Поездка на выездную коллегию в Комсомольск

Александр Щербаков 5
Как известно, в СССР и в нынешней России наиболее важные вопросы обсуждались и решения по ним принимались коллегиально, т.е. коллективно. Это были партийные съезды, Пленумы ЦК КПСС,  заседания Политбюро, заседания правительства СССР, заседания крайоблисполкомов и коллегии отделов крайисполкомов, которые потом преобразовались в администрации краев и областей, и в конце концов стали называться правительствами краев, областей, автономных республик, округов. В институтах такой формой коллективного руководства является ученый совет.

А вот в здравоохранении как была формой коллективного руководства коллегия, так и осталась. В советское время орган регионального управления был отдел здравоохранения крайисполкома или облисполкома, потом в разных регионах на постсоветском пространстве появились управления, департаменты здравоохранения и в конце концов министерства здравоохранения краев и областей. Именно так это происходило в Хабаровском крае, где я много лет проработал в качестве чиновника краевого уровня.

Хабаровский край огромен по своей территории, он как две Германии, протянулся с севера на юг на 2 тысячи километров и имеет в северных районах очень слабо развитую дорожную сеть. Как пелось в популярной советской песне, туда «только самолетом можно долететь».  Но вот юг Хабаровского края, а это всего 400 км к югу от Хабаровска по хорошей автостраде Хабаровск-Владивосток, имел вполне сносную дорожную сеть уже многие годы. А в конце 90-х годов вместо грунтовой дороги от Хабаровска до Комсомольска была проложена такая же отличная автострада. Большая часть её проходила по правому берегу Амура, и лишь недалеко от Комсомольска по совмещенному авто и железнодорожному мосту можно было переехать на более пологий левый берег, где и расположен сам «город Юности», или Комсомольск-на-Амуре.

Это второй по численности в Хабаровском крае город, в 90-е годы в нем жило около 300 тысяч человек (населения Хабаровска было 600 тысяч). Но по промышленному производству он был самый развитый, совокупный доход составлял 2/3 от дохода Хабаровска.  Еще в советское время была практика закрепления отдельных территорий для курации за тем или иным чиновником отдела здравоохранения крайисполкома. Мне как первому заместителю заведующего отделом здравоохранения достался Комсомольск. Поэтому я много раз выезжал в этот город и по вопросам здравоохранения, да и по другим, связанным с жизнедеятельностью промышленности и жизни горожан.  Поэтому был лично знаком с большинством хозяйственных руководителей промпредприятий, не говоря о главных врачах городских больниц и диспансеров.

Я начал работать в отделе здравоохранения крайисполкома в ноябре 1988 года, т.е. при советской власти.  Вначале курировал Еврейскую автономную область, входившую в состав Хабаровского края, а потом мой шеф, А.И.Вялков,  отдал мне курировать Комсомольск-на-Амуре, назначив свои первым заместителем. При Вялкове у нас была одна выездная коллегия, проведенная по вопросам здравоохранения в  Солнечном районе, где вначале была проведена комплексная проверка краевыми специалистами и была выработана  программа улучшения качества оказания медицинской помощи населению района. В выездном заседании  коллегии участвовала третий секретарь райкома КПСС и зампредрайисполкома, отвечающий за здравоохранение.  Мне запомнилось это выездное заседание именно потому, что оно было первым в моей практике, и я отвечал за подготовку проверки и всех документов к коллегии – справки и решения коллегии.

И когда советская власть уже прекратила свое существование, курация за мной сохранилась. Только наша контора стала называться управлением здравоохранения администрации Хабаровского края, а потом департаментом здравоохранения.  К этому времени А.И.Вялкова, который пошел на повышение в Минздрав России, сменил многолетний главный врач краевой клинической больницы А.В.Кравец. В середине 90-х годов кризисные явления в стране нарастали, особенно в тех городах, где закрывались промышленные предприятия. И одним из таких городов в нашем крае был город Комсомольск-на-Амуре.  Надо было более внимательно изучить проблемы с оказанием медицинской помощи населению города и подсказать местным руководителям города и здравоохранения, что нужно сделать.

Я знал, что и лечебная сеть в городе неплохая, и медицинские кадры в большинстве своем квалифицированные.  В свое время в Комсомольск охотно ехали на работу врачи, где им давали жилье, да и зарплаты была выше, чем в том же Хабаровске (платили так называемые «северные»). Но ситуация последних лет, когда закрылись многие предприятия ВПК, а на некоторых вместо денег в качестве зарплаты выдавали продукцию, например, на аккумуляторном заводе, требовала нашего вмешательства.  Поэтому я своевременно запустил краевых специалистов, которые вместе с местными проанализировали ситуацию и  внесли свои предложения.

Наконец, все документы были готовы, и я доложил Кравцу, что можно проводить выездную коллегию. Мы обсудили все вопросы и решили, что кроме членов коллегии, надо пригласить и главных врачей краевых специализированных диспансеров, ведь в Комсомольске есть и свой гортубдиспасер, и городской онкодиспансер, и городская психиатрическая больница. Наметили дату проведения и все приглашения были разосланы. Оповестил я и руководство администрации города о нашей коллегии и просил мэра принять участие или прислать своего заместителя по социальным вопросам. Для проведения коллегии решили использовать зал заседаний мэрии, ведь на коллегию были приглашены и руководители медицинских учреждений и актив медицинских работников Комсомольска-на-Амуре. Нечасто в городе проводятся такие мероприятия.

