24 сентября. Имя розы

Константин Клюшкин
24 сентября 1986 года на киноэкраны США и Канады вышел фильм Жан-Жака Анно "Имя розы".

Фильм поставлен по одноимённому роману итальянского писателя, философа, профессора семиотики и средневековой эстетики, Умберто Эко. Роман, который был опубликован в 1980 году, стал первым в ряду его художественных литературных произведений. Многие, прочитавшие роман или посмотревшие фильм, задаются вопросом "При чём тут роза?" Умберто Эко объяснял название своего романа тем, что хотел дать ему "полностью нейтральное название. А роза - это символическая фигура, настолько богатая значениями, что к настоящему времени у нее почти не осталось никакого значения»".

Жан-Жак Анно загорелся идеей экранизировать эту книгу сразу после её выхода из печати. Он тут же обратился к писателю за разрешением на экранизацию, аргументируя эту просьбу тем, что книга написана как будто специально для него, поскольку он всю жизнь увлекался средневековыми церквями.

Разрешение на экранизацию Анно получил. Но пришлось потратить целых пять лет на подготовку к съемкам. В течение этих пяти лет Анно путешествовал по Европе и Америке, собирая интернациональный актёрский ансамбль: шотландец Шон Коннери, американцы Кристиан Слэйтер, Рон Перлман и Ф. Мюррэй Абрахам, австриец Хельмут Квалтингер, советский еврей, родившийся в Риге, Илья Баскин, французы Микаэль Лонсдаль и Вернон Добчефф, немцы Фолькер Прехтель и Михаэль Хабек, русский Фёдор Шаляпин, сын знаменитого оперного певца, швейцарец Урс Альтхаус, чилийка Валентина Варгас, итальянец Леопольдо Триесте, англичанин Эндрю Биркин, ну и так далее.

Что касается исполнителя главной роли - Шона Коннери - то изначально всё было против него: Умберто Эко и Жан-Жак Анно были против его участия, считая, что он годится только на роль Джеймса Бонда. И тому были серьёзные основания: предыдущие фильмы, в которых Шон Коннери попытался избавиться от амплуа "Джеймс Бонд" - "Легенда о сэре Гавейне и Зелёном рыцаре" и "Горец" - оказались, мягко говоря, провальными. По крайней мере, в финансовом отношении. Поэтому на роль Вильгельма Баскервильского пробовались звёзды первой величины мирового кинематографа: Майкл Кейн, Альберт Финни, Ричард Харрис, Ян Маккеллен, Рой Шайдер, Джек Николсон, Пол Ньюман, Марлон Брандо, Роберт Де Ниро, Дональд Сазерленд, Макс фон Сюдов, Ив Монтан, Витторио Гассман... И никто не подошёл. А когда Жан-Жак Анно всё-таки остановил свой выбор на шотландском актёре, стремившегося любыми путями уйти от образа Бонда, киностудия Columbia Pictures просто отказалась финансировать этот фильм, боясь потерпеть финансовую неудачу. И пришлось Жан-Жаку Анно обратиться за финансированием к европейским продюсерам.

Впрочем, в какой-то степени опасения американских продюсеров сбылись: в американском прокате фильм "Имя розы" практически провалился, собрав чуть более 7 миллионов долларов. Возможно, что сыграли свою роль весьма язвительные отзывы на этот фильм со стороны ведущих американских кинокритиков, представляющих наиболее влиятельные издания, такие как The Washington Post и he New York Times. Своего рода обобщением этих отзывов со смягчением наиболее чувствительных выпадов в адрес фильма стала рецензия гуру американской кинокритики Роджера Эберта, в которой он поставил фильму 2,5 звезд из 4-х возможных и написал: "Чего не хватает этому фильму, так это четкого, лаконичного, логичного сценария. ... В "Имени розы" так много хороших вещей - визуальный ряд, реконструкция того периода, передающая общее ощущение средневековья, и пр. - что, если бы эта история действительно нас захватывала, получился бы классный фильм." (1)

Однако, в других странах кассовые сборы оказались в 10 раз выше. В итоге совокупный бокс офис картины составил более 77 миллионов долларов, что почти в четыре раза превысило бюджет картины в 20 миллионов долларов.

Наряду с финансовым успехом, фильм Жан-Жака Анно "Имя розы" имел успех и на фестивальных площадках. Но только в тех странах, кинокомпании которых принимали участие в создании фильма - Германии, Франции и Италии. В Германии - стране, внесшей основной вклад в создание картины, фильм получил Серебряную премию Германской киноакадемии как Выдающийся игровой художественный фильм. От Итальянской киноакадемии фильм получил 5 премий Давид ди Донателло, в том числе приз имени Рене Клера за режиссуру. Французская киноакадемия наградила фильм своей премией Сезар в номинации Лучший иностранный фильм, предпочтя его таким картинам, как "После работы" Мартина Скорсезе и "Ханна и её сёстры" Вуди Аллена.

Несмотря на явный коммерческий и фестивальный успех, Умберто Эко, как это часто бывает с авторами экранизируемых литературных произведений, был настолько разочарован фильмом, что запретил экранизировать другие свои произведения. Под запрет попал и Стэнли Кубрик, собиравшийся экранизировать один из романов Эко. Однако, к чести писателя, четверть века спустя он "прозрел" и объяснил всем и, в первую очередь, себе: "Такая книга, как "Имя розы" - это настоящий трёхслойный бутерброд с индейкой, салями, помидорами, сыром и листьями салата. Но фильм может позволить себе выбрать только салат или только сыр, исключив все остальное, в данном случае - теологическую сторону, политическую сторону. Это очень хороший фильм". Некоторые писатели неспособны понять разницу между кинематографическим и литературным творчеством до конца своей жизни.

Но одну вещь Умберто Эко всё-таки не смог понять до конца жизни. Дело в том, что он написал шесть романов и считал, что каждый последующий роман был лучше предыдущего. А во всём мире его знали только как автора романа "Имя розы". Популярность этой книги прямо-таки бесила писателя. За несколько дней до смерти он заявил, что "Имя розы" - его худший роман и он его ненавидит. Но причина весьма проста: "Имя розы" - первый роман писателя - стал единственным его романом, который был экранизирован. И он сам, запретив экранизировать другие романы, создал эту ситуацию. И в этом недопонимании причин своей известности и популярности своего произведения Эко не одинок. То же самое можно сказать и про Кена Кизи, и про Стивена Кинга, и про братьев Стругацких, и про Владимира Богомолова, и про многих других. Были бы эти писатели столь известны и популярны, если бы не были экранизированы их произведения?

Что касается оценок фильма Жан-Жака Анно "Имя розы" рядовыми кинозрителями, то 63% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этому фильму оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше рейтинг фильма Жан-Жака Анно "Имя розы" (см. Предисловие) составляет 7,868, что позволяет ему занимать 896-е место в Золотой Тысяче.
_______________________________________