Индия, или, что то же самое, Бхарат

Саша Корпанюк
Внимательные наблюдатели стали замечать последнее время, что в англоязычной азиатской прессе, если речь заходит об Индии – название страны звучит «Бхарат». И совсем великое удивление посетило непосвящённых, когда на открытии Саммита G20 перед премьер-;министром Нарендрой Моди стояла табличка именно с этим словом. Нет, опытные информационщики быстро разобрались, поскольку первым делом заглянули в Преамбулу Конституции Индии, где прописано:

Индия, или, что то же самое, Бхарат, учреждается как Союз Штатов.
То есть – слово Индия является англицизмом (вышедшим из «Синдху», санскрит), а «Бхарат» – это чистый хинди и ряд родственных ему языков. Но почему ... так вдруг? Чем привычное миру название перестало устраивать этого неоднозначного и порой весьма странного индийского лидера? Дело в избирательном цикле и жесточайшей политической рубке, которая после пандемии откровенно сотрясает Индию. Если раньше партийная борьба вращалась вокруг экономики (реже – социалки), то сегодня на первый план выполз так называемый «индийский фашизм», радикальный индуистский национализм, вызывающий в том же Китае нешуточные опасения.

Так вот, локомотивом этого «национального возрождения» является партия «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) во главе с Нарендрой Моди. Давно объявившая войну английскому названию страны, как пережитку колониального прошлого. Демонстративное «Бхарат» на Саммите G20 подстегнуло политическую дискуссию внутри Индии, а главный соперник БДП – Индийский национальный Конгресс и созданный им «Индийский национальный инклюзивный Альянс развития» прямо заявили: Моди начал разжигать межнациональную и межконфессиональную вражду с опорой на самые мрачные и тёмные политические силы Бхарата.

Странные дела
В чём это выражается? Начнём с 2014-го года, когда шла победная впоследствии для «Бхаратия Джаната Парти» избирательная кампания под лозунгом «Национализм – наше вдохновение». Нарендра Моди провёл почти пятьсот встреч с избирателями, а мировая пресса узнала его имя после выступления перед медицинскими работниками в Мумбаи. Поместив «сенсацию» в разделы «Юмор, курьёзы, смешное...».

Кандидат на пост премьер-;министра на серьёзных щах сообщил, что древняя генетическая наука Индии существовала уже в IV веке до нашей эры ... иначе как объяснить появление на свет главного героя древнеиндийского эпоса Карны, который «не был рождён из утробы своей матери». А вторым открытием для ошарашенной публики с медицинским образованием стало утверждение, что благодаря «древним пластическим хирургам» появилось главное индуистское божество Ганеше (существо с телом человека и головой слона). Выступление после гомерического хохота посчитали шуткой...

Напрасно. В том же 2014-ом выходит в свет один из учебников истории, по которым учатся дети в достаточно религиозных штатах Индии, автором предисловия к нему опять-;таки числится Нарендра Моди, сообщавший недорослям: индуистский бог Рама управлял первым самолетом в истории человечества, а технология появления живых организмов из стволовых клеток была хорошо известна лекарям Древней Индии. Информация была встречена в штыки научным сообществом, были попытки организовать несколько отрытых научных конференций с попыткой пригласить самого премьер-;министра. Всуе, новое сверх-;консервативное правительство взяло курс ... на продвижение в системе образования откровенно псевдонаучных теорий.

Первой жертвой стала теория эволюции Дарвина, в индуистских (а затем мусульманских) школах учебники биологии избавились от подобного раздела, а предисловия обзавелись пояснениями: «дети, вы можете столкнуться с некой теорией эволюции в открытом доступе, но вам советуют не верить ей, потому что она ненаучна, не имеет доказательств». Бой был страшный, система высшего образования буквально становилась на дыбы, но политики и общественные деятели-;националисты словно не замечали учёных, продолжая внедрять во все уровни общественного сознания постулаты «индуистского фашизма» (дхармический национализм с помесью военного индуизма).

Можно сказать, за десять лет партии Нарендры Моди удалось сломать через колено многие гуманитарные институции Индии, в этом году школьники до 16-ти лет обнаружили в учебных программах зияющие дыры не только по биологии, под нож «традиционалистов» попали таблица Менделеева, разделы об источниках энергии (начиная с теории Фарадея). Сокращены в два-;три раза (в зависимости от штата) учебные часы по физике, химии, математике, биологии, природоведению, экологии, окружающем мире, управлении природными ресурсами (есть такой предмет в старших классах).

