Слово о полку Игореве

Анатолий Обросков
Друзья, авторы и авторки Прозы! Поздравляю с Днём осеннего равноденствия!
Всех благ, удачи в творчестве, новых литературных свершений!

У славян осеннее равноденствие означало начало очередного месяца, который был посвящён Велесу. Велес занимает второе место в иерархии после Перуна. Для древних славян день осеннего равноденствия был особенным, так как по их календарю вместе с ним наступал месяц Велеса, одного из центральных божеств славянской мифологии, мудреца и покровителя искусств. День осеннего равноденствия отмечался широко — двухнедельными гуляниями. За неделю до и семь дней после осеннего равноденствия наши предки устраивали продолжительные народные гулянья.

В этот период особенное внимание уделяли воде, так как верили, что она обладает магической силой. Поэтому умываться старались как можно чаще – таким образом привлекали к себе здоровье, красоту и силу.

...

Согласно Ипатьевской летописи, Дажьбог называется сыном Сварога, а русичи в «Слове о полку Игореве» в свою очередь именуются «дажьбожьими внуками». Именно такую метафору использовал автор «Слова» в отношении русичей для выделения их родственной общности и необходимости прекратить распри и сплотиться перед угрозой внешних врагов. У славян, вероятно, существовала и особая форма наименования божеств и обожествлённых предков – Сварожич – сын Сварога. К таковым, кроме Дажьбога, могли относиться и другие персонажи, например, огнебог Семаргл, Перун.
...
Странно, что до сих пор ни один исследователь не провёл сравнение образов Велеса и Эрлика, ведь их этимологическое и функциональное сходство поразительно. Функция Велеса как “скотьего” бога находит параллель в алтайском сказочном эпосе “Алтын Тууди”, где Эрлик также показан рачительным скотоводом - он даже семерых своих сыновей превратил в быков. Кроме того, Эрлик в буддийской иконографии традиционно изображается с головой быка. Невидимые нити связывают Велеса-Эрлика с образом медведя - хозяина леса и охотничьего тотема.

http://proza.ru/2023/09/15/50

Пантеон

Вторым государственным делом (в летописи все это под 980 годом) Владимир "поставил кумиры на холме за теремным двором".

Существует предположение, что это уступки Владимира старой киевской знати, тем "старцам градским", кто помог ему войти в Киев. Считают также, что существовала традиция, когда новый князь должен был "обновить" обветшавшие фигуры. Последнее маловероятно, во всяком случае, мы не видим в наших источниках нужных аналогов. Наконец, считают - и это наиболее распространенная и хорошо аргументированная точка зрения, - что Владимир пытается создать в Киеве нечто вроде пантеона главных славянских богов, то есть предполагается попытка князя противостоять христианскому проникновению традиционной идеологической системой.

Исторически такие попытки не новы. Подобные пантеоны знал Рим, где божества покоренных народов прямо включались в систему государственных культов, аналогично действует Константин Великий в канун признания христианства государственной религией.

http://proza.ru/2023/07/29/1140

По своей значимости и по своему масштабу на момент введения и распространения христианства Род превосходил любого из древнерусских богов, в том числе и тех, которые вошли в пантеон князя Владимира. И то обстоятельство, что его исключили из числа общерусских святынь,характеризует общую направленность языческой реформы.

...

Князь Владимир не включил в реформированный языческий пантеон двух наиболее уважаемых богов, а именно Рода и Велеса.

http://proza.ru/2016/03/10/2109

В коллекции книг автора этих строк есть и сборник "Воинские повести Древней Руси".
Год выпуска: 1985
Автор: Сост. Н.В. Понырко; Вступ. ст. Л.А. Дмитриева
Жанр: антология древнерусской литературы
В сборник вошли лучшие произведения древнерусской литературы, посвященные героической борьбе русского народа против иноземных захватчиков.
Издание посвящается 800-летию "Слова о полку Игореве"

Содержание: Походы Святослава, Слово о полку Игореве, Летописные повести о монголо-татарском нашествии, Повесть о разорении Рязани Батыем, Слово о погибели Русской земли, Повесть о житии Александра Невского, Сказание о Довмонте, Рукописание Магнуша, Повесть о побоище на реке Пьяне, Повесть о битве на реке Воже, Задонщина, Пространная летописная повесть о Куликовской битве, Сказание о Мамаевом побоище, Повесть о нашествии Тохтамыша, Повесть о стоянии на Угре, Повесть о прихожении Стефана Батория на град Псков, Сказание Авраамия Палицына, Повесть об азовском осадном сидении донских казаков.

