Х. Х. ван Альтен. Кальвин о дарах Духа в Деяниях

Инквизитор Эйзенхорн 2
КАЛЬВИН О ДАРАХ ДУХА В ДЕЯНИЯХ
 Х.Х. ван Альтен

1. Введение

Был ли Жан Кальвин цессационистом – или, что еще важнее, отцом цессационизма
– или он был континуалистом?1 Мало кто сомневался в принадлежности Кальвина к
лагерю цессационистов. Однако в последнее время некоторые утверждают, что он склонен к континуализму, ссылаясь на конфиденциальный опыт, которым Кальвин предположительно поделился с Теодором Безой на смертном одре, который последний якобы включил в свою «Жизнь Кальвина». Источником этого «исторического казуса», как его называет Бен Уизерингтон 2, является статья Квента Уорфорда под названием «Кальвин говорит на неизвестном языке», опубликованная в The Paper, студенческом
издании Духовной семинарии Гордон-Конвелл, 24 марта 1975 года. Уорфорд пишет:
De Vitam Ihohannes Cauvin [sic] было опубликовано Безой посмертно. Все, что в ней содержится о глоссолалии, - это небольшая запись, переданная Безе Кальвином незадолго до смерти последнего. Несколько раз Кальвин во время своих молитв произносил
lingua non nota et cognota mini. То есть язык он не знал и не понимал. Будучи опытным лингвистом, Кальвин приступил к изучению орфографии высказывания. Не имея возможности его отследить, он признался Безе, что, хотя язык был еврейским по своему характеру, он все же опасался, что говорил на лингва барбарорум. То есть, он боялся говорить на проклятом языке, подобном тому, на котором говорили хананеи.3
Многие авторы цитировали эту статью некритически, но никто не смог и не приложил усилий проверить это на основании первоисточников. Я, например, не смог найти эту фразу в «Жизни Кальвина» Безы 4. Однако популярность этой повторяющейся «ошибки» показывает, какое значение придавалось взглядам Кальвина на этот вопрос. Как сказал один человек в ответ на запись в блоге 2009 года по этому поводу: «Я вполне уверен, что ряд библиотек реформатских/пресвитерианских семинарий заплатили бы хорошие деньги за то, чтобы выставить на всеобщее обозрение копию этого письма Кальвина Безе в рамке на их стене – не говоря уже о том одобрении, которое вы получите среди пятидесятников за то, что уничтожили одного из их главных противников! Это было бы величайшим богословским открытием".5.
Но нельзя с легкостью претендовать на принадлежность Кальвина к какому-либо одному лагерю, будь то цессационисты или континуалисты. Конечно, когда приходится делать выбор между этими двумя вариантами, прекращение даров, безусловно, кажется логичным выбором. Но по ряду причин все не так однозначно, как может показаться. Во-первых, потому что применение этой терминологии к Кальвину является анахронизмом; эти категории относятся к более позднему времени. Во-вторых, что более важно, взгляд Кальвина на этот вопрос гораздо сложнее, чем нам кажется. Когда Кальвин говорит о необычайных дарах Духа, в дискуссию вступает целый ряд других тем, среди которых герменевтика, Священное Писание и единство работы Духа. Поэтому разумно тщательно проанализировать взгляды Кальвина на вопрос, который для многих стал столь чувствительным. В этой статье я сделаю это, исходя из ограниченного объема
комментария Кальвина к книге Деяний. Несмотря на ограниченность этой книги, мы вступаем в библейскую суть этого вопроса.
В своем комментарии к Деяниям Кальвин использует два ярких образа, чтобы проиллюстрировать, что Святой Дух является Источником всех даров. Первый образ - это пружина, единственная пружина, которая никогда не сможет работать вхолостую (inexhaustus fons).6 Из этого источника верующим нисходят бесконечные разнообразные дары. Второй образ - это ключ. Дух - это ключ (clavis), который открывает нам дверь ко
всем сокровищам духовных благ7. Оба образа передают элемент изобилия даров. Однако что именно Кальвин имеет в виду под дарами Духа? Далее будет дан краткий и общий обзор того, как Кальвин понимает дары Духа. После этого его особый взгляд на дары в книге Деяний будет изучен более подробно.

