас может не замечать, но проявлять четкие свойства третьего или пятого уровня. Они не будут являться главными приоритетами в жизни, но часто бессознательно могут влиять на формирование жизненных целей.

   Из всех присущих уровней динамики Грейвза лидерство может проявляться на каждом из этих уровней, и это будут лидеры с разным набором качеств. Поэтому и тип мышления каждого лидера будет колоссально отличаться от других.

   Еще одна важная внутренняя особенность развития самой динамики Грейвза – это ее спиральность. На протяжении своего развития, от первого уровня к последнему, которого человек может достичь, развитие происходит по принципу, что сначала нужно наполнить себя, и только потом появляется желание отдавать и помогать другим. И это чередование внутреннего и внешнего развития человека можно четко отследить сквозь всю динамику Грейвза.

   Свойства уровней системы Грейвза

   Система развития Грейвза может применяться для анализа развития как личности, так и коллективных общностей – культурных, политических (и даже бизнес-процессов).

   Каждый этап очень важен, более того, если попытаться проскочить или не усвоить суть каждого уровня, согласно теории развития динамики, есть высокая вероятность скатиться, деградировать до пропущенного уровня.

    Нормальное, природное развитие перехода на новый уровень обосновано внутренним психологическим состоянием человека и желанием развиваться. Но, несмотря на возможное развитие, большинство жителей планеты обычно проходят только первые 3-4 уровня.

   Каждая ступень показывает, как мы мыслим и что нами движет. Переход происходит в том случае, когда мозг созревает, и человек хочет проявлять себя в чем-то другом.

   Уровни развития в системе Грейвза (для их различения используют специальные цвета) таковы: 1. - бежевый, 2. - фиолетовый, 3. - красный, 4. - синий, 5. - оранжевый, 6. - зелёный, 7. - жёлтый, 8. - бирюзовый, 9. - коралловый.

   (Коралловый — розово-оранжевый цвет, принятие в английском языке относится к 1513 году. Не будем удивляться выбору Уильяма Грейвза цветности уровня развития личности человека. Это личный выбор профессора. Я бы предпочёл 7 цветов солнечного спектра от красного до фиолетового и слева спектра - серый, а справа - белый. Но, как говорится, "автору - слово". Примечание Е.Р.)

    Бежевый, первый уровень, характерный для самых ранних периодов существования: младенчество человека и выживание человека в дикой природе. На этом этапе нет никакого чувства коллективного единения, только самовыживание. Ценности этого уровня – это базовые физические потребности и ощущение безопасности.

   Фиолетовый, второй уровень – племенной, коллективный, единение. На этом этапе преобладает желание быть принятым обществом, потребность в семье. Ради чувства принятия происходит отказ от любых проявлений индивидуальности. Главная цель этого уровня – поддерживать безопасность и уют в коллективе, быть, как все, приспосабливаться к существующим нормам, формирование общей субкультуры, мифического сознания. Преобладающие убеждения и ценности этого уровня связаны с поддержанием группы.

    Красный, третий уровень характеризуется началом поисков себя, формированием самооценки, проявлением во всем индивидуальности. В психологии личностного развития на этом этапе ребенок подрастает и начинает проявлять здоровую агрессию, хитрость, бунт, которые способствуют наращиванию эго, уверенности в себе. В зависимости от условий на данном этапе личность может развить или здоровую самооценку, или впасть в крайности инфантилизма в форме эгоцентризма или созависимости (невнимание к себе так, что теряется само-идентификация).

   Несмотря на то, что желание проявлять индивидуальность очень сильно, на этом уровне самооценка очень шаткая, остается очень важной потребность утвердиться в глазах общества. Поэтому важнее всего не потерять лицо перед обществом. Мотивы, которые движут человеком на этом уровне, – это выгода здесь и сейчас, ощущение причинно-следственных связей еще не выработано.

   Главное убеждение данного уровня – только силой можно получить желаемое. На этом этапе человек, стремясь к цели, не испытывает ощущения совести, желает достичь цели любой ценой. Когда состояние хаоса перенасыщает человека, он начинает осознавать, что силой нельзя удержать доминирование, и происходит переход на следующий уровень.»