1985 год - знаменательный в истории русской культуры, год 800-летия "Слова о полку Игореве" и юбилей всей литературы Древней Руси. Патриотизм, гражданственность, воспевание отваги и доблести защитников Русской земли, прозвучавшие в "Слове о полку Игореве", стали одной из главных черт русской литературы XI - XVII веков.
Один из самых ранних и самых замечательных памятников древнерусской литературы - "Повесть временных лет". Тот вид "Повести", в котором она известна нам сейчас, - произведение, созданное в начале XII века. Это единое, цельное сочинение одного автора - Нестора - летописца. Но вместе с тем это и труд многих летописцев, предшественников Нестора, этотакже труд, состоящий из объединения в единое повествование и текстов книжного происхождения, созданных независимо от летописи, и преданий, и легенд, существовавших в устной традиции.
...
К песенно-эпическим преданиям, вероятнее всего, восходят рассказы "Повести временных лет" о победоносных походах Олега, Игоря, Святослава.
Рассказы эти кратки, восхваляют воинскую доблесть, эпически торжественны, изобилуют легендарными эпизодами.
...
Становление Руси и развитие русского государства проходило в постоянной борьбе с внешними врагами; более двух с половиной столетий русскому народу пришлось противостоять монголо-татарским завоевателям. Неудивительно поэтому, что в памятниках древнерусской литературы воинская тема занимает очень большое место.
...
Более поздние повести в своём подавляющем большинстве посвящены обороне русских земель от внешних врагов, теме защиты родины от захватчиков. Как отмечает академик Д.С. Лихачёв, впервые обративший особое внимание на эту черту русской литературы, - "дело тут  не только в том, что походы ы чужие земли становятся реже, а оборонительные чаще, но и в моральной стороне дела. Создаются высокие этические представления об истории, войнах, сражениях. Всё чаще встречаются в русской литературе описания героической гибели храбрых воинов, защищавших Русскую землю, а не нападавших на другие страны".
(Лихачёв Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы. - В кн.: Лихачёв Д.С. Литература - реальность - литература. Л., 1984, с. 111 - 112).