2. Общий обзор и различия

Для Кальвина дары исходят не исключительно от Духа, но они исходят от Триединого Бога. Так же, как Христос является главным Подателем Святого Духа, Он также является и Подателем даров. Будучи Сам помазан Отцом силою Духа (помазание
- метафора даров Духа) 8, Христос изливает дары Духа Своего в полной мере.9 Однако это не исключает деятельности Самого Святого Духа, о Котором Кальвин говорит, что Он вверил (deposuit) дары отдельным людям.10 Это также не исключает деятельности
Бога Отца, Источника и единого Подателя благодати Духа.11 Дары Духа поэтому приходят от Триединого Бога.12
Дары Духа разнообразны и распределяются по-разному. История Деяний 21:4 демонстрирует это разнообразие. Там Павел, зная, что ему нужно идти в Иерусалим, услышал от учеников в Тире, что ему не следует вступать туда. Но как братья
советуют через Духа против того, что, по свидетельству Павла, он делает под
водительством того же Духа? Является ли Дух внутренне противоречивым? Кальвин отвечает, что существуют разные дары Духа, и сила в одном даре не обязательно означает силу в другом. Братья в Тире явно получили дар откровения, знания того, что
должно было случиться с Павлом, но мера их даров не простиралась настолько далеко, чтобы также знать, чего требовало призвание Павла.13 В другом случае Кальвин говорит, что Павел был не был силен в красноречии, но его способности говорить было достаточно, чтобы сделать известным имя Христа. Однако есть и красноречивые служители, избранные Богом. Это связано с тем, что дары Духа распространяются многочисленными и разнообразными способами (ut varia est ac Multiplex donum Spiritus distributio).14 Хотя все апостолы получили полноту Духа, говорит Кальвин, это не означает одинаковая мера даров в каждом, но достаточная для каждого для исполнения своего служения.15
Дары Духа даются на пользу и назидание Церкви.16 Комментируя
предложение Симона купить дары Духа в Деян. 8 :21, Кальвин говорит, что эти дары не
приобретены деньгами, а подаются по безвозмездной милости Божией на созидание
Церкви (Ecclesiae aedificatio). Далее он уточняет: «...чтобы каждый старался помочь
своим братьям в меру своих способностей; что каждый может непринужденно применять
дар, который он получил для общего блага Церкви». 17 И в его комментарии
к Деян.18  :27 Кальвин еще раз подтверждает, что дары Святого Духа были вверены отдельным людям для назидания Церкви (ad Ecclesiae aedificatio).18
Там, где говорится о дарах Духа, словарный запас Кальвина весьма изменчив. Неудивительно, что он чаще всего использует термин донум. Однако на он также регулярно использовал термин «благодати» (gratiae), тем самым подчеркивая благодатный характер этих даров.19 В некоторых случаях термин «чудеса» (miracula) также можно встретить в контексте обсуждения Кальвином даров. Говоря о целительной силе тени Петра в Деян. 5:15, Кальвин говорит, что дар (donum) исцеления использовался апостолами для распространения Евангелия, тогда как паписты используют свои чудеса (miracula) для руководства церковью и миром вдали от Христа.20
Здесь термин «чудеса», возможно, можно воспринимать как применимый только к тому, что паписты называют чудесами, и противопоставляющий это библейским дарам. Однако из комментария Кальвина к двум другим отрывкам, Деян. 10:44 и 19:1, становится ясно, что у него нет никаких проблем с признанием даров и чудес. В Деян. 10:44 Кальвин говорит, что Бог подтверждает новым чудом (novo miraculo Confirmat Deus), что язычники также участвуют в учении Евангелия, ссылаясь на дары языков и пророчества, а вскоре после этого говорит об этом новом чуде как «эти дары» (haec dona).21 И начиная свой комментарий к Деян. 19 главы, Кальвин говорит, что церковь в Ефесе была удостоена чуда (miraculum); снова ссылаясь на дары языков и пророчества), в которых видимые дары Духа были дарованы некоторым новым ученикам.22
Из приведенных выше примеров видно, что, по крайней мере, дары исцеления и языков23 Кальвин считает чудесами. Из следующего пассажа видно, что Кальвин обычно относит все необычайные дары к этой категории. Однако следует также отметить, что дары и чудеса не следует отождествлять, как это видно из резюме Кальвина в Деян. 5:17, где он говорит, что Лука сообщил нам, что церковь увеличилась в численности, что она была наделенв различными дарами (varies dotes) и преуспела в чудесах (miracula), тем самым различая их.24.
В некоторых случаях термин «дар» сочетается с другим понятием - термином «знак». (сигнум). Это особенно очевидно в комментариях Кальвина к явлениям
связано с Пятидесятницей.25 - как,, например, замечание Кальвина к Деян. 2:3, где он говорит, что языки были знаком присутствия Духа, и в следующем предложении продолжает свою мысль, говоря о дарах.26 В комментарии к Деяниям 10:44 три термина (дары , чудеса и знамения) используются вместе.27 Для Кальвина важным аспектом знамений является  то, что онм имеют референтную функцию. Это позволяет ему подтолкнуть своих читателей к наблюдению аналогии (analogia) со знаками ветра, языков и огня в Деян. 2:2.28. Очевидно, что основной термин Кальвина - «дары», но как особую характеристику этих необычайных даров он может также называть некоторые из них чудесами, божественными делами, превосходящими наше естественное понимание. Более того, эти дары не действуют независимо, но по своему чудесному характеру они всегда ссылаются на проповедь Евангелия и укрепляют ее, действуя тем самым как знамения.29
Этот последний аспект – референциальная функция знаков – имеет решающее значение для понимания взглядов Кальвина на возложение рук как средство, которым передавались дары Духа, в частности, во времена ранней Церкви. Возложение рук использовалось для двух целей: даровать кому-либо видимые благодати Духа
или посвятить кого-либо Богу (для служения или исповедания веры)30. В
своей дискуссии с Римской церковью по этому поводу, в частности, Кальвин признает, что возложение рук было таинством передачи даров Духа. Однако возложение рук
не является таинством того же уровня, что крещение и Вечеря Господня, потому что существуют постоянные и временные таинства, и возложение рук является примером последнего
. У Кальвина нет проблем продолжать использовать возложение рук для подтверждения взрослых в исповедании веры, хотя люди не должны думать, что с этой церемонией связана благодать Духа.31.Но он обвиняет папистов в том, что они продлевают этот знак дарования даров Духа, в то время как реальности таких даров больше не существует.. Знак имеет значение только тогда, когда он обозначает реальность, но поскольку реальность существовала лишь на время, знак послужил
своей цели.32 Здесь возложение рук становится иллюстрацией взгляда Кальвина на
дары в книге Деяний.

