Ч 2 Духовное состояние в РИ на примере литературы

Новосельцев Григорий Петрович
Часть. 2. Духовно нравственное состояние в империи на примере литературы.

1. Пушкин..
Пушкина, в качестве автора на основе чьих произведений я бы хотел бы рассказать о состоянии общества в 19 веке не случайно.
Для начала он всеми признанный гений. И это факт не оспоримый. И в своих произведений он очень емко выражает свою мысль. Не случайно его роман «Евгений Онегин» Белинский назвал энциклопедией русской жизни. Но об этом романе пойдёт речь в следующей статье.
Но для понимания русской литературы нужно все же знать православие и не  понаслышке, и анекдотам с мексиканскими сериалами, а достаточно глубоко. С тем же кличем следует подходить и к  авторам писавшим в это время.
Нравственный урок который показывает Пушкин своей жизнью очень поучителен для светских людей прежде всего. Потому что являет собой пример того как человек может изменить себя, если ставит перед собой цель это сделать.
Рассказ о Пушкине будет построен в этом направлении в первую очередь. Хочу показать Пушкина изменяющегося, ищущего, весьма умного. В том плане что ум как духовная сущность, как духовные очи, но не всегда таким бывшим.
В начале это был человек типично разумный, типичный гедонист. (Словарь Ушакова
Гедонизм гедонизма, мн. нет, муж. (от греч. hedone - наслаждение) (филос.). Этическое учение, наиболее резко выраженное в древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям и избегает страданий.) Типичный представитель своего времени.
Пушкин Александр Сергеевич 1799 - 1837 Великий русский поэт и писатель, основоположник современного литературного русского языка, с именем которого связывают Золотой век отечественной литературы и поэзии
 Детство Александр Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в небогатой дворянской семье.  Пушкины жили в Москве. Это старый боярский родовитый род. Его отец Сергей Львович сам писал, больше драматургию. Был знаком с Карамзиным,  поэтом Дмитриевым, Жуковским. Но больше конечно был известен его брат Василий Львлвтч Пушкин, и как поэт и как писатель. В значительной степени именно Василий Львлвич и повлияет на Пушкина, он и повезет его в Царскосельский лицей. Но об этом позже.
В то время все дворянство говорило по французки. Да и воспитание шло на западный манер. В лицее у Пушкина будет прозвище фрацуз. Потому что он лучше всех владел этим языком.
Здесь хотел бы остановиться на таком моменте, касающемся его преображения. Пушкин известен как писатель и поэт имеющий самый большой словарный запас, более ни кем не превзойденный. Мы в обыденной жизни спокойно обходимся пять — шесть тысячами слов, а чаще меньшим. Он же испльзовал, не считая простонародный и их вариаций, более 26 тясяч слов. Вот пример того чего достиг человек поставив себе цель.
Пушкинне был любимым у своих родителей и потому предпочитал уединение, чаще всего в кабинете своего родителя, где была очень обширная библиотека. В основном это были француские любовные романы. Мы видим что к одинныдцати годам он усвоил все, что не нужно усваивать в его возрасте.Он был представлен сам себе. Гувернеры и гувернатки менялись часто и больше уделяли внимание изучению языков. Для молодый людей его круга было нормой знание английского, немецкого и француского языков. Но со знанием их молодой человек принимал и западную культуру, далекую от норм традиционного руского православия. Это вольнолюбивые и атеистические мысли.
Нужно заметить, что семья Пушкиных считаола себя православной, они раз в год говели, даже устраивали по этому поводу торжественный обед. Но после причастия за столом могли читать скабрёзные стихи, отпускать различные колкости, в том числе и по поводу причастия. Как видите его семью благочестивой не назовёшь. Они не были какой то исключительной семьей, Типичная семья своего времени.
Когда встал вопрос о том куда отроку идти учиться далее встал выбор между учебными заведениями: петербургской иезуитской коллегией, основанной иезуитами (Словарь Ушакова иезуит и езуит, езуита, муж. (от лат. Jesus - Иисус) (книж.).
1. Монах, член воинствующего католического духовного ордена (общества Иисуса), целью которого является пропаганда и утверждение клерикализма.
2. перен. Хитрый, двуличный человек, лицемер.)