   *Людей первых трёх уровней я отнёс к первой группе – людей «ПРИЗЕМЛЁННЫХ» (Е.Р.).
   Обращаю Ваше внимание, дорогой читатель, что "приземлённые" - это люди, не получившие серьёзное воспитание и образование из-за тяжёлых жизненных условий. Они готовы слепо подчиняться указаниям, не испытывая угрызений совести, свойственных более воспитанным и образованным людям. Поэтому они приветствуют насилие над "врагами" и готовы сами участвовать в этом насилии.


   Я не читал Грейвза, и не знал его трудов до 2019 года. Однако, моя интуиция (и некоторые познания литературы и истории) дали мне возможность детерминировать подобно ему свойства людей. Я квалифицировал их примерно так же, как профессор Грейвз с 3-го по 6-й уровень. (У умных мысли сходятся.)

   «Синий, четвертый уровень – это проявление дисциплины и порядка, которое наступает после длительного периода бунтарства и хаоса предыдущего периода. Человек начитает ценить не сиюминутное желание, а правила и стабильность. Ценности этого уровня – порядок, нормы, осознание правильного и неправильного поведения, дисциплина, возникновение сильного чувства вины. Главный мотив здесь – моральное поведение и наличие абсолютной истины. В отличии от предыдущего уровня, на этом очень ценится иерархия. Главное убеждение – необходимость поддержания дисциплины».

   *Людей этого уровня я назвал «ОТВЕТСТВЕННЫМИ» (Е.Р.).

  «Переход на следующий уровень начинается в том случае, если человек задумывается об истинности и нужности установленных норм, понимает ограничение своих возможностей и желает выйти из шаблонности.

   Оранжевый, пятый уровень – осознание, что прогресс и перемены – необходимые двигатели существования и самореализации. Доминантное убеждение оранжевого уровня в том, что результат и деньги – важны во всем. Обычно на этом уровне пребывают люди, которые и создают правила для предыдущего, также они управляют ресурсами (как человеческими, так и материальными) для достижения успеха. На этом уровне люди готовы идти против правил ради достижения цели, подавлять собственные чувства ради результата. Поведение на этом этапе отличается от агрессивности красного уровня тем, что человек рационально взвешивает свои шаги, готов откладывать сиюминутное удовольствие.

   Для оранжевого уровня свойственно проявление здоровой конкуренции, соперничества и желания утвердить собственное превосходство. Поэтому ценится здесь превыше всего прагматизм и рационализация. Уровень нацелен на наполнение себя самого, удовлетворение своих потребностей. Когда человек насыщается на этом уровне преимущественно материальными благами, он продвигается далее и опять готов отдавать».

   *Людей этого уровня я назвал «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫМИ». Этот уровень сознания людей я идентифицирую с «пассионариями» Гумилёва. (Е.Р.)

   «Зеленый, шестой уровень проявляется в желании сделать мир лучше не только для себя, но и для окружения. На этой стадии больше ценятся взаимоотношения, мир во всем мире, сохранение экологии, и ради достижения этой цели человек опять готов отказаться от собственного комфорта. Поэтому на зеленом этапе преобладает духовность, тяга к партнерству во имя общего блага. Для человека на этом уровне статус и иерархия уже не имеют такого четкого и важного значения, как раньше, происходит переход от иерархического мышления до системного. Самый яркий пример этого этапа развития – это движение хиппи, их вера в пацифизм, важность дружеских отношений, подавление гордыни и эго».

*Людей этого уровня я назвал «БЛАГОДУШНЫМИ МИРОТВОРЦАМИ» (Е.Р.).

   Эти последовательные уровни – большей частью созидающие люди. Они создают и накапливают материальные, информационные и социальные богатства.

   Но люди последнего качества – плохие воспитатели. Их дети растут сибаритами и прожигателями жизни. Поэтому, когда им достаётся власть, то хозяйство семей ( а также фирм, городов, стран, империй приходит в упадок).

