Казачий хор

Еремин
                «Как много жёлтых снимков на Руси
                В такой простой и бережной оправе…»
               
                Поэт Н. Рубцов
   
  «Казачий хор Шелковского района в дни краевого праздника джигитов 5-6 мая 1936 года» - такая надпись сделана на этой фотографии, которая хранилась в семье шелковчанина Сухарева Ивана Фёдоровича. Впервые она была опубликована в районной газете 22 марта 1986 года, когда ещё были живы некоторые участники этого события…
В 1936 году с казачьего народа были сняты ограничения в правах, в том числе, по службе в Красной армии. Терские станицы из Дагестанской автономии были переданы в состав Ставрополья.
   Как и по всей необъятной Руси в старицах по Тереку любили петь. Пели казаки в походах, защищая пределы Отечества, пели казачки, ожидая в долгой разлуке отцов, мужей, сыновей. Пели, работая в виноградных и бахчевых садах, пели на свадьбах величальные и весёлые мотивы. Провожая в последний путь станичников пели заупокойные молитвы. Пели в церквях.
   Былинные сказания и исторические предания, положенные на нехитрый мотив, хранила человеческая память, передавая песни из поколения в поколение.
   Советская власть, проводя «культурную революцию», использовала тягу народа к пению в своих целях: можно было петь старинные песни наряду с новыми советскими периода гражданской войны и первых пятилеток.
   Среди участников этого районного казачьего хора кроме шелковчан были жители станиц Старогладковской, Гребенской, Старо и Новощедринской и Червлённой.
   Мне удалось установить имена некоторых участников этого коллектива. Из станицы Шелковской активными хористами были Нестеренко Ефросинья и Лучанинова Анна (лежат головами друг к другу в нижнем ряду), Филимоненко Яков (3-й справа в верхнем ряду), кстати от был трубачом в Кизляро-Гребенском полку. Старшиной хора был казак Гребенской станицы Сухарев Фёдор Сергеевич. С ним пели его станичники Иванов Дементий, Лиманов Харитон, Овчаров Михаил. Обратите внимание все женщины повязаны платочками «на комсомольский манер», но справа казачья группа червлёнцев в своих традиционных казачьих справах и нарядах. Кстати, тогда же в 1936 году казакам разрешили вновь носить черкески и кинжалы.

   Расскажу также и том, кто создал этот хор. Это Польшин Иван Алексеевич, который приехал учительствовать в станицу Гребенскую из Пятигорска. Иван Алексеевич выделяется среди одетых в кавказские наряды казаков своим европейским костюмом с галстуком и фуражкой (в центре). Способный хоровик – дирижёр, прекрасно игравший на скрипке, он ещё организовал в школе струнный оркестр. В нём играл на балалайке Сухарев Иван Фёдорович.
   За активное участие в развитии художественной самодеятельности в районе Иван Васильевич Польшин был премирован редким по тем временам подарком – велосипедом.

   «Жители района очень любили свой хор. И занятия в хоре, и выступления в городах Кизляре, Пятигорске, Ставрополе и станицах края - вспоминала Ефросинья Нестеренко, - были настоящими праздниками для людей. Песня создавала духовную общность, единство и родство душ!»