3. Сосредоточьтесь на необыкновенном

В своем комментарии к Деяниям Кальвин часто упоминает или обсуждает связь между дарами Духа в общем смысле и необычайными или особыми дарами Духа.33
Под первым он подразумевает благодать нашего обновления или возрождения (включая веру, прощение грехов, обновление жизни и благодать освящения), тогда как последнее относится к видимым проявлениям благодати, «дарам языков, пророчества, истолкования исцеления и т.п (et similia notari)…»34 Связь между общим и необычным неоспорима, как формулирует Кальвин в своем комментарии к Деян.15:7 («Петр соединяет видимые
милости Духа, о которых он упоминает, с верой…»)35, но как именно они соотносятся друг с другом?
Первое, хотя и называется «общим», Кальвин считает высшим (praecipua).36 Последние, несмотря на то, что реформатор считал их чудесами (см., например, его комментарий к Деян. 10:44), в конечном счете являются лишь дополнениями (см., например, его комментарий к Деян10:44). accessio)37 – это добавлено как кульминация к Духу усыновления, который уже был даровано самаритянам 38, как Божья печать на вере и благочестии тех, кто слышал проповедь Петра 39, а также знаки одобрения учения апостолов.40 Комментарий Кальвина к Деяниям 5:32 удачно иллюстрирует эту связь. Там
реформатор говорит, что просвещение Духа предшествует (preecedit) вере, поскольку оно есть причина (causa) веры, но после (postea) следуют другие благодати, в соответствии со
словами в Мф. 13:12: «Чтобы тому, кто имеет,будет дано», т.е. даны новые дары.42
Или в несколько иных, но очень интересных выражениях: «Те, кто верят во Христа,
щедро вознаграждаются Богом за свое послушание».43 Ясно, что необычайные дары
Духа следуют за общими дарами как по времени, так и по приоритету. Несмотря на важность установления такого порядка во времени и приоритете, Кальвин сознательно пытается показать, что в большинстве случаев в книге Деяний, где упоминаются дары Духа, основное внимание уделяется не дарам в общем смысле. , но в необычайном 44 Кажется даже, что реформатор считает общую для всей Церкви благодать Духа
данностью, ни в коей мере не маловажной, но все же предшествующей.
В центре внимания книги Деяний. Женевский реформатор как будто смотрит на необычайные дары как на конкретизацию веры.45 Это начинается уже в Деян. 1:5, где Кальвин комментирует, что кажется абсурдным, что слова Иоанна, повторенные Иисусом в этом стихе и сказанные в целом, кажутся абсурдными. Дар возрождения тогда должен быть ограничено видимым посланием Духа в Пятидесятницу. Его ответ заключается в том, что Христос не крестил Духом только в Пятидесятницу, но что Он даровал это крещение Своим ученикам раньше и, таким образом, крестит всех избранных ежедневно.46 Подразумевается, что  видимое излияние Духа в Пятидесятницу, хотя и не исключает аспект общей благодати, имеет иную направленность. Это подтверждается, когда, комментируя главу 2:38, он говорит, что этот отрывок не следует понимать как относящийся к благодати освящения, которая даруется всем верующим без различия. Напротив, здесь слушателям в Иерусалиме обещан дар Духа, пример которого они увидели в разнообразии языков.47 Такое применение даров Духа к необычному и
особенному, а не к общему, впоследствии становится образцом во всех классических
отрывках в Деяниях, посвященные видимому излиянию Духа.
Комментарий Луки в Деян.8:16 о том, что самаритяне были крещены только во имя
Христа, подводит Кальвина к вопросу, не стали ли они еще причастниками Духа.
Однако в своем ответе он очень ясно дает понять, что в крещении Дух дает верующим все, что им нужно – прощение грехов, обновление жизни и освящение. Следовательно, самаритяне, однажды крещенные, были облечены не только во Христа, но и в Духа. Таким образом, вывод Кальвина состоит в том, что Лука говорит здесь не об общей благодати Духа (de communi Spiritus gratia), посредством которой Бог возрождает нас, а о тех особых дарах (de singularibus illis donis), которым Господь желал наделить верующих в первые дни Евангелия. В том же духе он затем продолжает интерпретировать Иоан/ 7:39 – ученики были на этом этапе не совсем без Духа, поскольку в противном случае они не смогли бы верить и следовать за Христом, а, скорее, необыкновенные дары (sed quia nondum pollebant eximiis donis), которыми Царство Христово начало сиять с тех пор, как еще не было дано Пятидесятницы.48
В своем комментарии к Деян. 11:16 Кальвин обращает внимание своих читателей на тот факт, что, вообще говоря, Христос использует слово «Дух», описывая дары языков
и тому подобное, а также всю благодать нашего обновления, прежде чем решить применить его в данном конкретном случае к видимым дарам Духа. Этот выбор, однако, не означает ограничения, поскольку часть представляет собой целое – даруя видимые милости Духа апостолам, Христос свидетельствовал, что Он является единственным источником чистоты, праведности и полного возрождения.49
У Кальвина комментарий к Деяниям 19:1-5, вероятно, наиболее подробен по этому вопросу. Предвосхищая завершение этой истории, Кальвин уже в самом начале второго стиха утверждает, что Павел говорит не о Духе возрождения, а об особых дарах, раздаваемых Богом в начале Евангелия.50 Это также его объяснение. для Ефесских учеников» незнание о Святом Духе – ведь Павел не говорил в общих чертах о Духе, и эти люди отрицали не познание Духа как такового, а видимые дары, которыми Бог украсил Царство Своего Сына.51 В результате Кальвин в своем комментарии к ст. 5 может отрицать повторение водного крещения. Скорее, понятие крещения переносится на излияние даров Духа, как это уже было видно в Деян.1:5 и 11:16.52
Для Кальвина особые и необычайные дары Духа занимают центральное место в книге Деяний, тогда как общие дары веры и возрождения являются скорее фоновой реальностью. Пока ясно понимая, что оба происходят от одного Духа и не могут быть разделены, Кальвин регулярно указывает на их различие и выбирает необычное как наиболее подходящее объяснение ключевых мест книги Деяний. Однако возникает вопрос, как женевский реформатор, хорошо известный своей способностью применять библейский текст к современной ситуации, понимал значение необыкновенных даров, имеющих отношение к его читателям.