Само собой, серьёзно пострадали «ненаучные дисциплины» типа истории и обществоведения, из учебников исчезли все западные теории развития общества и государственности. А всё, что связано с «промышленной революцией» с её предпосылками и последствиями для мировой цивилизации – переведено в очень краткий факультатив даже в системе высшего образования (но университеты яростно сопротивляются, обладая высокой степенью автономности). Самое любопытное и критикуемое оппозицией распоряжение МинОбразования от сего года касается изъятия из учебных программ разделов «о развитии демократии, политических партиях и вызовах политическим системам». Причина объяснена:

сложностью содержания, поскольку содержание данных вопросов более не является актуальным для Индии. Система государственного образования будет впредь строиться на основе исторического опыта и творчества.
Фашизм и национализм
Что с появлением на посту премьер-;министра Нарендры Моди в стране наблюдается всплеск радикальных националистических настроений – говорят системно уже с 2015-го года как в индийской прессе, так и азиатской, но особенно горюют на сей счёт в Пакистане, Индонезии и Китае. Причина объективная, за последние десятилетия процент христиан и мусульман стремительно растёт, а молодые индусы из числа образованного городского населения становятся атеистами или космополитами, столкнувшись с прелестями «либеральной цивилизации». А против скрытой кастовой системы, не изжитой вообще, выступают всё более широкие слои населения.

Генератором праворадикальных и весьма экзотических религиозно-;политических идей является партия «Хинду Маха Сабха», появившаяся в Индии в первой трети ХХ века. Сначала это был союз бесчисленных народно-;освободительных движений, выступавших против британского колониализма. От самых умеренных и европеизированных, до откровенно нацистских и фашистских, построенных точь-;в-точь по лекалам NSDAP Адольфа Гитлера Национальной фашистской Партии Бенито Муссолини. Были и «центристы», оформившие концепцию индусского национализма (хиндутва), которую и разделяет сегодня Нарендра Моди со своей «Бхаратия Джаната Парти».Основателем «хиндутвы» является легендарная личность, соперничающая по сей день по популярности с Махатмой Ганди и Джавахарлалом Неру – философ, писатель и поэт Винаяк Дамодар Саваркар (1883-1966). Именно в его трудах и появилось определение «исключительной индусскости», немедленно ставшей краеугольным камнем философии здешнего национализма. 

Предназначенной для необразованных и далёких от высоких эмпиреев низших каст. Канон «хиндутвы» прост: все индусы, независимо от принадлежности к индуистским сектам, прочим индийским религиозным течениям (сикхи, джайнисты, буддисты) – являются истинными хозяевами Бхарата. Врагами назначаются как колонизаторы-;британцы, так и прочие конфессиональные и чуждые культуре Индии этнические группы.

Было отказано в равноправии индийцам-;мусульманам, индийцам-;христианам за нежелание воспринимать «древнюю религиозную культуру Бхарата», они признавались чужеродными элементами независимо от этнического происхождения. Сразу оговорюсь, что идеи «исключительной сверхнации» по типу национал-;социализма Германии не очень зашли мультиэтническому индийскому обществу, а вот ... фашизм Муссолини очень органично лёг на традиции индусского национализма во всех его проявлениях. 

Немедленно переведя «хиндутву» в политическую плоскость, а не научную или философскую. Но обо всём по порядку ...

Итак, радикальным идеологам удалось достаточно быстро расколоться между собой, особенно после демонизации «национал-;социализма» Гитлера и «фашизма» Муссолини по итогам Второй мировой войны. Первый был просто запрещён (Индия полностью разделяла решения Нюрнбергского Трибунала), а второй признан на официальном уровне «негативной, антигуманной и экспансионистской идеологией». Так появился классический индусский национализм «хиндутву» (чистая политика) и его ответвление – «дхармический национализм» (с мощной религиозной составляющей).

