Достоинство

Анатолий Федосов
               У людских достоинств, как и у плодов, есть своя пора.
                Ф. Ларошфуко


-- Пап, я учу, учу эту математику – и мне кажется, что я почти всё там понимаю и отвечаю правильно, а мне каждый раз учительница твердит одно и то же: - Ты пока не достоин высшей оценки! – и всякий раз показывает на выражение, которое, написано на плакате, в кабинете математики. А в каком классе я уже буду достоин такой оценки……
== Сын, а ты уверен, что уже заслуживаешь этой оценки уже сейчас  – а что, если это не так, - это будет означать, что ты не доверяешь своей учительнице. А может, она уверена, что ты мог бы ещё лучше знать математику – разве это плохо, когда учительница верит, что ты можешь понимать ещё лучше этот предмет. Может, ты просто выучиваешь правила, не понимая их сути и правильного применения их на практике?

-- Я же, не собираюсь стать математиком – меня больше интересует искусство – зачем мне лишний раз ломать голову над тем, что мне не пригодится.
== Математика, сынок, - царица всех наук! Понимаешь ли, в школе лишних предметов нет – я бы даже, к ним добавил кое-что – каждый предмет развивает человека по-своему, делая его всесторонне развитым. Плохо, когда человек развит односторонне – про такого человека говорят: «Узкий специалист». Быть узким специалистом высокого класса –конечно, достойно уважения, но такой человек рано или поздно почувствует, что он не всё  получает от жизни. А ведь, в жизни так много великого и интересного, помимо специальности такого человека – получается, что он как бы обкрадывает себя, недополучая иных радостей жизни.

-- И что же плохого, что я буду, как дерево в саду или дивный цветок – ты же сам говорил, что «нельзя объять необъятное».
== В таком случае, сын, тобой будут пользоваться только так, как ты можешь, пусть даже и лучше других. Только вот на стол будут подавать не только твои яблоки – а ещё и виноград, и груши, и у твоего цветка тоже жизнь будет коротка – отцветешь в свой срок и тебе на смену расцветут другие – и они будут стоять в вазе, вместо тебя - не будет ли это обидно для тебя?

-- Да, пожалуй! И кто его только придумал – это обидное слово: «Достоинство». Разве без него было никак нельзя?
== Понимаешь ли, сынок, всегда надо смотреть не на слово, а на то, что за ним стоит – а стоят за ним великие качества человека: и все они положительные, ценные, высокие и заметные – причем, не на одних словах, а большей частью – в делах. Имея в себе такие качества, человек осознает эти ценности, но никогда не гордится ими прилюдно, на словах, но, вместе с тем уважает себя, за то, что он имеет их, и знает, как ими пользоваться, и скорее не только ради того, чтобы получать, за это выгоды и награды, а скорее для понимания того, что он это может, лучше других, ещё и потому, что  для него, это – главный интерес и смысл его жизни. Иными словами, сынок, человек, тем достойнее, чем он достойнее пользуется своими достоинствами.

-- Да, папа, какое же, это слово – не только обидное, особенно для тех, кто не может или не хочет хорошо учиться, но и загадочное.
== Мир полон загадок и тайн – и не всегда и не у всех они открываются сразу. Но ты должен обязательно знать, что в каждом человеке живет свой талант, который будучи открыт, тоже может вырасти в их достоинство – поэтому, ты должен всегда относиться с уважением к тем, кому не даются легко знания, но они стараются, в чем-то другом, тоже полезном и желанным именно для них. Они - придет время – тоже станут достойными мастерами своего дела – пусть не такого великого, но тоже нужного.

-- В нашем классе, все равно, меня будут считать выскочкой, если я постоянно буду тянуть руку для ответа, а не подсказывать или давать списать «домашку».
== А ты не будь выскочкой, а веди себя достойно – отвечай, когда тебя спросят и когда ты уверен в правильности твоего ответа.

-- И все же, пап, я не понимаю – когда они «созреют», мои достоинства, как я их обнаружу, и когда их увидят во мне другие. Всё же это противное слово – без него бы детство было намного счастливее. Кто его только придумал.
== Его придумали, сынок, древние греки, для них достоинство заключалось в человеческом поведении, основанном на приличии, неотделимом от здоровья, силы и добродетели. Древние римляне, так те вообще считали, что достоинство делает человека ещё более прекрасным и привлекательным, так же как и образованность. Самое главное  – человек сам должен ощущать свое достоинство и всячески стремиться, не столько делать себя всё более достойным, сколько применять его только тогда, когда надо и где надо, не кичась им – иначе его достоинства могут превратиться, в их глазах, в недостатки. Достоинство всегда предполагает уважение себя.

-- А если человек себя не уважает – все лучше тебя – и в том, и в том…  Как же я буду себя уважать, когда они все лучше меня – пусть и каждый – в чем то своем?
== Человеку, всегда есть, за что уважать себя – даже за то, что ты стремишься перенять хорошее. Даже от одного из них – потом от другого, от третьего. Есть такая поговорка: «Лучше быть худшим среди лучших, чем лучшим среди худших».

-- А я, вот сейчас, уже имею какие-нибудь достоинства?
== Думаю, что да, но это ты должен решить сам – по своему поведению, по отношению к тебе со стороны, по наличию у тебя характера……

-- Характера?! Это значит уметь дать сдачи обидчику….
== И это тоже, но в характере есть и другие, не менее важные черты: доброта, честность, верность, бескорыстие, сочувствие и даже юмор – это общие черты, но есть и свои личные, которые тебе дала природа, случайно «подарили» тебе, случайные люди и события, дав тебе наглядный пример своим поступком.
Так что, решай, сын, подсчитывай сколько в тебе уже есть этого самого достоинства и мечтай о тех, которых ещё нет, но они тебе очень нравятся – главное: желать стать лучше! Не лучшим – а лучше!!!