Лечение смехом органов. Интересная встреча

Сергей Десимон
(Из записок гелототерапевта)
***
– Меня зовут Дементий Сильвестрович Монюкевич, – представился моложавый мужчина. – Я лечу смехом внутренние органы, – добавил он после некоторой паузы, заметив на моем лице выражение заинтересованности.
Как правило, на моих приёмах в 90-е годы, когда я только начинал работать гелототерапевтом редко кто начинал встречу со мной с объявления своего имени, отчества и фамилии.
 
– Вы лечите только представителей внутренних органов? – с серьёзным выражением лица настороженно спросил я.
– Нет, конечно, – заулыбался Дементий, – я смехом лечу внутренние органы моих клиентов.
Его реакция, мне как психиатру, говорила о многом: обычно душевно проблемные пациенты не понимали юмора, либо реагировали на него неадекватно как мимически, так и ментально, что позволяло сразу же провести психиатрическую селекцию.
«На ненормального он не похож», – прореагировал я мысленно, после чего я добавил:
– Что вас привело ко мне, Дементий Сильвестрович?

Произнеся его имя неожиданно поняв, что меня беспокоило, после того как он представился. Ассоциация – Дементий – дементивный пациент – возникшая невольно у меня в голове, настораживала. Необычным было и его отчество. Психиатры на всё необыкновенное, иногда вычурное, как правило, делают стойку, словно охотничьи собаки почуяв дичь.

– Я узнал: вы ведь тоже занимаетесь смехотерапией. Я уже больше года лечу заболевания внутренних органов смехом, и мне интересно поделиться с вами своей методикой, – заявил странный посетитель.
Не стану скрывать его слова меня заинтересовали, и я приготовился его выслушать.

– По профессии я психолог, но первое моё образование – фельдшер, – начал свой монолог Дементий. – Кроме того, я очень смешливый человек, меня очень легко рассмешить. Ещё в университете я краем ухо услышал, что на Западе существует такая наука как гелототерапия. Пытался интересоваться этим, но у нас в стране информации было по этой теме была ограниченной. Тогда я стал экспериментировать самостоятельно. Вы ведь знаете, что в индийской культуре придаётся большое значение определённым звукам, с помощью которых осуществляется связь человеческого тела с высшими силами.

Я согласно закивал головой. Я знал, например, что символ и звуки «Ом» у адептов Буддизма олицетворяет сущность создания – абсолютную истину. С этих священных сочетаний звуков у них начинаются мантры, молитвы. Некоторые «Ом» произносят как «АУМ». Утверждают даже, что в христианстве они трансформировалось в Омэн или Аминь, произносимое продолжительным ААААмен, ААААминь.

– Я давно понял, наблюдая за собой и окружающими, что смех – это не случайное явление в человеческой жизни, и не секрет, что он связан с положительным воздействием на людей. Положительные эмоции способствуют выздоравливанию, вы не станните этого отрицать? – обратился ко мне мой собеседник.
– Согласен. В академии нас, военных врачей, учили, что у победителей раны заживают быстрее.

Дементий задумался, как бы мысленно пытаясь сформулировать главное, что хотел сообщить.
– Используя гласные – а, о, у, ы, э, е, ё, и, ю, я – в построении рецепта гелатотерапевтического воздействия, я заметил, что смех «хо-хо-хо-оооо», с концентрацией внимания на сердце благотворно влияет на этот орган, – Дементий испытующе посмотрел на меня и добавил. – Я даже предлагаю своим клиентам представить, что смеётся не он, а его сердце, смех от сердца должен быть от души.

Заметив на моем лице выражение сомнений, Дементий поспешил их развеять.
– Я заметил, что, условно говоря, смех либо остаётся преимущественно в теле, знакомый с детства так называемый утробный, безудержный смех до колик в животе; либо вырывается наружу разными по силе толчками. Это легко проверить, с помощью простого теста. Я его придумал сам, – добавил он.

– Интересно, что за тест? И на чём он основан? – заинтересовался я.
– Как известно звуки образуются в результате выдыхаемого воздуха разной интенсивности и прерывистости. Так вот – тест. Поставьте левую ладонь перед ртом, чтобы контролировать выдыхаемый воздух, а правую – положите на нижнюю часть живота, чтобы регистрировать втягивание его или выпячивание. Затем воспроизведите смех: «хо-хо-хо-ооо», либо «ха-ха-ха-ааа», запомнив соприкосновение выдыхаемого воздуха с ладонью. Для сравнения повторим тоже самое со смехом: «хи-хи-хи-иии», или «хю-хю-хю-ююю». После чего оцените разницу. Попробуйте, не стесняйтесь. Для начала воспользуйтесь левой ладонью перед ртом.

– С его вы взяли, что буду стесняться ради чистоты эксперимента.
Я выполнил тест Монюкевича и поделился с ним результатом. Действительно при «хо-хо-хо» первая «струя» воздуха звука соприкоснулось с ладонью, затем как бы растворилось в широко раскрытой полости рта; тогда как при смехе хи-хи-хи, и в большей мере при «хю-хю-хю» прерывистые «струи» были значительные.

– Я всегда считал, что смех в разных его формах оказывает общее положительное воздействие на психику, возможно активизируя нейрогуморальную систему организма человека и на этом основании способствует излечению от многих недугов. Достаточно вспомнить опыт смехотерапии при такой тяжёлой болезни как анкилозирующий спондилоартрит у Нормана Казинса. Но чтобы избирательно воздействовать на внутренние органы смехом? Мне кажется это не реально, – критически высказался я.

Дементий живо отреагировал на Казинса. Лицо его утратило напряжённое выражение и расслабилось. Было видно с этим именем у него связаны приятные воспоминания, когда он определился чем ему заниматься.
– Конечно же я, как и вы, читал его книгу «Анатомия болезни с точки зрения пациента», и она в своё время вдохновила меня на занятия смехотерапией. Я почти дословно полню его слова о том, что он сделал радостное открытие, что десять минут искреннего смеха обладают обезболивающим эффектом и дают как минимум два часа безболезненного сна. Как бы потом не пытались дискредитировать положительный опыт Нормана Казинса, дескать это было острое состояние артрита, который якобы сам бы прошёл при традиционном врачебном лечение. Но я больше верю больному, обездвиженному, испытывающего непереносимые боли во всех суставах, страдающего от неспособности выспаться по причине ухудшения своего состояния. Помните, у него уменьшалось СОЭ, как показатель выраженности воспаления в организме, после сеансов смеха.

Дементий внимательно посмотрел на меня, прежде чем высказать мысль, которая, как я понял, его очень занимала и добавил:
– Я очень жалею, чтоу меня отсутствовала возможность подтвердить мои наблюдения в лечении смехом разного рода больных лабораторными и инструментальными методами, чтобы убедить всех в оздоравливающей силе гелототерапии. Признаюсь вам честно, я всегда мечтал о, пусть не большой, но гелотоклиники, со своей специализированной лабораторией, способной подтвердить эффект от лечения смехом.

Ещё долго Дементий рассказывал мне о своих изысканиях, в надежде найти во мне соучастника в реализации своим задумок. Однако я понимал, что мечты Монюкевича трудно реализуемы, по крайней мере в тогдашних условиях, и считал себя неспособным увлечься этим, безусловно полезным, делом по ряду субъективных для меня причин, о которых, возможно, я расскажу позже..