4. Значение и актуальность

Почти во всех упомянутых выше отрывках Кальвин включает важное уточнение,
согласно которому возникновение необычайных даров Духа ограничивается конкретным
временем апостолов.53 В своем комментарии к Деян.8:16 Кальвин говорит, что в начале Евангелия (initium Euangelii) Бог хотел, чтобы некоторые были наделены особыми дарами Духа.54 На какое-то время (ad tempus) Он хотел показать Своей Церкви нечто вроде видимого присутствия Своего Духа; даже паписты, желающие увековечить то, что было временным знамением, вынуждены признать, что церковь получила эти дары только на время (ad tempus).55 Чудо видимых даров было типичным для инаугурации (exordium) Христова 56. Но это время уже позади, и Кальвин ясно понимает, что эти дары в церкви уже давно прекратились. 57 Необычайные и видимые дары Духа были ограничены
начальной фазой существования церкви. 58 Или в самом начале ее существования. по крайней мере, случаи их были настолько редки, что мы можно заключить, что они не были одинаково общими для всех эпох.59
Однако причины, по которым Кальвин приводит такое прекращение, заставляют подозревать, что его точка зрения несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. С одной стороны, Кальвин указывает на очень конкретную, Божественную цель даров, которая ограничивает их полезность и существование до момента, когда цель будет достигнута.60 Целью Бога с видимыми дарами Духа было установить навсегда (in perpetuum) авторитет Евангелия и придать блеск Царству Христа, тем самым также свидетельствуя о том, что Дух всегда будет Правителем и Направителем верующих.61 Дар языков был предназначен для украшения и чести Евангелия, и Бог дал его с целью осветить величие небесной мудрости 62; высшая слава Евангелия была видна в духовных дарах.63 Как только эта цель установления Евангелия и Царства на начальном этапе Церкви была достигнута, дары прекратили свое существование.
Однако есть также места, где создается впечатление, что прекращение даров
не обязательно было задумано Богом, а произошло из-за человеческой ошибки. В своем комментарии в Деян. 10:4 Кальвин объясняет нашей собственной неблагодарностью то, что сегодня мы видим не более богатое изобилие даров Духа, а, скорее, увядание большей их части.64 Честолюбие, хвастовство и показная демонстрация лишили нас дара. языков – имея в виду случай с коринфянами – так что немного позже Бог забрал то, что Он дал.65
Таким образом, Кальвин не совсем однозначен в своем взгляде на прекращение чрезвычайных даров Духа. 66. С одной стороны, он закрывает дверь любым ожиданиям получения видимых и необычайных даров Духа в его дни, потому что они послужили своей Божественной цели - установлению Царства и Евангелия на тех начальных этапах Церкви.67 Но, с другой стороны, он повышает ожидание, призывая своих читателей устранить причины – неблагодарность, честолюбие и леность – для упадка и прекращения
даров, подразумевая тем самым возможное восстановление. В своем комментарии к Деян. 5:32 он говорит своим читателям, что, если мы хотим постоянно обогащаться новыми дарами Духа, мы должны открыть лоно веры перед Богом.68
Способ разрешения этой двусмысленности, по мнению Кальвина, состоит в том, чтобы «перевернуть - порядок его экспозиционного мышления. Во-первых, как указано выше, он несколько раз поясняет, что речь идет не об общей для всех благодати веры и возрождения, а о необыкновенных дарах, данных Господом для этого конкретного времени, тем самым сужая его рамки. Однако, впоследствии применяя эти отрывки к своим читателям, он снимает эту оговорку и расширяет свое изложение   чтобы быть актуальным для своего времени. Например, в своем комментарии к Деян. 2:38 Кальвин
говорит, что слова Петра – «вы получите дар Духа» – применимы в определенной мере
(aliquatenus) ко всей Церкви. Ибо хотя мы и не получаем Духа для того, чтобы говорить языками, или быть пророками, или исцелять больных, или творить чудеса, но Он дан нам для лучшего использования, чтобы мы могли верить сердцем к праведности, чтобы наши языки могли быть приучены к истинному исповеданию, чтобы мы могли перейти от смерти к жизни, чтобы мы, бедные и пустые, могли стать богатыми и чтобы мы могли идти победоносно против сатаны и мира.69
То же самое можно найти в его комментарий к Деян. 10:44, где признание того, что дар языков и другие вещи такого рода уже давно прекратились в Церкви, противопоставляется убеждению, что Дух разумения и возрождения, соединенный с
внешней проповедью Евангелия, процветает и всегда будет процветать70. Это расширение исключительных даров до даров вообще позволяет Кальвину упрекать неблагодарность и леность своих современников71 и призывать их к поиску постоянного обогащения новыми дарами Духа. 72
Когда задается вопрос об основополагающих принципах, которые позволяют – или, возможно, даже вынуждают – Кальвина расширять сферу применения, можно предположить следующее. Во-первых, важным фактором является точка зрения Кальвина
на источник даров. Все дары, общие и необычные, проистекают из одного источника - Святого Духа Христова73. Этот единственный божественный источник дает Кальвину
свободу применять то, что конкретно предназначалось для ранней Церкви, в общих чертах к Церкви своего времени. Во-вторых, Кальвин не оставляет сомнений в ценности общих
и исключительных даров соответственно. Самыми важными (praecipua) дарами он считает прощение грехов и обновление жизни 74 , тогда как необычайные дары являются в некотором смысле просто дополнениями. Хотя у нас больше нет необычайных даров, Дух постоянно дается нам для лучшего использования (nobis tamen in praestantiorem usum datur). Поэтому, с точки зрения реформатора, не является обнищанием, когда современной Церкви обещано постоянное присутствие Духа, не столько для даров языков и исцеления, сколько для веры, истинного исповедания и победы над сатаной и миром.75
И, наконец, следует упомянуть акцент Кальвина на тесной связи между Духом и Словом. По мнению реформатора, целью библейских чудес, в том числе необыкновенных даров, было подтверждение Слова Божия. Следовательно, вера не основана на чудесах; скорее, чудеса призваны украшать Слово. А поскольку Слово утвердилось с самого начала существования Церкви, необходимость в необычайных дарах отпала. Проповедованное Слово – это реальная сила, и чудеса, которые мы имеем сегодня, – это те, которые записаны в Писании.76