Или же отрывающаяся в Царском селе, высшая школа, которая изначально создавалась для обучения детей царкой фамилии, но потом решили на основе ее готовить детей для службы царской, будущих государственных деятелей.
Но в лицее все директора его и преподаватели были массоны. (Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
Масон м. франц. член масонства ср. тайного масонского общества, принявшего название каменщиков или строителей. Масоном и фармасоном (franc-mason) зовут у нас вольнодумцев, государственых и церковных.)
Начальное образование, как это было принято у дворян, маленький Пушкин получил дома, его обучением занимались учителя и гувернеры, приглашаемые родителями из разных стран Европы. При этом, несмотря на яркий ум, будущее светило русской поэзии никак нельзя было назвать прилежным учеником, преподаватели и родные отмечали в нем отсутствие усердия, но со временем мальчик увлекся чтением.
Уже в возрасте семи лет в Пушкине начал развиваться его творческий талант. Начитавшись Мольера, Лафонтена и Вольтера, он сочинял на французском языке маленькие комедии, басни и даже пытался написать поэму.
Лицей В 1811 году после создания Царскосельского лицея 12-летний Пушкин оказывается включенным в список его воспитанников. Высокий уровень преподавания и требований к лицеистам дали будущему поэту то, что не смогли дать учителя и гувернеры в родном доме. Хотя отдельные науки все-таки давались ему с трудом, среди них была математика и логика.
Но надо отметить следующее: в лицее писали стихи почти все преподаватели и ученики и птому там сложилась довольно хорошая творческая атмосфера. Они даже выпускали свой рукописный журнал. В лицее была хорошая библиотека в 100 тысяч книг. Пушкин обладал просто феноминальной памятью. Все что он читал и слышал тут же запоминал.
Для прояснения того каким он был как личность, следует отметить, что он был воспитат западными гувернерами, был воспитал как гедонист, человек стремящийся с чувственным наслаждениям. Если к этому добавить любовные романы, прочитанные им до 11 лет, то понятно, что многие страсти у Пушкина рано начинают проявляться.
Здесь следут отметить, что и по женской и мужской линии родословие Пушкина было весьма замечательным. Он помнил свою родословнуй и в атобиографии напишет.  «Прадед мой Александр Перович, был женат на младшей дочери графа Головина. Который умер весьма рано зарезав свою жену находящуюся в родах, в препадке бешенсттва. Единственный его сын был пылкий и жестокий. Первая его жена умерла на соломе, заключенная в домашнюю тюрьму, за мпимую или настоящую измену с французом, учителем его детей, котрого он повесил во дворе. Вторая его жена, урожденная Чечерина, довольно от него натерпелась.  Родославная матери еще любопытнее. Ее дед был негр, сын владетельного князка. В семейно жизни, прадед Ганибал был несчастен, как и прадед мой пушкин, Первая его жена, гречанка, родила ему белую дочь. Он с ней развелся и принудил постичся в Тихвинском монастыре. Вторая его дена родила ему множество детей обоего пола.  Дед Осип Абрамович, женился на Марие Алесеевне Пушкиной. Брак был несчастный. Африканский характер моего деда, пылкий и страстный, соедененный с ужасным легкомыстием, вовлекли его в удивительный заблуждения. Он женился на другой, предоставив фальшивое сидетельство о смерти первой.  Его новый брак объявлен незаконным. Бабушке возвращена его трехлетняя дочь, а дедушка солан в черноморский флот ... « И так далее. Видите какое он получил наследство и с одной и с другой стороны. Поэтому понятно какие страсти в нем кипели с самого юного возраста. Отсюда и его многочисленные похождения. С этой страстью он будет бороться всю жизнь. И только женидьба сделает его другим человеком. Но надо отметить, что в то время таким был весь свет. И такое поведение было нормальном в том круге где он общался.
Свободное время (в лицее) Пушкин уделял литературе, а в 1814 году впервые опубликовал свое стихотворение «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы». Год спустя талант литературного гения оценил известный поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин, которому молодой Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Именитый муж пришел в полный восторг, а стихотворение было опубликовано в журнале «Российский музеум». В формировании Пушкина, как поэта, много было сделано Жуковским.