   Таких людей я назвал «ЭГОИСТИЧНЫМИ ГЕДОНИСТАМИ». Деятельность этого последнего типа людей иногда настолько разрушительна, что потомки вынуждены становиться «приземлёнными», так как их отцы не дают им образования, воспитания и материальных средств. При этом цикл совершенствования людей в ограниченной замкнутой среде замыкается.

*Профессор Грейвз же рассматривает дальнейшее, непрерывное совершенствование людей, при сохранении ими всех благ. Давайте рассмотрим его дальнейшие рассуждения. (Е.Р.)

   «Желтый, седьмой уровень – интегральный уровень. Человек, достигший этого этапа развития, обычно выходит из шаблонности предыдущих типов мышления, а также может легко переключаться и вести разговор на ценностном уровне предыдущих ступеней. Это яркое проявление гибкости мышления, принятие разнообразия мира без оценочных суждений. Для человека на этом этапе важнее всего возможность самореализации, ощущение миссии, а не статус в обществе.
Убеждения желтого уровня – холистическое восприятие всех уровней, ощущение собственной самодостаточности и свободы выбора. Люди на этом уровне обладают сильной внутренней мотивацией, не зависят от окружающих взглядов.

*Это уровень вождей и философов, оставляющий в истории значительный положительный пример.


  Несмотря на, казалось бы, органический переход человека из уровня на уровень, главный парадокс спиральной динамики Грейвза состоит в том, что общее понимание представители разных уровней найти не могут. Обычно психоэмоциональная трансформация личности во время перехода осуществляется настолько глубоко, что она отказывается принимать правду и ценности предыдущего уровня, доказывая истинность и важность текущего. Поэтому получается, что у каждого своя правда.

   Понимание и гибкость в общении появляется только на седьмом уровне, когда человек перестает быть детерминирован иерархией.

   Итак, мы с Вами рассмотрели предлагаемую теорию повышения свойств людей и больших групп, состоящих из людей, близких по своим свойствам. А как это происходило в конкретной истории России от начала 20 века до его конца?

   Согласно переписи 1897 г.  все население страны, а это 125 млн человек, распределялось на несколько сословий: из них дворяне — 1,5% всего населения, духовенство — 0,5, купцы — 0,3, мещане — 10,6, крестьяне — 77,1, казаки — 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым — духовенство, остальные не относились к числу привилегированных.

   Т.е.  крестьяне к началу 20 века составляли ~96  млн человек.
В статистику вошли, скорее всего, взрослые. Тем не менее, можно использовать статистические данные по числу детей к началу 20-го века: 27% - дети от 0 до 9 лет; и 21% - дети от 10 до 19 лет. Это - 48%.

   В связи с развитием капитализма некогда единое крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков (15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало - и безземельных крестьян, вместе составлявших одну треть (~30%).

   Т.е. к началу 20 века бедняков и мало- и безземельных крестьян 64%, т.е. ~62  млн человек. Из них детей ~30  млн человек.

   Эти 30  млн человек мы можем потенциально отнести к людям с низким (примитивным) сознанием от страха голода ("приземлённым").

   Мещане и разночинцы ~15% от населения России, т.е. 19 млн человек.

   По социальному положению (по образованию и труду) их можно квалифицировать, как "ответственных". И часть из них, как "целеустремлённых" ~0,5 млн человек.

  Мы знаем, что именно "целеустремлённые" оставляют самый значительный след в истории своей деятельностью. И экономические, литературные... успехи к 1914 году - это их заслуга.

   Как в России появляются массовые типы личности?

   "Ответственные" и "целеустремлённые" - это, как правило семейное наследственное свойство людей. Результат традиций и приоритетов воспитания. А вот "приземлённость" становится приспущенной в бедных семьях при массовом голоде.

   Ведь массовый голод во многих регионов порождает бедность и боязнь голодной смерти. Особенно у детей шести - одиннадцати лет.

   Когда массовый голод посещал Россию?
«В начале 20 века в России голодными были годы: 1901-1902, 1905-1908 и 1911 - 1912 годы.