5. Конкретный случай пророчества

Важность проповедуемого Слова оправдывает краткий экскурс на тему пророчества , поскольку эти два понятия в сознании Кальвина тесно связаны.
В своем комментарии к Деян. 17:30 Кальвин просто упоминает пророческую должность (propheticus munus), не обсуждая ее. Однако в свете того, что будет следовать в этом абзаце, важно отметить контекст, а именно контекст проповеди Евангелия. Кальвин говорит, что Бог руководит пророческой деятельностью, и только таким образом Евангелие может иметь полную силу авторитетв.77 Кроме того, в Деян. 13 «пророки и учителя» рассматриваются Кальвином как синонимы, и оба относятся к огромному множеству людей в Антиохийской церкви, наделенных особым даром  учения от Духа. По мнению Кальвина, имеются в виду выдающиеся толкователи Священного Писания, а не люди, обладающие сильным даром предсказания. О четырех дочерях Филиппа, которые были наделены Духом пророчества, говорится, что Бог хотел придать блеск началу
Евангелие с даром предсказания грядущих событий.80 В данном конкретном случае пророчество определяется как предсказание будущего, что, похоже, не соответствует другим его комментариям, упомянутым до сих пор.
Толкование Священного Писания или предсказание будущего – эти две альтернативы также обсуждаются Кальвином в его комментарии к Еф. 4:11.81. Здесь он отличается от тех, кто считает, что пророки обладают даром предсказания будущих событий, и понимает эту должность как выдающихся толкователей пророчества. Обладая замечательным даром откровения, они применяли пророчества к темам, с которыми им приходилось иметь дело. Он заканчивает обсуждение пророков в Еф. 4, добавив, что дар пророчества (то есть предсказание будущего), который обычно сопровождал доктринальные наставления этих пророков, не исключается.82
В своем комментарии к 1 Кор. 12:28 Кальвин дает аналогичное определение, говоря: что термин «пророки» означает не тех, кто был наделен даром пророчества, а
тех, кто был наделен особым даром не только толковать Писание, но и мудро применять его для настоящего использования. Затем он продолжает излагать причину своего выбора,
говоря, что Павел предпочитает пророчество всем другим дарам на том основании, что оно больше способствует назиданию, а эта похвала не применима к предсказанию будущих событий.83
Обратите внимание, как Кальвин в своих комментариях к Еф. 4:11, а также к 1 Кор. 12:28 неявно приравнивает дар пророчества к предсказанию будущего. И это делает
его комментарии в комментариях к Ефесянам и Коринфянам интересными – он, кажется, проводит различие между служением пророка и даром пророчества. Хотя можно было бы
подумать, что эти две функции тесно связаны и что дар пророчества (т.е. предсказания
будущего) является необходимой предпосылкой для того, чтобы стать пророком, Кальвин скорее рассматривает их как две различные функции. Должность пророка он связывает с толкованием и применением Священного Писания, а дар пророчества понимает как предсказание будущих событий. Кажется, что Кальвин не исключает полностью элемент предсказания будущего из пророческого служения, но это явно не является отличительной чертой этого служения. Реформатору также ясно, что дар пророчества, хотя и был восстановлен для того, чтобы люди внимательнее услышали новый голос (nova vox) Евангелия и украсили новое царствование (novum regnum) Христа, процветал лишь на короткое время. времени, после чего он перестал существовать.84 (СПОРНО! - Пер.).

6. Заключение

Характер книги Деяний заставляет Кальвина задуматься и сформулировать свою позицию по поводу даров Духа, богословие, а также реальность играют свою роль в определении его позиции: богословие, потому что Бог хотел украсить Евангелие и установить Царство в самом начале, после чегонеобходимость в дарах отпала (хотя человеческая греховность, по-видимому, также сыграла свою роль в прекращении даров); и реальность, поскольку появление даров после начального этапа было настолько редким, что можно заключить, что они предназначались только для этого периода.
Прекращение даров, однако, не делает эти места Писания неактуальными
для XVI века или, если уж на то пошло, для наших дней. Реформатор использует тот факт, что и общие, и исключительные дары исходят от одного и того же Духа, чтобы
в своем применении перейти от исключительного к общему. В конечном итоге общие дары веры, прощение грехов и новая жизнь являются наиболее важными, и этот факт, по мнению Кальвина, подтверждает применение необыкновенных даров в общей жизни веры верующих его дней. Его применение, кажется, даже переходит в область аллегорического, когда чудо говорения на языках применяется как истинное исповедание языком и когда дар исцеления применяется ко Христу как нашему духовному врачу.
Надеемся, эта статья прояснила, что отстаивать место Кальвина либо на
позиции цессациониста, либо на позиции континуалиса не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кальвин всегда был человеком среднего пути, находящим свой вариант – как экзегетически, так и доктринально – между крайностями. Это делает его интригующим и полезным, не в последнюю очередь в дискуссиях, где крайние позиции были скорее нормой, чем исключением.