В лицейский период Александр Сергеевич познакомился и сдружился с Антоном Дельвигом, Иваном Пущиным, Вильгельмом Кюхельбекером, с которыми поддерживал отношения всю жизнь. Помимо них у него было еще множество друзей. Человек он был комуникабельный, Легко сходился с людьми.
Окончив Царскосельский лицей, Александр Пушкин был зачислен в Коллегию иностранных дел чиновником десятого класса. Но государственная служба его не интересовала, Александра Сергеевича больше увлекала светская жизнь, особенно он был востребован в литературных кружках и обществе петербургских писателей. На юге В 1819 году через близкое к декабристам литературное общество «Зеленая лампа», куда вступил поэт, в творчество и мировоззрение Александра Сергеевича начинает проникать политика. Новые друзья обсуждали и пропагандировали свободолюбивые идеи.
В этот период своего творчества Пушкин пишет оду «Вольность», а также стихотворения «К Чаадаеву» и «Деревня», что не осталось без внимания со стороны властей. Если бы не заступничество Николая Карамзина перед императором, Александра Пушкина могли сослать в Сибирь, а так он был всего лишь переведен по службе на юг. Но еще до переезда молодой гений успел закончить поэму «Руслан и Людмила», прочитав которую Василий Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». В 1820 году Пушкин на пути в Кишинев на некоторое время заезжает на Кавказ, а затем в Крым, чтобы поправить свое здоровье. Этот период тоже вскоре найдет свое отражение в стихотворных произведениях, таких как «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Уже в Кишиневе Александр Сергеевич, предоставленный сам себе, пишет «Песнь о вещем Олеге», а также начинает роман в стихах «Евгений Онегин». При этом творения поэта начинают публиковать в Петербурге, и он приобретает популярность в качестве поэта и писателя. Ссылка В 1823 году Александр Пушкин переехал в Одессу, добившись перевода по службе в канцелярию графа Воронцова, но здесь ему не удалось выстроить отношения с начальством, и вскоре поэт попросил отставки. Но еще до того, как он успел это сделать, в Москве полиция вскрыла его письмо другу-лицеисту Кюхельбекеру и сочла его содержание настолько недопустимым, что вместе с отставкой Пушкин был определен в ссылку.
Следующие два года поэт пребывал в родовом имении в селе Михайловском Псковской области под надзором и без содержания. В Михайловском Пушкин жил в одиночестве, родные покинули имение. Единственной, кто скрашивал одиночество поэта, была няня Арина Родионовна.
Так же был еще один человек — архимандрит Иона, настоятель Святогорского монастыря. Пушкин был направлен и под надзором этого монаха. Он пробудил в Пушкине не просто интерес к православию, но сделал из него православного человека. Библия стала его любимой книгой. Он пришел к Выводу, что Евангелие самая важная книга — это вершина книг. Надо было в свое время проглотить библиотеку отца, царскосельскую библиотеки. Уезжая их Михаловского он увозил 56 ящиков с книгами. Это примерно 2 тысячи книг. Причем интересное замечание Пушкина по поводу языка Библии и Евангелия. «Передавать этот удивительный текст пошлым современным языком — это корщунство, даже в свете эстетики и здравого смысла».
Няня то же сыграла в его творчестве важную роль.Сказки и народные песни няни сильно повлияли на творчество Александра Сергеевича, а ее литературный образ появился в некоторых произведениях писателя. В этот период Пушкиным была написана трагедия «Борис Годунов», что стало новым этапом в его творчестве. В конце 1825 года после смерти Александра I Пушкин надеялся на помилование от нового императора, но ему помешало Восстание декабристов, члены которого ранее были связаны с поэтом. Однако после того, как в 1826 году был опубликован первый сборник «Стихи Александра Пушкина» и поэт обрел всенародную любовь,
Пушкин и православие. В светских биографиях поэта этому моменту не придают значения. Потому я решил отдельно поговорить об этом. И продолжу эту тему в конце статьи, где будет говориться о последних днях жизни поэта.
Я уже описал в каких условиях он жил и формировался как личность. И не удивительно, что он стал атеистом. Причем убежденным. Во время южной ссылки он брал уроки атеизма, найдя себе достойного учителя. Это и стало одной из причин его ссылки в Михайловское. В одном из писем он об этом похвалился. Он был сослан под надзор своего отца, полиции и духовных властей.