Но основа в виде «итальянского фашизма» никуда не делась, ещё с середины 20-х годов прошлого века индийские националисты точно ухватили самую суть успеха Муссолини и его Фашисткой Партии: нужно непримиримо бороться с любым иностранным влиянием и возрождать национальную «древнюю культуру». Если абстрагироваться от личности дуче и его исторического фиаско – такой «фашизм» выглядит обычной консервативной идеологией, именно поэтому Бенито был столь популярен во всей Европе, среди англосаксов и нашёл немало последователей по всему миру.

Итак, идеологи «хиндутву» и «дхармического национализма» видели своё предназначение в проведении национал-;консервативной революции, первой целью поставив избавиться от иностранного засилья колониальной администрации. Британской «демократии», так сказать в широком смысле. А чтобы возродить «древнюю национальную культуру» – привнесли в борьбу абсолют национального этаизма (государство обязано вмешиваться в жизнь общества и контролировать все его экономические и социальные институты). Ровно так поступил Муссолини, назначив ошарашенных и мягкотелых итальянцев потомками «железных легионеров Юлия Цезаря» и устроивший свою диктатуру на символизме Античного Рима.
То есть, индийские националисты полностью скопировали подходы дуче в идее строительства нового государства Бхарат: побеждаем тлетворные «демократические институты» (по сути своей – колониальные), потом занимаемся возрождением древней индусской идентичности, в которой нет элементов христианства с исламом. Именно поэтому идеологи «хиндутву» сразу забраковали национал-;социализм Гитлера. Самой философии индуизма во всех его проявлениях и сопутствующих течениях претило понятие «единственная нация планеты», а вот « высшая нация» на ее исконной культурной/цивилизационной территории – это да, правильный подход. 

Как в итальянском фашизме, густо замешанном на античности. Поэтому, в первой половине 30-х годов ХХ века вся Индия была наводнена публикациями в прессе, где идеология дуче превозносилась до небес. А британцы на сие смотрели с пренебрежением, никак не препятствуя интеллектуальной активности двух идеологов «хиндутву»: Кесари и Мунджа, ставших потом у руля нескольких националистических партий и движений.

Последний специально посетил в марте 1931-го Италию, внимательно изучал государственные учебные программы Военного Колледжа, Центральной Военной Школы Физического Образования, Фашистской Академии Физического Образования, учредительные документы и практики организации «Балилла», «Авангардисти» и «Дети волчицы». Потом чётко сформулировав критерии успеха Муссолини, заключавшиеся в отказе от преподавания многих естественных и гуманитарных наук, перенеся большинство учебных часов и внеклассного образования на идеологию «Нового Рима», пропаганду и физическое воспитание молодёжи. Так дуче хотел сделать «мягкотелую нацию» крепкой, физически здоровой, воинственной и трудолюбивой.
Идеологам «хиндутву» такой подход очень понравился, они своих соотечественников тоже считали «слабой нацией», подавленной как британцами, так и кастовыми перекосами организации общества с религиозным непротивлением судьбе и карме. Была сформулирована идея, что «новая индусская нация» должна коваться в военно-;религиозных школах сызмальства, дабы прививать строителям Бхарата корпоративный дух, физическую силу и ловкость, конфессиональное единство. Были созданы две экспериментальные школы, а Мундж (имевший личную встречу с Муссолини) регулярно писал в итальянское посольство в Бомбее, после начала второй мировой общаясь с Римом корреспонденцией через контрабандистов.

Так появился «военный индуизм», базовый элемент идеологии и философии дхармического национализма, ушедший в несколько политических партий современной Индии и национал-;освободительных движений. Была сформулирована Концепция служения Родине-;Матери (Бхарат Мата) и Богу-;Обществу, принята доктрина ненасилия (ненасилие из силы) с эмуляцией божественных качеств, сформирован образа врага по конфессиональному признаку. Христиане и мусульмане приравнивались к британским колонизаторам, поскольку они намерено «ослабляли нацию».

Чтобы побороть последствия многовекового геноцида и унижения, необходимо создать «новые поколения», старательно сближая между собой гражданские, военные и жреческие касты через духовное и физическое развитие каждой личности. Через фашизм «военного индуизма», полный контроль государства над всеми аспектами жизнедеятельности общества. Без благоглупостей «колониальной демократии», прав человека на самоопределение. Всех несогласных стоит переводить в официальный статус «неиндусов», поражать в правах, самых непримиримых – изгонять или уничтожать.

