Воспоминание о Михаиле Гольдштейне

Нелли Эпельман-Стеркис
Михаил Гольдштейн
Когда я написала о своей подруге Оле Ландман, чтобы почтить её память, то вложила в повествование много эмоций, и мне казалось, что рассказ получился. Во всяком случае, когда я дочитывала до конца, не могла удержаться от слез. Затем я послала свой мемуар в несколько мест, чтобы его опубликовали, но где-то меня проигнорировали, в другом месте ответили, что это вообще не рассказ. Понятно, что это история совсем другого жанра. Оля с 2001 года жила в Германии, в Ганновере. Там она руководила двумя литературными студиями. Под её руководством издавались альманахи «Запятая» и «Палитра», и о ней в Германии знали. Порыскав по интернету, я обнаружила, что в Германии издаётся журнал «Партнёр» на русском языке. Найдя в разделе «Контакт» адрес администратора сайта Михаила Гольдштейна, я послала ему емайл. На следующее утро, к моему глубокому изумлению и радости, я получила ответ: «С большим удовольствием разместим ваши воспоминания у нас на сайте "Воспоминания"»
С этого момента, началось наше сотрудничество. Мне всегда было легко и радостно с ним работать. Михаил Гольдштейн отличался удивительным доброжелательством и всегда давал очень дельные и правильные советы: «С удовольствием размещу на сайте присланные рассказы. Хорошо бы к ним - пару фотографий тех времен. На худой конец - из интернета. Подумайте! У меня с Коктебелем тоже очень хорошие воспоминания, и главное из них - взрослая дочь, спроектированная там и живущая сейчас в Швейцарии...
Всего доброго! Михаил.»

«Нелли!
Фотографии - это очень хорошо, но к ним нужны подписи: кто, когда, почему и пр. А иначе - они не работают.»

Иногда я находила в своих рассказах, пропущенные мною какие-то ляпсусы, опечатки или огрехи и просила Михаила их исправить, но это его никогда не раздражало:
«Дорогая Нелли! В этот раз вы все сделали как надо, все исправлено легко и быстро.
Прочитал рассказ заново..., и улыбка не сползает с лица. Вот были времена!!!
Если еще заметите "ляпы" в текстах, пишите без стеснения...
Всего доброго! Михаил.»

Пару лет назад я написала рассказ о любви шестнадцатилетней девочки: "КАКИЕ ДЕВОЧКИ В ПАРИЖЕ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ..." Послав его в журнал "Партнер" в Германии, получила ответ:
"Здравствуйте, Нелли!
Рассказ просто прелесть.
Конечно же я найду возможность и смогу его опубликовать на сайте.
Всего доброго! С уважением! Михаил."

Вообще, меня очень поражало, что он всегда сразу отвечал на мои послания. Вот только летом, когда я ему отправила свой рассказ "Две вечных дороги — любовь и разлука…", ответа долго не присылал, а потом написал:
«Дорогая Нелли! С удовольствием это сделаю, когда выйду из больницы. Схватил где-то вирусное воспаление легких и кажется крепко попал. Всего доброго! Михаил.»
Я расстроилась:
«Здравствуйте, Михаил!
Как вы себя чувствуете?
Я понимаю, что вирусное воспаление легких это очень серьёзно.
Идете на поправку или все еще тяжко?
Желаю скорейшего выздоровления!
Всего вам самого доброго!
Нелли.»
Михаил ответил:
«Дорогая Нелли!
Меня тут задержали еще на неделю, так что постараюсь что-то сделать из больницы.
ЭТА БОЛЯЧКА, ОКАЗЫВАЕТСЯ - штука серьезная. Но я тоже надеюсь на хваленую немецкую медицину - посмотрим.
Правда, уже некоторые разочарования наступили.
Потерпите еще немного. Всего Доброго. Михаил.»

Даже из больницы, он постарался опубликовать мой рассказ:

«Здравствуйте, Михаил!
Как вы себя чувствуете?
Идете на поправку или все еще в госпитале?
Желаю вам скорейшего выздоровления!
Спасибо большое за публикацию. Я прочитала, все в порядке.
Всего вам самого доброго!
Нелли.»

Потом Михаил Гольдштейн поместил на сайте мой рассказ: «Пятьсот лет спустя» и, решив, что все в порядке, я послала в ноябре еще один рассказ «Жора, подержи мой макинтош..»
Никакого ответа не получила. Тогда мной овладело какое-то нехорошее предчувствие. Я никогда не разговаривала с ним по телефону, но все-таки решилась позвонить. На интернете существовал номер контактного телефона администратора сайта.
По телефону мне ответила женщина. Я попросила её:
— Можно мне поговорить с Михаилом Гольдштейном?
— К сожалению это невозможно. Он сейчас лежит в больнице.
— А что с ним такое? Это Нелли Эпельман-Стеркис.
— Он в тяжелом состоянии. Вы представляете, что при росте 1.90 он весит 57 кг.
— Я боюсь даже произнести это слово. У него ... — замолчала.
— Да, у него рак лёгких. Одно легкое уже удалили.
Ну, что я могла сказать:
— Передайте, пожалуйста, привет от меня. Пожелайте ему скорейшего выздоровления!

Через день я получила емайл от корректора сайта:
«Михаил Иосифович Гольдштейн, администратор нашего сайта, в настоящее время находится в больнице.
К большому сожалению, ему сейчас сложновато работать с присылаемыми материалами для публикации на сайте.
Поэтому он попросил меня связаться с Вами.
Знаю, что Вы недавно отправили Гольдштейну новый текст для нашего сайта. Пожалуйста, перешлите его на мой электронный адрес! Временно, пока Михаил Иосифович лечится, я попытаюсь сама опубликовать новые материалы.
Очень надеюсь, что в ближайшее время мы снова будем работать с ним на сайте вместе.
Всего Вам доброго, Нелли, и жду Ваши материалы.»

2 декабря, 2019 года разделе «Воспоминания » был опубликован мой рассказ «Жора, подержи мой макинтош...».

«Здравствуйте, Евгения!
Большое вам спасибо за вашу работу. Я все проверила, все в порядке. Мало того, я обнаружила, что вы сделали некоторые исправления, которые мне нравятся и улучшили мой рассказ. Все сделано профессионально.
Ничего исправлять или добавлять не нужно.
Мне бы только хотелось узнать, какое состояние сейчас у Михаила Иосифовича?
Если возможно, поблагодарите его за заботу от моего имени и пожелайте скорейшего выздоровления!
Всего Вам доброго!
С уважением, Нелли.»

А 8 декабря, 2019 года Михаил Гольдштейн ушел из жизни после долгой и изнурительной болезни.
Даже на пороге смерти он попросил корректора Евгению Грош связаться со мной. Сейчас, я пишу об этом со слезами.

Михаил Гольдштейн организовал литературный интернет-сайт "Воспоминания" русскоязычного журнала «Партнер» и был многие годы его редактором и администратором.
Это был необыкновенный человек. Хотя я была знакома с ним лишь виртуально, но я всегда чувствовала его доброжелательность, сердечность, тепло.

Можно просто позавидовать тем людям, с которыми Михаил Гольдштейн близко общался и которые были рядом с ним.

Светлая ему память!

Вы можете прочесть о нем, кликнув на линк:

15 декабря, 2019 г.