   В 1901 - 1902 голодали 49 губерний: в 1901 - 6,6%, 1902 - 1%, 1903 - 0,6%, 1904 - 1,6% населения.
   В 1905 - 1908 голодало от 19 до 29 губерний: в 1905 - 7,7 %, 1906 - 17,3% населения.
   В 1911 - 1912 за 2 года голод охватил 60 губерний: в 1911 - 14,9 % населения.
На грани голодной смерти находилось 30 млн. человек!


   Важной причиной голода в России был очень высокий экспорт хлеба за границу,   т. н. „голодный экспорт“ и поэтому резкое падение цен на хлеб на мировом рынке». А для России это стало причиной голода огромных масс людей.

  «Среди экстремальных явлений конца XIX века метеорологами отмечается «термическая аномалия» - небывалые холода в декабре 1899 года. Они охватили как Россию, так и Западную Европу. В ноябре в Западной Европе температура неоднократно понижалась до минус 20 градусов, в России в этот период отмечается очень холодный декабрь и многоснежный февраль. В мае прошло похолодание, от которого почти по всей России пострадали сады и посевы. Лето было засушливым, в августе наблюдались заморозки. Осень также была засушливой, что неблагоприятно отразилось на посевах озимых и урожае 1900 года».

  Всё это привело к росту цен на зерновые на Западе. А так как основными хозяевами хлебных запасов в России являлись перекупщики хлеба и латифундисты-помещики, то они отправили почти все запасы хлеба на Западный рынок, вызвав  резкое падение цен на хлеб на мировом рынке.

  А тем временем, русские мужики доедали свои остатки. А так как хлебные барышники продали свои запасы, а у крестьян несколько лет подряд случился неурожай, то цены на хлеб в России взлетели астрономически. Вот почему "На грани смерти находилось 30 млн. человек!". Мы можем прочитать, что Лев Толстой и другие сердобольные люди устраивали общественные столовые из своих запасов, чтобы спасти умирающих от голода людей.

  Дети бедных в России, получив такой "голодный" урок, и не имея возможности учиться, превращались в настоящих дикарей, оставаясь бы такими до старости при царской власти.

  Реальная история, рассказанная Иваном Васильевичем Бабушкиным

   Вот воспоминания рабочего - революционера И. В. Бабушкина, написанная им по просьбе В. И. Ленина: "...у нас завязалась особая дружба, оставившая во мне надолго хорошее воспоминание о первом петербургском атеисте и социалисте-рабочем.

   Правда, он сам был бессознательный и не мог дать мне никакого сознания, но он смог вложить в меня часть своей инстинктивной ненависти и протеста против капиталистов и мелких паразитов на заводе. Работая целую неделю почти напролет дни и ночи, к концу недели он совершенно ослабевал и в субботу от небольшой выпивки становился пьяным.

  Тогда мы уходили с ним куда-либо от людей и там-то старый, изработавшийся человек, разгорячившийся водкой, начинал постепенно открывать мне свою душу— Ваня! — обращался он ко мне; — ты можешь достать этого яду, которым наш хозяин растравляет металл? (наверное купорос? Е.Р.)

— Для чего тебе он понадобился?

— А вот что: у меня в деревне — жена и ребятишки, и дом есть, и вот я думаю поехать в деревню и хочу захватить с собой этого яду, чтобы отравить сначала всю скотину попа и деревенского кулака, а потом и еще что-либо устроить с ними. Я тебе скажу, что попы самые вредные люди. Ты мне поверь, пьяному человеку, что никакого бога нет, и все это выдумка, чтобы дурачить нашего брата. Мастерам нужно глотку резать на каждом шагу, а деревенских попов и кулаков нужно всячески изводить, а то они не дадут никакого житья нашему брату.

   Часто он говорил мне речи в этом роде.

— Ты сообрази, — продолжал он: — для чего нам эти живоглоты (монтеры)? Они отнимают только от нас лишние заработки, да опивают нас и давят нас же, сидя у нас на шее.

   Конечно, больше всего мой петербуржец ругал всю свору администрации, и я из этой ругани мог почерпнуть порядочную долю ненависти к притеснителям. Поведал мне (он) истину, и ту ненависть, которой была переполнена его атеистическая душа".
 