К вершинам власти
После второй мировой и обретения Индией независимости, идеологи «хиндутву», «военного индуизма» и всех оттенков «дхармического национализма» понимают: бороться с европеизированной системой государственности бывшей британской колонии им пока не по силам, поэтому в рамках общественно-;политического Движения «Хинду Маха Сабха» (Большое Собрание Индусов) были сформулированы первоочередные задачи националистов и второстепенные (которые стоит обсуждать только после прихода к власти, дабы не ослаблять единство борьбы).

Главным должно быть продвижение идеи «превосходства индусской социальной организации и образа жизни в мировом масштабе». Индийская цивилизация является древнейшей в мире, священные книги индусов содержат важнейшие для человечества истины, Индостан назначается священной землёй, а христианское и мусульманское население является пришлым. В касту «нежелательных гостей» переходят индусы, принявшие чужеземную веру, на них не распространяются законы традиционного индусского общества. Для прихода во власть нужно вести планомерную работу с самых «низов», захватывая как можно больше общественно-;религиозных организаций.

Первым рывком к политическому Олимпу националисты совершили, жёстко обозначив свою позицию при разделении Британской Индии на Индию и мусульманский Пакистан, один из лидеров «Хинду Маха Сабха» – Шьяма Прасад Мукерджи набрал немалый вес, яростно критикуя соглашательскую позицию правительства Джавахарлала Неру ... будучи министром.

Потом индусские националисты серьёзно приросли сторонниками во время «примиренческого безвольного позора» за авторством Махатмы Ганди, который со вселенской покорностью призывал мусульман с индуистами примириться, а Пакистану выплатил полмиллиарда рупий компенсации. 
За что и был убит в 1948-м маратхом по национальности, фанатичным участником организации «Хинду Маха Сабха». Расследование вскрыло огромную радикальную религиозную сетку, но процессы против главных идеологов движения провалились. А убийство Ганди стало символическим событием, снимающим с «непротивленцев» оковы прежних ограничений на пролитие крови «неверных». Что вылилось в ряд жутких погромов мусульманских кварталов на протяжение многих десятилетий.

Коренной перелом произошёл в 1960-х, когда на фоне борьбы с коммунизмом (представляете, было такое массовое явление в Индии) была создана новая политическая организация «Шив Сена» (Армия Шивы), собравшая под своим крылом всех ультранационалистов и радикалов, начавших расползаться кто куда, больше по нелегальным религиозным сектам. Дисциплина и порядок были восстановлены, идеология вернулась к принципам агрессивной «индусскости-;хиндутвы», а политические услуги предложены крупнейшей правой партии Индии «Бхаратия джаната Парти».

Штат за штатом падал перед этим консервативным националистическим союзом, программы подстраивались под каждый в отдельности. В Махараштре националисты «боролись» за права маратхов на самоопределение, в Бомбее (Мумбаи) они выступали за ограничение трудовой миграции, захлестнувшей мегаполис нищетой и бездомными. В других областях Индии тоже находились самые болевые социально-;экономические болячки и тщательно бередились агрессивной, примитивной и популистской болтовнёй с обязательной «охотой на ведьм». Чаще всего это были две (!) официальные коммунистические партии Индии (одна социалистического толка, другая – марксистская) и «продажные» профсоюзные движения левого толка.

Националисты уже с конца 1940-х наторели в приемах организации митингов, манифестаций, уличного насилия. А в борьбе против коммунистов «Шив Сена» начала применять военизированные отряды, вербуя тысячи малообразованных, безработных и малоимущих молодых людей из среды маратхской молодежи. При полной финансовой поддержке «Бхаратия джаната Парти», имевшей помимо прочего в системе полиции настолько большой вес, что правящий Индийский Национальный Конгресс просто боялся смотреть в сторону МВД, понимая чем дело закончится. Переворотом.

В 1995 году Альянс правых партий, в который входили «Бхаратия джаната парти» и «Шив Сена», оглушительно победил на выборах в региональный парламент Мумбаи. Простите, Бомбея. Первым Указом премьер-;министра Правительства штата город был переименован в рамках всеиндийской Программы «национализации географических названий». Коммунистическая и социалистическая идеология были стремительно повержены, приоритеты националистов сменились на религиозно-;политические, на первое место вышла непримиримая борьба с «предателями», индийскими мусульманами.