Были заказаны для приезжающих и места в гостиницах города. Самая крупная из них была гостиница «Восход». А.В.Кравец и главный врач краевой больницы С.С.Пудовиков не собирались ночевать с Комсомольске, после совещания на автомобиле собирались вернуться в Хабаровск.  Я тоже не собирался останавливаться в «Восходе», уже много лет я останавливался в ведомственных гостиницах нефтезавода и Амурского судостроительного завода, небольших и не таких шумных.  Чтобы не затруднять местный горздравотдел поисками транспорта решил поехать в Комсомольск-на-Амуре на своем автомобиле. Вопрос оплаты бензина решил с главбухом, вернее, ставшей называться замом по финансовым вопросам, Л.В.Писаревой.

В это время у меня был подержанный автомобиль представительского класса из Японии «Тойота Кроун», большой, на раме, чем-то напоминающий нашу «Волгу ГАЗ-31» своими размерами, но куда более комфортабельный. Узнав об этом, главный врач краевого противотуберкулезного диспансера О.Г.Карпенко, как говорится, «сел мне на хвост», решил ехать со мной. Не отказались от моего предложения составить нам компанию и две дамы из нашей конторы – заместители директора департамента В.И.Сысоева и Л.Л.Пиотрович.  Коллегия была назначена на 14 часов, езды до Комсомольска из Хабаровска около 5 часов (расстояние 400 км), даже если ехать, не нарушая привил движения.  Поэтому мы встретились в департаменте, взяли все нужные для проведения коллегии документы и тронулись в путь.

Я уже не раз ездил и с водителем на персональном автомобиле до Комсомольска, ездил и на своем, еще еще «Ниссан Скайлайн», когда мы с женой совершили путешествие в выходные дни по маршруту Комсомольск и Амурск в первый год, когда у нас появился автомобиль. Мне нравилось ездить в Комсомольск, потому что было и хорошее покрытие автодороги, и еще потому, что приходилось проезжать через немного населенных пунктов, где надо было снижать скорость.  Большинство их располагалось на берегах Амура, который шел на приличном расстоянии от автотрассы (15-20 км). Чуть позже я уже на другом автомобиле – «Тойота Марк-II» доехал до Комсомольска за 3 часа 20 минут, держа крейсерскую скорость в пределах 140 км/час.

На это раз я не торопился, ехал, прислушиваясь к разговору между своими коллегами. Обычно за рулем я сосредоточен только на дороге и дорожной обстановке вокруг моего автомобиля. В салоне звучит негромко музыка или поют любимые певцы, но это все не отвлекающий меня фон. Обычно так я ездил на отдых в Приморье. Менялись автомобили, но оставались прежние кассеты с записями, и звучала любимая музыка.

Как я и планировал, мы приехали вовремя. Пообедали в столовой мэрии, зашли в находящийся в этом здании отдел здравоохранения города, пообщались с заведующей Г.М.Кузаковой, опытным руководителем, практически столько же лет, как я, находившейся у руля городского здравоохранения. Потом пришли А.В.Кравец и С.С.Пудовиков, зашли в отдел главные врачи больницы № 2 В.К.Файзуллин и детской городской больницы О.А.Горлач, другие главные врачи. Подъехал исполнительный директор краевого фонда ОМС Н.А.Капитотенко со своим замом Н.А.Пудовкиной.  И потом все вместе мы направились в зал заседания мэрии. Там нас уже поджидала заместитель мэра по социальным вопросам.

Заседание коллегии прошло на обычном уровне. И хотя вопрос был сложный, но коллективный разум помог выработать разумное решение по выходу из в общем тяжелого положение в городском здравоохранении. Конечно, не все было по силам в условиях кризиса в стране, но в целом  система здравоохранения города продолжила функционировать на неплохом уровне.

Не помню уж точно, сколько продолжалось заседание коллегии, примерно около 2-х часов. Потом Г.М.Кузакова внесла предложение – поехать поужинать в пансионат авиационного завода на Дземги, где нас уже ждут.  Поехали все члены коллегии и О.Г.Карпенко из приезжих, а также 3 или 4 главных врача городских больниц. Все были на автомобилях, так что минут через 30-40 мы были уже в пансионате, расположенном среди лесного массива недалеко от берега Амура.

Пансионат авиазавода был построен еще при советской власти, когда на нем выпускались лучшие в мире истребители Су-27. Мне как куратору города однажды организовали экскурсию по огромных цехам завода, где я смог увидеть, как тз огромного куска алюминия путем различных действий в разных цехах получался современный истребитель. Завод был такой огромный, что по заводской территории курсировали автобусы, чтобы рабочие не шли пешком из цеха в цех. Был свой аэродром, где испытывались готовые самолеты, и была своя воинская авиационная часть, выполняющая функции ПВО.  В свое время, во время поездки в Хабаровский край генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева, именно суда приземлился его самолет Ил-62, так как городской аэродром имел более короткую взлетно-посадочную полосу, на которую не мог приземлить и потом взлететь огромный самолет.

