Блок. Петербургские сумерки снежные... Прочтение

Виталий Литвин
«Петербургские сумерки снежные…»
 






                Петербургские сумерки снежные.
                Взгляд на улице, розы в дому…
                Мысли – точно у девушки нежные,
                А о чем – и сама не пойму.
 
                Всё гляжусь в мое зеркало сонное…
                (Он, должно быть, глядится в окно…)
                Вон лицо мое – злое, влюбленное!
                Ах, как мне надоело оно!
               
                Запевания низкого голоса,
                Снежно-белые руки мои,
                Мои тонкие рыжие волосы, —
                Как давно они стали ничьи!
 
                Муж ушел. Свет такой безобразный…
                Всё же кровь розовеет… на свет…
                Посмотрю-ка, он там или нет?
                Так и есть… ах, какой неотвязный!
                15 марта 1914





Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Биографическую основу стихотворения составляют обстоятельства знакомства Блока с Л.А. Дельмас (Воспоминания, 2. С. 134). Р.В. Иванов-Разумник писал Е.П. Иванову 2 декабря 1940 г.: «Еще два стихотворения, написанные тогда же, А.А. не включил в цикл "Кармен", хотя они и относятся к Л.А. Дельмас. Это, во-первых, "Петербургские сумерки снежные ... "» (ЛН. Т. 92. Кн. 4. С. 650).[ ЛН –  Литературное наследство (сборники). ]
 »

     Героиня стихотворения сидит дома, а в окне:  «петербургские сумерки снежные…» – Ср. из цикла «Кармен»: «Бушует снежная весна…  18 марта 1914». Особенно ср. даты.
     Здесь  – другая книга – «Арфы и скрипки» и другой, хоть и композиционно не оформленный, цикл, но, как в прошлом стихотворении образ героини возможно слеплен из воспоминаний о трех женщинах, так и здесь прообразом героини эпизода стала еще одна женщина – не та, которая «унизительно хохочет» и не одна из тех трех… Именно поэтому, я думаю, Блок и снял посвящение (Л.А.Д.) – чтоб не путать читателя.      
     Здесь продолжается другой внутренний сюжет:
 
«Есть времена, есть дни, когда…» – предчувствие;
«Я вижу блеск, забытый мной…» – он увидел ее на балу;
«Ты говоришь, что я дремлю…» – они уже разговаривают;
«Ваш взгляд – его мне подстеречь…» – она, кокетничая, отвернулась;
«Натянулись гитарные струны»… – герой обернулся  сцене;
«Ты – буйный зов рогов призывных» – герой рефлектирует  по её поводу;
«Как день, светла, но непонятна» – героиня, дразнит  “поэта” и, забавляясь, морочит тому голову;
Исходное – внутренние метания героини.