1 For more on this, see e.g. W.A. Grudem, ed. Are Miraculous Gifts for Today? Four Views (Grand
Rapids: Zondervan, 1996); S.B. Ferguson, The Holy Spirit (Downers Grove: InterVarsity Press,
1996), 223-237.
2 B. Witherington, ‘Man of the Bible’, http://www.christianitytoday.com/ct/2009/september/
18.33.html, visited on September 26th, 2017.
3 Q. Warford, ‘Calvin Speaks Unknown Tongue’, The Paper: Student Paper of Gordon-Conwell
Theological Seminary 1.6 (1975): 6.
4 I checked CO 21, where Theodore Beza’s Vita Calvini as well as Nicolas Colladon’s Vie de Calvin
have been published, for the relevant phrase, but found nothing.
5 See http://www.oldinthenew.org/?p=411, visited on September 26th, 2017.
6 For the image of the Spirit as fountain of God’s gifts, even for the unbelievers, see also Inst.
2.2.15.
7 Comm. on Acts 2:17, COR XII/1,56,12-14 & 20-22.
8 Comm. on Acts 10:38, COR XII/1, 321, 11-14 & 19-20.
9 Comm. on Acts 1:5, COR XII/1,22,24-26; see also P. Elbert, ‘Calvin and the Spiritual Gifts’, Journal
of the Evangelical Theological Society 22/3 (1979): 235-256; Y. Cheng, ‘Calvin on the Work of the
Holy Spirit and Spiritual Gifts’, in Calvin in Asian Churches, vol. 3, ed. S.Y. Lee (Seoul: Presbyterian
College and Theological Seminary Press, 2008), 131.
10 Comm. on Acts 18:27, COR XII/1, 150, 36-37.
11 Comm. on Acts 8:17, COR XII/1, 243, 21-25.
12 T.H.L. Parker, Calvin, an Introduction to His Thought (London / New York: Continuum, 1995), 78.
13 Comm. on Acts 21:4, COR XII/2, 197, 25-33.
14 Comm. on Acts 18:24, COR XII/2, 148, 18-24; see also comm. on Acts 8:16, COR XII/1, 242, 29-30.
15 Comm. on Acts 2:3, COR XII/1, 50, 4-7.
16 See P. Elbert, ‘Calvin and the Spiritual Gifts’, 238-240; D. Mashau, ‘John Calvin’s Theology of the
Charismata: Its Influence on the Reformed Confessions and Its Implications for the Church’s
Mission’, Missionalia 36/1 (2008): 89-90; L. Sweetman, ‘The Gifts of the Spirit: A Study of Calvin’s
Comments on 1 Corinthians 12:8-20, 28; Romans 12:6-8; Ephesians 4:11’, in Exploring the
Heritage of John Calvin, ed. D.E. Holwerda (Grand Rapids: Baker Academic, 1976), 274-284; see
also Calvin’s comm. on Acts 8:16, Rom. 12:7-8, 1 Cor. 14:12 and 1 Pet. 4:10.
17 Comm. on Acts 8:21, COR XII/1, 246, 20-24.
18 Comm. on Acts 18:27, COR XII/2, 150, 34-37.
19 See for gratiae Calvin’s commentary on Acts 9:17, 10:44, 11:16 and 19:1-2, often qualified with
‘visible’ (visibiles). E. Evans, ‘Theologian of the Holy Spirit’, Reformation & Revival. A Quarterly
Journal for Church Leadership 10/4 (2001): 83-105, поэтому неточен, когда он утверждает, что,
по мнению Кальвина, «зрелость в христианской жизни заключается в благодатях, а не в дарах Духа»,тогда как Кальвин использует эти термины как взаимозаменяемые.
20 Comm. on Acts 5:15, COR XII/1, 145, 33-35 & 146, 4-9.
21 Comm. on Acts 10:44, COR XII/1, 327, 19-20 & 24.
22 Comm. on Acts 19:1, COR XII/2, 153, 6-8.
23 For speaking in tongues as both gift and miracle, see Calvin’s comm. on Acts 2:4-6, 12 as well as
Acts 2:38.
24 Comm. on Acts 5:17, COR XII/1, 147, 1-2; see also comm. on Acts 6:8, COR XII/1, 170, 9-11.
25 See Calvin’s comm. on Acts 2:2-4.
26 Comm. on Acts 2:3, COR XII/1, 50, 2-6.
27 Comm. on Acts 10:44, COR XII/1,327,19-24.
28 Comm. on Acts 2:2, COR XII/1,48,3-4.
29 See e.g. comm. on Acts 5:12, COR XII/1, 144, 14-15; comm. on Acts 14:3, COR XII/2,5,12-27.
30 Comm. on Acts 9:17, COR XII/1, 275, -16; the same is explained in Inst. 4.3.16. See Calvin’s
comm. on Acts 8:17, COR XII/1,243,21-25 and Acts 19:5, COR XII/2,156,7-14, for the first
purpose, and his comm. on Acts 6:6, COR XII/1,168,21-32, Acts 13:3, COR XII/1,366,17-25
and Acts 20:8, COR XII/2,305,8-9, for the second purpose. For more on Calvin’s view on the
connection between the laying on of hands and baptism in the Roman Church, see H.H. van
Alten, ‘Die Belang van Onderrig in die Beginfase van die Kerk. Johannes Calvyn as Kategeet in sy
Kommentaar op die Boek Handelinge’, Koers 74/4 (2009): 661-682.
31 Comm. on Acts 19:5, COR XII/2, 156, 21-32.
32 Comm. on Acts 8:16, COR XII/1, 243, 1-7.
33 См., например, сообщение. по Деян. 8:16, COR XII/1,242,10-13; иногда, например, в Деяниях 15:7, Кальвин также применял к вере определение «особой» (peculiari) благодати Духа – таким образом, также и в в этом отношении его словарный запас гибок.