   Бабушкин был заводским рабочим. Рабочий день длился 10 часов, но почти каждый день по приказу хозяина рабочих оставляли работать на пол ночи, а то и на 8 часов. Часто "приходилось жить почти исключительно в мастерской и даже раза два в неделю ночевать под верстаком, чтобы не тратить время на ходьбу".

   Но, всё-же их жизнь была лучше, чем жизнь фабричных.

   В воскресенье Бабушкин с товарищем, переодевшись в пёструю одежду фабричных, пошли на экскурсию в их дом-общежитие.

   Экскурсия в нищету материальную и духовную "приземлённых"

   Бедность (унылость) этого многоэтажного жилища поражала. Особенно вызывал отвращение спёртый, вонючий воздух. В маленьких комнатках стояло по 4 кровати. На каждой спало по 2 человека.

"...медные краны и гайки (системы пожаротушения) не могли сгладить впечатления от голых, неопрятных, скученных кроватей и от стен, на которых подавлено и размазано бесчисленное множество клопов.

   Сзади слышен стоном стонущий гул в коридоре, отвратительный воздух беспрестанно надвигается оттуда же, и все сильней, и сильней подымается в душе озлобление и ненависть против притеснителей, с одной стороны, и невежества — с другой, не позволяющего (им) уяснить причины мало-желанного существования.

О! Нужно как можно больше знания нести в эти скученные места.
...
  Впоследствии уже в другом месте, фабричная жизнь меня положительно возмутила, и я не в состоянии был объяснить себе той выносливости и ничтожных потребностей, какими может ограничить себя человек, чувствуя себя в то же время довольным этой жалкой нищенской полуголодной жизнью".

   Вот таких-то фабричных людей я и назвал "приземлёнными", вслед за американским социологом и исследователем Уильямом Грейвзом.

 Бунт - проявление "приземлённых"

"...накануне рождества 1894 г. администрация завода не побеспокоилась выплатить зарплату мастеровым. На другой день после окончания работ, мастеровые собрались около пополудни в завод за получением денег. Ждут час, другой, третий, а денег все нет и нет. Многие жалуются, что нет денег и потому не на что закупить провизию, а завтра, мол, не поспеть в один день управиться; другие жалуются, что хотели поехать в деревню, а теперь, пожалуй, не поспеешь и т. п.

   Почти та же история повторилась и в рождественский сочельник. День клонился к вечеру и на улице сырело, всюду зажигались фонари, и в мастерских горели по верстакам, станкам и на других местах свечи. Всюду слышны были тревожные разговоры. Публика была взволнована и не могла ни стоять, ни сидеть на одном месте и потому переливалась из мастерских на двор, на улицу, а оттуда опять в мастерские.

   Около лестницы нам навстречу попался очень взволнованный мастер и дрожащим голосом произнес: «Ребятушки, не ходите на улицу. Сейчас привезут деньги и будут раздавать, пожалуйста не волнуйтесь, я вас прошу успокоиться».

  Наша проходная подвергалась разрушению. Там били стекла и ломали рамы. С улицы на наши ворота летели камни и палки, брошенные с целью сбить фонари и орла. Фонари скоро потухли, стекла побились, и, кажется, существенно пострадал также и двуглавый орел.

   Рядом с воротами находилось длинное одноэтажное здание, в котором жил управляющий завода, человек, вызывавший у всех рабочих ненависть. Его-то и хотели наказать рабочие; но как это сделать? Пробовали раскрыть дверь, но не сумели и решили поджечь парадный вход.

...толпа рабочих направилась к заводской хозяйской общественной лавке. Эта лавка являлась бичом рабочих, в ней рабочий - заборщик чувствовал презрение к себе не только со стороны прохвоста управляющего лавкой, но и всякого приказчика. Забирающий товар не мог быть требовательным за свои деньги, он получал то, что ему давали, а не то, что ему было необходимо. Особенно это чувствовалось при покупке мяса, когда давали одни кости, а будешь разговаривать, то выкинут из завода. Понятно, что во время такого протеста не могла уцелеть эта ненавистная для всех лавка, и, действительно, ее разгромили. Были побиты банки с вареньем, много других товаров было попорчено; сахар и чай выкидывали на улицу, посуду били и т. д., и т. д.

