Лейтенант Ветров Глава 12

Петрович 8
34. Вялые будни и первое задание.
На приём радиостанция работала в самом отряде. Там же и получили пароль для партизан на ноябрь месяц. Естественно для организованных отрядов.
Центр дал указание организовать наблюдение за железной дорогой. Количеством воинских эшелонов и характером перевозимых грузов. По возможности организовать диверсию на железнодорожном мосту.

Задача явно не из простых. Как и когда, давалось на откуп отряду, но просили не затягивать. Мосты охранялись очень хорошо. Подобраться было практически невозможно. Решили продумать, как попасть туда, может на паровозе?
Километров за 7 перед мостом был подъём с небольшим поворотом, где поезд снижал скорость, там и решили цепляться к составу. Да только надо было ещё сделать акцент на охрану…

Выявили участки, удобные для скрытного подхода к железнодорожному полотну. (Это было не так просто, как кажется. Немцы уже подчистую вырубали все деревья и кустарники, что росли ближе 150 метров к "железке").
Организовали наблюдение за железной дорогой. Интенсивного движении  составов с армейскими грузами и военной техникой, а также пассажирских составов было мало. Систему и схему постоянного движения за 4 дня наблюдений и выявить их закономерность не представилось возможным. Закономерностей в движении составов не наблюдалось.

Выяснить удалось лишь то, что охрана была организована отлично, на каждой платформе с техникой было минимум по два часовых. На платформе, которую толкал паровоз, впереди себя, было два пулемётчика с расчётами и несколько автоматчиков. Наблюдение было организовано. По всем подозрительным предметам или явлениям следовал огонь из пулемётов. Правда, наших наблюдателей это не коснулось. Но движение по железной дороге велось крайне слабо и  совершенно не регулярно…

Попытки через группу диверсантов выйти на партизанские отряды, или группы сопротивления, особого успеха не имели. Может отрядов ещё не было или уже были разгромлены, в ходе антипартизанских операций фашистов, так как они не были обучены тонкостям тактики и стратегии партизанской войны.

35.  Что-то надо решать.
Иногда, проснувшись ночью в землянке, Ветров пытался разобраться в сложившейся обстановке. Что помешало отбросить врага за его же границу, ведь учили, что воевать будем малой кровью и на чужой территории? Партизанские отряды были – их не могло не быть. Разные мысли лезли в голову… Почему всё сложилось так? А ведь всё могло сложиться совершенно по другому.
Подготовка партизанских сил к ведению войны в классической форме включало: создание органов руководства, подготовку кадров, формирование и вооружение групп и отрядов как на контролируемой противником территории, так и за пределами, вплоть до организации производства взрывчатых веществ, мин и гранат и простых средств, организацию скрытого управления.

Важнейшим элементом этой подготовки являлась разработка вариантов плана действий в зависимости от вероятной обстановки, в условиях, которой они могут начаться.

В качестве примера мудрой заблаговременной всесторонней подготовки к партизанской борьбе на случай вражеской агрессии надо отметить подготовку к ней в Советском Союзе в 20-х — начале 30-х годов. Да, да!
Тогда подготовке к возможной партизанской войне уделяли значительно большее  внимание: проводился учёт кадров подпольщиков и партизан, анализ опыта подпольной и партизанской борьбы в период Гражданской войны и военной интервенции, а также опыта партизанско-повстанческих движений других народов и опыта, накопленный русской армией.

 Значительная заслуга в подготовке к партизанской войне, развернувшейся в СССР в 1922—1932 годы, принадлежала М. В. Фрунзе и Ф. Э. Дзержинскому, под руководством которых была организована работа по написанию научных работ и учебных пособий по тактике партизанской борьбы, созданию партизанских школ, а также специальной техники и вооружения для партизанских формирований.
С конца 1931 года в приграничных районах были оборудованы скрытые склады с оружием и снаряжением. Осенью 1932 года партизаны принимали участие в военных учениях. До 1933 года партизанские действия рассматривали как важную составную часть маневренных операций РККА;

В целом, в 1924—1936 годы в СССР производилась достаточно серьёзная подготовка к партизанской войне, была создана сеть спецшкол и учебных пунктов для подготовки кадров будущих партизан и подпольщиков.
Подготовка к партизанской войне была во многом связана со сложной международной обстановкой (угрозой интервенции в СССР) и недостаточным уровнем подготовки и оснащения РККА.