"Слово о полку Игореве" - самое великое произведение древнерусской литературы - рассказывает о походе Игоря в Половецкую степь в 1185 году, и в этом отношении оно примыкает к традиции ранних воинских повестей.
Автор «Слова» говорит, что Игорь пошёл «добыть города Тмуторокани либо испить шеломом Дону».
Но Тмуторокань ещё в XI веке принадлежала Руси и Тмутороканским княжеством управляли черниговские князья, поэтому притязания Игоря на Тмуторокань (в данном случае не имеет значения — действительно или нет была Тмуторокань целью похода Игоря) представляли законное право. Кроме того, походы русских князей во второй половине— конце XII века в Половецкую степь являлись ответными на набеги половцев или предупредительными, преследуя прежде всего цель защиты Русской земли от половецкой опасности. Главное, однако, заключается даже не в этом, а в том, что автор «Слова» взял темой для своего произведения поход, завершившийся поражением русского войска, гибелью большей части дружины, пленением русских князей.
Эти обстоятельства давали возможность неизвестному нам автору гениального творения XII века не только нарисовать героические картины воинской доблести князей и воинов, попавших в окружение явно превосходящих сил противника в далёкой от родной земли степи, но и выступить со страстным публицистическим призывом, выразить свое гражданское отношение к происходящему.
Пример неудачного похода Игоря, несогласованного с великим князем киевским и вызвавшего ответные набеги половцев на русские земли, дал возможность автору «Слова» резко осудить княжеские усобицы и отсутствие единства в их борьбе с внешними врагами. Эмоциональность «Слова», лирический характер этого произведения древнерусской литературы, пронизывающие весь его текст воспоминания об исторических событиях прошлого придают «Слову» характер раздумий автора о судьбах всей Русской земли. И большое место в этих раздумьях занимает сочувствие писателя простому люду, его печаль о горе русских женщин, чьи мужья и сыновья гибнут в войнах со степью, в междоусобных бранях. Именно из-за княжеских распрь «редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля», а земля засеивалась не зерном, а «костями русских сынов». Плач Ярославны в «Слове о полку Игореве» благодаря силе выраженных в нем чувств стал символом женского горя и женской верности в годы военных испытаний Руси, что нашло отражение в поэзии и XIX и XX веков.
Все эти стороны «Слова о полку Игореве» — воспевание воинской доблести и самоотверженности, печаль о человеческих судьбах, сочувствие горю жен и матерей, публицистическая страстность, правда, по с такой поэтической силой, как в этом гениальном памятнике, найдут, полностью или частично, отражение и в последующих древнерусских воинских повестях.
...
Роль, которую сыграла Русь в общеевропейской истории, приняв на себя удар монголо-татарских орд, собиравшихся подчинить своему господству всю Европу, прекрасно выразил А. С. Пушкин: «России определено было высокое предназначение <...> Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...».

...

Шедевром древнерусской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Это самостоятельное, независимое от летописи произведение. «Повесть» вобрала в себя элементы летописного характера, и устные предания о батыевщине, и эпическое повествование (возможно, историческую песню) о богатыре Евпатии Коловрате, и плач (жанр устный по происхождению, но в литературе Древней Руси широко встречающийся в книжной обработке), и литературно искусно оформленную похвалу.

...

Не получив помощи и видя явное превосходство врага, великий князь рязанский пытается умилостивить Батыя дарами. Однако попытка примириться с врагом равнозначна полному и позорному подчинению ему. Единственный выход — непримиримая борьба с захватчиками, несмотря на ее безнадежность. Кульминационным эпизодом этой самоотверженной и героической борьбы является рассказ о Евпатии Коловрате.
В неравной борьбе гибнут все князья, воины, жители Рязани, богатырь Евпатии вместе со своей богатырской дружиной. Однако звучание этого произведения оптимистично. Погибнув, рязанцы одержали духовную и моральную победу. Не случайно слова восхищения героизмом и мужеством Евпатия и его дружины вкладываются автором в уста самого Батыя.

...

До нас «Слово о погибели Русской земли» дошло в двух списках как предисловие к одной из редакций «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение двух независимо друг от друга возникших памятников не случайно: в «Повести о житии Александра Невского» (написана между 1263—1280 годами) грозным и великим князем, защитником Русской земли выступал современник батыевщины — великий князь владимирский (с 1252 по 1263 год) Александр Ярославич.

...

В последующей истории древнерусской литературы «Повесть о житии Александра Невского» служила своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.
Таким образцом она стала для памятника псковской литературы — «Повести о Довмонте» (XIV век). Это произведение во многом сходно с «Повестью о житии Александра Невского», ио в нем нашли яркое отражение черты местной псковской литературы и псковского устного творчества. Воинские победы Александра над шведами и полный разгром в 1328 году новгородцами войск шведского короля Магнуса, вторгшихся в Новгородские владения, получили своеобразное преломление в публицистическом памятнике начала XV века — в «Рукописании Магнуша».
В XIV веке среди княжеств Северо-Восточной Руси на первое место выдвигается великое княжество Московское. Во второй половине XIV века Москва становится центром, объединяющим княжества Северо-Восточной Руси, в Москве зреет мысль о единении всех русских земель.

...

