Трудно быть патриотом

Елена Войтехович
Недавно возвращалась домой из Польши вместе с группой школьников и их учительницей. Подъезжали к границе с волнением. Опытный педагог с горькой усмешкой «успокоила» нас фразой: «Пора привыкнуть к тому, что нигде больше нас так не любят, как в Отечестве». А после изматывающего ожидания в отстойнике, долгого и невыносимо презрительного досмотра та же учительница, не выдержав, на прощание сказала людям в форме: «Это не мне вы демонстрируете, как родина любит своих детей!».

А ЧТО государство? От него в последнее время всё чаще слышим: патриотизм! И всплывают из памяти слова из известной пьесы Ф. Дюрренмата: «Государство всегда называет себя родиной, когда посылает на смерть».

Впервые за постсоветский период, натворив дел «без руля и без ветрил», власти новой России спохватились и разработали в 2001 году государственную программу на пятилетку по патриотическому воспитанию граждан, которую, как водится, приняв за образец, размножила власть на местах. В недрах нашего региона она появилась под названием «Патриотическое воспитание населения Калининградской области на 2002-2005 гг.» стоимостью в 16 млн. рублей. Симптоматично, что бюджетные средства на эту программу, как уже установлено, использовались не по назначению.
Снивелированное мощной и навязчивой советской пропагандой за «железным занавесом», замусоренное неонацистами и националистами, растасканное властолюбцами по политкухням, святое понятие ПАТРИОТИЗМ остается великим в своём первозданном значении как чувство преданности и любви к Родине (Отечеству), готовность к её защите. Но…

Воспитание — дело тонкое. Нельзя рассчитывать на патриотизм, подменив идеологию, то есть общие для всех ценности и смыслы, пропагандой и набором банальных мероприятий, как в вышеозначенных программах.
Именно поэтому, из-за отсутствия внятной идеологии — национальной идеи, под знамёнами патриотизма сегодня выступает псевдопатриотизм — национализм. Это уродливое явление не ново в истории, и апогей его — нарождающийся фашизм — почему-то не пугает постояльцев Кремля.

Патриотическое воспитание — это не собрания, семинары, фестивали. Это в первую очередь в корне изменённое отношение государства к человеку. И никакие программы не помогут, пока человек остаётся средством, а не целью.
Мне могут возразить, что вот в Союзе у нас были и идеология, и истинные патриоты. Это отдельная тема, замечу только, что теми, кто дробил Родину и растаскивал её по своим углам после развала советского строя, были те самые октябрята-пионеры-комсомольцы-коммунисты, причём не рядовые, а кто запевал: «Раньше думай о Родине, а потом о себе».

Патриотизм — это не только любовь, но и гордость за Отечество. Нельзя испытывать чувство гордости за страну, где тебя унижают постоянно: в кабинетах крупных чиновников и клерков, на границе, в армии. Нельзя гордиться государством, чьи сыны-моряки годами сидят под арестом в чужих портах, а воины из горячих точек годами добиваются выплат законных «боевых». Я хочу не просто любить свою Родину, но и гордиться ею. А ЧТО государство?
Треть нации плохо питается, плохо одевается и живёт в плохих условиях, а еще трети просто стыдно в этом признаться. Достойно живущий здесь и сейчас — патриот априори.

Я как-то попробовала опросить довольно широкий круг мох знакомых, задав вопрос «С чем у вас ассоциируется слово «родина?» Никто не ответил: с государством. И это тревожно, потому что перед лицом внешней угрозы, окопавшись в своей семье, в своём доме и даже на конкретной территории малой родины, большую не спасёшь. Но безответная любовь к Отечеству не всем дана. Мне вспоминается интервью, которое в недалеком 99-м я брала у замечательного, ныне покойного актера нашего драмтеатра Тахира Матеулина, человека дипломатичного и очень осторожного в своих высказываниях. Он с горечью тогда признался: «Мне невыносимо видеть, когда старушки копаются в мусоре в поисках чего-нибудь пригодного. А мимо идут молодые с толстыми бритыми затылками. Я — россиянин и очень люблю свою Родину, но я ненавижу наше государство, точнее, власть, которая до этого довела».
Патриотизм немыслим без личного достоинства каждого и нации в целом. И когда герои, ветераны, старики-инвалиды выходят на митинг против такой монетизации, бюджетники — против такой зарплаты, электорат голосует «против всех» — это борьба за достоинство и… сохранение патриотизма.

Когда удельный вес нелюбви граждан к своему государству переходит некую грань, призывы к патриотизму могут остаться без ответа. А ЧТО государство?
В его новейшей истории отмечено три крупных волны эмиграции. Вынужденной. Последнее десятилетие разрастается четвёртая — добровольная. Ни от революции или войны, ни за «антисоветчину» — из-за невостребованности, страха так и остаться нищим, то есть по большому счету — из-за потери надежды. А ЧТО государство?
Оно стремительно превращается в диктатуру бюрократов, недосягаемых и пекущихся лишь о собственном интересе и наращивании своих капиталов. Не мной замечено, что у капитала нет родины, как нет её у тех, для кого Отечество — кошелёк. А ЧТО государство?

Правительство России утвердило новую госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.», примерный объем финансирования которой — полмиллиарда рублей. В её рамках снова запланировано создание кинофильмов, проведение фестивалей, конкурсов, семинаров, выставок, разработка обучающих программ… На мой взгляд, все эти потуги и деньги – в песок, даже если последние будут потрачены очень «патриотично».
2005 г.

P.S. И ЧТО изменилось? Расходы федерального бюджета на «воспитание патриотизма у граждан» только  в рамках нацпроекта «Образование» в 2023 г. увеличены более чем в 6 раз по сравнению с предыдущим годом. Ежегодно на патриотическое воспитание в школах тратится сумма, эквивалентная бюджету бедного российского региона — такого, как Карачаево-Черкесия (41 млрд) или Республика Адыгея (43,4 млрд).