Однако в дальнейшем, после смерти Фрунзе и Дзержинского, когда услужливые и исполнительные дураки, наделённые почти безграничной властью, пришли к руководству, в 1937—1938 годы, система подготовки партизанских кадров была разрушена, большинство подготовленных кадров были репрессированы и погибли (частично уцелели лишь кадры, принимавшие участие в гражданской войне в Испании), а практически все оборудованные склады — изъяты.
В результате, в начальный период Великой Отечественной войны военно-политическое руководство СССР столкнулось со значительными трудностями, которые отрицательно сказались на масштабах и результативности партизанского движения, в первые месяцы войны.

Военнослужащие и кадровые офицеры РККА, которые перешли к партизанским действиям, не были обучены тактике партизанских действий;
С ещё большими трудностями столкнулись формирования, созданные партийными и советскими органами: личный состав не имел опыта и достаточной подготовки и в результате нёс крупные неоправданные потери, а их действия были разрозненными и малоэффективными.

Среди наиболее тяжёлых просчётов, допущенных в этот период, следует назвать:                - недостаточную обеспеченность оружием и снаряжением, отсутствие системы снабжения отрядов (в результате, партизаны расходовали значительные силы на поиск оружия на местах боёв, самообеспечение продуктами питания, тёплой одеждой…);                - отсутствие средств радиосвязи, не позволявшее наладить обмен информацией с руководством и вести разведывательную деятельность;                - отсутствие опыта партизанско-подпольной и диверсионной деятельности у партизан и подпольщиков.

Но уже 29 июня 1941 ЦК ВКП(б) и СНК СССР поспешно издали директиву о перестройке деятельности партийных, советских и хозяйственных организаций прифронтовых областей, которая предусматривала создание партийного подполья. Для подготовки партийного подполья и партизанских отрядов Политбюро ЦК КП(б)У была создана оперативная группа по руководству партизанским движением и подпольной деятельностью на оккупированной территории Украинской ССР при Военном совете Юго-Западного фронта).
 
В общей сложности, по партийной линии в 1941 году было создано 644 подпольных партийных организации (23 подпольных обкома, 63 горкома и 564 райкома), для партизанской и подпольной работы было подготовлено и оставлено более 33 тыс. человек.

Следует отметить, что из этого количества на территории Правобережной Украины для партизанской и подпольной работы было оставлено только 5 подпольных обкомов и 150 организационных групп общей численностью          2000 человек.
Многие из этих организаций не смогли наладить работу и были уничтожены в первые дни оккупации. Кроме того, в связи со сложной обстановкой на фронте, часть личного состава, подготовленного для партизанской деятельности, была направлена на пополнение фронтовых частей (так, 1-й партизанский полк из 1097 чел. участвовал в боях в районе Новоград-Волынского, а 2-й партизанский полк из 1199 чел. — в боях в районе Корсуня, Киева, Городища и Черкасс, отряд «Победа или смерть» из 150 чел. — в обороне Киева…).
                6 июля 1941 года СНК УССР и ЦК КП(б)У выпустили обращение с призывом к населению развернуть партизанскую борьбу на оккупированной территории. Но это совсем не означало, что всё население на Украине кинулось разворачивать партизанскую борьбу. Были и такие, что поступили наоборот и таких было не мало…
                В 1941 году партизанское движение наиболее успешно развивалось в лесистых районах северной Украины и в прифронтовой полосе. Центром формирования крупных партизанских отрядов на Украине в 1941 году стала Сумская область, куда стекались партизанские отряды, созданные для деятельности в южных областях Украины, военнослужащие-«окруженцы» и другие патриоты.
Эти новости доходили и до отряда, в котором был Георгий Ветров.
36. Возрождение партизанских отрядов
Так, с 12 сентября 1941 года начал действовать отряд под командованием К. И. Погорелова (созданный 27 августа 1941 года для действий в Харьковской области), также, Харьковский партизанский отряд под командованием М. Воронцова, с октября 1941 по май 1942 в северной части Донецкой обл. (район Славянска) действовал Славянский партизанский отряд под командованием М.Карнаухова;
9 сентября 1941 года в Спадщанский лес вышел Путивльский партизанский отряд под командованием С. А. Ковпака, 18 октября он объединился с партизанским отрядом под командованием С. В. Руднева (в конце декабря 1941 года отряд насчитывал уже 500 чел. и помимо стрелкового оружия имел на вооружении 3 станковых, 7 ручных пулемётов и два 82-мм миномёта);

