Горький о Ленине и о социализме

Аникеев Александр Борисович
     Сразу после Октябрьского переворота в газете «Новая жизнь» Горький в заметках под общим заголовком «Несвоевременные мысли» весьма нелицеприятно отозвался о Ленине, для которого, по мнению Горького, жизнь и честь людей – пустой звук, что социальный эксперимент, который он затеял, обойдётся русскому народу озёрами крови. Жизнь показала, сколь прозорлив был пролетарский писатель.

     Горький перед Лениным протестовал против уничтожения русской интеллигенции – мозга народа. Ленин ответил, что интеллигентики – агенты капитала, мнящие себя мозгом нации, что на деле это не мозг, а г-но.

     В «Сказках об Италии» и автобиографической трилогии («Детство», «В людях». «Мои университеты») мечта Горького о грядущей справедливой и разумной жизни при социализме выражается с помощью синтеза реализма и романтизма. В последние годы жизни, выступая в публицистических статьях с пропагандой метода «социалистического реализма», сам Горький не создал ни одного художественного произведения в соответствии с догматическими принципами, разработанными российскими «марксистами».

     В 1932 г. партийные идеологи по воле Сталина объявили М. Горького «основоположником социалистического реализма». Это определение, превратившись в идеологический штамп, сопровождает его до сих пор, мешая разглядеть в писателе не только классика советской литературы, но и талантливого художника-новатора, который всю жизнь стремился к созданию нового метода в русской литературе. Считая классический реализм отжившим, Горький уже в самом начале ХХ века писал о необходимости искусства, которое рассматривало бы жизнь с высоты идеалов будущего.

     Романтическая идея определила художественное своеобразие произведений раннего Горького: исключительность героев, обстановки действия, языка. Но вместе с тем в них наличествуют черты, которые присущи только Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, альтруиста и эгоиста, человека как хозяина своей жизни и раба,. В центре действия — диалог идей, возникающий вокруг противоположных духовных полюсов или разных героев. Все это создает фон, на котором звучит голос самого автора, размышляющего о счастье и справедливости, о правде и лжи, о лучшем жизненном устройстве.

     Но вскоре романтического героя и «философствующих босяков» в творчестве Горького сменил реальный человек труда, протестующий против угнетения, насилия и любой другой несправедливости.

     Понимая, что новую, более социально прогрессивную жизнь могут создать только люди с новым, социально прогрессивным мышлением, он хотел видеть простых людей труда знающих цену не только труда, но и душевной доброты необходимой людям для взаимопонимания и для взаимопомощи. Размышляя о социализме как обществе будущего, Горький связывает его возникновение с демократией, законодательной властью объединённого социалистической идеей народа, мечтающего о свободной и справедливой жизни. Поэтому он подмечал все проявления солидарности людей труда, их бескорыстие, товарищескую взаимопомощь, энтузиазм и доброту. Живые картинки жизни разных народов даются сквозь призму социалистического идеала, где каждый трудится для всех и все для каждого. 

     Именно поэтому Горький считал социализм высшей формой духовной жизни общества, строй, при котором жизнь станет праздником для всех людей труда на благо общества, а значит и на своё благо. Он был убеждён, что общественным прогрессом движет разум, проводником которого должен быть Человек с большой буквы и поэтому его романтической мечте о новом человеке, внутренне свободном и гармонически цельном, которому суждено изменить в гармоничном синтезе этот несправедливый капиталистический режим в социалистический, суждено обязательно сбыться! Но он понимал, что это не обязательно начнётся в России.

      Концепция человека-творца, активно перестраивающего мир и себя, постоянно углублялась и результатом его творческой эволюции стала автобиографическая повесть «Детство», в центре которой сложный процесс формирования духовной личности, которая, несмотря на кошмарные условия жизни, вырастает новым человеком, мечтающим перестроить мир на основе разума и справедливости.

     Его главная мысль — человека создает активное сопротивление буржуазной среде при постоянном духовном самосовершенствовании, учитывая, что духовность определяется стремлением человека сострадать, сопереживать и сочувствовать обиженным, угнетённым, обманутым. Показывая рождение нового героя в недрах старого строя, писатель уверен, что, несмотря на «свинцовые мерзости жизни», в мире победит здоровое и доброе, справедливое и человечное, пусть и через религию с народной мечтой о лучшем будущем.

     Сложный процесс формирования человеческой души под влиянием окружающей среды сочетается с кардинальными мировоззренческими вопросами о вере и безверии, о назначении человека и смысле жизни, о свободе и необходимости, о гуманизме и жестокости. Его выразительные портреты хозяев и работников, противопоставленные друг другу, позволяют Горькому показать и положительные, и отрицательные черты характера противостоящих социальных классов . Часто в душах людей уживаются дерзкая непокорность и рабская психология, звериное и человеческое, но это не мешает многим людям верить, что человечество все же придёт к лучшему будущему.

     Показывая трагедию личности в период смены эпох и всеобщей переоценки ценностей, Горький следует за мастерами европейского интеллектуального романа (Р. Роллан, Г. и Т. Манн, Г. Уэллс, Д. Джойс и др.). Даже психологическая проза М. Пруста, которого неоднократно критиковал Горький, явно повлияла на изображение «потока сознания» главного героя из его  книги «Жизнь Клима Самгина». Художественное мастерство писателя столь велико, что каждая его идея облекается в образы реальных персонажей, а иногда и в образы исторических деятелей эпохи и таким образом постижение Горьким происходящего в мире происходит параллельно с раскрытием характера главного героя.

     Внимательно присматриваясь к новаторским, в том числе и модернистским художественным открытиям, в стремлении с максимальной полнотой отразить своеобразие революционного времени, Горький шел по пути синтеза романтизма, реализма и веры в торжество социальной справедливости в будущем. Социальный идеализм, историзм, народность и вера в Человека с большой буквы определяли своеобразие его взгляда на действительность,  создавая предпосылки для творческого новаторства писателя и пусть в мире торжествуют ДОБРО и РАЗУМ, а не унижающая человека жажда наживы.