34 Comm. on Acts 5:32, COR XII/1, 156, 12-14.
35 Comm. on Acts 15:7, COR XII/2, 36, 11-13.
36 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1, 83, 22-23.
37 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1, 83, 23-24; comm. on Acts 15:7, COR XII/2, 36, 12-13.
38 Comm. on Acts 8:16, COR XII/1, 242, 18-20.
39 Comm. on Acts 10:44, COR XII/1, 327,2 5-26.
40 Comm. on Acts 5:32, COR XII/1, 156, 5-6.
41 Comm. on Acts 5:32, COR XII/1, 156, 15-17.
42 Comm. on Acts 2:18, COR XII/1, 59, 6-8.
43 Comm. on Acts 5:32, COR XII/1, 156, 8-9.
44 See comm. on Acts 2:38, 5:32, 6:5, 8:16, 10:44, 11:16, 19:1-5.
45 See comm. on Acts 19:2, COR XII/2, 153, 30: … ut de forum fide certius habeat examen.
46 Comm. on Acts 1:5, COR XII/1, 2, 14-19.
47 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1, 83
, 25-27.
48 Comm. on Acts 8:16, COR XII/1, 242, 2-18.
49 Comm. on Acts 11:16, COR XII/1, 335, 18-19 & 21-24.
50 Comm. on Acts 19:2, COR XII/2, 153, 12-14.
51 Comm. on Acts 19:3, COR XII/2, 154, 3-5; here Calvin introduces the style figure of metonymy,
where the word ‘Spirit’ stands for something intimately related to it, in this case the visible gifts
of the Spirit.
52 Comm. on Acts 19:5, COR XII/2, 156, 1-5.
53 The same is found in his commentary on Acts 5:32, 8:16, 10:4, 10:44, 10:46 and 19:1-2.
54 Comm. on Acts 8:16, COR XII/1,242,12; see for the same expression Calvin’s comm. on Acts
19:2, COR XII/2,153,13-14.
55 Comm. on Acts 8:16, COR XII/1,242,21 & 243,4-5; see for the same expression Calvin’s comm.
on Acts 2:38, COR XII/1,83,29.
56 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1,83,29; see also Calvin’s sermon on Acts 4:24b-31, SC 8,110,28-29,
where he says that the miracles were only for a time and are no longer the same as they were
back then.
57 Comm. on Acts 10:44, COR XII/1, 328, 1-2; see also comm. on Acts 2:17, COR XII/1, 58, 30.
58 See also Inst. 4.3.8 and 4.19.18.
59 Comm. on Mark 16:17, CO 45,825.
60 Смотрите обсуждение Кальвином возложения рук в контексте рассмотрения вопроса о прекращении
даров, комм. о Деяниях 8:16-17, КОР XII/1, 243, 5-7, 26-28. В этом контексте он говорит, что
возложение рук подошло к концу, когда цель этого была достигнута. “Но давайте помнить
, что возложение рук было Божьим инструментом, тем самым дарующим видимую благодать
Духа в надлежащее время, и что, поскольку церковь была лишена такихдаров, этот акт является всего лишь пустой формой”.
61 Comm. on Acts 8:16, COR XII/1, 242, 20-23 & 27-28; see P.F. Jensen, ‘Calvin, Charismatics and
Miracles’, The Evangelical Quarterly 51/3 (1979): 140-142; E.A. de Boer, The Genevan School of the
Prophets [Travaux d’Humanisme et Renaissance, No. DXII] (Geneva: Librairie Droz, 2012), 19-33
62 Comm. on Acts 10:46, COR XII/1, 328, 29-32.
63 Comm. on Acts 19:2, COR XII/2, 153, 23-25.
64 Comm. on Acts 10:4, COR XII/1, 298, 15-17; see also comm. on Acts 2:17, COR XII/1,58,32-33;
comm. on Acts 5:32, COR XII/1,156,19-20. A similar argument can be found in Calvin’s sermon
on Ephesians 4:11-12.
65 Comm. on Acts 10:46, COR XII/1, 328, 31-35.
66 See Calvin’s comm. on Mark 16:17, CO 45,825, См. сообщение Кальвина.
на Марка 16:17, CO 45,825, где можно найти хорошее отражение его двусмысленности по этому вопросу: «Хотя Христос прямо не заявляет, намеревается ли Он сделать этот дар
временно или навсегда остающимся в Церкви, однако более вероятно, что чудеса были
обещаны только на время, чтобы придать блеск Евангелию, пока оно было новым и находилось в состоянии безвестности. Возможно, конечно, что мир был лишен этой чести по вине своей собственной неблагодарности, но я думаю, что истинный замысел, для которого были назначены чудеса, заключался в том, чтобы не было ничего необходимого для доказательства учения о Евангелия, что должно отсутствовать в самом начале. И, конечно же, мы видим, что вскоре после этого их использование прекратилось или, по крайней мере, что их случаи были настолько редки, что это дает нам право заключить, что они не будут одинаково распространены во все времена». Нечто подобное можно найти в «Промежуточном времени» Кальвина.
Adultero-germanum, CO 7,628-629: «Печально известно, что дары Духа, которые тогда давались
через возложение рук, через некоторое время после этого перестали передаваться. Произошло ли это из-за неблагодарности мира или потому, что учение Евангелия уже
достаточно отличалось чудесами почти ста лет, не имеет значения…»