22 декабря 1941 года в южный массив Брянских лесов прибыл 1-й Сталинский партизанский отряд под командованием И. Боровика и В. Ушакова.
В октябре-ноябре 1941 года партизанские отряды переходят к активной деятельности, одновременно начинается процесс объединения небольших территориальных отрядов в более крупные соединения.
Так, 19 ноября 1941 года в Холменских лесах Черниговской области произошло объединение Черниговского областного отряда и Корюковского, Перелюбского, Холминского, Рейнметаровского районных отрядов в единое партизанское соединение под командованием А. Ф. Фёдорова.

В 1941 году партийное подполье удалось создать лишь в Киеве, Харькове, Чернигове, Ровно, Одессе, Николаеве и некоторых других городах Украинской ССР. Основными формами деятельности партизан в 1941 году на оккупированной территории УССР стали ведение разведки, диверсии, нападения на небольшие подразделения противника из засад. Впрочем, известны также случаи крупных боёв с противником:
3 сентября 1941 года у селения Жашков партизаны разгромили тыловую колонну немецкой армии, были убиты 100 солдат и 8 офицеров вермахта, захвачены 80 винтовок, 10 повозок с продовольствием и табун из 125 лошадей;
14 сентября 1941 года днепропетровские партизаны атаковали полевой аэродром, уничтожив 2 самолёта «Юнкерс-52», склад горючего и 12 автоцистерн;
2 декабря 1941 года в селе Погорельцы Черниговской области партизаны соединения А. Ф. Фёдорова разгромили гарнизон численностью около 100 человек.

     37. А чем мы хуже?
Возникла идея организовать налёт и на «свой немецкий» аэродром. Но эту операцию провести не получилось. Этот аэродром разбомбила дальняя авиация РККА. За указание координат этого аэродрома группе партизан из ветровского отряда была вынесена благодарность командования и передана «посылка» с харчами и боеприпасами. Встреча, которых, превратилась в целую военную операцию.
Была найдена соответствующая большая поляна в глубине леса. Определены её точные координаты, приготовлены сигнальные костры, разложенные в строгом соответствии со схемами из центра и ракетницы для зрительного опознавания.
Взяли один Opel Blitz на встречу гостинцев из центра. Прибыли загодя, часа за три до назначенного времени. Осмотрелись, убедились, что всё чисто. Да и о самом факте прибытия груза знали всего несколько человек, а уж о времени прибытия и того меньше – трое.

Выброс груза прошёл штатно, вовремя и в указанном месте с большой точностью. Сказывался опыт подобной работы. И как подарок, к 7 грузовым парашютам, в ночном небе распустились её три парашюта с гостями из центра…
Обмен паролями, как требовала обстановка, прошёл чётко. Пять контейнеров нашли быстро, а с двумя пришлось повозиться. Но к утру разобрались и упаковавшись вернулись в лагерь.

Там узнали самые последние новости и ценные указания Центра. Там было принято решение об объединении разрозненных мелких отрядов партизан в крупные. Столичные эмиссары и прибыли для решения вопросов по объединению. Им в Москве всегда всё виднее…