  Первым спасителем для управляющего явилась пожарная часть местной полицейской части, которая, расположившись около ворот дома управляющего, парализовала действия толпы в этом пункте. Вскоре прискакали казаки и встали вдоль улицы против завода".

   Какое отличие этих рабочих от шахтёров нашего времени. Им (шахтёрам) не платили по пол года, а их избранные пришли в Москву и стучали касками по шоссе.

"Во время Рождественских праздников в селе Смоленском произошла масса арестов, так как здесь находится наш завод; многих арестовали по указаниям довольно сомнительного свойства. (Как в наше время арестовали Н.Н. Платошкина.   Е.Р.)
Все арестованные много и долго сидели до суда, и многие были осуждены далеко не так милостиво".

   Историческое проявление "ответственных"

   Тем не менее, многие рабочие завода (и даже кое-кто из фабричных) гордились своим умением и опытом, что позволит нам их называть "ответственными".  После Великой Октябрьской революции, это они запускали остановленные производства, восстанавливали паровозы... Многие брались за учёбу. Были созданы ликбез, фабзаучи и рабфаки.

   В 1922 году Путиловский завод получил новое имя — «Красный путиловец».

    В 1924 году на нём проведены испытания первого советского трактора «Фордзон - Путиловец» и начато его серийное производство. С 1934 года освоено производство нового трактора «Универсал». До 1941 года на заводе было выпущено около 200 тысяч тракторов «Фордзон - Путиловец» и «Универсал».

   Роль "приземлённых" в истории СССР.

   Вы представляете, дорогой читатель, какие люди жили в России на момент Великой Октябрьской революции? После голодного детства, Первой мировой и Гражданских войн было до 30 миллионов "приземлённых". Социальное устройство России резко изменилось. Появился лозунг: "Кто был ничем, тот станет всем!" (Это заключительные слова первой строфы стихотворения (пролетарского гимна) "Интернационал" Эжена Потье 1871 года). Они и стали значительной социальной силой революции.

  В фильме "Дело Румянцева" старый водитель, коммунист с 1918 года (дядя Яша) говорит (53 мин. фильма): - "А что органы следствия? Я сам в 18 году был органом следствия. Думаешь не ошибался?".
Дядя Яша - порядочный человек, а сколько было не порядочных? Уверен, что ошибки "дяди Яши" не приводили к гибели невинных. А многие "приземлённые следователи" отправляли на смерть людей без зазрения совести.

  Они становились партийными руководителями районов, главами администраций...
Они, и запрашивали лимиты на расстрельные списки. Ведь, смещение, с первых ролей государства бойкого пера революции - Давида Троцкого (политически устаревшего, так как не состоялась мировая революция после Первой мировой войны), делало всех его почитателей - троцкистами и "врагами народа". И они автоматически становились репрессированными по решению "приземлённых" руководителей.

   Но не "приземлённые" стали у руля индустриализации СССР. Они, в силу недостаточного образования, отстранялись на вторые места. Первенство в этом вопросе стали занимать "ответственные" и "окрылённые".

    Появление и значение "окрылённых" в истории СССР.

   В СССР того времени существовала бодрая, героическая обстановка. Из динамиков репродукторов звучало:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца - пламенный мотор.

Припев:

Все выше, выше, и выше
Стремим мы полет наших птиц,
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
...

или:

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Весёлому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня,
Страна встаёт со славою
На встречу дня.
...

   В таком ритме и воодушевлении рождались массовые спортивные общества и социальные начинания. Изменялись условия труда, появились стахановцы. Молодёжь и пожилые увлеклись, до того времени, невиданным и не реальным: мечтами и высокими целями. Их я уверенно назвал: "целеустремлёнными" или "окрылёнными".

 Их успехи - это новые машины, новые самолёты, новые приборы, новые знания и новые песни...

