Как в нас действует грех

Игорь Устичев
                Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо дать определение греха, его классификацию, а затем раскрыть механизм действия. Что такое грех, почти все знают или догадываются. Существует множество его толкований, но мы остановимся на главном. Грех – это нарушение заповеди (-ей) Закона Божьего, а значит то, что нас от Бога удаляет. Всякое нарушение закона является посягательством на охраняемые законом интересы человека и общества. Закон только тогда может считаться законом (в данном смысле), когда содержит санкцию или наказание за его нарушение. Наказание за совершение греха, равно как и освобождение от него находятся исключительно во власти Бога. Наказания эти могут быть самые разные, и перечислить их всех просто невозможно. Главное, что нужно знать – они всегда строго индивидуальны и не являются универсальными, как например наказания, предусмотренные УК. Самое тяжелое наказание за грех – это смерть души при жизни, за которой следуют вечные муки после смерти. Под смертью души понимается не прекращение ее существования, ибо душа бессмертна, а утрата ею способности получения благодати и богообщения. Она, как бы закрывается, слово морская раковина для всего светлого и доброго. Из Западной церкви к нам пришла условная классификация главных грехов, которые получили название «смертные». Так они называются, не будучи отпущенными в Таинстве покаяния, потому что лишают душу надежды на оправдательный или смягчающий приговор на Суде Христовом, что влечет за собой осуждение на вечные муки. В нашей Церкви принята следующая классификация смертных грехов: гордость, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Иногда добавляют печаль, что многими богословами рассматривается, как форма уныния.  Следует понимать, что это не перечень деяний, за совершение которых неизбежно следует тяжкое наказание. Это условный перечень групп грехов, которые могут иметь самые разнообразные проявления и оттенки. «Смертными» они называются еще и потому, что повреждают духовно-нравственную жизнь человека, т.е. искажают в нем образ Божий, нанося косвенное оскорбление Богу. По странному стечению обстоятельств, в этот перечень не вошло богохульство, а это самый страшный грех, который человек может совершить, о чем прямо говорит Христос: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.» (Лк.12:8). Эти слова не совсем коррелируют с другой заповедью Спасителя. Отвечая на вопрос Петра до семи ли раз прощать грехи брату своему, Христос отвечает: «…не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21), т.е. столько раз, сколько потребуется. Нет у Бога ограничений на количество покаяний и за каждым из них следует отпущение грехов. Так почему Господь так категоричен в осуждение именно этого греха и не оставляет шансов на прощение?  Богохульство – высшее проявление гордыни.  Выше только у дьявола. Свойство гордыни таково, что она, при определенных условиях, делает невозможным покаяние, как невозможно оно стало для сатаны и бесов. Именно поэтому они уже осуждены, несмотря на то, что Всеобщий Суд еще не наступил. И, если при совершении других грехов человек сохраняет способность к покаянию, хотя они тоже следствие гордыни, то богохульник эту способность утрачивает, а значит не может быть прощен или помилован. Это происходит потому, что согрешающий уже окончательно в себе определился – он не с Богом, а Бог для него – враг! Ибо на друзей или не врагов хулу не возводят. Мы не можем в рамках настоящей работы дать подробную квалификацию всех смертных грехов, потому что это тема для академического богословия, не рассчитанная на наших читателей. Список из восьми смертных грехов (добавлена печаль) был впервые составлен Евагрием Понтийским, учеником св. Макария Египетского в V в. Затем ученик Евагрия Иоанн Кассиан перенес его в Рим, а оттуда этот перечень распространился по всей Западной церкви, благодаря усилиями Папы Григория Великого в VI в. Папа убрал печаль, как проявление уныния и тщеславие как форму гордыни, но добавил зависть, как отдельный вид греха. В таком виде семь смертных грехов пришли вместе с христианством на Русь. Классификация семи смертных грехов важна тем, что отражает всю греховную природу человека в комплексе, и любой совершенный грех может быть отнесен к той или иной группе смертных грехов. Теперь нам необходимо понять механизм действия греха, без чего невозможно ему противостоять. На эту тему существует множество богословских мнений. Обобщая некоторые из них, мы дадим свое понимание природы греха. По учению св. отцов, грех начинается с помысла, т.