Жатва праздник! Благословение или проклятие?

Виктор Тарасенко
    В традиции разных народов, в том числе и в России, есть особо любимый праздник, который отмечают по окончанию больших трудов в сельском хозяйстве – это праздник урожая, или как принято у нас в церквях – праздник Жатвы.
    Вот об этом празднике мне и хотелось бы порассуждать немного с тобой дорогой читатель. Но просто говорить о нём нет смысла, потому, наверное, почти каждый из нас, если не принимал в этом празднике прямое участие, ведь сегодня доля городских жителей намного превосходит сельское население. Но, опосредованно, через сельские ярмарки, торжественные мероприятия, посвященные завершению этого события, несомненно вы все были свидетелями. Это и понятно, и особенно приятно нам в России в последние годы отмечать, что с каждым годом количество зерна, собранного с полей всё увеличивается и уже давно труженики сельского хозяйства превзошли все те рекорды Советского периода и царской России. Правда возникают и ряд неприятных вопросов: почему каждый год при этом цена на хлеб, да и другие продукты, продолжает расти, но это так – частность, на которую мы не будем обращать особого внимания, ибо, в конечном итоге сегодня живём лучше, чем в прошлом, так что такие мелочи, как подорожание продуктов, не могут испортить нам общего настроения – празднование нового урожая.
    Другими словами – праздник Урожая – день Жатвы – это поистине праздник, дающий хорошее настроение. Тогда для чего я оставил вопрос во втором предложении заголовка данной статьи? При чем здесь благословение, или того хуже, проклятие?
   Не является ли праздник урожая исключительно следствием упорных усилий и забот тружеников села? Может быть так некоторые из вас и думают, но мне, как верующему человеку, во всех вопросах хочется разобраться во свете Библии – особого откровения Бога, данного человечеству.
    Итак, есть ли упоминание о жатве, урожае в Библии? Да, упоминание об этом событии встречается довольно часто, и первое упоминание о жатве мы находим в первой книге Библии – Бытие в восьмой главе. Давайте вместе прочтём: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь, во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.» - Быт.8:21-22.
    Те читатели, кто знаком с книгой Бытие знают после каких событий Бог произнёс эти слова, те же, кто не знаком с этой книгой, тем не менее, в своей жизни, несомненно слышали о всемирном потопе. И здесь мы не будем «ломать копья» было это в истории человечества, или нет. Верующие верят всему, что записано в Библии, а неверующие сомневаются во всём, на что и оставлены… Тем не менее, хочется упомянуть о том, что не только в Библии, но и в других исторических памятников человеческой истории и цивилизации, начиная от Шумера, и кончая рассеянными племенами папуасов Индонезии, весть о всемирном потопе передается из поколения в поколение. 
    Но мы немного отвлеклись, потоп – величайшая трагедия первого мира, показавшая всю мощь Бога и Его гнев по отношению нечестия человека, привел к тому, что Бог поставил вечный завет в радуге с человечеством, что более вся земля не будет уничтожена водою. Это, однако, не освобождает нас в полной мере от разрушительной водной стихии, чему мы все свидетели, особенно в последнее время. Но, надо сказать, что эти происшествия, хотя и страшны по своей мощи, всё же не затрагивают целиком всю землю.
     Обещание Бога о сеянии и жатве, упоминает автор Бытия с такими категориями как лето и зима, холод и зной, день и ночь. При этом он говорит о постоянстве этих категорий во все дни земли, сколько бы ей не осталось.
Значит, радостно воскликните вы, жатва – это праздник и благословение! Я не буду возражать на это, но хочу сразу упомянуть вам и о последнем упоминании этого слова, и как интересно то, что оно последний раз упоминается в заключительной книге Библии – книги Откровение. Правда смысл этого слова там не совсем тот, что мы рассматривали вначале, он более значим, но результат – как завершение – одинаков. Жатва – это завершение, и для пшеницы, или другого злака, это конец – переход в иное состояние – муку и хлеб. Так и при жатве, описанной в книге Откровения – это итог – переход в вечность с определёнными последствиями для каждого, кто будет пожат.
    Давайте вместе прочтём: «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; не голове Его золотой венец, и в руке Его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы; ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.» - Откр.14:14-16.
     Если вы будете дальше читать книгу Откровения, то увидите, что жатва, описанная там, ничего хорошего не принесет людям, это практически конец, и это смею утверждать - некое проклятие, особенно для тех, кто абсолютно не думает о вечности и живёт совершенно беззаботно, нисколько не страшась будущего гнева Божьего. И если мы с вами выяснили, что теперь человечеству не грозит вымирание от всеобщего потопа, то от погибели огнём мы не защищённые и, как повествует Библия: «…земля и все дела на неё сгорят» (2 Петр.3:10).
    Значит, если мы сосредоточены только на «земном значении» слова «жатва», или урожай, то это в полной мере и праздник и благословение, и награда и успех, и уверенность в дне завтрашнем, и многое, многое другое, что нас радует и даёт повод веселиться и иметь хорошее настроение. Но вот, когда мы будем думать о жатве, как о небесной категории – подведения итогов всему ли человечеству, или отдельной человеческой особи, то вот тут, увы, возникает совершенно другое настроение. Подводя итог своей жизни не многие полностью удовлетворены ей, а подавлявшее большинство, напротив, хотели бы что-то в ней исправить, иногда и очень значительные события, или решения. К сожалению, без Бога исправить ничего нельзя, и только покаяние и вера в исцеляющие раны Христа и Его воскресение даёт человеку возможность благословения и при другой – небесной жатве. В противном случае, жатва – это проклятие для тех, кто Христа отвергает, и тут совершенно не важно каким вы были человеком при жизни. Возможно вы были абсолютно нравственны и не совершали грубых грехов, но вы виновны в самом главном грехе – неверии во Христа как Господа и Спасителя.
    Но, скажет кто-либо, сегодня все веруют. И вот тут нужно более подробно порассуждать о взгляде нашем и взгляде Бога на жатву не только ту, что даёт нам возможность прожить ещё один год, но и на ту, которая даёт нам возможность жить жизнь вечную. Надо сказать, что к жатве духовной нас призывает Христос также, как Он призывал своих учеников, давайте прочтем:
«Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так-что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут; ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет». Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их.» - Иоан.4:35-38

