О современной литературе

Анатолий Головкин
Сложность для современного писателя в том, что он не прикормлен государством, так как свободен в своих мыслях и размышлениях, поэтому государство отпустило его на вольные хлеба. Писателю сейчас трудно написать книгу, еще труднее ее издать без помощи государства или спонсоров. И нет никакой надежды, что изданная книга принесет писателю какой-то доход, нет, у него будут одни расходы за счет спонсоров или из своего кармана.

Продвижение писателя сейчас в большей степени зависит не от регулярности встреч с читателями, хотя они важны и необходимы, сколько от использования сетей и сайтов интернета. Продвижение писателя во все времена было делом чрезвычайно трудным. Потому что, помимо таланта, в жизни писателя, в его судьбе должен совпасть целый ряд обстоятельств. Сейчас есть интернет и его платформы, где книги авторов публикуются и широко обсуждаются.  Роль государства и идеологии в литературе уменьшилась, но, и особенно при отсутствии прямой цензуры литературы, возросла личная ответственность автора за содержание и продвижение его произведений.

Я читал о том, что одним из самых популярных англоязычных ресурсов сейчас является тот, где единомышленники собираются в тематических разделах, с целью задать интересующие их вопросы и поделиться собственным мнением. Сайт удобен тем, что позволяет без особых усилий пощупать пульс необходимого сообщества и даёт превосходную возможность узнать мысли простых людей. К сожалению, аналогичного по охвату ресурса в России нет.
 
Важным моментом для писателя является его биография. Если автор книг в своей жизни делал что-то полезное для общества, имеет большой жизненный опыт, он может  писать об этом опыте и делиться с читателями своими мыслями. Другое дело, когда за книгу садится неопытный человек, могущих лишь по крупицам, по предложениям брать что-то из книг других авторов и преподносить, как свое авторство. В последнее время таких авторов-плагиаторов становится все больше и больше.

Для творческой биографии автора важны внешние обстоятельства, во время которых он творит. Нашему поколению таких обстоятельств хватило с лихвой. Это смена социального строя в стране, переход от плановых к рыночным отношениям, когда деньги стали для некоторых не только идеологией, а религией. Это военные действия в Чечне, на Украине, воссоединение Крыма с Россией.
 
Есть о чем писать, но большой активности среди современных писателей не замечается. Работая в архиве, я наблюдаю полное отсутствие активности со стороны исследователей. Если в Государственном архиве Тверской области ежедневно работают 5-6 разных исследователей, то в Тверском центре документации новейшей истории вместе со мной работают еще 1-2 человека, а в некоторые дни нет никого.

“Писательство”, иначе сочинение литературных произведений разных жанров, это, конечно, не профессия, а вид творчества.  Многие литераторы (писатели) все еще мечтают о возрождении советской модели издательской деятельности: мы вам тексты благонадёжной направленности, а вы нам хорошие гонорары и разные привилегии. Но отметать  варианты государственной помощи с изданием книги тоже не следует.

 Проблемы в том, что у нас в России почти нет  профессиональной оценки рукописей. Талантливая рукопись – редкая находка для издательства, но кто определяет, что именно эта рукопись талантлива?

Испокон века у нас считали писателями тех, кто своими произведениями тревожит читательскую совесть и заставляет читателя задумываться о вечных ценностях. У нас  в стране есть писатели, что живут в тихой  глубинке незаметно, как все, и отличаются от прочих лишь тем, что, разделяя эту нелегкую жизнь со своими  соотечественниками, принимают и отражают ее в своих произведениях с радостью и сердечной мукой.

Одно из основных и важных направлений современной литературы – историческая проза. Писатели с наслаждением вдыхают архивную пыль, чтобы узнать что-то о своих предках и истории своей малой родины. Каждая деревня, приход и погост, каждая семья, фамилия и род имеют свою историю. Только кто-то знает ее, а кто-то нет. Возможно, что одна деревня была построена на пустом месте и переходила от поколения к поколению.  Другая деревня была оставлена прежними одними жителями, и отстроена вновь пришедшими сюда другими жителями. Человек хочет узнать не только о своих ближних  предках, но и далеких поколениях своего рода, своего племени, своего народа. И он хочет оставить хоть что-то  для своих будущих поколений.

Любовь к своей Родине можно проявлять через любовь к своей малой родине, к своей национальности, своим корням и предкам, к своей истории, развивая в человеке положительные качества, которые не позволят ему повторить ошибки других. Родная деревня дает человеку самый сильный образ родины, родной земли. Чем сильнее эта любовь к родине, тем сильнее становится потом тоска по ней. Нет лучше, бескорыстней и добрей привязанности человека к местам, которые он познал в своем детстве. Детская и отроческая родина милее любых красот, такое ощущение, было, есть и будет у всех. Малая родина требует верности и любви к ней.

Сейчас, занимаясь мелкими спорами, интригами, восхвалением друг друга, в настоящее время союзы писателей в России не добились еще законодательного регулирования  отношений так, чтобы не интернет-магазины, подчас используя пиратскую продукцию, без каких-либо на то прав, получали необоснованные прибыли, а авторы книг получали соответствующую плату за свои произведения.

 Вопросов у писателей много, например:
1.Когда же, наконец, будет принята формулировка профессии «писатель» и включена в реестр профессий? Или оставить писательство, как хобби, не включая в реестр профессий?