Но если бы не было благоприятной почвы, то ничего не выросло бы на этом.
Поэт воспринимает мир по особому. Православную культуру он воспринимает из книг, из общения с людьми и на генетическом уровне. Сыграли свою роль Жуковский, Вяземский, Карамзин.
Пик его атеизма был в ссылке, в Кишиневе. Там он напишшет гаврилиаду, которую он будет сторониться всю свою сознательную жизнь. Многие сомневаются в его авторстве, так как нет оригинала написанного его рукой. Но есть подробный план написанный его рукой. В последствии он будет стыдиться как многих своих поступков, так и этого произведения.
С 1826 года начался переворот его сознания о чем свидетельствуют как его произведения, его окружение и сам Пушкин.
В 1926 году он пишет Бориса Годунова, глубоко православное произведение. Дописывает и дорабатывает Евгения Онегина, роман который начинался им писаться как атеистом, а закончен убежденным православным. После встречи с императором Николаем 1, через несколько дней он пишет стихотворение пророк. Где он пишет: «Глаголом жги сердца людей». Задумываясь о цели своего таланта он приходит к выводу, чыто талантом надо служить Богу.
Встреча с императором сыграла важную роль в жизни поэта. Император стал и его наставником, личным цензором. Он устраивает его историографом. Таким образом он получил доступ ко всем архивам.
Важную роль в его жизни была поэтическая полемика с митрополитом Филаретом (Дроздовым).
В 1935 году Пушкин примает в составлении словаря святых прославленных в русском государстве.
Пушкина привлекают библейские мотивы. Он пишет стихи о Моисее, привлекает его образ Иова многострадального и еще многие библейски образы. Пишет поэтические переложения отрывыков из Библии. У Чаадаев мы узнаем как Пушкин наизусть цитировал эклизиаста, любил пророка Давида.
Он брал материалы из Библи не только для своего творчества, но для своей жизни, для понимания смысла человеческого бытия.
Что важно Пушкин тперь не у французских энциклопедистов ищет на важные жизненные вопросы: что есть зло, добро, любовь, мир и так далее. Он теперь следует за библейским толкованием этих понятий.
Останавливаясь в своих размышлениях о природе злых духов Пушкин говорит. :«Я верю Богу во всем, что касается Сатаны. В стихах о падшем духе, пркрасном и коварном, заключена великая философская истина. Если уродливость дьявола не помешала колдуньям поклоняться ему, то это свидетельствует о развращенности человечества, которое почас преклоняется пред всевозможными, особенно нравственными уродливостями., возводя их в красоты».
Он очень любил богослужение, а великопостную моитву Ефрема Сирина переложил стихами.
Привожу несколько цытат Пушкина.
«Великий духовный переворот нашей планеты есть христианство. Греческое исповедание, отделенное от всех прочих дает нам особый национальный характер. В России влияние духовенства было стольже благоприятно, какк пагубно в землях католических. »
Свадьба В 1829 году поэт на балу познакомился с Натальей Гончаровой и сразу влюбился в 16-летнюю девушку. А через несколько месяцев сделал предложение, но родители Натальи не дали своего согласия на свадьбу. Расстроенный Пушкин уехал к брату на Кавказ. Вернувшись с Кавказа Александр Сергеевич вновь посватался и на этот раз получил одобрение. До свадьбы оставалось только решить вопрос с имуществом жениха. Пушкин отправился в другое родовое имение – в Болдино Нижегородской губернии, где отец поэта выделил ему часть усадьбы и две сотни крестьян. Но в Болдино пришлось задержаться на всю осень из-за эпидемии холеры, наложившей карантинный запрет на переезд Пушкина в Москву. Здесь за короткий срок Александр Сергеевич закончил «Евгения Онегина» и написал множество других произведений. В декабре 1830 года Пушкин вернулся в Москву и вскоре обвенчался с возлюбленной.