   Это - чисто социально - психологическое явление охватило весь Союз.

   Мимо этого явления не мог пройти и учёный этнолог Лев Николаевич Гумилёв. Он назвал его "пассионарностью". Он, к сожалению, не был социологом или психологом, и послушал совет какого-то биолога, что это проявление мутации энергической системы человека. Такое заявление было модным в конце 20 века, но ничем не доказанным.

   А ведь психическое возбуждение, наверное, испытывает каждый  человек воспринимая что-то возвышенное и патетическое без всякой мутации. Поэтому, просмотр хороших фильмов, прослушивание хороших песен, чтение хороших книг... побуждает человека к хорошему. Азартное увлечение кого-то чем - то хорошим, рождает трепет и готовность следовать за "наставником и начинателем (тот, кто раньше других стал осваивать какие-либо виды деятельности или области знаний. Википедия.)".

   Такими неистовыми "начинателями" был Сергей Павлович Королёв и Ростислав Евгеньевич Алексеев. Их пример заражал энтузиазмом целые КБ и мастерские. Люди работали без перекуров и выходных. Зато в кратчайшие сроки были созданы чудеса техники, позволившие первыми осваивать космос и просторы морей.

   Таков и Николай Николаевич Платошкин. Он и эрудированный историк, и замечательный оратор. И хочется верить, что успех его социальной деятельности будет таким же плодотворным, как и дела Королёва, на ниве освоения космоса.

   Но это потом. А тогда стояла задача быть готовым к войне с фашистами (антиподами советских людей).

  Замечательный конструктор Михаил Ильич Кошкин - главный конструктор танка - Победы: Т-34. Он в кратчайшие сроки создал и подготовил к испытаниям своё детище.

  Лучший конструктор советских тяжёлых танков  "КВ" и "ИС", а также тяжёлых САУ – грозных «зверобоев» - Жозеф Яковлевич Котин.

  Вот плеяда замечательных авиаконструкторов: Ильюшин, Лавочкин, Туполев...

"Самолёт МиГ-1 Микояна и Гуревича был создан в течение шести месяцев от начала проектных работ до изготовления опытного образца и показал очень хорошие лётные характеристики.

В конкурсе на создание легкого одномоторного бомбардировщика победил проект Павла Сухого "ближний бомбардировщик первый" ББ-1, который пошел в серию под индексом Су-2.

Лавочкин со своими соратниками построил истребитель ЛаГГ-3. Первый опытный образец самолёта вышел на испытания в марте 1940 года.

В это время в КБ Яковлева разрабатывался знаменитый Як, самый массовый истребитель Великой Отечественной войны.

Весной 1940 года было дано задание Андрею Николаевичу Туполеву на проектирование фронтового пикирующего бомбардировщика. Уже осенью известный Ту-2 построили, а в январе 1941 года испытали.

Перед войной В. Петляков создал хорошо известный бомбардировщик — пикирующий Пе-2, двухмоторный трёхместный самолёт, по скорости значительно опережавший все предыдущие самолёты этого типа; «пешка» служила в ВВС всю войну.

Николай Николаевич Поликарпов — основоположник конструирования советских самолётов-истребителей И-15 и И-16. Они были сняты с производства, так как уступали по скорости знаменитому немецкому Ме-109. Однако истребители Поликарпова приняли участие в боях первого периода Великой Отечественной войны, так как они составляли основу советской истребительной авиации. Но один самолёт Поликарпова, учебно-тренировочный У-2 (названный после смерти Поликарпова в 1944 году По-2), воевал всю войну, составляя основу лёгкой ночной бомбардировочной авиации. Увидев По-2 на фронте, гитлеровцы сначала смеялись, наделяя неказистый самолёт презрительными кличками вроде «русс-фанер». Но маленький тихоход оказался превосходным ночным бомбардировщиком, особенно в условиях близкого соприкосновения с противником.

Сергей Владимирович Ильюшин конструировал в это время совершенно новую машину — штурмовик (Ил-2). Самолёт предназначался для действия в прифронтовой полосе, в тесном взаимодействии с пехотой, прежде всего против наземного противника, в том числе и танков врага". (Авиационная промышленность СССР — Википедия)

  Вот такими  "целеустремлёнными" или "окрылёнными" был богат СССР перед ВОВ.