е. с появления в сознании некоторого явления, предмета, образа, которые вызывают приятные для чувств ощущения: "Плотские помышления суть вражда против Бога" (Рим.8:7). Это называется первой стадией греха. Здесь человек может без особых усилий отсечь такие явления, переключением внимания на что-либо достойное или благочестивое, и тогда грех исчезает, не получая дальнейшего развития. Если, соблазняющие образы и мысли не отсекаются волевым усилием, то грех переходит во вторую стадию, в стадию собеседования с помыслом, рассматривания предмета или явления. На этом этапе отсечь грех тоже можно, но уже с гораздо большим усилием воли. Если собеседование или наслаждение не отсечены, то грех переходит на уровень соглашения, когда в действие вступает желание, исходящее из сердца человека: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:14). Здесь наступает самый решительный и болезненный момент грехопадения: соглашаться на грех или нет. Только умудренные духовной бранью и опытные в православной жизни могут побороть искушение на этом уровне. Если брань проиграна, то начинается непосредственно падение во грех, через принятия решения о его совершении, которое завершается грехопадением. В исключительных случаях, и только при особой помощи Божьей, некоторым подвижникам удается справиться с грехом на этой стадии. Но это, скорее исключение, чем правило. После грехопадения наступает разрушение духовного мира и потрясение души до ее основания. Сила этих явлений зависит от тяжести греха, в связи с чем и последствия греха разные: от небольшого угрызения совести до отчаяния и самоубийства, что и произошло с Иудой. Грех состоялся, ущерб душе и образу Божьему нанесен. И что делать дальше, чтобы восстановить нарушенное и исцелить израненное? Церковь знает только одно средство – покаяние. Но и тут дьявол, извращает все и разрушает естественный порядок вещей. Св. Иоанн Златоуст пишет: «Сатана, зная, что с грехом соединяется стыд, который может легко оттолкнуть согрешающего, а с покаянием соединено дерзновение, которое может привлечь кающегося, извратил естественный порядок, и стыд придал покаянию, а дерзновение греху.». Таким образом, человек смело и нагло грешит, а вот исцелить последствия этого стыдится, т.е. боится или не хочет открыть свое падение в Таинстве покаяния, прибегая к исповеди. Ему стыдно рассказать, о своем грехе другому человеку (священнику), зато не стыдно его совершать. Стыд, не открытый на исповеди, удаляет от Христа, оставляет душу не исцеленной, рану открытой, а путь спасения делает недоступным. Самое печальное заключается в том, что все грехи, совершенные при жизни делом, словом, помышлением одновременно и мгновенно предстают перед душой в час Страшного суда, как на большом экране. И на них будет смотреть весь ангельский и бесовский мир. Первые восскорбят, а вторые – заверещат от восторга, норовясь утащить душу в преисподнюю.  Пока человек жив, он об этом не думает, он не заботиться о том, что все тайное становится явным, а все грехи будут явлены в час Суда. Для него главное, чтобы о них не узнали на земле, в чем, собственно, и состоит главная уловка дьявола. Чувство ложного стыда при жизни оборачивается ужасом и самоукорением после смерти, когда уже ничего изменить невозможно, ибо после смерти покаяния нет. Это обусловлено тем, что, во-первых, срок, отпущенный жизнью для покаяния, истек и дополнительное время, как в хоккее, никто назначать не будет (хотя Патерик знает и исключения в таких случаях); и во-вторых, грех погибает вместе со смертью, а значит по преставлении души греха уже нет и, следовательно, покаяние в нем невозможно. Знание того, о чем мы показали выше, является необходимым условием подлинно христианской жизни, смысл которой состоит не в том, чтобы не грешить, ибо это невозможно, а в том, чтобы каяться. Бог нас будет судить не за то, что мы грешили, а за то, что не каялись.