Описание дагестанских лезгин

Али Албанви
Описание дагестанских «лезгин» (1874)

«*Лезгины. 650 тыс. душ. Лезгины живут в соседстве с чеченцами и пользуются известностью как предводители шаек на всем восточном Кавказе. Смелые, решительные и устойчивые в битвах, лезгины долго противодействовали России в утверждении её господства на Кавказе. Из среды лезгинского народа вышли Кази-Мулла и Гамзат-бек; оба они стремились поддержать на Кавказе падавший исламизм, и для этой цели ввели учение — о самом точном и ревностном исполнении правил магометанской религии, известное под именем мюридизма. Имея в виду собрать разрозненные массы горцев в одно стройное общество, связанное одинаковыми законами и верованиями, в основание которого было положено полное равенство между всеми членами, Кази-Мулла и Гамзат-бек не могли привести в исполнение своих намерений; они пали: один в битве с русскими, другой погиб в мечети от кинжала горца. Но начатое ими дело не погибло.

Наследником их явился Шамиль – человек, одаренный необыкновенной силою воли и умом. Сделавшись имамом и воспользовавшись ошибками своих предшественников, Шамиль продолжал начатое дело с неутомимою последовательностью и должною осторожностью. Он окружил себя испытанными приверженцами, бездомниками из бедного класса, назвав их мюридами и поручил им наблюдать за исполнением законов и обрядов магометанской религии. Мюриды проповедовали газават, т. е. священную войну за веру; отсюда и вся система владычества Шамиля называется мюридизмом. Шамиль вёл самую ожесточенную борьбу против русских до 1859 года, т. е. до взятия Гуниба, последнего его убежища, вместе с которым и сам имам сдался военнопленным нашему главнокомандующему.

Влияние мюридизма отразилось на лезгинах более чем на всех других горцах. Обладая большими умственными способностями, они подчиняли их требованиям мюридизма; ханжество, притворство, обман и шарлатанство поставили на первый план. Крайне ленивый, но жадный и корыстолюбивый, лезгин не пренебрегает никакими средствами для приобретения, и за рублевую вещь не задумается оклеветать своего ближнего, подвести его под наказание, нередко даже под смертную казнь. Шариат наложил свою тяжелую руку и на все удовольствия жизни горца: пляски, пение, музыка, курение табаку строго преследуются им. Такая тяжелая система понятий, насильственно прививаемых народу, портила все отношения жизни, убивала и мертвила лучшие стороны её.

Женщина, по понятию лезгина – рабочее животное; она, вместе с ослом, навьюченным дровами и сеном, идёт с такой же ношей домой, где ожидает её далеко не радушный приём своего господина. На обязанности женщины лежит также и все управление домашним хозяйством: присмотр за скотом, приготовление кушанья, шитье платья. Если вы отдадите лезгинке сшить архалук, то она позовёт насколько подруг и, при их помощи, в короткое время исполнит заказ; но она не отдаст вам платья до тех пор, пока не проспит на нём ночи, предварительно сложив самым аккуратным образом все складки, заменяя вероятно тяжестью своего тела пресс или действе утюга. Несмотря на свое незавидное положение лезгинка любить наряжаться и франтить: белила, румяна, кораллы, жемчуг, бесчисленное множество колец составляют необходимую принадлежность её туалета. Крашенье волосы, бровей и выщипывание волосистого пуха на теле занимает ежедневно не мало времени у лезгинки. Однако красавиц у лезгин нет вовсе, тогда как у всех других горцев он не редкость.

Лезгин имеет право держать несколько жён, но не делает этого потому, что и за вторую жену нужно вносить калым, а он и беден, и ленив. Время он не ценит, любит глядеть на небо, лежа у дороги, и курить запретную трубку. Главный хлеб у лезгин — кукуруза; она составляет предмет торговли, по преимуществу меновой. Торговец, привезя товары к приятелю, высылает на крышу дома двух или трёх девочек; он кричит и призывает покупателей. По этому призыву отправляются с кукурузой десятки женщин совершать предлагаемый промен на фрукты, бусы, ячмень, пшеницу и т. д.

лезгины обладают значительным запасом песен; девушки пользуются ими для выпрашивая себе различных подарков. Десять молоденьких певиц подходят к воротам каждого дома и расточают похвалы хозяек или хозяину его. Принявши к своим воротам девушек обязан взойти на крышу с кувшином воды, вылить ее на головы певиц и потом, по мере возможности, наделить их подарками или деньгами. Зарабатывая деньги почти без всякого труда, женщина привыкает к мотовству; она не знает цены им и сейчас же истратит на лакомства и безделушки. Неряшество также отличительное их свойство: оденьте женщину в дорогие материи, завтра же она явится вся в грязи и пятнах; она носит новое платье до тех пор, пока останутся от него одни тряпки».

Автор: ‘Али Албанви

*Примечание: под «лезгинами» автор ошибочно подразумевает горские народы Дагестана, как, впрочем, и прочие авторы периода Кавказской войны.

Литература

1. Мостовский М.С. Этнографические очерки России. Учебное пособие. Москва. 1874. С. 115–117. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35etAL, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.09.2023). — Яз. рус.