Говоря всяческие благоглупости о равных правах, после терактов в США 11-го сентября Индию захлестнула волна исламофобии, на острие борьбы вновь оказалась «Шив Сена», начавшая якобы создавать террористические ячейки для борьбы с «исламским радикализмом» по всему миру. 

За спиной у беснующихся националистов по-;прежнему стояла «Бхаратия джаната парти», где начала сверкать звезда Нарендры Моди, бывшего главой Правительства штата Гуджарат. Его стремительный взлёт к вершине политического Олимпа состоялся на волне национализма, требований к поражению в правах мусульман, ограничения визового режима с Пакистаном и Бангладеш, высылкой мигрантов неиндусского происхождения.

Выводы
Сегодня радикализация национализма Индии происходит по отработанной схеме, по-;прежнему главным политическим бузотёром выступает самая крупная в стране общественно-;религиозная «Шив Сена», являющаяся цепным псом правящей партии Нарендны Моди. Она устраивает травлю лидеров оппозиции, организует множество манифестаций, в СМИ выступает с простейшими для понимания лозунгами и яркими образами «национального врага». Это поклонение «западной культуре», принципы чужеродной для Индии демократии, враждебные древней истории Бхарата религии.

С приходом к власти «Бхаратия джаната парти» Нарендры Моди, радикалы «Шив Сены» получили огромный финансовый ресурс неправительственных гуманитарных фондов. Теперь любая благотворительность: помощь голодающим после засухи, организация госпиталей и ковидариев, акций по донорству, материальной поддержке многодетных «правильных» семей, покупка квот на высшее образование в университетах для малоимущих индуистов ... всё теперь в руках ультра-;националистов.

Теперь сбылась их давняя мечта и требование – премьер-;министр Моди появился перед мировой общественностью с правильным названием страны. Теперь главным лозунгом избирательной кампании стало требование выбросить из Преамбулы Конституции слово «Индия», дабы окончательно порвать с колониальным прошлым. Пока для такого решения «Бхаратия джаната парти» не хватает двух третей голосов в парламенте, у них всего 303 из 543 мест, но всё чаще оппозиция поднимает скандалы.

За последние три года администрации всех уровней специально используют название «Бхарат» (а что – в Конституции разрешено) в официальных документах, заставляя непонятливых переделывать множество бумаг, парализуя бюрократию отдельных Штатов, министерств и ведомств, где сидят приверженцы оппозиционного «западного мультикультурного пути развития Индии». Но особо нервничают ... китайцы с пакистанцами, прекрасно понимающие, куда дело идёт. Индусский «фашизм» ярко себя проявил за последние 80 лет, а программа расписана по пунктам.

Вновь на политическую арену выходит крупнейшая международная организаций последователей индусского национализма и концепции «хиндутва» – «Вишва хинду паришад» (Всемирный совет индусов), оформив предвыборную программу националистов. Тут полный букет радикальных решений для светлого будущего Бхарата: решение «радикального исламского вопроса» (внимание – с помощью США) на территории Индии, Ближнего и Среднего Востока; закрытие мечетей и национальная программа восстановления древних индуистских храмов, законодательная борьба с «коммунистической идеологией» (китайцы напряглись), запрещение миссионерской деятельности христианских священников и тд., «Вишва хинду паришад» требует запретить обращение индусов в христианство/ислам, употреблять в любом виде говядину на территории Бхарата. С требованием всех имеющих паспорта Индии – неукоснительно соблюдать индусские обычаи. А «иностранных гостей», вплоть до дипломатического корпуса, принудить употреблять в официальных документах не просто название «Бхарат», а его уважительную транскрипцию-;синоним «Хинду раштра» (Государство Индусов). Правда, в нём останутся новые касты, высшими будут считаться индуисты, джайнисты, буддисты и сикхи.

Все остальные попадут под законы сегрегации и поражении в правах (вплоть до депортации и уголовного преследования) нового Гражданского Кодекса, если жители Индии, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности, откажутся признавать «новую элиту». Ничего не напоминает? По глазам вижу ... нехорошее почуяли уважаемые Читатели. Одно хорошо – «Бхарат» с грядущим «Хинду раштра» от наших границ далеко. А с учётом тектонических сдвигов в индийском образовании , есть шанс что через поколение-;другое там на картах никто Россию и не найдёт.