Последние годы В 1831 году поэт был принят на службу для написания «Истории Петра», но быстро увлекся образом предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева и даже отправился в небольшую экспедицию по местам восстания, чтобы собрать материал для своего романа. После этого осенью 1833 года Пушкин вновь уехал в Болдино, где закончил научное сочинение «История Пугачева», написал «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», поэму «Медный всадник», которую запретили к публикации, начал работу над «Пиковой дамой». После возвращения в Петербург Пушкин попытался оставить службу или хотя бы получить продолжительный отпуск, но предложенные условия его не устроили, и он остался в столице. На эти годы приходится застой в творчестве поэта, некоторые произведения оказываются запрещенными к печати, другие выходят с трудом и не получают широкого признания. К тому же Пушкин много экспериментирует, и эти изменения не находят отклика у читателя. В 1836 году Пушкин получает разрешение на издание альманаха под названием «Современник», где публикуется он сам и другие именитые поэты и писатели, такие как Николай Гоголь, Иван Тургенев, Василий Жуковский. Однако издание оказалось убыточным и, чтобы хоть как-то поднять количество подписчиков, Пушкин публикует в нем свой роман «Капитанская дочка». Работа над журналом занимала все время поэта.
Для того бы осмыслить события связанные двух дуэлей и смертью и понять духовный смысл событий следует  обратиться к словам архиепископа Никанора (Бровковича). Который он говорит на панихиде по случаю 50 летия гибели поэта.
«По слову святого апостола Петра, «человеколюбец Господь иногла очень тяжко наказывает в сей жизни людей даже безвременной мучительной смертью. Как наказал потопом современников Ноя. С особой спасительной целью, что бы они подвергшись суду по человеку плотию жили по Богу Духом. (1 Петр. 4.6 По другому же священному изречению:» чем мы согрешаем тем и мучимся, чем согрешаем тем и казнимся, вкушая от плодов путей своих»Притч. 1.31» Здесь архиепископ Никонор обращает внимание на что? Пушкин во время своей юности мятежной очень много нарушил браков.  Чем много зла сотворил. С чем же он потом столкнулся, когда поздно женился, действительно полюбил, искренне полюбилю А получил он то, что когда то другим давал: ревность, наговоры, как его же давнишними стихами пытались соблазнить его жену. Как он мог это воспринимать? Конечно очень сильно болезненно. Конечно если бы он был достаточно духовным человеком, то он бы избежал ее. Ео он был в плену общественнго мнения. Хотя дуэли были законом запрещены, дуэлянтов приравнивали у самоубийцам и птому не отпевали в церкви. Он рисковал не только получить последствия из за дуэли от светской власти, но и духовной. Так же мог погубить свою душу, став убийцей. Но божиим промыслом Пушкин не стал убийцей.
Дуэль В ноябре того же года вслед за ухаживаниями кавалергарда Жоржа Дантеса за Натальей Гончаровой начинают расползаться грязные слухи и рассылаться анонимные пасквили. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая была отсрочена, а затем отменена по причине брака между французом и сестрой Натальи Гончаровой Екатериной. Однако женитьба не изменила поведения Дантеса, никуда не делись и разного рода слухи с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. 26 января (7 февраля) 1837 года Пушкин направил приемному отцу обидчика, служившему послом Голландии в России, Луи Геккерну оскорбительное письмо, результатом которого стал вызов на дуэль. Дипломат не мог стреляться на дуэли, и его представлял именно Дантес. Дуэль состоялась на следующий день на Черной речке. Пушкин получил ранение в живот, которое для того времени считалось смертельным. Через день – 29 января (10 февраля) Александр Сергеевич скончался. Ему был приглашен священник и Пушкин долго ему исповедывался,  а потом причастился. Священник исповедывавший его был поражен глубиной духовного понимания Пушкиным своих грехов.
Таким образом имелись все основания его похоронить по православным традициям. Его отпевали в храме при Зимнем дворце.  На похороны великого русского поэта пришла половина Петербурга. Тело Пушкина захоронили на территории Святогорского Успенского монастыря Псковской губернии недалеко от могилы матери.
 После его смерти его семья была взята под опеку императора. Заплатили все его долги. Детям был выделен пансион. Мальчикам до поступления на службу, девочкам до выхода замуж. Наталье Николаевне до конца жизни, если она не выйдет замуж.
(Источник информации - портал История.РФ,