  А после войны, как я уже говорил, проявили себя замечательные конструкторы космической техники и речного, и морского транспорта.

  К третьей четверти 20-го века в СССР усилилось стремление к миру между СССР и западом. Это была не столько инициатива Брежнева, но и мирного настроя большинства населения СССР (многие из них стали " БЛАГОДУШНЫМИ МИРОТВОРЦАМИ").

  Вот краткое перечисление миротворческих инициатив руководства СССР того времени:

"Весной 1972 г. президент США Никсон посетил Москву. Были подписаны договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Ограничивалось число межбаллистических ракет и ракет, запускаемых с подводных лодок.

Летом 1973 г. Брежнев посетил США, а через год Никсон вновь побывал в Москве. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в различных сферах: по защите окружающей среды, использованию ядерного оружия в мирных целях, совместная космическая программа и др.

Осенью 1974 г. во Владивостоке состоялась встреча Брежнева и президента Форда. Было достигнуто соглашение о подписании ОСВ-2. (У этого договора была трудная судьба. Он охватывал большее число вооружений: стратегические бомбардировщики, разделяющиеся боеголовки. Американцы не хотели распространять действие этого договора на новые крылатые ракеты, СССР – на новый бомбардировщик, известный на Западе как «Бэкфайер». ОСВ-2 был подписан в июне 1979 г. в Вене Брежневым и Картером, но не был потом ратифицирован.)

Таким образом, с 1972 г. началась разрядка международной напряженности. Увеличился товарообмен с Западом, с США в 8 раз. В 1975 г. осуществлен совместный космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон». В это же время происходили встречи на высшем уровне руководителей СССР с руководством Англии, Франции, ФРГ.

Венцом разрядки стало совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В 1973 г. в Хельсинки и Женеве прошли первые подготовительные заседания. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан Заключительный акт совещания. Его подписали 33 европейские страны, США и Канада. От имени СССР Акт подписал Брежнев. В нем определялись принципы взаимоотношений между государствами: уважение независимости и суверенитета, территориальная целостность и нерушимость границ, отказ от применения силы и угрозы ее применения, невмешательство во внутренние дела друг друга и др. В Заключительный акт были внесены статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения." (Сайт "Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.")

   И наконец - развал СССР и разграбление его ресурсов "новыми русскими" - "эгоистичными сибаритами". (Более подробно об этом рассказал писатель и сценарист Станислав Сергеевич Говорухин, в повествовании "Криминальная революция".

  Многие обвиняют М.С. Горбачева, Б.Н. Ельцина, А.Н. Яковлев в создании в СССР этой "революции". Да, они создали благоприятные условия для принятия законов, удобных для "эгоистичных сибаритов". Но, если бы население СССР состояло бы в основном из "ответственных" и "созидательно-целеустремлённых" людей, а не из "благодушных миротворцев" и "эгоистичных сибаритов", то у этих контрреволюционеров не было бы социальной базы для проведения контрреволюции, и она бы провалилась.

  Надо заметить, что к 1990 число членов КПСС составляло 15,4 млн человек (это огромная сила при высоких личных качествах ["ответственных" и "созидательно-целеустремлённых" людей] и таким же руководителем высокого ранга). Но и многие члены партии и их руководители не обладали должной сознательностью и решимостью на тот момент, особенно в Союзных Республиках. Противопоставить М.С. Горбачеву, Б.Н. Ельцину, А.Н. Яковлеву и контрреволюционерам в Союзных Республиках никто не смог.

  Такое перерождение населения и правящих элит происходило многократно в истории государств и империй, что приводило к их закономерному краху.

  90-е Годы закончились трагически для нашей страны и наших людей. Установилась твёрдая власть. "Эгоистичные сибариты" отошли на второй план. Их место заняли олигархи и "Единая Россия". Насколько их правление успешно - судить не мне. Не могу сказать и о современной социальной структуре населения России. Слово за социологами.