Комсомольчане всегда были гостеприимными людьми, хлебосольными.  Мы расселись за столом, помню, рядом со мной с одной стороны сидела О.А.Горлач, а с другой Л.Л.Пиотрович.  Стол был богато сервирован, особо красиво выглядели блюда с красной рыбой, красной и черной икрой. Все это продукты, которые дарит комсомольчанам река Амур, где есть летняя и осенняя кета, осетры и даже самая крупная из рыб калуга.  Я был за рулем, поэтому не пил алкоголь, налегая на закуску. Когда все «приняли на грудь» и расслабились, за столом стало шумно, все рвались произнести очередной тост, так что наш ужин превратился в банкет. Потом Кравец и Пудовиков и кто-то еще с ними, на автомобиле поехали в Хабаровск, а мы еще посидели и уже часов в 10 вечера стали собираться в Комсомольск. 

Была ранняя весна, к вечеру подмораживало, поэтому я разок во время банкета вышел, чтобы прогреть мотор своего автомобиля.  Вышел с этой же целью, когда все стали собираться в дорогу. Так что, когда мои попутчики сели в автомобиле, в салоне было тепло.  А на панели перед водителем горели многочисленные лампочки, почти как в пилотской кабине самолета.  С некоторой пробуксовкой мы выбрались со двора, где впритык стояли многочисленные автомобили, которые приехали забрать главных врачей и гостей из Хабаровска.

Я отвез своих попутчиков в гостиницу, помог поднести вещи дамам в номера.  Сысоева предложила еще посидеть в её номере, у неё оказалась закуска, а Карпенко обещал прихватить бутылку коньяка. Но мне надо было доехать до платной охраняемой стоянки недалеко от гостиницы судостроительного завода, где я остановился, а потом дойти до самой гостиницы и устроиться в номере, поэтому я отказался.  А Карпенко и дамы, как я понял на следующий день, еще неплохо посидели.

Мне достался шикарный номер-люкс, с огромной кроватью и с ванной комнатой с небольшим бассейном, выполненным из кафеля.  День был напряженный, дорога, нервотрепка, так что я быстро уснул. Утром решил похвалиться свои номером перед своими попутчиками, но смог дозвониться только до Пиотрович. Когда я сказал, что в моей гостинице можно покушать на завтрак, она заявила, что в «Восходе» в ресторане очень малый выбор и попросила, чтобы я за ней заехал.

Помню, когда подъезжал к гостинице «Восход», в черную «Волгу» садилась заместитель главы администрации края по социальным вопросам И.И.Стрелкова, наш куратор. Выходит, она тоже была в Комсомольске и, если бы я знал это, пригласил бы на нашу коллегию.

Мы с Пиотрович с аппетитом позавтракали, потом поднялись в мой номер, и она поняла, почему я не останавливаюсь в «Восходе». Из номера созвонились с Сысоевой и Карпенко, которые наконец-то проснулись, и обговорили дальнейшую программу нашего пребывания в городе. Я предложил прокатиться по памятным местам Комсомольска, кое-что купить в дорогу, пообедать в моей гостинице, где был хороший выбор в буфете,  и поехать в Хабаровск. Там мы и поступили. Помню, что фотографировались у камня первостроителям города на набережной, а вот где еще были, моя память не зафиксировала.

Солнце было еще высоко, когда мы выехали из Комсомольска.  Дорога была пустынной, поэтому я притопил газ. И не заметил бугорок, и мою машину изрядно подбросило. Я держался руками за руль, поэтому не очень высоко, а  вот попутчики ударились головой о крышу салона. После такой неожиданности у Карпенко пробудился аппетит, и он предложил перекусить в подходящем месте, пока светит солнце. Нам приглянулось место, где обычно останавливаются дальнобойщики, там было хорошо укатано большегрузными машинами, и я остановился.  Когда все съестные припасы оказались на большом багажнике автомобиля, Карпенко обнаружил отсутствие бутылки коньяка, на что Сысоева сказала, что он еще вчера её выпил.  Увидев на лице Олега Григорьевича неподдельное горе, Валентина Ивановна сжалилась и достала припрятанную ей бутылку.  Этот момент, как Олег открывает бутылку, я запечатлел на фото, которое на заставке.

Далее мы ехали без приключений. В Хабаровске я развез попутчиков по домашним адресам. Вначале высадил Карпенко в район Большой, затем Пиотрович на улице Ким Ючена, и последней Сысоеву на улице Калинина. А там я  был дома в своём Затоне на улице Шевчука.  Вот таким мне запомнился выезд на коллегию департамента здравоохранения в город Комсомольск-на-Амуре. Вспомнил об этой поездке, пересматривая свои старые фотографии.  К сожалению, Людмила Львовна покинула этот мир почти 3 года назад, Сысоева и Карпенко на пенсии, Валентина Ивановна живет в Хабаровске, а Олег Леонидович в Крыму.