2. Есть ли вообще Всероссийские премии? И много ли их? Есть премии в основном премии областного или даже районного масштаба под громким именем «Всероссийская». Например «Всероссийская литературная премия им. Салтыкова-Щедрина» — это уровень Кировской области, есть такая же премия в Тверской области. А «Всероссийская литературная премия им. В.Я. Шишкова» вообще утверждена главой Бежецкого района Тверской области. Такая же ситуация с другими литературными премиями. А где вообще настоящие Всероссийские литературные премии, утвержденные на уровне страны?

3.Как быть с литературной критикой? Как  можно понимать предложения, что в условиях, когда писатель, написав книгу, сам ищет деньги на ее издание, не получая никакого гонорара или другого дохода, да еще доплачивать критикам? Вопрос: кто кому еще должен доплачивать? В стране нужно создавать систему, когда каждый получает деньги за свой труд.

4.Нужны ли в стране писательские союзы? Писателям не надо жаловаться на свою жизнь, а нужно иметь нормальную профессию и работу, которая прокормит его и семью. Писательство, как и изобразительное искусство, может быть увлечением, хобби в свободное от основной работы время. Так было в прежние времена, к этому надо снова возвращаться, а не плакаться и искать виновных.

5.Почему книги классиков литературы А.П. Чехова, А.И. Куприна, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других, хорошо изданные в начале XXI века, в твердой обложке, в книжных магазинах стоят 25-100 рублей. В то же время, книги-однодневки современных авторов о бандитских разборках, о жизни олигархов и браках по расчету, о собачках-мопсах стоят по 500-900 рублей?

6.Но никто не ответит мне на вопросы: почему мои книги имеются в открытом доступе на сайтах организаций, с которыми я не заключал никаких договоров? Как долго будут продолжаться нарушения моих авторских прав? Кто может защитить мои авторские права без обращения в суды?

Более трех лет идет неприглядное противостояние между руководством Союза писателей России и бывшим редактором газеты «Литературная Россия» В.В. Огрызко. Сил, времени и нервов на выяснение отношений тратится немало, и конца этому противостоянию пока не видно. Основным рупором руководства СПР является сайт Н.И. Дорошенко «Российский писатель». Другая сторона публикует свои материалы на сайте В.В. Огрызко «Литературная Россия».

Сначала противостояние длилось около 2-х лет, «противные» стороны бранили друг друга, как хотели и могли. Кончилось это противостояние тем, что  в октябре 2021 года редакцию газеты «Литературная Россия» выселили из занимаемых помещений. 10 ноября 2021 года на собрании учредителей В.В. Огрызко сняли с должности главного редактора газеты «Литературная Россия». Газета растворилась – на электронных носителях она осталась у В.В. Огрызко, на бумажных носителях – у В. Еременко.

28 декабря 2021 года вышел  №48 газеты «Литературная Россия» уже с новым главным редактором Владимиром Еременко. Было заявлено, что учредителем и издателем газеты является автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Литературная Россия». За 3 месяца,  с 10 ноября 2021 года по 15 февраля 2022 года,  новый главный редактор выпустил всего 2 номера газеты вместо еженедельных 13 номеров.

 Новую волну противостояния поднял руководитель Липецкого отделения СПР А. Новиков, который на сайте «Литературной России»  15 июля 2023 года опубликовал статью «Вот билет на балет, в СПР билета нет». В этой статье он  заявил об обмене билетов членами СПР следующее: «Стоило ли этот обмен затевать, коли, как говорят, все ранее выданные билеты по Гражданскому Кодексу действительны? Остаётся только денежный интерес. Был ли он, судите сами! Руководителей региональных организаций просили привозить в столицу наличные, а при переводе не указывать за что платеж. Для меня, как бывшего работника налоговой службы, это, по меньшей мере, странно. Вроде и никакого обмена билетов не существует. Но ведь и Николай Федорович бывший налоговик!»

20 июля на сайте «Литературной России» появилась редакторская заметка на эту же тему под названием «Полковник Иванов, где деньги? Отчитайтесь». Тут началось что-то серьезное, статьи на сайте «Литературная Россия», комментарии к ним и поведение Новикова дважды обсуждали на секретариате СПР.

На первом заседании 25 июля было заявлено: «Утверждается, что вступительный взнос в СПР 10 тысяч рублей. Ложь. Вступительный взнос по всей стране единый 5 тысяч рублей. Утверждается, что Москва забирает членские взносы с регионов, а это еще по 3 тысячи рублей с каждого. Ложь. Членские взносы остаются на нужды региональных писательских организаций, суммы взносов значительно меньше 3 тысяч».

На втором заседании 1 августа 2023 года, по сообщению пресс-службы СПР,  «председатель правления Н. Иванов извинился перед делегатами съезда за слова одного из региональных руководителей (Липецк, А. Новиков), который в социальных сетях назвал их «агрессивным большинством и свиньями, перед которыми он не намерен метать бисер». Речь шла о голосовании самого Новикова «за» при выборах на съезде председателя СП России. Сам посыл остается на совести гражданина Новикова.

На данном этапе председатель СП России издал приказ, по которому А.В. Новиков выводится из состава секретарей Союза писателей. Приказ публикуется». Позднее Новикова обсуждали еще дважды, решил вынести вопрос о его исключении из членов Союза писателей России.

Пока за всем происходящим в Союзе писателей России молча наблюдает руководство Ассоциации союзов писателей и издателей, министерства культуры и других заинтересованных структур. В то же время писатели вынуждены сами писать книги, издавать их за свой счет или с помощью спонсоров, распространять книги. Пользуясь отсутствием реальной защиты авторских прав, интернет-магазины, без ведома писателей, продают их книги в электронном виде, и обогащаются.