     Те, кто знает книгу Иоанна, вспомнит по какой причине были сказаны эти слова Иисуса своим ученикам. Эти слова сказал Он им, после того как побеседовал с самарянкой, говоря ей слова вечности. Результатом этого разговора у колодца было то, что и эта женщина покаялась и признала Иисуса за Мессию, и жители этого селения также обратились к Богу. В то время, когда ученики Христа были сосредоточены на земной пище, удалились в селение чтобы купить пищи, Иисус, видя духовную жажду жителей той местности, завел этот разговор с негодной женщиной, которая была свободных нравов, но по всей видимости мучилась в совести своей за такую беспутную жизнь. Слова Христа стали для неё, да и для других жителей того селения – исцеляющим бальзамом веры, дающем жизнь вечную и жатву веры.
    Надо сказать, что ни ученики, да мы, порой не осознаём того значения духовной жатвы, которую Бог даёт. Сколько упущенных возможностей духовной жатвы у каждого из нас? К сожалению, мне вспоминаются случаи, когда я не смог сказать о Боге тому, кто был рядом. Как дела обстоят у вас?
    Какой плод веры мы принесём Богу? И сколько времени нужно нам, чтобы созреть для труда во славу Божью? Если вы в вере уже более двух лет и не несёте никакого служения, то вам, как той смоковнице – есть чего опасаться, у вас еще один год, чтобы принести добрый плод.
    В вечности каждый из нас предстанет перед Богом со своей верой и плодами тех дел, что творил под солнцем.
    Для кого-то это будет благословением, а для кого-то проклятием.
    Таким образом, отмечая сегодня столь замечательный праздник Жатвы земной, подумаем и о Жатве Небесной….

ТВГ, г. Барнаул, сентябрь 2023 г.