Куликовской битве посвящено несколько произведений древнерусской литературы. В этой книге публикуются три из них: «Задонщина», пространная летописная повесть, и «Сказание о Мамаевом побоище».
«Задонщина», по мнению большинства исследователей, созданная вскоре после Куликовской битвы, от начала п до конца перекликается со «Словом о полку Игореве». Обращение автора «Задонщины» к «Слову», как к образцу для своего произведения, имеет принципиально важное значение в сто идейном замысле. Пользуясь поэтическими образами «Слова о полку Игореве», заимствуя оттуда отдельные обороты, целые фразы и отрывки текста, автор «Задонщины» не просто подражал своему гениальному предшественнику, а сопоставлял и противопоставлял события, описанные в «Слове», с событиями Куликовской победы. Если у князей «врозь полотнища знамен развеваются», как было во времена, воспетые «Словом», и в последующие годы, то Русская земля будет терпеть поражения от врагов, а вот если все они объединятся под знаменем одного князя — великого князя московского,— то тогда, как это и произошло на Куликовом поле, враг будет побежден.
Противопоставляя печальное прошлое радости победы, автор «Задонщины» искусно пользуется «Словом о полку Игореве». Он творчески перерабатывает поэтические образы «Слова», привлекает нужные ему элементы для построения своего произведения. Текст «Слова о полку Игореве» приобретает в «Задонщине» противоположный смысл, все меняется местами: торжество врагов Русской земли сменяется торжеством русских людей; темп выражениями, которыми в «Слово» описывались беды Руси, теперь в «Задонщине» описываются беды ордынцев. Когда Игорь выступил в поход, то «солнце ему тьмой путь преграждало». А когда из Москвы выходит со своим войском Дмитрий Донской, то «солнце ему ясно на востоке сияет и путь указывает». Продвижение войск Игоря в Половецкую степь сопровождается грозными предзнаменованиями! «Уже гибели его ожидают птицы по дубравам, волки грозу навывают по яругам, орлы клекотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червленые щиты». В «Задонщине» же эти грозные предзнаменования относятся к силам Мамая: «А уже гибель их (воинов Мамая.— Л. Д.) подстерегают крылатые птицы, паря над облаками, вороны неумолчно грают, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут — кости чуют».
«Задонщина» — это не сюжетно-последовательный рассказ, а страстный лирический отклик, пронизанный чувством глубокой любви к родине, к «земле Русской» неизвестного нам свидетеля, а может быть и участника Куликовской битвы.

...

Действительными героями в воинских повестях выступают все русские люди, русские воины и русские полководцы. И представ пения о патриотизме, долге, чести, героизме, человеческом достоинстве, о которых мы узнаем из напечатанных в этой книге произведений древнерусской литературы, так же близки и понятны нам, как они были близки и понятны древнерусскому читателю.

Из предисловия Л.А. Дмитриева.

...

О необходимости трезвости в войске наглядно свидетельствует включённая в сборник "Повесть о побоище на реке Пьяне".

Отрывок.

И собралось великое войско, и пошли они за реку за Пьяну. И пришла к ним весть, что царевич Арапша на Волчьей Воде. Они же повели себя беспечно, не помышляя об опасности: одни - доспехи свои на телеги сложили, а другие - держали их на вьюках, у иных сулицы оставались не насаженными на древко, а щиты и копья не приготовлены к бою были. А ездили все, расстегнув застежки и одежды с плеч спустив, разопрев от жары, ибо стояло знойное время. А если находили по зажитьям мёд или пиво, то пили без меры, и напивались допьяна, и ездили пьяными. Поистине - за Пьяною пьяные! А старейшины, и князья их, и бояре старшие, и вельможи, и воеводы, те все разъехались, чтобы поохотиться, утеху себе устроили, словно они дома у себя были.
...
А князья ничего не знали, и не было им никакой вести об этом. И когда дошли до Шипары, то поганые, быстро разделившись на пять полков, стремительно и неожиданно ударили в тыл нашим и стали безжалостно рубить, колоть и сечь. Наши же не успели приготовиться к бою и, не в силах ничего сделать, побежали к реке к Пьяне...