See also D. Mashau, ‘John Calvin’s Theology of the Charismata’, 90-91; W. Krusche, Das Wirken
des Heiligen Geistes nach Calvin (Berlin: Evangelische Verlagsanstalt, 1957), 329-332.
67 W.H.Th. Moehn, God Roept Ons tot Zijn Dienst. Een Homiletisch Onderzoek Naar de Verhouding
tussen God en Hoorder in Calvijns Preken over Handelingen 4:1-6:7 (Kampen: Uitgeverij Kok, 1996),
240-242, draws the same conclusion with regards to the miracles in Acts. The miracles were
intended for the time of the apostles and do not exist in the same way anymore (SC 8,110,27-
28); their purpose was to seal the Gospel (SC 8,138,29-30) and to glorify the kingdom of Christ
(SC 8,139,7). See also Calvin’s comm. on Acts 5:12, COR XII/1, 144, 17-19.
68 Comm. on Acts 5:32, COR XII/1, 156, 17-19.
69 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1, 83, 31-35 & 84, 1-3.
70 Comm. on Acts 10:44, COR XII/1,328,1-4; in his sermon on Acts 5:13-16, SC 8,140,27-33, Кальвин
признает, что чудеса исцеления не проявляются открыто в наши дни, но что Христос
по-прежнему является нашим духовным врачом (nostre medecin Spirituel), которого нам нужно исцелить. болезни нашей души.
71 Comm. on Acts 10:4, COR XII/1, 298, 15-17.
72 See comm. on Acts 5:32, COR XII/1, 156, 18-19.
73 Comm. on Acts 2:17, COR XII/1, 56, 12-14.
74 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1, 83, 22-23.
75 Comm. on Acts 2:38, COR XII/1, 83, 35 & 84, 1-3.
76 P.F. Jensen, ‘Calvin, Charismatics and Miracles’, 142; see the explicit connection of Word and
Spirit in Calvin’s comm. on Acts 10:44, COR XII/1, 328, 1-4.
77 Comm. on Acts 17:30, COR XII/2, 130, 17.
78 Comm. on Acts 13:1, COR XII/1, 362, 3-7.
79 Comm. on Acts 21:9, COR XII/2, 200, 6-7.
80 Comm. on Acts 21:9, COR XII/2, 199, 22-24.
81 See also E.A. McKee, Elders and the Plural Ministry. The Role of Exegetical History in Illuminating
John Calvin’s Theology (Geneva: Librairie Droz, 1988), 137-139, for more on the exegetical history
of Ephesians 4:11. E.A. de Boer, The Genevan School of the Prophets [Travaux d’Humanisme et
Renaissance, No. DXII] (Geneva: Librairie Droz, 2012), chapter 1, ), глава 1, обсуждает истоки
изучения Библии в Цюрихе, Страсбурге и Женеве. В Цюрихе эти библейские занятия действительно проводились. назывались Профетеями и воспринимались как открывающие и объясняющие смысл Священного Писания. Таким образом, пророчество стало эквивалентом библейского толкования, а связанный с ним дар языков понимался как знание библейских и классических языков (иврита, греческого и латыни).
See also W. de Greef, ‘Calvin on Prophecy’, in Ordentlich und fruchtbar. Festschrift f;r Willem van’t
Spijker, ed. W.H. Neuser and H.J. Selderhuis (Leiden: Uitgeverij J.J. Groenen Zoon, 1997), 111-
128.
82 Comm. on Ephesians 4:11, COR II/XVI, 229f.
83 Comm. on 1 Corinthians 12:28, CO 49,506-507.
CALVIN, J. Interim adultero-germanum, cui adiecta est Vera Christianae pacificationis et ecclesiae
reformandae ratio (Geneva, 1549), CO 7,545-674.
CALVIN, J. Commentarii in Pauli epistolas ad Galatas, ad Ephesios, ad Philippenses, ad Colossenses, ed. H.
Feld, in Ioannis Calvini opera omnia (COR), series II, vol. XVI (Geneva: Librairie Droz, 1992).
CALVIN, J. Sermons on the Acts of the Apostles, ed. W. Balke/W.H.Th. Moehn [Supplementa Calviniana,
volume VIII] (Neukirchen-Vluyn: Neukirchener Verlag des Erziehungsvereins, 1994).
CALVIN, J. Commentariorum in Acta Apostolorum, ed. H. Feld, in Ioannis Calvini opera omnia (COR), series
II, vol. XII/1 and XII/2 (Geneva: Librairie Droz, 2001).
Ioannis Calvini opera quae supersunt omnia. Ad fidem editionum principam et authenticarum ex parte
84 Comm. on Acts 21:9, COR XII/2, 199, 24-33 & 200, 1-6.
2017 | https://doi.org/10.19108/KOERS.82.2.2350 Page 13 of 13
Original Research www.koersjournal.org.za
etiam codicum manu scriptorum, additis prolegomenis literariis, annotationibus criticis, annalibus
Calvinianis indicibusque novis et copiosissimis (CO), 59 Vol., edited by Wilhelm Baum, Eduard Cunitz
and Eduard Reuss, Braunschweig: 1863-1900.
Secondary sources
CHENG, Y. 2008. ‘Calvin on the Work of the Holy Spirit and Spiritual Gifts’, in Calvin in Asian Churches.
Proceedings of the Ninth & Tenth Asian Congresses on Calvin Research. (Ed. S.-Y. Lee. Seoul: Presbyterian
College and Theological Seminary Press.), 113-140.
DE BOER, E.A. 2012. The Genevan School of the Prophets [Travaux d’Humanisme et Renaissance, No. DXII]
(Geneva: Librairie Droz).
DE GREEF, W. 1997. ‘Calvin on Prophecy’, in Ordentlich und fruchtbar. Festschrift f;r Willem van’t Spijker,
ed. W.H. Neuser/H.J. Selderhuis (Leiden: Uitgeverij J.J. Groen & Zoon), 111-128.
ELBERT, P. 1979. ‘Calvin and the Spiritual Gifts’, Journal of the Evangelical Theological Society, 22/3: 235-
256.
EVANS, E. 2001. ‘Theologian of the Holy Spirit’ Reformation & Revival. A Quarterly Journal for Church
Leadership, 10/4: 83-105.
FERGUSON, S.B. 1996. The Holy Spirit. Downers Grove: InterVarsity Press.
GRUDEM, W.A. ed. 1996. Are Miraculous Gifts for Today? Four Views. Grand Rapids: Zondervan.
JENSEN, P.F. 1979. ‘Calvin, Charismatics and Miracles’. The Evangelical Quarterly, 51(3):131-144.
KRUSCHE, W. 1957. Das Wirken des Heiligen Geistes nach Calvin. G;ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
MASHAU, D. 2008. ‘John Calvin’s Theology of the Charismata: Its Influence on the Reformed Confessions
and Its Implications for the Church’s Mission’. Missionalia, 36(1): 86-97.
McKEE, E.A. 1988. Elders and the Plural Ministry. The Role of Exegetical History in Illuminating John Calvin’s
Theology. Geneva: Librairie Droz.
MOEHN, W.H.Th. 1996. God Roept Ons tot Zijn Dienst. Een Homiletisch Onderzoek Naar de Verhouding
tussen God en Hoorder in Calvijns Preken over Handelingen 4:1-6:7. Kampen: Uitgeverij Kok.
PARKER, T.H.L. 1995. Calvin, an Introduction to his Thought. London/New York: Continuum.
SWEETMAN, L. 1976. ‘The Gifts of the Spirit: A Study of Calvin’s Comments on 1 Corinthians 12:8-20, 28;
Romans 12:6-8; Ephesians 4:11’, in Exploring the Heritage of John Calvin, ed. D.E. Holwerda (Grand
Rapids: Baker Academic. 273-303).
VAN ALTEN, H.H. 2009. ‘Die Belang van Onderrig in die Beginfase van die Kerk. Johannes Calvyn as
Kategeet in sy Kommentaar op die Boek Handelinge’. Koers, 74(9): 661-682.
WARFORD, Q. 1975. ‘Calvin Speaks Unknown Tongue’. The Paper: Student Paper of Gordon-Conwell
Theological Serminary, 1.6.
WITHERINGTON, B. 2017. ‘Man of the Bible’, http://www.christianitytoday.com/ct/2009/
september/18.33.html, visited on September

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn